СЕКТОВЕД. Сайт о сектах, лжеучениях, и деструктивных культах.
Сайт о сектах, лжеучениях,
и деструктивных культах
 
 
 
  • Главная
  • Новости
  • Энциклопедия
  • Статьи
  • Документы
    Материалы конференций
    Статьи из газеты "Православный миссионер"
    Трезвый взгляд
    Разное
    О сектоведении
    Политика и секты
  • О сайте
  • Вопрос-ответ
  • Поиск
  • Карта сайта

  •          

    Священник Павел Хондзинский. Святитель Филарет Московский. Богословский синтез эпохи

    Хостинг в Новосибирске
            О сектоведении » Доклад О.В.Заева на Рождественских чтениях

    Доклад О.В.Заева на Рождественских чтениях

    Ваше Преподобие!
    Дорогие братья и сестры!
    Гости и участники уважаемого форума!

        В настоящее время становится все очевиднее, что без привнесения в процесс образования основ Православной культуры неправомерно говорить о получении школьниками полноценного образования. Потому как незнание этих основ не позволяет постигнуть подлинное значение слов и образов, созданных А.С. Пушкиным, Ф.М. Достоевским, ну и, конечно же, близким по времени к нам М.С. Булгаковым в его произведениях. Сколь много шума наделала экранизация романа «Мастер и Маргарита». И что, все всё поняли? Ничего подобного. Все еще больше запутались в отношении Евангелия и основных сюжетных линий.

        Более того, мне, как руководителю Информационно-консультационного центра по вопросам сектантства, приходится говорить и об опасности, которая поджидает школьников старших классов, которые в ближайшее время будут аттестованы по школьной программе, и будут поступать в различные учебные заведения для получения специального и высшего образования. Не лишним будет напомнить, что их ожидают сектанты различного происхождения, которые будут, и во многих случаях успешно, вербовать этих не подготовленных к встречи с этим явлением детей. Потеря для общества, я не говорю уже о трагедии для родителей, весьма ощутима, поскольку сектантов не интересуют в большинстве случаев серенькие никчемные личности. Напротив, замысел сектантов заключен в приобретении значимости в обществе с перспективой на установление господствующей власти и поэтому идет охота за сильными, яркими, в том числе власть имеющими, личностями, чтобы использовать в дальнейшем их авторитет для укрепления какой-либо сектантской организации. И если кто-то из присутствующих до сих пор думает, что в секты попадают в основном неудачники, то позволю с этим не согласиться и утвердительно заявить, что в сектах на сегодняшний день состоит от 800 тыс. до 1 млн. наших сограждан, среди которых очень много весьма «образованных» людей. Слово «образованных» я привожу в кавычках, поскольку требуется пояснить, что  образование, которое получают наши сограждане в школах и ВУЗах не является образованием в полном смысле, поскольку не содержит религиозно-нравственной основы, без которой полученные знания могут быть использованы как во благо, так и во вред ближнему и обществу в целом. Чтобы далеко не ходить за примером, могу напомнить, что именно люди с высшим образование в области программирования пишут такие компьютерные вирусы, от которых разрушаются сами компьютеры, не говоря уже о воровстве информации, которая достигается с помощью иных вирусов и «троянов». Разве нужно еще что-то доказывать?

        В силу того, что предусмотренный формат выступления не позволяет остановиться более подробно на раскрытии предыдущего пункта, сосредоточусь на причинах, которые позволяют сектантству прорастать в нашем обществе. Среди причин выделяют внутренние и внешние причины. К внутренним причинам относятся:

    1. Сознательное и целенаправленное уничтожение в сознании наших сограждан основ веры в Бога, которое успешно осуществлялось через прямое уничтожение носителей культа и опосредованно через подмену культуры. В свою очередь это привело на момент начала «перестройки» к формированию духовной жажды, к потребности переустройства внутреннего мировоззренческого основания с поправкой на религиозную составляющую. Достаточно вспомнить, сколь огромен был интерес к зарубежным миссионерам в начале 90-х годов прошлого столетия, и сколько людей прошло через сектантские организации, прежде чем начал вырабатываться иммунитет в обществе.
    2. Установление тоталитарной диктатуры пролетариата в России, повлекшее за собой в конечном итоге формирование у наших сограждан неумение и нежелание нести ответственность за выбор и формирование собственного мировоззрения и мировоззрения своих семей (А что, если партия - ум, честь и совесть этой самой тоталитарной эпохи, так, стало быть, против течения не поплывешь. Те, кто плыли против течения, оказались либо за границей, либо в тюрьмах. Но таковых было явно подавляющее меньшинство. Большинство же оказалось во власти новой идеологии, которые перестроили внутреннее мировоззрение и свои убеждения в унисон с этой новой идеологией.).  Кризис мировоззрения в переходный период порождает и кризис убеждений, жить без которых крайне мучительно и тяжело. Поэтому, появление в переходный период иностранных миссионеров (а их было подготовлено к этому периоду около 200 тыс.) с твердыми убеждениями, отчасти оказалось альтернативным и, учитывая религиозную компоненту, превосходным по отношению к предыдущим атеистическим убеждениям.

        К внешним причинам следует отнести проведение разоблачительной политики  руководством и общественными организациями зарубежных стран в отношении тоталитарных сект, где, в силу исторических процессов, связанных, прежде всего с духовным кризисом, начали появляться тоталитарные секты. Следствием проведения разоблачительной политики явилось снижение авторитета тоталитарных сект, а, следовательно, и их влияния на соотечественников, что в конечном итоге всегда приводит к снижению доходов. К этому необходимо добавить огромное количество прошедших через сектантскую мясорубку бывших членов тоталитарных сект и создавших информационное пространство, ограничивающее в известной степени деятельность тоталитарных сект. Поэтому, скомпрометированные своей деятельностью на западе, тоталитарные секты, пользуясь неразберихой в местах регистрации в постсоветской России, постарались захватить определенный контингент  наших сограждан в плен своих доктрин. Такой своеобразный духовный десант на территорию, ранее принадлежащую крупному, но теперь ослабевшему, конкуренту, с целью растащить некогда единое духовное пространство на массу более мелких духовных сообществ, борющихся за свое выживание.

        Сказав о причинах распространения тоталитарных сект, следует сказать и о признаках тоталитарных сект, для того, чтобы присутствующие могли бы воспользоваться ими в целях своевременного распознавания заинтересовавшей их внимание организации, на предмет принадлежности к тоталитарной секте.

        Почему мы говорим о признаках, а не огласим единый список, чтобы каждый желающий мог навести справку и решить возникшую проблему? Собственно говоря, такие списки есть, и мы их стараемся распространять. Но, во-первых, списки эти всегда не полные, поскольку появляются новые секты; во-вторых, секты могут менять названия, оставаясь деструктивными по сути; в-третьих, самомнение наших сограждан и пренебрежительное отношение к самому явлению сектантства как такового, мол уж меня то не проведут, приводит к желанию во всем разобраться самим, что и является причиной попадания человека в ту или иную секту. Поэтому более правильным будет научить человека опираться на признаки, чтобы разглядеть тоталитарную секту в любом одеянии.

        Итак, о признаках. На современном этапе в сфере религиозных и псевдо религиозных предложений можно выделить три большие группы: мировые религии, классические секты, тоталитарные секты. Последние в свою очередь можно разделить еще на две группы: тоталитарные секты, связанные с криминалом, и не связанные с криминалом.

        Когда говорят о религии, то, прежде всего, относят это понятие к мировым религиям, которые определяются наличием пяти признаков:

    1. наличие исторически сложившегося и утвердившегося в сознании этноса проверенного временем культа, имеющего своей целью изъяснения сути веры в Бога, свойств, присущих Божеству, и способа приближения к Нему;
    2. наличие культуры как совокупности духовных и материальных ценностей, формирующейся культом и направленной во внешний по отношению к культу мир во свидетельство о своих достоинствах;
    3. наличие свободы в культе, что предполагает полное знание предмета веры прежде, чем  человек становится членом общины;
    4. наличие самодостаточности, которая проявляется в наличии собственного календаря летоисчисления, наличии собственных и отличных по архитектуре от других культов культовых зданий, храмовой утвари, богослужебных книг и пр.;
    5. наличие сотворческого потенциала, направленного на созидание социального общества.

        При этом правомерно говорить о традиционной и нетрадиционной для какого-либо региона религии. Таким образом, Православие, Иудаизм, Ислам, Буддизм считаются традиционными для России, в то время как Римо-католичество является нетрадиционным для этого же региона. Ко всему прочему об этом прямо говорится в законе «О свободе совести и религиозных объединениях».

        Оперирование признаками возможно полное и не полное. Полное – включает все пять признаков и предполагает разговор с позиции истинная религия и не истинная. Такая оценочная платформа называется богословской, и с этой платформы идет дискуссия между религиями на протяжении всего периода их существования. Не полное – включает лишь четыре признака за исключением признака № 1, что соответственно исключает оценку с позиции истинности. Такая оценочная платформа может быть названа социальной или социологической. Эта оценочная платформа может оценивать организацию с точки зрения полезности или деструктивности ее влияния на общество, и исключает насилие над личностью, которая по каким-либо причинам не хочет или не может принять во внимание критерий истинности религии. Скажем не каждый чиновник может себе позволить публично говорить об истинной или не истинной религии, но говорить о деструктивности организаций он обязан, поскольку должен защищать интересы созидающего общественного большинства.

        При искажении или отсутствии хотя бы одного из этих признаков следует говорить уже не о религии, а о сектах (классических, исторических, традиционных), которые со всеми своими аспектами и немногочисленностью не являются социально опасными для государства и общества. Таким образом, следующая категория классические (они же традиционные, они же исторические, они же поспротестантские) секты определяются как культурно закрытые религиозные организации, основной смысл существования которых состоит в противопоставлении себя традиционной религии. Что такое культурно закрытые организации? Это религиозные организации, появившиеся исторически в XV – XVI вв. в результате отпадения от протестантизма, которое сопровождалось еще большим духовным оскудением, чем во время отпадения лютеран от Римо-католической церкви, приведшее к неспособности рождать культуру. Т.е. духовное основание оскудело настолько, что рождать и плодоносить оно уже не в состоянии. Так нельзя говорить о культурной традиции баптистов, пятидесятников, адвентистов 7 дня. Однако при этом нужно иметь в виду, что эти организации, а лучше сказать члены этих организаций, способны привлекать на свою сторону, делать своими последователями культурных людей, получивших образование в культурной традиции, соответствующей региону проживания и религиозным предпочтениям. Так в истории можно найти имя президента США, который был баптистом, а так же еще ряд политических и культурных деятелей, являющимися баптистами или адвентистами 7 дня. Но нужно учитывать при этом, что взращивались эти люди в культуре, созданной традиционной для рассматриваемого региона религией, или совокупным усилием нескольких религий. Во-первых, в государстве, созданным и сохраняемым какой-либо культурной традицией, во-вторых, в правоохранительной, образовательной и оздоровительной инфраструктурах, опять же созданных усилиями людей, воспитанных этой самой культурной традицией.

        Как у классических сект изменяются приведенные выше пять признаков религии. Первый признак сводится к более примитивному богословию. Второй признак свидетельствует об отсутствии, как было показано выше, культуры. Третий признак характеризуется ущемлением свободы членов сектантских общин через сознательное или неосознанное внесение искажения в сознание действительных и вновь принимаемых членов общины в отношении подлинного вероучения традиционной религии. В этом смысле можно говорить, что уделом классических сект становятся огрехи, допускаемые представителями традиционной религии. Так, например, если человек, в силу своей неосведомленности не знал подлинного значения идолопоклонства в православной культурной традиции, то, предположим, баптист не только не расскажет ему об этом, но и воспользуется его неосведомленностью для насаждения своего образа мысли, не мало не заботясь о том, что человек в этом случае становится не свободным в выборе. Ибо свободным выбор можно назвать только тогда, когда человек был добросовестно поставлен в известность в отношении исследуемого вопроса представителями обоих сторон. Четвертый признак характеризуется отсутствием самодостаточности и проявляется в заимствовании основных религиозных книг культа, в заимствовании календаря и времени празднования основных религиозных праздников. К этому нужно добавить, что богословие классических сект воистину не мыслимо без богословия традиционной религии, потому как проявляется только в сравнении с последней, что и является свидетельством об отсутствии самодостаточности. Отсутствие самодостаточности указывает на вторичность в происхождении, а если точнее выразиться, то указывает на не оригинальность, не первоисточник. Пятый признак характеризуется отсутствием направленности на созидание социального общества. Члены общины, как правило, социально устроены, но лишь потому, что это диктуется необходимостью существования, да и то в меру минимально необходимую, для того, чтобы остальное время тратить на сектантские собрания и мероприятия. Общество вне секты считается сатанинским, а поэтому поддерживать его существование и участвовать в его созидании для них нет никакой нужды. Общество для них представляет интерес только со стороны денежных инвестиций, которые они могут вложить в укрепление собственных позиций.

        Однако, следующая группа, которую мы назвали тоталитарные секты, собственно говоря, выходит за рамки богословских расхождений, которые уместно обсуждать на уровне сравнения религий и классических сект, и представляет социальную опасность. Отклонения в сторону примитивизма и абсурда в ряде тоталитарных сект религиозной направленности настолько сильны, а социальная опасность от воздействия разрушительных психотехнологий настолько деструктивна,  что в ряде случаев говорить о богословии просто не уместно.

        В этом месте уместно дать определение тоталитарной секты. Итак, на прошедшей в г. Новосибирске в 2004 г. международной конференции «Тоталитарные секты и демократическое государство» было дано следующее определение: «Тоталитарные секты определяются как группы, позиционирующие себя в качестве религиозных, политико-религиозных, психологических, целительских, образовательных, культурологических и иных объединений, которые:

    • авторитарно управляются лидерами, чьи полномочия основаны на приписывании им мистической власти и могущества и чьими действительными целями являются власть над своими последователями и их эксплуатация;
    • стремятся полностью контролировать своих членов путем манипуляции их сознанием и регламентации всех аспектов их жизни, а также и другими способами в той или иной мере нарушают их права, равно как и права людей, входящих с такими группами в соприкосновение;
    • противопоставляют свою организацию, свою идеологию и субкультуру всем другим видам сообществ и человечеству в целом, всем разновидностям мировоззрений и культур».

        Итак, обратим внимание слушающих еще раз на то обстоятельство, что тоталитарные секты не всегда религиозные, но могут позиционировать себя и как общественные, и как политические, и как экологические, и как образовательные. Отсюда и трудность в их распознании. Тоталитарная секта распознается не по форме объединения, а по характеру технологий, примененных для соединения членов в единую организацию.

        Как же меняются признаки религии в приложении к тоталитарным деструктивным сектам. Первый признак сводится к еще более примитивному или же вовсе абсурдному богословию и мистицизму, и как вариант может полностью отсутствовать. Второй признак свидетельствует не только об отсутствии культуры как в случае с классическими сектами, но может достигать в иных случаях создания анти или контр культуры. Третий признак характеризуется не просто ущемлением свободы как в случае классических сект, а подавление собственного самосознания через контролирование сознания руководством тоталитарной секты. Четвертый признак характеризуется отсутствием самодостаточности и проявляется в заимствовании основных религиозных книг культа, в заимствовании календаря и времени празднования основных религиозных праздников. К этому нужно добавить, что богословие классических сект воистину не мыслимо без богословия традиционной религии, потому как проявляется только в сравнении с последней, что и является свидетельством об отсутствии самодостаточности. Отсутствие самодостаточности указывает на вторичность в происхождении, а если точнее выразиться, то указывает на не оригинальность, не первоисточник. Пятый признак характеризуется направленностью на деструкцию, на разрушение социального общества, которое имеет четыре уровня: личностный уровень, микросоциальный, макросоциальный, государственный.

        На личностном уровне происходит замещение сотворенной Богом личности человека, ослабленной духовными и социальными причинами, сконструированной руководителем секты псевдоличностью со специфичным набором поведенческих, атрибутивных и речевых форм. Внешне это может напоминать эффект магнитофона.

        На микросоциальном уровне происходит разрушение семьи, ячейке общества.

        На макросоциальном уровне происходит расслоение общества и образование значительных сектантских группировок, которые могут составлять оппозицию здоровому обществу.

        На государственном уровне тоталитарные секты могут добиваться власти, как волевым усилием, так и демократическим путем, посредством постепенного склонения через обман и манипуляцию сознанием, все большего числа граждан на свою сторону.

        Теперь я остановлюсь более подробно на личностном уровне разрушения, и постараюсь наглядно показать механизм разрушения личности. Для наглядности воспользуемся такой категорией как иммунитет. Говоря о физическом здоровье человека, прежде всего, говорят о состоянии иммунной системы. Если иммунитет человека на высоком уровне – болезни ему не страшны. В то же время снижение уровня иммунной системы приводит к поражению человеческого организма болезнетворными микроорганизмами. В этой связи, вполне уместно говорить о духовном иммунитете человека, который определяется духом той религии, которую он исповедует. Духовный иммунитет человека определяется религиозной платформой и мировоззрением, что не является одним и тем же. Религиозная платформа сравнима с плодородной или не очень плодородной почвой, из которой произрастают в каждом индивидуальном случае отличные от других ростки мировоззрения. Мировоззрение существует в сознании каждого человека и с детских лет формируется под воздействием религиозного (равно как и атеистического), школьного и вузовского образования, прочитанных книг, просмотренных передач, проведенных бесед. В результате этого процесса внутри каждого человека формируется его мировоззрение. То есть это то, посредством чего он сообщается с этим миром, или посредством чего мир отображается в сознании человека. В сознании формируются или напротив, не формируются, такие категории, как: совесть, целомудрие, свобода, верность, семья, долг, закон, предательство, вера, Церковь, государство и прочее. Все эти и многие другие категории составляют наше мировоззрение. Но у людей исповедующих разную религию будет разное мировоззрение, и, стало быть, разное представление и том, какая должна быть семья, какие взаимоотношения с детьми, что такое любовь и дружба, что такое церковь, вера, добро и зло, что законно, а что нет. В чем-то будет схожесть, в чем-то разногласия. И все потому, что у людей будет разная религиозная платформа.

        Эти категории живут в сознании человека под видом определенных имен, значения которых определяются признаками. У образованного человека все категории, составляющие мировоззрение, связаны между собой определенными связями. Мировоззрение можно уподобить некоторому строению с фундаментом, стенами, перекрытиями и прочими строительными конструкциями, сцепленными между собой прочными соединениями. Когда все связи на месте, мы имеем дело с убежденным человеком, готовым отстаивать свои убеждения. Но чаще не так, и особенно во времена крушения отживших свой век ветшающих конструкций идеологических платформ тоталитарных систем. В это время большинство граждан пребывают в растерянности. Созданные ими семьи не выдерживают проверки испытаниями, начинаются сомнения и метания, которыми и воспользуются секты.

        Таким образом, было наглядно показано, что именно утрата человеческим сообществом Богом установленных законов жизни, законов созидания семьи и любви к ближнему, породило разложение и распад этого общества, что, в свою очередь, является питательной средой тоталитарных деструктивных сект.

    Руководитель Информационно-
    консультационного центра
    по вопросам сектантства
    при соборе св. Александра Невского
    г. Новосибирск
    Заев Олег Владимирович.

           


      © 2006-2012 Sektoved.ru Яндекс цитирования