Вместо предисловия
Гомеопатия, одна из так называемых чередующихся терапий Новой Эры вносит в наши дни сумятицу в среду христиан. И поэтому многие обращаются к ней, ясно не осознавая, о чём идет речь. Есть опасность, что гомеопатия будет использована как мост, который приведёт ничего не подозревающих христиан к восточным религиям и к оккультизму, поскольку там создаются чередующиеся терапии.
Итак, это положение создаёт пастырскую проблему, нуждающуюся в разрешении.
Инициатива родителей Северной Греции по защите греческой православной культуры, семьи и человека", работающая под духовным руководством и наблюдением уполномоченного нашей священной митрополии по вопросам ересей монаха отца Арсения Вьянкофта, решила распространить данную брошюру для ознакомления с этим вопросом христиан, а также и всякого благонамеренного человека.
Доказательство несовместимости гомеопатии с Православной Верой становится ясным из текста этого маленького, но содержательного исследования, основанного на текстах самих гомеопатов, особенно самых знаменитых.
Мы поздравляем и благословляем достойную похвалы инициативу и верим, что она достигнет своей цели.
С благословением - митрополит Кассандрии Синезий.
Гомеопатия не является медицинской дисциплиной
Когда говорят о гомеопатии, то надо знать, что она не относится ни к какой медицинской дисциплине, как, например, хирургия, акушерство и так далее, ведь сами гомеопаты признают, что “...ни в одной стране, по крайней мере, цивилизованного мира, гомеопатия не имеет силы как официальная государственная университетская дисциплина”. Гомеопатия является целостной терапевтической системой, основывающейся, как видим, на целостном видении мира и человека. Её основатель немецкий врач Самуил Ганеманн в своем капитальном труде “Органон терапевтического искусства” подчеркивает следующее положение: “Многообразие силы скрыто в тех же самых растениях, внешние характеристики которых мы иногда знаем, но души которых - как если бы у них был внутренний мир и они имели какой-то божественный элемент - мы ещё не понимаем.”. Это наличие “божественного” элемента во всём творении анализирует и продолжатель Ганемана Джеймс Тайлер Кент, который пишет, что “...и та же самая энергия не есть энергия, а есть динамическая сущность... существует высший Бог, который сущностен и является сущностью. Всё возникает, проистекает от Него, все от высшего до последнего материального тела соединяется таким образом. Конечно, если возникает закупорка, а не непрерывное “протекание” от первого (тела) к последнему, то последние (тела) перестанут существовать.”. Здесь Кент не говорит о Боге и творении, как Его видит Православие, то есть об едином Боге - Творце, Который имеет сущность, отличную от своих творений, и которой (сущностью) Он Сам не сотворен, а о некоем “сущностном” и безликом боге, который един со своими творениями, поскольку собственная его божественная сущность такая же самая, как и у его творений. Также он не отличает Божественную энергию от Божественной сущности - различие, которое делает Православие, которое учит, что мы можем участвовать только в Божественной Энергии, в то время как в Божественной Сущности - нет. На основе этого мировоззрения абсолютного пантеистического монизма, который выражается известной догмой оккультизма - “Всё едино”, он разъясняет гомеопатию и феномен болезни: жизнь существует, поскольку “высший бог”, который есть “единая сущность”, течёт непрерывно к творениям. Если он прекратит втекать, тогда “они (то есть создания) прекратят существовать”.
Причина болезни в расстройстве течения божественной сущности в человеке
Итак, нарушение этого течения божественной сущности творит болезнь. Кент пишет: «Это сущность зависит от изменений. А именно: она может протекать в порядке или хаотично, она может быть больной или физиологической». Эта божественная сущность, или энергия, которая есть в человеке и на которую воздействует гомеопатическое лекарство - это то, что гомеопатия называет “жизненной энергией” человека. По мнению врача-гомеопата Спироса Диамандидиса жизненная энергия есть не что иное, как энергия «Ки» или «Хи» у китайцев, или “оргони” у Вильяма Райха. Его американский коллега Майкл Винер отождествляет её с индуистской «прана» и «кундалини». Врач Спирос Гарзонис также отождествляет её с “...биоплазменной энергией, которая выражается в феномене Kirlian, с “оргони” Райха и с образом жизненной энергии, названной месмеризмом в честь открытия Месмера в XVII веке. Здесь надо заметить, что Антоний Месмер считается “отцом парапсихологии”. Наконец, Джордж Витулкас называет эту энергию “мировой энергией”, и он пишет, что это та самая энергия, которую “...индуисты называют праной, Гиппократ - терапевтической силой природы, Парацельс - Magnale, Ван Хельмот - Alcahest-ом, каббалисты - звёздным светом, алхимики - Azorth-ом, Фладт - духом, Райхенбах - сущностной силой, Месмер - жизненным магнетизмом, мистики и метафизики, как, например, Сведенборг - эфирной энергией, или биоэнергией, или простой сущностью, виталистическая школа - животворной энергией или животворной силой, или животворным телом, Райх - “оргони”, русские исследователи - биоплазмой и т.д.”.
К тому же в книге упоминается и экстаз, в который впадают йоги, как некий способ вступить в контакт с этой “мировой энергией”, а в греческом издании книги под названием “Новое расхождение в медицине” подчеркивается, что такие состояния исключительно животворны.
Идентификация “жизненной энергии” со всем вышеперечисленным не случайна: она проистекает с целостного мировоззрения (абсолютный пантеистический монизм), которым насквозь пропитаны, кроме гомеопатии, и все несовместимые с Православием религиозные верования стран Востока. Болезнь, то есть изменения в течении энергии человека, могут, как говорит Кент, “наблюдаться на большом пространстве или вызываться самим человеком. Человек может заставить её (энергию) протекать беспорядочно”. Но и лечение достигает успеха через того же человека, согласно Диамандидису, оно доходит до “активизации психической логики человека ”.
Этому способствуют два фактора: “самопознание” (путем умственных техник) и гомеопатическое лекарство. Винер пишет: “Когда больной понял, что нарушения его здоровья отражаются и на его сознании, тогда можно продолжить курс его лечения, таким образом, чтобы он следил за своим внутренним состоянием и смог найти в себе способ вступить в контакт с терапевтической энергией жизненной силы, точно также как йоги умеют контролировать непроизвольные процессы в своем теле”. Среди приемов, которые он рекомендует для этого, -медитация. Но и в других пунктах текстов, написанных гомеопатами, мы видим, что гомеопатическое лекарство - это просто ещё один способ достигнуть того, что предлагают техники саморазвития восточных религий. Так, например, читаем: “Гомеопатическое лекарство находится повсюду вокруг нас, во вне и внутри нас. Бывает, что всякое энергетическое силовое поле, которое или опускается врачом в капсуле, или создается или используется подсознательно, начинает терапевтически заполнять аналогичные пространства жизненного поля окружающей нас среды”. В другом месте мы читаем: терапевт должен ясно сознавать, что является просто проводником, который, благодаря своей связи с больным, активизирует терапевтическую силу жизни.
Терапевт приводит в движение “терапевтическую силу жизни”
Нечто подобное, конечно, предполагает использование терапевтом через разные традиционные и новые техники всех тех физических явлений, которые составляют неоспоримый признак действительности за пределами явлений. Это то, чего лекарь-шаман, возможно, достиг тем способом, каким он продвинулся и вступил в контакт с физическими силами, чтобы получить способность входить по желанию в необычное состояние сознания для того, чтобы вылечить больного. Это то, что китайский врач, как говорят, узнавал с детских лет, ощущая движение жизни за ее формами. Возможно, это то, что врачи-асклепиады понимали под терапевтической церемонией асклепия, которая основывалась на сновидениях во время сна в храме. Кажется, что современный западный врач этого не знает. Использующие энергию техники, такие как гомеопатия, иглоукалывание, приемы Райха, Tai-Chi, медитация, йога, биоэнергетика, уже подтверждают, что явление магнетизма, излучения, интуиции врача, являются такими же объективными фактами, как личный опыт его (врача) чувств и его умственный функций. Характерно, что говорит Дж. Витулкас: “Итак, чтобы врач знал и мог правильно ориентироваться в этих вопросах, ему надо их пережить и самому подвергнуться духовному воспитанию души, чтобы через личный свой опыт он приобрел крепкое душевное равновесие. Ясно, что, прежде всего он должен сам стать как можно более здоровым. Применяя разные техники, он испытает на себе полный спектр чувств: от спокойствия до экстаза”. Согласно Дж. Витулкасу, кроме гомеопатии и иглоукалывания существует еще один терапевтический метод, а именно: “Через наложение рук человеком высокого духовного уровня, который в действительности есть канал всемирных энергий...”. В этой же книге в качестве “духовных гигантов” приводятся “Рама Махарише и Рама Кришна”. Также Спирос Диамандидис упоминает иглы для иглоукалывания “...как проводники, которые связывают энергию тела с всемирной энергией”. Наконец, Кент пишет: “То, что мы видим вокруг нас - это мир следствий, в то время как мир причины остается невидимым. Человек имеет возможность постигать самое сокровенное, и важно, что он может познать и увидеть изнутри все вещи, которые охватывает физический мир, вместо того, чтобы начать с физического мира и попытаться постигнуть вещи нематериального мира.”. Здесь Кент верит, что причина и результат существования мира могут стать известными человеку через внутренние (тайные) процессы, поскольку все находится внутри нас самих. Это противоречит учению нашей Церкви, в соответствии с которым знание нематериального мира и причины существования физического мира есть результат Божественного Откровения, а не изотерического (внутреннего) изыскания. Из всего вышесказанного становится ясно, внутри какого пространства развивается гомеопатическая терапия.
Что касается гомеопатического лекарства, то весь секрет состоит в технике приготовления лекарства, известной как “активизация” (последовательное многоразовое разбавление и встряхивание лекарственного вещества, чтоб ни одной его частицы не осталось в лекарственном растворе). Кент пишет: “Мы активизируем наше лекарство, чтобы дойти до простого вещества”, то есть до «божественной сущности», как он объясняет выше. Таким образом, согласно гомеопатии действие её лекарства объясняется тайными божественными свойствами вещества, которые открываются вместе с активизацией и имеют чисто духовную “скрытую” природу. Тоже самое с ясностью излагает Ганеманн: “Лекарственная сила находится не в материальных частицах в высокой степени активизированных лекарств, а также не в физической или математической их плоскости (чем каждый хочет объяснить себе материально, но тщетно высокие силы активизированных препаратов), но она открывается и освобождается от лекарственного материала (вещества). К тому же она настолько более эффективна, насколько стала более свободной и нематериальной путем активизации”. В другом месте он пишет: “...растирание лекарственного вещества и встряхивание раствора (то есть активизация) развивает скрытые лечебные силы вещества и открывает их всё больше, или, правильнее, выдыхает вещество, если так можно сказать”. Наконец, он пишет: “путем такой активизации вещество (материя) (развитие истинной, внутренней фармацевтики природы) полностью растворяется в своей собственной, атомной, воздухо-подобной природе, и поэтому можно считать, что в физическом своем состоянии оно, действительно, состоит только из этой неподдающейся развитию воздухо-подобной сущности”.
Всё это имеет отношение к Ганеманну-алхимику, о котором гомеопат Джордж Витулкас сообщает: “...это был химик выдающегося дарования, кроме того, он имел полное представление об алхимии”. Ясно, что термин “алхимия” приводится здесь в своём метафизическом смысле, поэтому следует отделять Ганеманна-алхимика от Ганеманна-химика. Кроме того, Винер говорит нам о гомеопатических препаратах, что “в мыслительных симптомах мы находим подтверждение алхимических и архитипических образов”. Из журнала “Гомеопатическая медицина” мы узнали о Ганеманне ещё то, что в своём философском поиске он дошёл “...до более глубоких духовных миров и до оккультных”, в то время как об его религиозной жизни читаем следующее: “Ганеманн был теистом”, он верил в “физическую религию”.
Между прочим, это проявляется в отношении Ганеманна к Конфуцию, чьё учение он ставил выше учения Христа, к которому он относился как к “страстному чувством”. Он верил, что существует “параллелизм действия Высшего Сущего и действия лекарств”. Он был адептом тайной духовной религии (поэтому, между прочим, он стремился дать больным заметить высокие активизации, чтобы они исцелились)... Так же ясно, что его вступление в юношеском возрасте в масонскую ложу оказало значительное влияние на его философские и религиозные взгляды”. Связь Ганеманна со спиритизмом обнаруживается и в самом известном его сочинении, в “Органоне”, где достаточно глав посвящено прославлению отца спиритизма Антония Месмера, в чью теорию “жизненного магнетизма” он верил и сам применял на практике!
В оккультизме корни гомеопатии
Конечно, из всего этого мы понимаем, что гомеопатия имеет свои корни в оккультизме и спиритизме, которые ясно отвергаются нашей Церковью. Кроме того, гомеопат Михалис Лефас сообщает, что авторство основного терапевтического закона гомеопатии “закона подобных” “неправильно приписывать Ганеманну”, поскольку “этот закон содержался в искусстве магии”. В тоже время в журнале “Гомеопатическая медицина” Костас Зерванос приводит несколько примеров гомеопатической магии, которые совпадают с гомеопатией и заключает: “Существуют и другие примеры народной гомеопатии, которая опирается на начала гомеопатической магии”. Всякий понимает, что начала гомеопатической магии ни в коем случае не совместимы с Православной Верой и жизнью.
Другим важным пунктом теории гомеопатии является теория “зараз”, с помощью которой гомеопаты пытаются объяснить возникновение разных болезней. По этому вопросу Витулкас приводит отрывок из Кента, который говорит, что “человек создан свободным, с возможностью думать и делать или добро, или зло. Следовательно, чтобы стать склонным к чесоточной заразе, надо чтобы, прежде всего, в человеческом уме возникло то состояние, которое представляло бы подходящую почву для приобретения недуга, чтобы появилось стремление к ложному и злому. Таким образом, человек с мыслью желания зла подготавливает тело к принятию болезни”. В другом месте Кент сообщает: “...психическое и телесное состояние человека - это состояние чувствительности (восприимчивости) к недугу, ведь каждый желает зла... Человеческий род, живущий сегодня на земле, едва ли психически лучше какого-либо прокаженного... каждый из нас чесоточный... Каждая новая зараза приходит вместе с каждым ребёнком”.
Конечно, здесь смешивается зло нравственное со злом физическим. Это противоречит Православной Традиции, согласно которой телесная болезнь не является непременным результатом греховной мысли или поступка больного. Поэтому, чтобы мы могли сказать об Иове или о стольких святых нашей Церкви, которые, несмотря на высоту их духовного совершенства, мучились, по замыслу Бога, множеством болезней, подтверждая апостольское слово “...ибо сила Моя совершается в немощи” (2Кор. 12.9)
Согласно гомеопатии, заразы - чесоточная, сифилитическая и сикозная (которые не связаны с соответственными болезнями классической медицины), - наследуются, увековечивая, таким образом, физическое и нравственное зло. Винер, не сомневаясь, говорит, что “...чесотка есть символическое проявление первородного греха”. Между тем, как говорит Диамандидис, “в мире нет ничего, что могло бы изменить и поправить заразу, кроме идиосинкразическо-гомеопатического лекарства”.
Так обнаруживается, что, в основе своей, гомеопатия – не просто терапевтическая, но и “спасительная система” для человека. Она одна способна обратить вспять нравственные и телесные следствия первородного греха! Винер приводит некоторые странные комментарии гомеопата Шварца из книги Витулкаса. Они относятся к этому “более глубокому” способу действия гомеопатии, а именно: “...гомеопатия имеет отношение не только к телесному, но и к духовному развитию человека – гомеопатическое лекарство в действительности таким путем спасает души. Оно помогает в уничтожении зла... Гомеопатия помогает открыть высшие центры, чтобы оттуда втекала духовная и небесная энергия”.
Кроме того, Винер, ставя вопрос, действительно ли гомеопатия является телеологической системой для искупления человеком первородного греха, отвечает, что гомеопатия “может быть средством, которое поможет” людям “избавиться от пластов неведения, слепоты и эгоизма...” и, что “в конечном счете, совершенная и нравственная жизнь может быть конечной целью всего лечения”. Здесь мы вновь видим, что гомеопатическая терапия распространяется и на лечение нравственных недугов, таких, как, например, эгоизм, излечение которого православный христианин достигает через священнодейственную жизнь Церкви, а, конечно же, не посредством гомеопатического препарата.
Итак, гомеопатия отождествляет терапевтический закон с законом нравственным, нарушение которого вызывает болезнь. Поэтому, видный гомеопат Пьер Шмидт на съезде международного “Союза гомеопатии” говорил, что врач-гомеопат, кроме лекарства, должен дать больному точные указания “...о гигиене нравственной и психической природы, чтобы больной вновь не впал в заблуждения, которые имел прежде, нарушая закон, и, тем самым, вызывая свою болезнь, или в те заблуждения, которые имели его предки... Мы мечтаем об очищении человеческого рода...”
Покаяние - понимание историка
Итак, ясно, что гомеопатия пытается “спасти” человека и первостепенной своей целью ставит душу больного, а не его тело. К тому же гомеопатическое лечение продвигается от “души к уму и телу”. Витулкас ссылается на понимание гомеопатом-историком термина “покаяние”, и в то же время, не колеблясь, он говорит, что гомеопатию интересует главным образом то, что “в христианском понимании считается глубокими, тёмными грехами”.
Карма и гомеопатия
Примечательна и зависимость, которую он устанавливает в индуистском законе кармы в связи с гомеопатической терапией.
Таким образом, кроме целостного созерцания мира, духовных, алхимических и магических элементов, которые он включает, гомеопатия дает гомеопатическое лекарство, представляющее собой “божественный элемент”, чтобы с его помощью восстановить течение божественной сущности в человеке, и врач-гомеопат берет на себя роль посредника, ведущего человека к избавлению от первородного греха, а равно и от физического и нравственного зла. Как христиане мы знаем, однако, что одна только Церковь может спасти человека от первородного греха и от нравственного зла и восстановить связь Бога и человека в нетварных энергиях Бога, а не посредством ложного отождествления их сущности.
Прежде чем мы закроем эту большую тему, которая, безусловно, не исчерпывается рамками одного краткого исследования, стремящегося, в первую очередь, разрешить проблему и дать повод для ее выявления и обсуждения, мы хотели бы обратиться к трем сторонам рассматриваемого явления:
а) к причинам распространения таких методов, как гомеопатия;
б) к тому, как объясняется действие гомеопатического “лекарства” в тех случаях, когда мы видим, что существует лечебный эффект;
в) на самом ли деле гомеопатическое “лечение” безопасно, как утверждают его приверженцы?
На эти вопросы мы отвечаем следующим образом.
Причины распространения так называемых альтернативных способов лечения
Ответственными за распространение “альтернативных терапий” являются некоторые плохие представители классической медицины. Это связано с множеством зелий и зачастую с безличным отношением врача к больному. Однако это положение, которое, безусловно, надо исправлять, объясняется неправильной практикой медицины. Многим классическим врачам не хватает терпения разобраться в подробной истории болезни, которая является главным основанием для постановки правильного диагноза. Вместе с тем, правильное душевное общение врача и больного сказывается на терапевтическом результате, особенно в случаях хронических психосоматических болезней. Вообще, распространение так называемых альтернативных терапий (гомеопатия и др.) имеет отношение и к распространению ереси “Нью Эйдж” (“New Age”), и к той интеллектуальной путанице, которая культивируется в наше время.
Как оно действует
В случаях, когда гомеопатическое “лекарство” оказывает действие, его следует приписать, прежде всего, действию мнимого лекарства (так называемое плацебо). Некоторые говорят, что нас интересует только терапевтический эффект, но это неверно. Не будем забывать, что и в области магии, и в области так называемых харизматических протестантов и т.п. мы имеем случаи “исцеления”.
Случаи “исцеления” мы имеем и в абсурдной уринотерапии. Но эти случаи обычно имеют временный характер. После них болезнь поражает какие-либо другие органы. Вместе с тем, мы знаем из Священного Писания и нашей православной традиции, что коварный лекарь может вылечить тело, чтобы завоевать душу человека. Значит, не следует исключать и демонического элемента в “исцелениях”, особенно, если они применяются вместе с обрядами восточного происхождения.
Альтернативные терапии “действуют”, прежде всего, в случаях болезней психосоматического происхождения, в то время как с острыми случаями они справиться с ними не могут.
Не случайно, покойный о. Анатолий Алевизопулос - до своей кончины секретарь синодальной коллегии по ересям и координатор антиеретических православных акций, настоящий авторитет по вопросам ересей - рассматривает тему “Гомеопатия”, поместив её в обширный раздел под названием “Алхимия”.
На самом деле так называемые чередующиеся терапии являются ни чем иным, как возвращением в жизнь современного общества лекаря-колдуна.
Опасность гомеопатии
Являются ли безопасными гомеопатические “лекарства”? Гомеопатическое лекарство, когда оно дается в обычных дозах, практически не содержит в себе исходного вещества. А значит, оно не может оказывать дополнительного воздействия, ведь это так называемая “взбитая водичка”. Но бывают случаи, так называемых, “вредных для здоровья гомеопатических лекарств” (nosodes), которые изготовляются из раковых тканей, из жидкости туберкулезных каверн, из сифилитических выделений, из секретов гонококкового уретрита и т.д. Эти лекарства принципиально опасны для здоровья тех, кто их использует, и противоречит медицинской этике и деонтологии.
Бывают случаи, когда больные, страдающие серьёзными заболеваниями, бросают лечение, проходившее в рамках классической медицины, чтобы подвергнуться какому-либо “альтернативному терапевтическому методу” (гомеопатия и т.п). Во многих случаях, когда больные осознают свою ошибку и возвращаются к классической терапии, процесс болезни этих людей становится необратимым, и ответственность за это падает на “альтернативные терапии”.
Эпилог
Мы надеемся, что из обнародованных нами фактов стало ясно, что гомеопатия не имеет никакой научной основы, но у неё есть явные обоснования в области оккультизма и восточных религий. Это подтверждается самими текстами знаменитых гомеопатов, старых и новых. Поэтому существует опасность, что гомеопатия, как и прочие альтернативные терапии “Нью Эйдж”, будет использована как мост, который поведет ничего не подозревающих христиан к восточным религиям, ослабляя на первом этапе их православное чувство.
Мы уверены, что христиане, обращающиеся к этим методикам лечения, не знают всего объема проблемы, которую мы здесь ставим.
Последователи “Нью Эйдж” сами обнаруживают эти “терапии”. Существует внедрение мировоззренческих концепций на “медицинском” уровне.
Возможно, и допустимо, что гомеопаты, которые заявляют, что они христиане, не знают об этих противоречиях.
Во всяком случае, поскольку гомеопатия и прочие “альтернативные” или, лучше сказать, нетрадиционные (отторгнутые классической медициной) терапевтические методы создают и пастырскую проблему, то было бы желательно, чтобы этой проблемой занялось и руководство Церкви на уровне епископов и Священного Синода.
По велению совести мы вносим наш скромный вклад в эту тему. Мы молимся и надеемся с Божией помощью содействовать рассеиванию заблуждений.
Приложение
В издающейся священной митрополией Димитриада газете “Плерофоресе” (декабрьский номер 1997 г., стр. 2 и 4) среди прочего опубликовано следующее заявление, полностью соответствующее положениям и выводам нашего исследования. Следующий текст набран мной с большой редакторской правкой, так как перевод местами просто противоречит основному смыслу заявления (напр., пункт 2) – В.Барахнин.
- Пастыри Церкви анализируют с духовной точки зрения вопросы так называемых альтернативных терапий, к которым относятся гомеопатия, иглоукалывание и проч.
- Мы должны выразить свое отношение к альтернативным терапиям, поскольку медицинские вопросы в них тесно переплетаются с духовными.
- Всеправославная конференция уполномоченных православных Церквей и священных митрополий по вопросам ересей и псевдорелигий, проходившая с 8 по 13 октября 1997 года в честь всегреческого прославления святого Иоанна Русского, заявила, что так называемые чередующиеся терапии (гомеопатия, иглоукалывание, рефлексотерапия и проч.) становятся мостом для распространения среди православной паствы теорий, концепций, практик и методов восточных религий (индуизма, буддизма, синтоизма, дзен-буддизма и т.д.) и для того, чтобы православный верующий перешел в эту область. Новоявленные ереси и разные псевдорелигиозные группы используют эти терапии как ширму, чтобы сблизиться с православными верующим и передать ему свои мировоззренческие взгляды. Следовательно, существует проблема для пастырей Церкви и опасность для верующих. И пусть тот, кто практикует эти альтернативные терапии, а себя самого причисляет к верным чадам Церкви, обратит внимание на наше беспокойство и станет сотрудничать для устранения опасности. Им следует определить своё место, публично отрекшись от этих занятий, в противном случае они будут отлучены от Церкви. Наконец, им следует со вниманием и отзывчивостью относиться к своим ничего не подозревающим клиентам и православным верующим.
- Гомеопатия основывается или опирается на начала, несовместимые с православной верой и жизнью.