СЕКТОВЕД. Сайт о сектах, лжеучениях, и деструктивных культах.
Сайт о сектах, лжеучениях,
и деструктивных культах
 
 
 
  • Главная
  • Новости
  • Энциклопедия
  • Статьи
  • Документы
    Материалы конференций
    Статьи из газеты "Православный миссионер"
    Трезвый взгляд
    Разное
    О сектоведении
    Политика и секты
  • О сайте
  • Вопрос-ответ
  • Поиск
  • Карта сайта

  •          

    Б. Н. Алмазов. Правовая психопатология

    Хостинг в Новосибирске
            Международная научно-практическая конференция “Неопятидесятнические секты в России: угроза религиозного экстремизма” » Опыт реабилитационной работы Информационно-консультационного центра по вопросам сектантства.

    Опыт реабилитационной работы Информационно-консультационного центра по вопросам сектантства.

        За последнее десятилетие количество информации, направленной на предупреждение распространения такого опасного для социального общества явления, как тоталитарные секты, бесспорно увеличилось. И это не в последнюю очередь определило изменение отношения общественности к этому явлению: оно определенно склонилось к его неприятию. Однако, информация эта по большей части полезна для людей не завербованных тоталитарными сектами и не потерявшими рассудительности и трезвости мышления. Для уже завершивших свое падение в бездны сектантского уплощения (от слова «плоскость») мышления, она, как правило, мало значима: они не могут воспринять ее.

        В связи с таким состоянием дел имеется определенная необходимость в выработке методики построения взаимоотношений с пострадавшими, направленной на восстановление разрушенных механизмов мышления. В некотором роде речь идет о реабилитации людей от сектантской зависимости.

        Реабилитация в православном понимании – это, на наш взгляд, восстановление способности анализа и критического осмысления, или способности правильно соотносить сущность предмета с его названием или именем, а равно правильно выстраивать причинно-следственную связь между событиями. Другими словами: смысл всех тех понятий и терминов, которыми пользуется обычный человек, значительно деформируется в случае изменения личности и замещения ее новой сконструированной сектантской псевдоличностью; возвращение изначального, первородного смысла понятиям и явлениям и есть реабилитация.

        Но прежде, чем приступить к практическим рекомендациям, совершенно необходимо определить те духовные качества и подходы, которые должны, на наш взгляд, стать основополагающими для человека, имеющего намерение заниматься реабилитационной работой. Прежде всего, это:

    • памятование о том, что получаешь доступ к душе человека и от тебя, в определенной мере зависит, придет ли этот человек в Православие. Другими словами, необходимо иметь страх Божий.
    • осознание того, что ты являешься для обратившегося к тебе проводником и тебе необходимо с максимальной возможностью раскрыть ему Православное учение во всей красоте и силе его. Прикоснувшись к этому даже на короткое время, человек получит ответ на интересующий его вопрос.
    • способность образно,  на понятном для данного человека языке передать смысл употребляемых им слов, терминов и понятий. «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;   для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых. (1 Кор. 9, 20-22)
    • понимание того, что ты являешься сеятелем доброго, взращивает же Господь. А потому не должно быть торопливости и нетерпения, ожидания быстрых результатов. Отсутствие результатов не всегда означает невосприимчивость оппонента, а скорее говорит о изъянах собственной работы. Не следует, конечно, исключать и случаи повреждения рассудочности у бывших и настоящих членов сект, тут необходима огромная коррекционная работа.
    • осознание силы пагубного воздействия современной культуры и уродливых сектантских мировоззрений, следствием чего является потеря способности логического мышления или построения правильных, логически крепких форм рассуждения. Так от большого потребления бессодержательной литературы или видеопродукции утрачивается способность к осмыслению прочитанного или увиденного, что в свою очередь приводит к легкомысленному отождествлению себя (читателя, зрителя) и главных действующих лиц. Выхолащивается способность к анализу. Следствием такого явления становится неспособность видеть несоответствие между прочитанным и истолкованным, объясненным. Такая приобретенная неспособность заранее обусловливает зависимость человека от напористых проповедников.
    • осознание того, что еще многие сограждане продолжают оставаться жертвами пережитого тоталитарного режима, который отучил людей принимать ответственность за выбор своего мировоззрения, а равно разрушил вообще способность к адекватному сопоставлению различных мировоззрений. «Партия – ум, честь и совесть нашей эпохи» - вот кто вместо человека определял чему и как быть, во что верить и кого почитать. Поэтому не смогло большинство наших сограждан за короткий промежуток времени приобрести необходимые качества и для них намного проще перепоручить заботу и ответственность за выбор мировоззрения на кого-нибудь уверенного в своих позициях человека (или группу).
    • осознание того, что психология, оторванная от религии, лишь отчасти способна оказать помощь в выводе человека из деструктивного культа, поскольку по определению не отвечает на вопросы религиозного характера, пытаясь решить которые человек оказывается завербованным.
    • памятование того, «… что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6,12). А следовательно, совершенно необходимо любить всякого приходящего за помощью человека, помогая ему освободиться от разного рода заблуждений путем освещения Православного вероучения во всей его силе и красоте. Уместно напомнить оппоненту о двойственной сущности духовного устроения (добро и зло), возгревать в его душе образ Божий, разделяя его со свойствами царства зла. Буквально сотрудничая с добрым началом человека против его же злой и лукавой компоненты.  Нужно увидеть и поддержать в мировоззрении человека то, что правильно, и указать где ошибка. Если наши оппоненты - «ученики Христа», то мы говорим, что хорошо быть настоящими учениками Христа, если «Свидетели Йеговы»,  -что хорошо быть подлинными свидетелями Истины.

        Нет лучшего начала для беседы, чем утверждение, что собравшиеся на беседу люди не враги друг другу. Да и вообще, всякий человек по причине своего творения Богом внутри утробы матери не может быть врагом другому человеку. Всякое творение от Бога. Разделяет людей всякая ложь, исходящая от лукавого. А поэтому во время беседы необходимо призвать присутствующих искренне объединиться против этой самой лжи.

        Полезно выяснить, чего хочет собеседник от разговора. Здесь можно сослаться на пример Господа и Спасителя Иисуса Христа, когда Он, прежде дела, вопрошал о существе просимого. Можно спросить: «хочешь ли призвать добрую совесть и искренность для того, чтобы получить в результате беседы добрый плод?» Это необходимо сделать, чтобы собеседнику помочь осознавать те моменты, где начинается отхождение от изначально заданного намерения познавать истину.

        Конечно же, в рамках данного доклада невозможно развернуть построение всего диалога. Да и не может здесь быть готовых форм. Собеседником может оказаться, например, представителем какого-нибудь псевдовосточного культа. Беседы с ним подобны ткачеству многоузорного ковра, в котором первая нитка связана с последней через все предыдущие. Поэтому  приведу лишь фрагмент беседы, касающийся культов христианской направленности.

        В начале разговора хорошо вспомнить, что нужно проверять духов, от Бога ли они. «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4, 1). Затем высказать предположение, что, вероятнее всего, ваш оппонент не желал бы быть членом какой-либо секты. И получив утвердительный ответ, спросить, знает ли он, что такое секта? (Разъясняем при этом соотношение части и целого и что о части можно судить с позиции целого, но никак  не наоборот. Ибо слово «секта» происходит от латинского слова «secare», что значит «отсекать».) Как правило, объяснения оппонента говорят об искаженном представлении о секте, которое и необходимо дополнить и пояснить: человек не знающий, что такое секта, не знает и то, что такое Церковь, а вернее имеет искаженное представление о Ней. «Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?» (Лк. 11, 35).

         Далее беседу необходимо свести к разговору об источнике всякой правды на земле – Церкви Христовой как альтернативе секте. Причем не об общине оппонента пойдет речь, а именно о Церкви Христовой. На время беседы мы не говорим о тождестве Православия и Церкви Христовой, но обращаемся к Ее свойствам. Когда же определимся со свойствами Церкви, тогда посмотрим, какая Церковь из ныне существующих общин соответствует свойствам Апостольской Церкви. И разговор необходимо выдержать в рамках сущностных свойств  Церкви. Здесь уместно воспроизвести или воскресить в сознании собеседника ветхозаветный образ наречения имен праотцем нашим Адамом. Ибо для того, чтобы увидеть, насколько совершен Адам, Творец привел к нему других тварей, чтобы он нарек их, дал им имена. Адам, имея в меру проникновенный ум, видел отличительное существо каждой твари и, нарекая,  выражал (отражал) в имени совокупность присущих этой твари сущностных свойств. Таким образом, мы обращаем внимание на соответствие сущностных свойств нарекаемого и его имени, которое и является выражением сущностного. Переходя от рассказа наречения имен праотцем нашим Адамом, мы говорим, что все пространство мысли определяется словами, каждое из которых содержит определенный Богом смысл. И что употребление слов с произвольным значением приводит к путанице и, в конце концов, к искажению мировоззрения. Здесь же уместно в иных случаях привести пример с кодированием и декодированием сигнала, либо вариант с переводом иностранных текстов, где ошибка при переводе приводит к извращению смысла оригинального текста. Таким образом, под все здание разговора подводится очень прочное основание. И каждый раз, когда в разговоре появляется какое либо слово или понятие, то его необходимо развернуть до  сущностных свойств.                                                                                               

        Для отрезвления сознания оппонента в разные периоды разговора мы воскрешаем в его сознании образы, полученные им в детстве из сказок и поговорок, которые помогают ему ощутить в себе связь со своей национальной культурой. Так, когда необходимо объяснить, что не все люди хотят и умеют делать доброе, но есть люди, которые уловляют, заманивают, соблазняют, мы говорим, что исстари знаем о бесплатном сыре в мышеловке и о том, что не все то золото, что блестит. Чтобы показать, что не все учения полезны и безопасны для человека, мы напоминаем о братце Иванушке и сестрице Аленушке,  как пример почерпывания знаний из нечистого источника, результатом чего является упрямство человека по образу козленка. Когда мы говорим о Церкви Христовой и о большом множестве сектантских подделок, то уместно вспомнить героя сказки «Марья Искусница» - мальчика у которого похитили маму и затем окружили его множеством ее подобия, дабы невозможно было ему определить настоящий образ. Важно подчеркнуть, что мальчик определил свою маму по теплу, от нее исходящему. Также и Церковь Христову узнают по присутствию в ней Бога. Много и других примеров можно употребить, зная национальную культуру.

        Так или иначе, на этом этапе мы должны подойти к разговору о Церкви Христовой. Причем мы сознательно говорим, что речь идет не об общине оппонента и не об общине нашей, а о Библейской Церкви первых христиан. При помощи Священного Писания мы открываем сущностные свойства Церкви. Все это мы делаем для того, чтобы провести живую нить от Церкви Апостольской до Церкви Христовой XXI столетия. Проводим мысль о необходимости наличия в современной Церкви Христовой тех же самых сущностных свойств, что и в Апостольской Церкви. Это надо непременно сделать, так как в сознании сектантов живет расплывчатое представление о действительных христианах раннего времени. В их сознании сложилось представление о том, что якобы через все века прошла Библия, и в каждое историческое время к ней притекали «ревностные» люди, которые де и составляли Церковь. Затем ревность пропадала, и все начиналось заново. Таким образом, они не отдают себе отчет о том, что сами говорят о смерти и рождении Церкви. Проговаривая это своими устами, вслух, а, как правило, этот образ живет в сознании адептов прикровенно, они осознают впоследствии необходимость проверить: «Чего это я сказал?». Потому как мысль уродлива сама по себе, и произнесенная, она отчетливо режет слух.

        Далее разворачиваем в сознании адепта действительную жизнь Апостольской Церкви, вычленяя и обращая  внимание на сущностные ее свойства.

        Итак, на основании Священного Писания мы говорим о следующих сущностных свойствах Церкви Христовой:

    • Указывая на рождение Новозаветной Церкви (Деян. 2, 3-4), мы отмечаем присутствие Божие в Церкви как сущностное свойство. И действительно, без Бога Церковь становится простым собранием людей, хотя бы они и читали Библию: «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3, 6). Право толковать Священное Писание принадлежит Духу Святому: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин. 16, 13). Однако, ради обольщения и погубления лукавые духи также толкуют Библию, уподобляясь диаволу, который Писанием (Пс., 90) искушал Христа в пустыне: «И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Лк. 4, 9-11). Поэтому и встает вопрос об опознании собрания и духа того собрания, от Бога ли оно.
    • Второе сущностное свойство Церкви – это свойство быть Телом Христовым. «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь, которой сделался я служителем по домостроительству Божию, …» (Кол. 1, 24-25). Сравнение Церкви, глава которой Христос, с телом человека весьма не случайно, и вот почему.

        Во-первых, точно так же, как тело новорожденного изменяется во времени, увеличиваясь в размерах, так и Тело Христово – Церковь изменяется во времени, прирастая вновь обратившимися крещеными членами «все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» (Кол. 2, 19).

        Во-вторых, потому что, точно так же, как в человеческом теле происходит обновление клеток с периодичностью раз в семь лет, а это означает, что на смену отмирающим клеткам рождаются новые, так и в Церкви происходит обновление: на смену апостолам пришли рукоположенные ими ученики, которых в свою очередь сменили другие ученики. Прекращение в человеческом организме обновления клеток укажет нам на прекращение жизнедеятельности организма, а проще говоря, будет признаком смерти. Так и в Церкви, нарушение рукоположения укажет на прекращение существования Церкви, что возможно лишь при одном условии, которое есть Второе пришествие Христа и переход Церкви из одного состояния в другое. Раньше этого события остановка рукоположения невозможна, потому что невозможно разрушить Божие Слово. Подтверждением этой мысли о непрерывности или постоянстве пребывания Церкви на земле служат слова Священного Писания:  «и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18).  «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20). «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,  уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 19-20). Так закрепляем мысль, что Церковь не может исчезнуть, ее не может не быть. А следовательно, каждому историческому периоду соответствуют конкретные христиане, о которых Церковь не может не знать и не вправе забыть. «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7).

        В-третьих, не смотря на обновление клеток в человеческом организме, сохраняется память о прошлых событиях, которые полагаются человеком в копилку мудрости и служат источником опытности, и в тот же момент составляют биографию человека от начала его рождения до текущего момента времени. Поскольку живущему человеческому телу присуща биография, то и Церкви как Телу Христовому присуща история Ее жизни. Другими словами, история Церкви – это история борьбы Святого Духа вместе с людьми против разного рода попыток уничтожить Церковь лукавым предводителем лукавого войска. Это время накопления духовного опыта противодействия созидания разрушению. Так что истории Церкви, повествующей о стоянии христиан в вере, с одной стороны, и свидетельстве Божием в прославление их, с другой стороны, непрерывно от века к веку, не может не быть. К тому же само Священное Писание призывает нас к тому, чтобы мы пользовались преданием, то есть переданным опытом:  «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2, 15).  И здесь было бы уместно сравнить конспекты, которые сектанты пишут во время своих собраний, с поучениями наших учителей Церкви, а потом спросить, не читали ли они конспекты своих предшественников, положим 20 или 200-летней давности. А в случае отсутствия таких конспектов, справедливо будет усомниться в том, что жила ли данная община реально, поскольку не осталось свидетельства о ней, или же представление о жизни ее лишь фантазии в голове нашего оппонента и пустая уверенность.

        В-четвертых, в человеческом теле от рождения и до смерти, оживляя его в каждый момент времени, течет одна и та же кровь, которая является душой тела: «только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте;  Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его» (Быт. 9, 4-5). «ибо душа всякого  тела есть кровь его, она душа его» (Лев. 17, 14). Все знают, что каждому живущему человеческому телу присуща кровь с определенными свойствами, как-то: резус фактор, группа крови и др., которые не изменяются во времени. В Церкви, как в Теле Христовом, наполняя и оживляя Ее, действует Святой  Дух, Который усвоен Ей от рождения в день Пятидесятницы, и который останется с ней во веки веков, ибо верность Божия не есть верность человеческая. И точно так же, как и крови человеческой, оживляющей человеческое тело, Святому Духу, омывающему Тело Христово (Церковь), присущи определенные, не изменяемые во времени свойства, которые проявляются в неизменном учении о Неизменном Боге.  Это обстоятельство, в свою очередь, позволяет, сравнивая во времени признаки Святого Духа, которые выражаются в  неизменяемом свидетельствовании о Христе, определять Тело Христово, то есть Церковь. И здесь нельзя не упомянуть о таком признаке Святого Духа, как единомыслие в учении о Боге, которое не изменяется во времени и, как свидетельство неизменности, подразумевает наличие в Церкви письменных источников, принадлежащих церковным учителям. «Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса,  дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 15, 5-6).  Таким образом, мы должны славить и учить о Нашем Господе не отлично от того, как это делали наши предшественники христиане. Причем это единство в единомыслии не может прерываться. Из этого же следует, что группы людей безразличной численности, которые содержат противные утверждения, по определению не могут принадлежать к одному телу, поскольку их различное исповедование указывает на различный дух в них. Двух же частей одного тела с разными параметрами крови, как и двух тел с одной и той же кровью, быть, опять же, не может, поскольку такое положение противоречит Священному Писанию: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4, 4-6).

    • Следующим сущностным свойством является усвоенная Святым Апостолам власть связывать:   «и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16, 19). «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18). «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23).   Здесь говорится о свойстве власти. Таким образом, для того, чтобы быть причастным к Церкви Христовой, совершенно необходимо быть причастным или, другими словами, согласиться с тем, что связала Церковь в лице Апостолов либо их учеников во время, предшествующее нам. Другое значение этого свойства проявляется в том, что Христова Церковь всегда указывает правильное направление и средства для спасения души. «чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). Отсюда категоричность в различении добра и зла, ибо тот, кто видит отчетливо, понятно и доходчиво объясняет, почему так, а не иначе. Тот же кто говорит неопределенно «спасение возможно в разных конфессиях и церквях», предлагая различные пути ко спасению, выдает таящееся в нем лукавство. Из этого свойства логично вытекает, что признак истинности в единстве между собой в Боге, в то время как признак ложности заключается во множественности своего мнения (своей веры): «Когда говорит он (диавол. – авт.) ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8, 44). Как следствие Церковь Христова одна, а сект множество.
    • Следующее сущностное свойство Церкви – соборность, которое мы находим  в книге Деян. 15, 1-29. На основании деяний Первого Апостольского Собора  поясняем, что до принятия решения означенным Собором несогласие между христианами на являлось грехом. Но после Собора всякий несогласный с его решением оказывался противником установлений Бога и людей. Подобным же образом обстоит дело с другими, как Вселенскими, так и поместными, соборами. Соборным разумом Церкви был  канон книг Библейских составлен, и совершенно неразумно взять (украсть) Священное Писание из Церкви и забыть взять толкование к Нему. В этом случае выходит, что человек или группа людей полагаются только на собственный интеллект, который не идет ни в какое сравнение с соборным разумом Церкви, питаемым от Духа Святого. К тому же, такой человек или группа людей, находящиеся по неведению и легкомыслию вне сообщения с Духом Святым, оказываются в состоянии состязания с лукавыми духами, которые значительно превосходят как отдельно взятый интеллект, так и совокупный человеческий, каким бы большим этот интеллект ни был. И все потому, что бесплотные лукавые духи имеют превосходство перед плотяной (плоть) природой человека, имеют превосходство в опыте обмана человека, который берет свое начало от грехопадения и измеряется тысячелетиями, да и интеллект противника Божия многократно превосходит человеческий. Следствием такого состязания неизменно становится победа лукавых духов над человеком или группой и управление их поведением с целью окончательного порабощения.

        Подытоживая все выше перечисленное, можно утвердительно сказать, что лишь совокупность всех сущностных свойств Церкви делает Ее Церковью Христовой. И лишь к такой Церкви относятся слова апостола Павла: «чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). И, как следствие, справедливо обратное утверждение о том, что искажение или умаление одного из них приводит к подмене Церкви Христовой собранием нечестивцев, в котором люди объединились вокруг искаженного, оболганного Христа.

        Выделив, таким образом, важные сущностные свойства Церкви Христовой, остается показать, как они проявлялись в различные исторические времена, а уж в каком собрании они сохранились в наши дни, я думаю, ответит уже наш оппонент.

    Заев Олег Владимирович,
    заместитель руководителя
    Информационно-консультационного центра
    по вопросам сектантства при соборе
    святого Александра Невского,
    г. Новосибирск.

           


      © 2006-2012 Sektoved.ru Яндекс цитирования