Итоговая декларация Международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты – угроза личности, семье, государству»

Мы, участники Международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты – угроза личности, семье, государству», организованной отделом религиозного образования, катехизации и миссионерства Одесской Епархии, Одесской национальной юридической академией, Одесским государственным медицинским университетом, Южно-украинским государственным педагогическим университетом, Региональными центрами помощи жертвам деструктивных культов «Диалог» - религиоведы, священнослужители, эксперты по проблемам сект и культов, психологи, психиатра, юристы, преподаватели, представители общественных организаций и государственных органов – граждане Украины и России, люди разных национальностей, убеждений и вероисповеданий, констатируем угрозу, нависшую над современными государствами, связанную с правами человека и демократическими свободами. Источником этой угрозы выступают тоталитарные деструктивные секты, стоящие за некоторыми из них государства и международные экстремистские организации. Бесконтрольная деятельность тоталитарных деструктивных сект имеет характер неприкрытой экспансии, наносящей непоправимый вред здоровью людей, попирает фундаментальные права человека, создает угрозу семье, обществу и государству.

Тоталитарные секты - это группы, позиционирующие себя в качестве религиозных, политико-религиозных, психологических, целительских, образовательных, культурологических и иных объединений , которые

  • авторитарно управляются лидерами, чьи полномочия основаны на приписывании им мистической власти и могущества и чьими действительными целями являются власть над своими последователями и их эксплуатация ;
  • стремятся полностью контролировать своих членов путем манипуляции их сознанием и регламентации всех аспектов их жизни, а также и другими способами в той или иной мере нарушают их права, равно как и права людей, входящих с такими группами в соприкосновение;
  • противопоставляют свою организацию, свою идеологию и субкультуру всем другим видам сообществ и человечеству в целом, всем разновидностям мировоззрений и культур.

Отмеченные характеристики присущи существующим тоталитарным сектам в разной степени.

По мнению участников Конференции, опасность тоталитарных сект заключается в том, что их структуры и экстремистские методы бросают вызов общепризнанным нормам и демократическим ценностям. Претензии лидеров подобных сект на абсолютную правоту в сочетании с требованием безоговорочного подчинения руководителям сект позволяет порабощать людей, которые ищут для себя опоры в сложной жизненной ситуации, стремятся обрести более адекватное мировоззрение.

Отрицательными последствиями членства в сектах являются серьезные изменения в структуре личности, утрата восприятия ими действительности, что приводит к конфликтам с родственниками и близкими людьми.

В связи с использованием тоталитарными сектами деструктивных методов воздействия на психику человека, возникают социально-психологические проблемы, среди которых отчуждение членов секты от внешнего мира, переход на менее квалифицированную работу и даже прекращение работы, образования, формирование замкнутости, агрессивности в отстаивании сектантской идеологии.

В подобных группировках за счет их тоталитарного характера склонность некоторых людей к зависимости, несамостоятельности и замкнутости еще более усиливаются. Для тоталитарных сект характерно введение в заблуждение путем скрытых методов манипулирования сознанием и психологического насилия.

Применение психологического насилия, трудовая, финансовая, эмоциональная, подчас сексуальная эксплуатация членов секты, их социальная изоляция и серьезные ограничения личной свободы посредством использования методов манипулирования и контроля сознания, нанесения вреда психике и здоровью, в том числе, наступление ряда смертных случаев, свидетельствует о том, что тоталитарные секты в своей деятельности систематически нарушают большинство статей Всеобщей декларации прав человека (1948 г.).

Практика незаконного вовлечения несовершеннолетних прямо нарушает п. 2 ст. 5 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений — «Каждый ребенок имеет право на доступ к образованию в области религии или убеждений в соответствии с желаниями его родителей или, в соответствующих случаях, законных опекунов и не принуждается к обучению в области религии или убеждений вопреки желаниям его родителей или законных опекунов, причем руководящим принципом являются интересы ребенка» и п. 5 той же статьи — «Практика религии или убеждений, в которых воспитывается ребенок, не должна наносить ущерба ни его физическому или умственному здоровью, ни его полному развитию...»

Деятельность тоталитарных сект стала причиной активной общественной и правительственной политики европейских стран и Совета Европы, направленных на защиту гражданских прав от их угрозы. Осознав (особенно ясно — после самоубийств и убийств последователей «Храма солнца» в 1994, 1996 и 1997 гг.), что демократическим принципам угрожает новая опасность, Европа приняла ряд мер, ограничивающих деструктивную деятельность социально-опасных сект. Помимо законодательных инициатив и конкретных мероприятий, осуществленных отдельными европейскими странами, следует упомянуть следующие постановления общеевропейских структур: единогласное Решение Ассамблеи Совета Европы о создании организаций помощи жертвам деструктивных сект от 22.06.1999 г., Рекомендации Европейской парламентской ассамблеи № 1178 от 1992 г. «Секты и новые религиозные движения», Решения кабинета министров Совета Европы от 1994 г., Решения Европарламента от 12.02.1996 г., Решения кабинета министров Совета Европы № 9220 от 19.09.2001 года.

В настоящее время, в связи с более высоким уровнем информированности населения Западной Европы, эпицентр сектантской активности смещается в страны Восточной Европы. К сожалению, в Украине, России и ряде других восточноевропейских стран бытует расхожий стереотип, что любая группа, называющая себя религиозной, хороша, так как «несет веру в нечто хорошее». Результатом этого стало распространение куда большого, чем в странах Европейского Сообщества, числа деструктивных сект.

Мы настаиваем на верности позиции Совета Европы, что «реализация права на свободу совести не должна осуществляться за счет прав других граждан» и в связи с вышеизложенным обращаемся к Президенту, Федеральному Собранию, Государственной Думе и органам исполнительной власти Российской Федерации со следующими инициативами, в рамках реализации Решения Ассамблеи Совета Европы от 22.06.1999 г., других международных актов и мер, направленных на защиту прав человека:

  1. Сегодня, традиционные культурообразующие конфессии, несущие огромный груз социального служения и вклада в стабильность государственно-конфессиональных отношений, были вынуждены принять на себя обязанность по противодействию деятельности деструктивных культов, являющихся источником агрессии для всех граждан Украины. В этой работе должны принять активное участие государственные структуры, как на федеральном, так и на региональном и местных уровнях.
  2. С пониманием относясь к тому, что любое изменение законодательства — весьма сложный, трудоемкий и долгий процесс, мы, тем не менее, призываем к совершенствованию украинского законодательства и принятию правовых мер по примеру европейских стран (Франции, Бельгии и Германии) по ограничению деструктивной деятельности тоталитарных сект.
  3. В наше время необходима всесторонняя научная экспертиза (с учетом правовых, медицинских, психологических, социальных и религиоведческих аспектов) при регистрации и перерегистрации религиозных организаций и групп. Такую же экспертизу необходимо проводить в отношении тех религиозных и квазирелигиозных объединений, которые регистрируют свои структуры как общественные, благотворительные или образовательные.
  4. С целью противодействия противоправной, антигосударственной и экстремистской деятельности тоталитарных сект, по примеру таких стран как Франция, Германия, Польша и т. д., создать специальные структурные подразделения в Прокуратуре Украины, Службе безопасности и Министерстве внутренних дел.
  5. С целью пресечения незаконного проникновения деструктивных культов в систему государственного образования можно предложить создание при Министерстве образования и науки Украины, и в соответствующих региональных структурах инспекцию по контролю за незаконным воздействием на несовершеннолетних, а также принять программу профилактики негативного социально-психологического воздействия на несовершеннолетних.
  6. Предлагаем поручить органам местной государственной власти и местного самоуправления разработку программ социальной, психологической и медицинской реабилитации пострадавших от деятельности деструктивных культов.
  7. Преступления, организованных или инициированных тоталитарными сектами и их адептами, как правило, не классифицируются правоохранительными органами в качестве таковых. При этом отсутствует государственная система учета подобных преступлений, что делает неосуществимым анализ реальной ситуации в сфере преступной деятельности тоталитарных сект. В связи с этим предлагаем ввести соответствующую систему учета и классификации в правоохранительных органах.
  8. Неблагоприятная ситуация имеет место в сфере учета случаев негативного воздействия деструктивных культов на здоровье и психику граждан, связанных с серьезными заболеваниями или даже летальными исходами. Предлагаем в структурах здравоохранения ввести учет случаев отказа от медицинской помощи по причинам сектантской мотивации (с указанием последствий подобного отказа), случаев причинения вреда здоровью в результате деструктивных культовых практик. Особому учету подлежат случаи психических расстройств, индуцированных пребыванием в тоталитарных сектах или их практиками.

Призываем средства массовой информации предупреждать граждан об опасности тоталитарных деструктивных сект, поскольку такая достоверная информация является надежной защитой от обмана и психологического насилия.

25 декабря 2007 г.
г. Одесса