"В чем застану, в том и сужу"

    Самоубийства становятся в наши дни стихийным бедствием. Убивают себя люди разного возраста: старики, молодежь и даже дети. Человек как мятежник уходит из жизни, добровольно отдавая себя во власть врага рода человеческого. Какова психология большинства случаев самоубийств?

    Об этом мы беседуем с настоятелем собора во имя святого благоверного князя Александра Невского, протоиереем Александром Новопашиным.

    - Чаще люди, покушающиеся на свою жизнь, говорят, что устали жить. О задуманном самоубийстве порой можно услышать даже от бабушек, которые, казалось бы, в церковь ходят. Что же подталкивает человека к такому трагическому шагу? Причины разные. Это и чувство безысходности, когда отец семейства, потерявший всякую надежду найти работу, чтобы прокормить семью, решает свою проблему перечеркиванием собственной жизни, и нищета, и различные житейские обиды: старшие обижаются на то, что их внуки не слушаются, молодые, наоборот, что родители их не понимают. Есть еще одна причина, когда люди кончают жизнь самоубийством. Это - физические страдания. Например, человек тяжело болеет и уже не может переносить боль. Но бывают самоубийства и из чувства мести: например, «Ах, вы меня обидели, а я на себя руки наложу, пусть вам всем будет плохо».

    Однажды один из старых врачей рассказал, как он работал в больничном отделении, куда во время дежурств привозили и тех, кто пытался наложить на себя руки. «Были среди них девушки, поссорившиеся с парнями, ребята, обидевшиеся на родителей, и даже студент, получивший двойку по истории КПСС! Случалось, что после праздника 8 марта девушка таким вот способом мстила молодому человеку за обиду. Принимала целую упаковку какого-нибудь сильнодействующего лекарства, и нам, врачам, приходилось прикладывать немало усилий, чтобы спасти ее от гибели.»

    - О чем свидетельствует такое состояние человеческой души с духовной точки зрения?

    - Об упадке веры, о неверии в промысел Божий и, как писал митрополит Никон (Рождественский), об «озлоблении нравов и характеров». Человек, верующий в вечную жизнь своей души в загробном мире, не теряет надежды на ее спасение, поэтому даже при самых тяжелых обстоятельствах жизни он не отчаивается. Ведь отчаяние - это смертный грех, оно, как писал тот же митрополит Никон, «не дает место покаянию, убивает дух, гонит от человека спасающую Благодать Божию».

    Да, человек пытается таким способом решить свои проблемы, но он не может убить свою бессмертную душу. И поэтому после смерти она с теми же проблемами, обидами, страданиями попадает в жизнь вечную, где уже не сможет найти никакого решения и спасения от вечных мук. Если при жизни человек еще может победить свои обиды, примирившись со своими врагами, или исцелиться от какого-то духовного недуга, то, перейдя в жизнь вечную, его душа такой возможности уже лишается, и, как учит Православная Церковь, попадает в места, где Бога нет, где бесы. И таким образом человек самоубийством обрекает свою душу на ад, на скорбь о том, что из-за минутной слабости рай для нее потерян навсегда.

    - Сейчас мы наблюдаем в России стихийный религиозный подъем, немало людей приходит в Церковь и, видимо, кто-то из них, если когда-то и допускал мысль о самоубийстве, то теперь навсегда откинет ее прочь как грех неведения?

    - Если, конечно, обопрется на камень веры и покается, дескать, еще поскорблю, еще потерплю. Но приходят люди и не верующие в Церковь, имеющие обо всем свое собственное суждение. Такие и к Богу относятся потребительски. Но в Церкви все зависит от внутреннего состояния и произволения человека, поэтому нет ничего, что было бы абсолютно полезно всем и в любом случае. То, что просит человек у Бога может быть ему и не спасительно. И тогда, не получив просимого, в озлоблении, отказавшись от борьбы с искушениями, человек себя убивает.

    -А не подталкивает ли людей к такому же решению и нынешняя поддержка эвтаназии на Западе?

    - Дело в том, что на Западе с помощью эвтаназии заканчивают жизнь люди с медицинскими проблемами, тяжело больные, а у нас сводят счеты с жизнью люди, столкнувшиеся с проблемами социальными, причем происходит это часто внезапно. Утром, например, юноша был в добром здравии, а после обеда мама находит его в петле, повешенным. Такое происходит сплошь и рядом, и порой, казалось бы, беспричинно. Но причина есть и кроется она в человеческой гордыне и малодушии.

    - Что бы Вы посоветовали человеку отчаявшемуся?

    - Я расскажу одну историю, написанную человеком, который тяжело болел. К нему явился Ангел и сказал: «Хочешь, я тебя помещу в ад, где ты помучаешься всего один час, но зато будешь потом всю жизнь здоров». Человек согласился. И вот попал он в ад, и стал испытывать невообразимые мучения и показалось ему, что уже прошло несколько лет. Наконец, приходит Ангел. «Ну, как ты здесь?», - спрашивает он, а человек ему отвечает: «Ты обманул меня: ты сказал, что я пробуду здесь всего один час». «Да, - говорит Ангел, - но еще не прошло и полминуты». «Тогда, - сказал человек, - я готов терпеть самую страшную болезнью всю свою жизнь, чтобы и одной секунды не быть в аду после смерти».

    Необходимо, чтобы человек имел произволение к спасению, молился, был внимателен к тому, что рождается в его душе, помнил слова Господа: «В чем застану, в том и сужу». Чтобы справиться с искушениями, надо призывать Бога в помощь. Если же больны - молиться о здравии, читать молитвы за болящих; если же возникли какие-то проблемы с близкими, необходимо не снимать и с себя вины. Может быть, отношения в семье обострились из-за вашей же собственной гордыни и неуступчивости.

    - Люди часто спрашивают, можно ли молиться за души самоубийц?

    - Такие молитвы недопустимы в Церкви, но допускается домашняя молитва самых близких родственников за самоубийцу. Также бывает, что самоубийство совершается в состоянии невменяемости. «И за это Церковь не судит строго, - пишет митрополит Никон, - Бог в неисповедимых путях Своего промысла попустил такое несчастье, такое насилие со стороны врага рода человеческого в отношении к человеку, лишенному разума. Бог пусть и будет его единственным Судиею...». Но в каждом отдельном случае вопрос о том, можно ли допускать церковное поминовения самоубийцы, решает церковная власть, которая берет на себя ответственность пред Богом за разрешение или запрещение такого поминания. Таково церковное правило, которому надо следовать неукоснительно.