|
||
|
||
|
![]() ![]() |
О сектоведении » Социально-психологические аспекты распространения неокультов в современном обществеСоциально-психологические аспекты распространения неокультов в современном обществеВажность исследований, посвященных изучению социально-психологических факторов распространения неокультов, обусловлена тем, что их деятельность связана с современными социальными и психологическими технологиями. Психологические аспекты, связанные с современными неокультами, выявлялись определенными методами психологического исследования, основанными на взаимодействии с последователями неокультов и анализе полученных от них анкет, а также на анализе литературных источников и видеоматериалов этих движений. Результаты исследования позволяют выделить несколько аспектов этого явления.
1. Социально-психологические факторы, способствовавшие распространению неокультов. Однако важной и существенной особенностью распространение неокультов в бывшем СССР и отличающей ее от других стран является то, что это движение развивалось и окрепло при информационной и финансовой поддержке еще бывшего советского правительства. В некоторых зарубежных источниках указывается, что к началу 90-х годов на просторах бывшего СССР оккультизм стал новой религией и псевдонаукой и здесь расцвела целая НЛО-культура. Американский журнал “News Watch” отмечает, что еще в конце 70-х годов советское правительство через посредничество военных сотрудничало с некоторыми институтами, пропагандирующими оккультизм. Например, “Institute of Noetic Sciens” (Институт духовно-интеллектуальных наук), созданнный американским космонавтом Эдгаром Митчелом, занимался финансированием программ, направленных на внедрение идеологии оккультизма в СССР (Alnor W.M., 1990). Связь руководства “Institute of Noetic Sciens” с американской космонавтикой вероятно и предопределило и источники распространения инфекции “New Age” в СССР а позднее и в странах Содружества. Как не странно ими оказались ведомства относящиеся к космонавтике и КГБ. Так, народные неооккультные группы и движения курировали и до сих пор опекают космонавт А.А.Леонов и летчик-испытатель М.Попович - жена космонавта П.Р.Поповича. Был в группе подготовки к космическим полетам Павел Мухортов, распространявший в прессе идеи крайнего вульгарного оккультизма и спровоцировавший в свое время мистическую истерию и кликушество вокруг так называемой “пермской зоны”. Проходил подготовку как первый белорусский космонавт Маньшин Г.Г., ныне президент Белорусского отделения Международной академии информационных процессов и технологий, которая действует в рамках неооккультизма. В конце 80-х годов во главе всех ведущих общественных объединений пропагандирующих мистицизм (Общество уфологов, Общество традиционной медицины) стояли военные. Сейчас одну из российских “духовных” академий, функционирующую в сфере оккультизма - Международную академию энергоинформационных наук (Энергоинформатика - это онаученное обозначение современного оккультизма) в настоящее возглавляет отставной генерал ГРУ Ф.Р.Ханцеверов. В России уже была предпринята попытка сделать оккультизм официальной идеологией (или религией). В Государственной Думе через Комитет по экологии рассматривался проект федерального закона “Об обеспечении энергоинформационного благополучия населения”. Политика государства начала девяностых годов спровоцировала широкое распространение самых нелепых и извращенных форм оккультного мировоззрения среди населения и создание неокультов западного и восточного толков на нашей территории. Многие газеты отказывались публиковать материалы исследовательского характера, объясняющие механизмы или истинную подоплеку “аномальных явлений”. Зато любой любитель “чертовщинки” или просто больной человек имел возможность напечатать свои опусы по поводу “высших космических откровений”. Чиновники благосклонно опекали невесть откуда взявшихся гуру и “посланцев космоса”. Студенты вузов срывались с занятий, собирались в большие аудитории для прослушивания лекций невесть откуда явившихся представителей неизвестных религиозных конфессий. Особенно усердствовало в распространении “новых знаний” общество “Знание”. В этот процесс как не странно были втянуты и официальные религиозные институты. На открытие кружков, групп, обучающих центров, семинаров, распространяющих эти, так называемые, “новые знания”, приглашались священники, которые читали там небольшой курс богословия, крестили некрещеных членов данных объединений, а после этого их лидеры утверждали, что они работают под прикрытием и с благословения церкви и любую попытку критики в свой адрес объявляли “сатанинской”. Однако известно, что любая пропаганда не будет воспринята населением, если она не будет опираться на обусловленные природой человека психологические закономерности и естественный ход его развития. Ниже рассмотрим наиболее значимые механизмы, которые можно рассматривать как своеобразные “клавиши”, нажав на которые можно манипулировать поведением человека.
1. Тенденция к группированию. В этом кругу психологически комфортно. Конечно, лучше быть принятым и понятым и, тем более, якобы, спасенным, чем никому не нужным и забытым всеми да и еще с возможностью сгинуть в Апокалипсисе. Но за такой “комфорт” надо платить: преданно служить этому сообществу, посвятить ему всю свою жизнь, материально его поддерживать и еще остервенело ловить в него все новые и новые души. Если после такого ”дружеского” вовлечение и возникнет у кого-нибудь желание порвать с этой системой, естественно, в его адрес звучат обвинения в греховности, в предательстве Бога, истинного учения и просто друзей. Неокультовые объединения максимально полно реализуют и эту тенденцию через следующий тезис тоталитарных объединений: “Исповедующие наше учение выше всех остальных людей. Мы хороши, весь мир плох. Создатель нашего учения — единственный представитель Бога на Земле”. 3. Стремление к сказочному и таинственному. У самого выраженного прагматика и атеиста есть вера в таинственные силы, благодаря которым можно легко достичь счастья и успеха без особых приложений сил. Сказка и миф — древнейший жанр, обладающий особым языком, помогающий понять скрытые в бессознательном универсальные психологические смыслы и поэтому они с удовольствием читаются и детьми и взрослыми. Реальная жизнь не оставляет никакой надежды на сказку. Зато в религиозных и оккультных обрядах современный человек сталкивается напрямую с таинственными и непостижимыми для него состояниями, похожими на сказку. Естественно, они провоцируются умело проведенными ритуалами и другими мистическими процедурами, методами манипулирования сознанием, обычными психотехническими приемами. Но все-таки для многих это чудо. Мистически воспринимаются восточные психотехники, связанные с такими понятиями как “йога”, “каналы”, “чакры”, “энергия кундалини” и др. Они имеют вполне реальную практику, но для большинства она непонятна на языке европейского менталитета и поэтому мистифицируется многими лидерами и последователями сект восточного направления. К сожалению, психологическая образованность нашего населения очень низка. Большинство людей не знакомо с особенностями, феноменами и возможностями нашего психического аппарата и данная образовательная запущенность позволяет любому деятелю неокульта толковать простые психологические феномены как уникальные, мистические и даже божественные. 4. Сложные жизненные обстоятельства. Каждый человек переживает периоды неприятностей, горя или беды. Этот человек со своими страданиями обычно тягостен для окружающих и часто даже для родственников. У нас никогда не была развита служба психологической помощи, да и имеющиеся в психотерапии направления не очень интересуются переживаниями своих пациентов. Поэтому реально и достаточно быстро человек может снять груз душевных страданий в религиозных организациях. При этом часто при отсутствии религиозной культуры и при атеистическом воспитании он обратится не к ортодоксальной церкви, а скорее прислушается к совету знакомых “куда пойти” или будет выловлен в толпе вербовщиками неокультов. 5. Ориентация на героя. В советский период молодежью были приняты предложенные идеологами герои большевистского подполья, гражданской и отечественной войн. Современная же идеология, а также культура нашей республики делает большой промах в этом отношении. В целом у современной белорусской молодежи нет национальных героев. Этот пробел заполняют восточные и западные персоны, ставшие идеалами для них благодаря кино, литературе, а также пропаганде миссионеров различного толка. И становятся примером для подражания невесть откуда взявшиеся “уникумы” с навороченными биографиями, переполненными надуманными подвигами. Самый характерный пример - “житие” Р.Л.Хаббарда - создателя сайентологического культа. 6. Экзистенциальный аспект или явление “ духовной пустоты”. 7. Импринтинг. При вовлечении человека в неокульт можно наблюдать также своеобразный духовный импринтинг. Большинство людей нашего бывшего государства оказались к началу перестройки абсолютно стерильными в отношении мистического и религиозного образования. И я наблюдала страшное явление, когда мои друзья и знакомые, которых я знала как зрелых интеллектуально развитых людей становились слепыми, преданными последователями полуграмотных юнцов и теток, которые сами незадолго до этого прочитали первые оккультные книжки, но зато уверенно толковали “высшие истины”, понятия “астрал”, “космос”, “абсолют”, “биополе” и т.д. Иначе как импринтингом я это объяснить не могу. Обозначенные выше психологические механизмы в большей степени нежели другие, по моему мнению, имеют значение в осуществлении психологических манипуляций сознанием в формировании преданных сторонников тех или иных неокультов. Психологические факторы, отмеченные выше могут при определенных условиях способствовать развитию независимой, творческой, зрелой личности, психологически, религиозной и научно образованной. Однако они же являются той ловушкой, которой умело пользуются манипуляторы человеческим сознанием и ловцы его душ, умело направляя их себе во служение.
Тенденция к группированию является, пожалуй, главной индивидуальной психологической основой, побуждающей человека остаться в организации и стать ее активным деятелем. Процессы группирования достаточно основательно изучены и подробно изложены во всех учебниках по социальной психологии а также в литературе по групповой психотерапии. Тенденция к группированию является также базой для создания специфических методических приемов вовлечения человека во групповое взаимодействие и объединение отдельных лиц в организацию. Наиболее разработаны разработаны данные приемы в организациях “западной” ориентации, особенно протестантской. Так, например, в пятидесятнических церквях основная деятельность вовлеченного происходит в небольших группах, размеры которой соответствует рекомендациям психологической науки - 10 - 12 человек. Согласно тем же рекомендациям, а также специфической ориентации неокультовой организации групповое сплочение в ней осуществляется через: а) усиление неформальных межличностных контактов, б) ориентацию на общую цель, в) взаимную деятельность вначале по изучению предложенных знаний а затем на укрепление данной организации г) возникновение мнимой или реальной угрозы извне или “преследования”, благодаря которым возникает еще и состояние “великомученичества”, д) деятельность харизматического лидера. Форма изучения относится к разработанной в поведенческой психологии так называемой программированной форме обучения, включающей специальные приемы последовательного усвоения необходимого материала с определенной отчетностью о приобретенных знаниях. Для усиления межличностных контактов такие группы формируются по разнополовому принципу, где иногда и специально создаются условия для создания дружеских и семейных пар. На этом основан тот известный принцип объединения людей в организацию, который был предложен Сен Мен Муном, создателем Церкви Объединения. Он как раз и осуществляется через создание семейных пар из его последователей. Принцип группирования подразумевает не только удовлетворение потребности человека быть частью социального объединения, но и контроль всей организации за поведение каждого ее члена, усиление его зависимости от группы и деиндивидуализацию. Конечно, в неокультовых организациях имеется и положительная сторона - улучшение поведенческих характеристик с моральной точки зрения. Негативная сторона этого процесса - крайний конформизм, потеря личностного своеобразия, каждый человек такой как все. Любое неокультовое объединение всегда демонстрирует свою исключительность, чем и удовлетворяет у человека опять же природное стремление к превосходству. Данная исключительность доказывается следующими методами.
Стремление к сказочному и таинственному, надежда на чудо часто является мотивом, побуждающем человека войти в какую-либо неокультовую группу. Надежда мгновенно исцелиться, овладеть мистическими силами, быть приобщенным к клану управляющих “планетной эволюцией” или хотя бы просто увидеть чудо движет многими в поиске наиболее легких путей его достижения. Обстановка на рынке сбыта надежд благоприятная, недостатка в предложениях нет. Нельзя сказать, что надежды не оправдываются. Вера в чудо - сильнейший психологический фактор. Даже там, где явление может быть вполне закономерным, ему все же приписываются чудесные свойства. Чудесами в неокультах считаются следующие феномены: улучшение самочувствия; явления предвидения, часто происходящие во сне; явления сходных переживаний в группе; измененные состояния сознания. Чаще всего чудесами являются психологические феномены, спровоцировать которые может любой грамотный психолог. Обычно они являются результатом 1) группового взаимодействия; 2) специальной психотехники (обычно медитативного и трансового характера, в последнее время стали популярны дыхательные технологии); 3)действия убеждения; г) прямого или косвенного внушения; 4) прямого личностного воздействия манипулятивного характера, часто называемым экстрасенсорным, 5) иногда гипноза. Разрешение личностных проблем, связанных со сложными жизненными обстоятельствами, снятие последствий тяжелых психических травм, коррекция поведенческих и психических проявлений считается прерогативой психологии и психотерапии. В современных неокультах используется, пожалуй, весь арсенал всех современных психотерапевтических приемов. Освобождение от проблем жизни является той ловушкой, в которую попадает человек, обремененный страданиями и духовная тюрьма является платой за психологическое благополучие. Чаще всего в неокультах используются следующие психологические подходы.
Проведенные нами исследования, в которых принимали участие студенты Березовский В., Собко Д. и Бартошевич Д.. позволили выделить как личностные черты, формируемые во всех неокультах, так и некоторые специфичные для неокультов западной и восточной ориентации. В данном случае излагаются выявленные личностные особенности, характерные для организаий, обладающих тоталитарными свойствами. Под тоталитарными мы понимаем хорошо организованные и структурированные религиозные организации, отличающиеся отработанной системой вовлечения и психологической обработки неофитов, выраженным контролем за своими последователями, способностью встраиваться в организацию любого общества и государства и деятельность которых направлена на собственное распространение и расширение сферы влияния. Личностные черты общие для всех неокультов.
5. Социально-психологические проблемы общества, разделенного на сферы влияния различных неокультов. В отношении нового у нас проблем нет, о застое уже говорить не приходится. Однако новизна, заключающаяся в неконтролируемом росте новых тоталитарных культов уже привела к следующим социально-психологическим проблемам в нашей республике, которые в дальнейшем могут еще более усугубиться.
Агеенкова Е.К. |
© 2006-2012 Sektoved.ru |
![]() |