СЕКТОВЕД. Сайт о сектах, лжеучениях, и деструктивных культах.
Сайт о сектах, лжеучениях,
и деструктивных культах
 
 
 
  • Главная
  • Новости
  • Энциклопедия
  • Статьи
  • Документы
    Материалы конференций
    Статьи из газеты "Православный миссионер"
    Трезвый взгляд
    Разное
    О сектоведении
    Политика и секты
  • О сайте
  • Вопрос-ответ
  • Ссылки
  • Поиск
  • Форум о сектах
  • Видео
  • Карта сайта

  •          

    Клайв Стейплз Льюис. Чудо



    Хостинг в Новосибирске
            Разное » «Альфа-Курс» и «православные харизматики»

    «Альфа-Курс» и «православные харизматики»

        Конец ХХ-го столетия показал, что Православная Церковь не обладает абсолютным иммунитетом против влияния неопятидесятничества[1]. Многие христиане, именующие себя православными, стали разделять взгляды как обновленчества начала ХХ века, так и неохаризматического «Движения веры». Распространение экуменизма лишь способствовало вовлечению православных мирян и священников в формирование такого нового явления, как «православное неопятидесятничество».
        За прошедшие тридцать лет оно нашло себе приверженцев среди американских греков, оформилось иерархически, и было воспринято в странах бывшего СССР раскольниками, пытающимися возродить обновленческое течение. Первым клириком РПЦ, который открыто вошел в богослужебное общение с неохаризматами, стал бывший священник Сергей Журавлев. После лишения сана и отлучения от Церкви он в 2002 г. основал собственную псевдоправославную секту неопятидесятнического типа, и в настоящее время пытается выдавать себя за православного архиерея[2].
        Отметим, что сам он не стремился покинуть РПЦ. Ведь истинной целью неообновленцев является не создание очередной маргинальной секты, а перерождение Русской Церкви изнутри. Именно поэтому уже после создания собственной секты Сергей Журавлев обратился к клирикам РПЦ МП с призывом к развязыванию «партизанской войны» внутри «православных юрисдикций»: «моя цель - не переманивать людей в мою юрисдикцию, моя цель - не создание какой-то одной православной деноминации. Это одна из моих целей. Но это не вся моя цель. Я прошу многих священников оставаться в своем патриархате, будь то Московский, или Киевском Патриархате. Но внутри этой структуры делайте все от вас возможное для ее реформации»[3].
        Как будто откликнувшись на такой призыв, уже в 2001 году в православной среде некоторые священнослужители стали проявлять признаки увлечения идеями обновленчества и неопятидесятничества одновременно. Среди них самой яркой фигурой стал известный молодежный миссионер игумен Евмений (Перистый) из Ивановской епархии, под влиянием которого стал возможен опыт внедрения в православную среду зарубежной миссионерской программы «Альфа-Курс».
        При рассморении этой темы важно уяснить два момента: каково происхождение «Альфа-Курса», и каковы результаты адоптации Альфа-Курса к православному контексту?
        «Альфа-Курс» - это цикл из пятнадцати встреч, на которые приглашаются новообращенные, люди, стремящиеся к вере или просто интересующиеся христианством. Все встречи курса проходят по одной схеме: проводится ужин в дружеской обстановке и обсуждаются такие темы как «Кто такой Иисус?», «Зачем Иисус умер?», «Зачем и как мне следует читать Библию?», «Как я могу быть исполнен Духом Святым?» и др.
        Приобщение к опыту проведения этого миссионерского «Альфа-Курса» в нашей стране началось в мае 2003 года. До этого православные по всему миру весьма настороженно воспринимали «Альфа-Курс».
        Среди российских миссионеров первым на вооружение «Альфа-курс» взяло молодежное движение «Свет Православия» при Макариев-Решемском мужском монастыре в Ивановской епархии. Здесь курс «Альфа и Омега» («православный аналог» молодежного «Альфа-Курса») проводился в 2005-2006 г. в формате семи двухдневных «уик-эндов».
        Впоследствии игумен Евмений (Перистый) возглавил т.н. православный «Альфа-проект» и постарался свой решемский опыт проведения молодежного «Альфа-Курса» внедрить в среду миссионеров РПЦ.
        Научно-практическая конференция «Современные методы миссионерской деятельности» открылась 12 октября 2006 г. в конференц-зале Паломнического центра Московского Патриархата в Москве. Её целью было ознакомление миссионеров РПЦ с западной методикой «Альфа-Курса». Доклады представили организаторы «Альфа-Курса» из Великобритании, а общей организацией конференции занимался игумен Евмений (Перистый). Выслушав несколько докладов гостей из Великобритании, Руководитель Саратовского отделения «Центра религиоведческих исследований» Александр Валерьевич Кузьмин предостерег участников конференции об опасности использования опыта «Альфа-Курса», указывая на его связь с «еретическим учением неопятидесятнических тоталитарных сект».
        Во время перерыва в работе конференции в фойе зарубежные гости брали у участников конференции интервью. У меня они почему-то поинтересовались об отношении  православного священника к говорению на иных языках.
        Все это немало удивляло, ведь в приглашении на конференцию мы видели слова об изучении миссионерского опыта Англиканской Церкви. Лишь позже выяснилось, что выступающие докладчики представляли лондонскую церковь Святой Троицы («Holy Trinity Brombton»), которая является англиканской общиной харизматического толка.
        Указанное недоразумение относительно конфессиональной принадлежности западных докладчиков возникло по той причине, что в сознании большинства россиян Англиканская церковь никак не ассоциируется с харизматическим движением. Однако в настоящее время фактически все классические деноминации (римо-католическая, пресвитерианская, епископальная (англиканская) и лютеранская церкви) охвачены т.н. Второй и Третьей «волнами пятидесятничества», в результате влияния которых в указанных церквях и деноминациях на официальном уровне было признано харизматическое движение. «Харизматическое обновление» еще в 60-х годах ХХ века проникло и в Англиканскую церковь. Описан случай, когда англиканский священник во время схождения на него «духа» «катался по полу и ревел, как лев»[4].
        Вопреки декларируемому мнению секретаря-координатора православного миссионерского проекта «Альфа» Натальи Владимировны Пономаревой, будто «Альфа-курс - это миссионерская система, родившаяся в недрах традиционного крыла Англиканской Церкви»[5], мы можем утверждать, что к зарождению «Альфа-Курса» англиканская традиция не имела никакого отношения. Вхождение в Англиканскую церковь было почти случайным событием для «почти независимой церкви» из англичан, переживших «чудесное обращение ко Христу», и отличавшихся особой «духовной жизнью», которой на тот момент не было «в государственной церкви Англии», - так повествует об этом газета «Альфа-Новости»[6]. Можно предположить, что здесь с помощью эвфемизмов описано возникновение харизматической группы, впоследствии не без колебаний присоединившейся к Англиканской церкви, принеся с собой опыт Альфа-собраний.
        Многое указывает на то, что «Альфа-Курс» фактически основан харизматами, и в настоящее время представляет собой неохаризматическое явление. Пребывание руководителей этого курса в лоне Англиканской церкви сопряжено с несомненной принадлежностью неопятидесятническому «Движению веры». Поэтому ссылки на традиционность этой англиканской программы не имеют под собой оснований. Ничего традиционно англиканского «Альфа-Курс» не содержит.
        Дальнейшее изучение рекламных проспектов «Альфа-Курса» и пособий по проведению этого курса в Москве показало, что харизматическая община Holy Trinity Brompton начала внедрение «Альфа-Курса» в России через московскую неопятидесятническую религиозную организацию «Роса»[7].
        Именно здесь занялись переводом пособий «Альфа-Курса» на русский язык и распространением опыта его проведения среди неохаризматических и постпротестантских общин России (впоследствии к проведению «Альфа-Курса» присоединились католики и православные).Об этом свидетельствуют переведенные с английского и изданные «Росой» пособия для проведения «Альфа-Курса» в России. В частности, в пособии по проведению молодежного «Альфа-Курса»[8] второй копирайт закреплен за РОСХВЕ МХХЦ «Роса», рег. Мин. юст. №1127 от 31.12.1999 г. (Российский Альфа Офис 2006).
        В статье «История Московской Альфы» Марина Савельева (супруга «епископа» МХХЦ «Роса» Павла Савельева) подтверждает связь «Альфа-Курса» с т. н. «Торонтским благословением»: «…это был 1995 год, все еще продолжали смеяться, падать и т.п., то есть обновление – «благословение Торонто» шло полным ходом, и именно эта англиканская церковь, НТВ [Holy Trinity Brompton], была широко разрекламирована в средствах массовой информации как «смеющаяся церковь», где люди часами лежат на полу и с ними происходят потрясающие вещи»[9].
        «Роса» именуется «Московской христианской харизматической церковью» как на собственном сайте[10]на том же сервере, что и сайт МХХЦ «Роса» ())., так и на официальном сайте РОСХВЕ[11], презентуя себя при этом как «Центральный Альфа офис в Москве». О самом тесном сотрудничестве «Альфа офиса» и МХХЦ «Роса» говорит и тот факт, что Веб-сайт «Российского Альфа Офиса» (www.i4j.net/alpha/) расположен http://i4j.net/rosa/tiki-index.php
        На православной конференции «Современные методы миссионерской деятельности» я приобрел распространяемое там «Руководство для лидеров молодежных групп» по проведению «Молодежного Альфа курса». Как оказалось, оно было издано МХХЦ «Роса» и представляет собой пособие по вовлечению молодежи в харизматическую секту.
        Это «Руководство» содержит следующие отзывы молодых людей, прошедших «Альфа-Курс»: «Я получила крещение Духом Святым – теперь я настоящая христианка!»[12]. «Помню, я вставил кассету в плеер, и меня просто «снесло» присутствием Святого Духа, которое, казалось, заполнило мою комнату. Это был самый первый раз, когда я пережил присутствие Святого Духа»[13].
        Далее в указанном пособии прямо утверждается, что одной из важнейших частей молодежной «Альфы» – «уик-энд со Святым Духом»[14] (примечательно, что выражение «уик-энд Святого Духа» употребляется и участниками православной версии «Альфа-Курса»). Во время проведения таких однодневных выездов на природу с молодежью проводятся беседы на темы «Кто такой Святой Дух?», «Что делает Святой Дух?», «Как я могу быть исполнен Святым Духом?»[15].
        На второй и третьей беседе в рассуждениях о прочих «духовных дарах» особо говорят о «даре говорения на иных языках»[16], и о том, что происходит, когда люди переживают присутствие Святого Духа (что можно расценивать как психологическую подготовку молодых людей к последующему принятию такого «дара»). Одним из результатов «исполнения Духом» в рассматриваемом пособии названо получение «нового языка хвалы, который иногда называют даром говорения на языках. Это особенный молитвенный язык»[17]. Важно отметить, что этот «замечательный дар» здесь представлен как «еще один способ прославлять Бога на языке, который мы не понимаем, но который помогает непосредственно общаться с Господом»[18]. Древнее понимание даров Пятидесятницы как возможность распространения Благой Вести среди непросвещенных Светом Христовой Правды народов на их родном языке чуждо авторам «Альфа-Курса».
        Пособие рекомендует «находиться в ожидании Бога»[19], «всем вместе громко молиться Богу»[20] и «использовать разнообразные способы, чтобы молитвенное собрание проходило мощно и эмоционально»[21]. Среди этих способов – использование «приемлемой музыки» («постарайтесь отыскать хорошего ударника или опытного барабанщика, который будет сопровождать поклонение»[22]).
        Содержание этих пособий можно охарактеризовать как типично неопятидесятническое[23]. Здесь излагаются идеи, совершенно чуждые православному учению: экуменическое понимание Церкви, уверенность в том, что любой человек может безо всякой подготовки получить дар исцеления больных, наконец, здесь преподносится учение об исполнении Духом Святым со знамением иных языков, а фактически - глоссолалии.
    Именно эти пособия раздавались и продавались участникам Научно-практической конференции «Современные методы миссионерской деятельности», проходившей в октябре 2006 года в Москве.
        Все эти факты о неохаризматическом происхождении «Альфы» были скрыты от Священноначалия и миссионеров РПЦ. Такое стремление утаивать подробности о деноминационной принадлежности является признаком скорее тоталитарной сектантской организации, чем традиционной инославной церкви[24].
        Примечательно, что в Специальном определении конференции «Тоталитарные секты - угроза XXI века» сказано, что «неопятидесятническое харизматическое «Движение веры» представлено в нашей стране разноименными сектами, среди которых упоминаются «Церковь новое поколение» и «Роса». В «Итоговом документе» указанной конференции «неопятидесятники, в том числе такие секты как «Роса», отнесены к «наиболее известным и опасным современным деструктивным культам»[25].
        Относительно же возможности сотрудничества православных пастырей с предствителями неохаризматического движения сказано, что «у Церкви не может быть ничего общего с харизматиками, и всякий православный пастырь, вступающий с ними в контакт, тем самым отдает стадо Христово на растерзание хищным зверям… Люди, разделяющие учение этих сект, а тем более так или иначе способствующие их распространению, отлучили себя от Церкви Христовой»[26].
        Возникает недоумение: неужели православный игумен не знал этого? Возможно, здесь могло сказаться отсутствие духовного образования, ведь игумен Евмений (Перистый) окончил лишь среднюю школу. 
     
        По сравнению с вопросом происхождения «Альфа-Курса» не менее важным является анализ результатов его реформирования для использования в Православной Церкви.
        В ответ на сомнения собравшихся на конференцию в 2006 году миссионеров РПЦ игумен Евмений заявил, что не видит никаких противопоказаний для православных в использовании «Альфа-Курса».
        А после справедливой реплики о несовместимости глассолалии с Православием, отец Евмений достаточно натужно произнес: «Мне приходится балансировать «Молодежный Альфа-Курс» между консервативным взглядом Православной Церкви и широкой экуменической позицией протестантов. Мы можем убрать из методики то, что нас смущает, чтобы использовать ее как инструмент. Хотя мы прекрасно знаем, что действие Святого Духа многократно описывалось православными авторами в сходных выражениях»[27].
        Для того, чтобы разобрться, как игумен Евмений (Перистый) убирал из методики «Альфа-Курса» то, что смущает православного священника, можно изучить следующие источники:
    • видеоматериалы курса «Альфа и Омега», проводившегося молодежным движением «Свет Православия» при Макариев-Решемском мужском монастыре в Ивановской епархии в 2005-2006 гг.;
    • «Рабочие материалы» Научно-практической конференции «Современные методы миссионерской деятельности», подготовленные для раздачи участникам указанной конференции в октябре 2006 г.;
    • материалы сайта «Свет Православия»[28];
    • отзывы на внедрение «Альфа-Курса» в РПЦ (итоговые документы круглых столов, конференций, а также заявления отдельных священнослужителей и мирян-миссионеров).
        Анализ видеоматериалов о проведении курса «Альфа и Омега» в Макариево-Решемской обители автором данного исследования привел к следующим результатам.
        Ведущие молодежных семинаров выражали нетрадиционное отношение к молитвенному правилу православного христианина, говорили об ожидании чудес и откровений «здесь и сейчас». Вниманию участников предложено такое понимание Церкви, которое можно назвать «экклесиологическим несторианством»: якобы существуют два измерения Церкви - Божественное и человеческое, которые в современной церковной реальности почти не пересекаются. Поэтому главной задачей для неофитов игумен Евмений ставит не приобщение к Церкви как Богочеловеческому организму, а поиск Бога в Его церкви[29]. Всем участникам семинара предлагалось новое учение об исцелении больных: будто каждый участник семинара может возлагать руки на больных и молить Бога Отца во имя Иисуса Христа об исцелении страждущего. Напомню, что именно так предлагает поступать и неохаризматический проповедник Осборн Т. Л.: «Каждый верующий может возлагать руки на больных и обетование гласит: они (больные) будут здоровы»[30].
        По словам игумена Евмения, «Бог благословляет человека здравствовать (т.е. быть здоровым) и преуспевать. Очень часто мне приходилось сталкиваться с такими убеждениями, совершенно сумасшедшими, что якобы «болезнь от Бога», что «Богу выгодно, когда люди болеют и скорбят»[31].
        Последняя фраза, очевидно, представляет собой манипуляцию сознанием, т.к. не позволяет слушателям усмотреть иные альтернативы такому «садистскому» описанию Бога. При этом как будто забываются многочисленные факты из жизни подвижников и даже грешников, показывающие благотворность болезни в жизни человека[32].
        По мнению игумена Евмения «физические клетки полностью зависят от наших убеждений»[33], а значит, выздоровление человека обязательно последует вслед за «позитивным мышлением» последнего.
        С медицинской точки зрения существует целый класс психосоматических заболеваний, однако учение Церкви признаёт существование и таких болезней, которые прямо попущены Промыслом Божиим, или являются следствием конкретной страсти. А редукцию причин всех болезней к «непозитивному мышлению» невозможно согласовать с опытом великих подвижников благочестия, страдавших от болезней многие годы (преподобные Амвросий Оптинский[34] и Иов Многоболезненный Печерский).
        Параллель с неохаризматической «теологией здоровья и процветания» проявилась и в учении игумена Евмения о финансовом процветании: «Мышление недостатка – грешное. Некоторые думают, что Богу нужно, чтобы человек был нищим, разбитым или нищим»[35]. И в этом случае как единственная альтернатива подразумевается неопятидесятнический тезис будто «мы должны преуспевать и быть здоровыми», так как «Бог хочет, чтобы мы процветали»[36].
        В своем интервью газете «Приволжская Правда» игумен Евмений (Перистый) изложил свой взгляд на процветание христианина в полном соответствии с «теологией благополучиия» неохаризматических сект: «Но существует иной уровень, этикет, когда ты благословляешь [«благословлять» на сленге неохаризматов означает «одаривать деньгами». – авт.], отдаешь деньги просто от избытка своего сердца, потому что ты ценишь, уважаешь и любишь то, на что жертвуешь. Если Бог, наш Отец - Царь, значит мы - царские дети… Поэтому: не мысли как нищий, мысли как царский сын. А Царское завещание такое: если ты любишь Господа, у тебя будут обилия и избыток в доме. Если ты любишь Господа, если ты любишь заповеди Его, если ты поклоняешься Ему, знай, что Бог любящим Его будет устраивать избыточную, благословенную, стабильную, защищенную жизнь. Если у нас нет обилия и избытка в жизни, то надо пересмотреть - крепко ли я Бога люблю, может у меня кризис в отношениях с Богом и я должен что-то исправить. «Обилие и богатство в доме его». Это то, что верующему и чтущему Бога человеку принадлежит по праву»[37].
        Выражение «принадлежит по праву» также характерно для «Теологии процветания», последователи которой буквально требуют у Господа финансовое благополучие. Кеннет Е. Хейгин, например, пришел к выводу, что «самая эффективная молитва – это настаивать на своих правах. Я так и молюсь: Я настаиваю на своих правах[38]
        Дальнейший анализ видеоматериалов показал, что относительно даров Духа и знамений в этой беседе игумен Евмений (Перистый) делает поразительные выводы, , говоря о значении дара языков не в согласии со святоотеческой традиции как о  «новом иностранном языке», а в соответствии с воззрениями харизматического движения, где «иной язык» воспринимается лишь как форма молитвы нечленораздельными фразами.
        Еще одно положение вероучения неохаризматов (о «вечном спасении») выразила ведущая семинара Анна Никишина: «Если я верю во Христа, и сказано: «всякий верящий в Меня спасется», то по-любому я уже спасена. Я автоматом…. Свободный вход в Царствие Божие мне обеспечен. Я уже с Богом»[39].
        Наряду с таким неопятидесятническим уклоном в беседах с молодежью особое внимание привлекает позиция ведущего семинара «Альфа и Омега» в отношении к Русской Православной Церкви. Наступившее разочарование игумена Евмения в современном состоянии Церкви, в сложившемся положении «внутри своей Церкви как организации»[40], передалось и молодым участникам рассматриваемого семинара, некоторые из которых стали проявлять признаки донатистских воззрений. Миссионерский курс, призванный помочь молодому человеку присоединиться к Телу Церковному и жить в Церкви, к сожалению, стал причиной формирования у части его участников воззрения на Церковь как человеческую организацию, наполненную неискренними псевдохристианами, которые не разделяют высоких стремлений основателей «Альфы и Омеги». Иначе как сектантским такой подход назвать невозможно.
        Самые удивительные слова о Русской Церкви при этом произнесла молодая девушка, которая общалась с игуменом Евмением более полугода: «Я не доверяю нашей Российской Православной Церкви. Я не доверяю. Я не хочу быть в той Церкви, которая у нас сейчас есть. Вот это здесь [семинар в Решме. – авт.] – это здесь. Это у меня с Церковью нашей никак не ассоциируется… В остальных церквях – это Русская Православная Церковь. Но там и здесь – совершенно разные вещи. Там... я не доверяю. Извините, туда я не пойду… Не доверяю, не нравится, не могу... Если меня отдельно поставить от Русской Православной Церкви, то я – Церковь… но я отдельно…»[41].
        Подобное свидетельство мы получили от преподавателя психологии ПСТГУ Якимчук О.В.: «одна девчонка откровенно сказала, что поняла, что Церковь и вправду не нужна – радостно так сказала – все проводили ее недоуменным взглядом. Смотреть на это было больно и страшно, особенно оттого, что для многих это может быть непоправимо!»
        Назвать это плодами православной миссии невозможно.
        Одного из своих ближайших сподвижников игумен Евмений склонял в протестантизм следующими высказываниями: «Ну да, познакомятся люди со Христом лично, и куда они придут? В эту мертвую и построенную на обрядах РПЦ?». Однажды у этого послушника, проведшего в Макариев-Решемском мужском монастыре два года, произошел следующий диалог с игуменом Евмением (Перистым):
        «- А что же ты с такими взглядами делаешь в РПЦ?
        ... на что он ответил:
        - А вот это хороший вопрос[42].
        Таким образом, можно констатировать, что участники семинара в с. Решма переняли воззрение на Церковь как на умирающий человеческий институт[43], который противостоит «чудесной жизни с Иисусом» или даже затмевает её. При этом участники убеждены, что сами-то они точно рождены свыше и призваны Богом вдохнуть новые силы в погибающую в обрядоверии Русскую Церковь, призваны стать пророками: «Бог хочет что-то сказать всей Церкви через нас: через меня, через тебя»[44].
        Проведение курсов «Альфы и Омеги» прекратилось в начале 2006 г.  В начале февраля 2006 года епархиальный совет Ивановской епархии обвинил игумена Евмения в неправильном ведении монашеской жизни и в протестантизме[45]. После этого игумен Евмений со своими единомышленниками спешно покинул монастырь. «Молодёжная группа (около 10 человек) стала собираться в частной квартире, издательство прекратило свою работу, а реабилитационный центр для наркоманов был распущен (8 человек были отправлены домой). Как отметил отец Евмений «Церкви все его начинания оказались неинтересны, и всё было в одночасье ликвидировано»[46].
         Впоследствии на имя главы администрации Кинешемского района поступило обращение местных жителей (270 подписей), в котором было отмечено, что деятельность игумена Евмения, «стоящего далеко не на православных позициях» в с. Решма была почти открыто сопряжена с деятельностью церкви евангельских христиан «Единство»[47].
        Свидетельства, собранные автором данного исследования, также говорят об очень тесном сотрудничестве игумена Евмения с неохаризматическим движением (вплоть до причащения их адептов). «Харизматическая церковь» «Новое поколение» преподносилась молодым посетителям обители как образцовая «церковь будущего», а ее лидера – Алексея Ледяева – как пастора, говорящего на иных языках и достойного подражания. Примечательно, что подобные «откровения» получали не рядовые посетители семинаров, а лишь «избранные» молодые люди, которые с точки зрения игумена Евмения (Перистого) могли вместить новое учение и принять харизматические мистические практики (с возложением рук харизматов и молитве о «схождении Духа»). Пастор московской «Росы» Павел Савельев в разговоре со мной подтвердил собранные свидетельства о том, что проходившие «Альфа-Курс» православные молодые люди приобрели опыт говорения на иных языках, хотя они это тщательно скрывали.
        Но свидетелями являются не только моложые участники семинаров в Макариев-Решемском мужском монастыре. О многом говорят сами тексты, составленные игуменом Евмением.
        В числе информационных материалов, розданных организаторами конференции всем участникам, был сборник цитат православных авторов, подобранных специально по 15 темам «Альфа-курса»[48].
        В преамбуле к опубликованным «Рабочим материалам конференции» составители пояснили, что данный сборник восполняет недостатки основного учебного пособия «Альфа-Курса» – книги Никки Гамбла «Вопросы Жизни»: «поскольку для православного сознания ссылки на католических и протестантских богословов в вопросах веры могут показаться неприемлемыми, мы посчитали необходимым составить в качестве пособия к Православному «Альфа курсу» сборник цитат из православных источников: святых отцов, современных православных богословов, русских писателей и поэтов».
        Рассмотрение структуры и методики цитирования источников указанного сборника показывает, что она почти полностью соответствует типовому «Альфа-Курсу» из 15-ти занятий (в названиях глав допущены минимальные перестановки местами). По образному выражению самого игумена Евмения здесь одно и то же содержание было преподнесено в новой «упаковке».
        Анализ приведенных текстов показывает, что многие из них содержатся в подборке цитат Официального сайта Просветительского центра и издательства «Свет Православия»[49], возглавляемого игуменом Евмением. Подбором цитат занимался сам игумен Евмений (Перистый)[50], а также некий Андрей Горяйнов. «Записную книжку»[51] последнего автора можно называть «программой неообновленца», так как здесь в имплицитной форме содержатся призывы по-новому (в протестантском ключе) смотреть на основы иерархического устройства Православной Церкви, на литургические особенности, принцип почитания святых и мощей святых угодников, и многие иные стороны жизни современного Православия.
        Умело манипуляруя вырванными из контекста цитатами, авторы этого сборника пытались обосновать свои воззрения на необходимость православному человеку обладать дарами языков, и исцелений, а также мысль, будто Священное Писание может «истолковать» самый простой человек. Об использовании святоотеческих толкований как традиционном методе православной экзегезы Писания в указанной подборке цитат не нашлось ни одного высказывания.
        В главах «Что делает Дух Святой?» и «Как я могу быть наполнен Святым Духом?» поднимаются вопросы, касающиеся мистических практик. Здесь приводятся цитаты, призванные подвести читателя к принятию мысли о том, что всякая душа, вдохновленная «от сильного стремления к Богу становится достойной пророческого дара».
        В одном из своих интервью игумен Евмений (Перистый) так пояснил свой взгляд на дары Духа: «чтобы быть компетентным в этом вопросе, стоит внимательно изучить 14 главу Послания к Коринфянам св. Апостола Павла, где речь идет о древнем даре иных языков, который был тогда дарован всей Церкви. … В современной православной практике он не принят… Но при этом, излагая тему духовных даров, разумеется, мы можем упомянуть о тех дарах Духа Святаго, которые упомянуты у апостола Павла»[52].
        Тем не менее, внимательное рассмотрение 10-й темы показывает, что «дар языков» здесь не просто «упоминается»: почти на 50% она посвящена обсуждению значимости глоссолалии. Из 22-х отрывков в этой главе 12-ть прямо затрагивают вопрос говорения на «иных языках». Этот неслучайный факт можно объяснить лишь убеждением составителя сборника в том, что «дар языков» не прекратился в Церкви, и доступен в наше время.
        В общении с православной молодежью игумен Евмений (Перистый) высказывает мысль, что дар языков, являясь православным феноменом, существовал на протяжении всей истории Церкви, и был как бы «похищен» сектантами-глоссолалами у Церкви. Чтобы восполнить такую «потерю» ему пришлось пригласить адептов МХХЦ «Роса» в свой монастырь, и вместе с ними молиться и возлагать руки на «избранных» православных людей (что категорически воспрещается церковными канонами), дабы и они стали причастны этому «утерянному» дару Духа.
    Подход составителя сборника к феномену глоссолалии весьма коррелирует с позициями неопятидесятников, отрицающих в чуде Пятидесятницы возможность апостолов вести проповедь на иностранном языке. Тем самым «дар иных языков» редуцируется к «возможности говорить с Богом», а заодно устраняется «недоразумение», связанное с отсутствием научно доказанных способностей говорения на известных науке языках без соответствующей лингвистической подготовки.
        Рассмотрение приведенных в главе «Как я могу быть наполнен Святым Духом?» отрывков показывает, что ее составитель придерживается следующих позиций:
    • все дары Божьи, упоминаемые в Новом Завете (включая дар языков) доступны современным православным христианам;
    • отсутствие проявлений некоторых благодатных даров вызвано «отвлечением» православных на иные проявления Духа и «невостребованностью», не осознанием их важности для духовной жизни;
    • существование «подделки» под апостольскую глоссолалию само по себе говорит о наличии «оригинала», т.е. об обладании православными христианами истинного дара языков;
    • дар языков рассматривается как высшая возможность общения с Богом, а не как средство проповеди.
        В приводимых здесь текстах поражает обилие таких терминов и оборотов, как «харизматические лица»[53], «харизматическое богослужение», «поется и говорится харизматиками»[54]. В настоящий момент подобные термины уже стали «техническими» (обозначают феномены пятидесятнических и неохаризматических сект), поэтому подобное цитирование без особых оговорок способно создать впечатление общности духовного опыта древних христиан и адептов современных харизматических сект.
        Цитирование рассмотренных весьма спорных текстов в сборнике, предназначенном для далеких от Церкви людей, можно обозначить как попытку профанирования мистического опыта Церкви, низведения его на уровень нервно-душевного возбуждения, свойственного харизматическим сектам. Возможным последствием воплощения в жизнь описываемых в данном сборнике духовных практик для неподготовленного человека можно считать впадение в экстатические состояния (включая т.н. «падение в Духе»), формирование феномена «прелести», о котором предупреждают святые отцы, и, как следствие, попадание в ряды адептов неохаризматических сект.
        Подобные цели пытается достичь составитель и в 13-й главе «Исцеляет ли Бог сегодня?». В указанной теме составитель предлагает рассмотреть следующие тезисы:
    • Бог исцеляет сегодня также, как и в первоапостольские времена;
    • исцеление больных является поручением Христа всем Своим ученикам.
        Для этого предлагается:
    • вдохновлять слушателей молиться друг за друга об исцелении;
    • открывать и показывать, каким образом нужно молиться об исцелении;
    • привести свидетельства современных случаев исцелений;
    • рассказать о молитве за исцеление с возложением рук[55].
        Из приводимых цитат читатель может извлечь мысль, будто дар исцелений ныне доступен любому верующему, поэтому каждый православный христианин подобно преподобному Серафиму Саровскому может и даже обязан дерзновенно просить исцеления у Бога, возлагая на болящего руки. Обычай неохаризматов возлагать руки на голову человека с молитвой о сошествии Святого Духа преподносится здесь в качестве нормативного. Это особо выделяется в рассказах о чудесах исцелений праведного Иоанна Кронштадского[56], хотя преподание благословения с возложением рук в православной традиции осуществляют лишь архиереи и священники.
        В этой теме особый акцент делается на единении христиан в Церкви, однако под понятие Церкви, очевидно, подпадает не только истинная Церковь Христова в нашем понимании. Можно лишь сожалеть, что такие сложные богословские вопросы, как отношение к инославию, границы Церкви, соотношение Тела Христова с каноническими границами Церкви, в ходе бесед «Альфа-Курса» упрощаются, искажаются и извращаются.
        Таким образом, указанный сборник представляет собой синкретическое собрание цитат святых отцов и известных проповедников, служащее оправданию неохаризматический устремлений его составителей.
        Все эти неопятидесятнические проявления в деятельности игумена Евмения (Перистого) не могли укрыться от внимания Церкви.
        Относительно возможности адаптации «Альфа-Курса» к условиям нашей Церкви определенно высказался известный пастырь протоиерей Димитрий Смирнов. В прямом эфире Радио «Радонеж» на вопрос об отношении к проведению «Альфа-Курса» или программы «Путь» игумена Евмения он ответил следующим образом: «Это направление рождает неправославную духовность. Понаблюдав за тем, что там происходит, я понял, что это нам русским людям совсем не подходит. Поэтому те практики, которые игумен Евмений пытается внедрить, на мой взгляд, они совершенно неприемлемы»[57].
        Оценку Священноначалия Русской Православной Церкви усилий по адаптации «Альфа-Курса» к православному контексту высказал на ежегодном Епархиальном собрании г. Москвы 24 декабря 2007 года викарий Святейшего Патриарха архиепископ Истринский Арсений. Он назвал «Альфа-курсы» и все сборища игумена Евмения (Перистого) деятельностью «младостарцев», использующих для воздействия на людей разные приемы из актива сектантских и шаманских образований (в том числе притоптывания, приплясывания, дешевые песенки и шутки на грани богохульства). Патриарший викарий высказался за выявление лиц, пренебрегающих церковным Уставом и традицией Церкви, и ходатайство к Святейшему Патриарху об освобождении их от непосильного для них бремени исполнения Устава.
     
        Проведенное исследование показало опасность внедрения т.н. «Альфа-Курса» в РПЦ. Собранный материал позволяет сделать вывод, что организаторы «православного Альфа-Курса» (иное название – «Путь») систематически вводили в заблуждение архиереев и священнослужителей РПЦ. Изначальное предложение использовать западную миссионерскую программу для православной миссии, «наполнив форму «Альфы» православным содержанием», не привело к формированию творчески переработанного и глубоко утвержденного в православной традиции миссионерского курса, хотя именно в этом пытались убедить священноначалие РПЦ сторонники его внедрения в российскую миссионерскую практику. По мнению игумена Евмения (Перистого) «Альфа-Курс» был застрахован от иностранной экспансии: «мы не знаем англиканского богословия, специфического протестантского языка, поэтому, естественно, будем наполнять эти встречи православным содержанием, тем более что вечера будут проходить при храмах, открывать их будет священник и т.д[58]. Однако рассмотрение опыта «адаптации» «Альфа-Курса» к нуждам православной миссии показало, что его внедрение привело к проникновению в РПЦ неохаризматических идей и мистических практик, прикрытых авторитетом православных священников и вырванных из контекста цитат святых отцов. Как верно заметил Александр Кузьмин, «проповедуемое под видом «простого ознакомления с другой миссионерской традицией» концепция «Альфа-Курса» явно придерживается неопятидесятнического учения, которое  является неприемлемым для православного христианина и тем более православного миссионера».
        Аналогичная деятельность православного священника Сергея Журавлева в свое время привела к его запрету, лишению сана и отлучению от Церкви[59]. Однако созданный игуменом Евмением (Перистым) режим секретности, когда к «новым формам духовности» приобщается лишь самый близкий круг его единомышленников, когда «избранные» «принимают Духа» и говорят на «языках», а «внешние» об этом могут почти не догадываться.
        Как и в секте Сергея Журавлева, в этом случае неохаризматические идеи камуфлируются заверениями об укорененности в православной традиции, цитатами из Священного Писания и святых отцов.
        При внедрении программы «православного Альфа курса» наряду с самым тесным сотрудничеством с неохаризматами (в частности, с такими известным неохаризматическим проповедником, как Павел Савельев) произошло смещение заявленных аспектов: вместо адаптации протестантского содержания к православным формам миссии внедрялся типично неопятидесятнический опыт, замаскированный в православные миссионерские приемы (организация трапез, искренний диалог и т.д.). Сама по себе попытка преподнесения харизматического содержания в православной «обертке» является указанием на приверженность организаторов этого псевдоправославного курса сектантским приемам манипулирования сознанием.
        Рассматриваемый «православный аналог» «Альфа-Курса» имеет следующие существенные признаки неохаризматического движения:
    • стремление к сверхъестественным переживаниям (когда присутствие Бога можно почувствовать физически), ожидание чудес и откровений от Бога;
    • убеждение в том, что христианин должен процветать физически и в финансовом отношении, следуя «позитивному мышлению» (т.н. «Теология процветания» как характерный атрибут учения неохаризматического «Движения веры»);
    • использование музыкальных инструментов на молитвенных собраниях;
    • исполнение человека Духом Святым предполагает экстатические состояния, в частности, глоссолалию;
    • неохаризматический сленг и полное отсутствие указаний на молитвенный опыт призывания помощи Божией Матери и угодников Божиих.
        Немаловажным является факт распространения на указанных курсах радикальных экуменических идей, способствующих формированию ложных экклесиологических принципов, подрывающих веру в Единство и Кафоличность Церкви Христовой.
        Мы можем констатировать реальную опасность распространения в лоне РПЦ практик неопятидесятнического толка под видом прогрессивных миссионерских программ и методик, наспех закамуфлированных в одежды православной традиции. 
        Особое внимание обращает на себя факт некритического стремления некоторых православных христиан к обладанию дарами Духа и игнорирующих основы православного аскетического учения. Не очистившись от страстей, эти люди стремятся без нравственного подвига достичь духовных высот и неизбежно впадают в прелесть.
        Таким образом, опыт создания современного миссионерского курса на базе неохаризматического «Альфа-Курса» следует признать несостоявшимся. Подобным псевдоправославным формам миссии должны прийти на смену глубоко утвержденные в православной традиции миссионерские подходы, в которых Апостоличность Церкви являет себя в неразрывной связи с Ее Святостью, Единством и Кафоличностью, «ведь искажение или умаление одного из этих качеств искажает саму реальность Церкви»[60].
    Священник Александр Усатов


    [1] Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Изд. 3-е. – Нижний Новгород, 2002, с. 562
    [2] Усатов Александр, свящ. Путь лжеархиерея Сергея Журавлева: неопятидесятничество восточного обряда. Текст расположен на сайте http://missioner.kuraev.ru/index.php?option=com_docman&task=doc_download&gid=533&Itemid=47
    [3] Интервью с Владыкой Сергием. Текст расположен на сайте «Посольства Божьего» http://www.godembassy.org/ru/clnd/clnd_recive.php?show=16
    [4] Новак Адольф. Харизматическое движение. Свет на Востоке, 1995, с. 46
    [5] Журавлева Анна. «Альфа-курс» спешит на помощь. Текст расположен на сайте http://www.pravoslavnu.ru/stat/27.html
    [6] Альфа-Новости (приложение к газете «Харизма»). 2005 г. №1 (41), с. 2
    [7] «…разработан курс протестантами, а практикуется и распространяется англиканской общиной харизматического толка «HolyTrinityBrombton», располагающейся в Лондоне… одной из основательниц Альфа-движения в России стала московская протестантская харизматическая церковь «Роса», которой руководит епископ Ассоциации «Харизма» РОСХВЕ Павел Савельев. Церковь «Роса» и сейчас проводит Альфа-конференции по всей России и сотрудничает с общиной «HolyTrinityBrombton»». Цит. по: Лункин Роман. Патриархия вызывает Альфу. Высокие православные функционеры апробируют новую миссионерскую стратегию для «простого народа». Текст размещен на сайте РОСХВЕ http://www.cef.ru/3/a/1877/
    [8] Молодежный Альфа курс. Руководство для лидеров молодежных групп. – Чебоксары: РОСХВЕ МХХЦ «Роса» с. ii
    [9] Савельева Марина. История Московской Альфы. Текст расположен на сайте http://www.orc.ru/~alphamos/nwin/rusalpha.htm
    [10] Сайт Московской христианской харизматической церкви «Роса» http://i4j.net/rosa/tiki-index.php
    [11] Официальный сайт РОСХВЕ http://www.cef.ru/3/a/2017/
    [12] Молодежный Альфа курс. Руководство для лидеров молодежных групп. – Чебоксары: РОСХВЕ МХХЦ «Роса», 2006, с. 4
    [13] Молодежный Альфа курс…, с. 46
    [14] Молодежный Альфа курс…, с. 5
    [15] Молодежный Альфа курс…, с. 81, 83, 85
    [16] Молодежный Альфа курс…, с. 84, 85
    [17] Молодежный Альфа курс…, с. 85
    [18] Молодежный Альфа курс…, с. 132
    [19] Молодежный Альфа курс…, с. 48
    [20] Молодежный Альфа курс…, с. 35
    [21] Молодежный Альфа курс…, с. 36
    [22] Молодежный Альфа курс…, с. 46
    [23] Среди них необходимо отметить книгу Никки Гамбла «Рассказывая другим», в которой описываются случаи падения на пол от могущественного воздействия «силы Божией» (с. 32), а также переживания «сошествия Святого Духа», сопровождавшегося ощущениями «волн электричества и волн жидкой любви» (с. 33). Цит. по: Можно ли соединить харизматизм с Православием? Текст расположен на сайте http://orthodoxy.org.ua/ru/po_eparhiyah/chernivetska/2006/10/26/4178.html
    [24]«Используют неопятидесятники и конфессиональную псевдонимность: нередко на вопрос о религиозной принадлежности они именуют себя «просто христианами». Такая позиция является откровенной ложью, используемой для введения вербуемых граждан в заблуждение». Цит. по: Материалы международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты – угроза XXI века». – Н. Новгород: Изд-во Братства св. Александра Невского, 2001, с. 270
    [25] Ibid, с. 267, 269
    [26] Ibid, с. 273
    [27] Кузьмин Александр. «Альфа курс» в овечьей шкуре. Текст размещен на Информационно-аналитическом сайте по проблеме тоталитарных сект http://www.anticekta.ru/News/2006/06-10/20.10.06.html
    [28] Сайт «Свет Православия» http://www.reshma.nov.ru/
    [29] Видеозапись курса «Альфа и Омега». 1 выпуск, 1 диск. Время на диске 50:34
    [30] Осборн Т. Л. Исцеление больных. Живая классика. – К: ФАРЕС, 2000, с. 65
    [31] Ibid. Время на диске 18:55
    [32] Осмыслению христианского взгляда на болезни посвящена 8-я глава труда Шиманского Г.И. Учение святых отцов и подвижников Православной Церкви о борьбе с главными греховными страстями и о добродетелях. – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006, с. 472-518
    [33] Видеозапись курса «Альфа и Омега». 6 выпуск, 1 диск. Время на диске 01:45:15
    [34] «Бог лучше нас знает, кому какая пригодна болезнь для очищения страстей и согрешений». Цит. по: Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского. – М.: «ДАРЪ», 2006, с. 29
    [35] Видеозапись курса «Альфа и Омега». 6 выпуск, 1 диск. Время на диске 50:20 .
    [36] Кеннет Коупленд. Законы преуспевания. – Минск: КСР, 2002, сс. 7-8, 38
    [37] О деньгах, христианстве и преодолении нищенской философии. Интервью игумена Евмения Татьяне Авакумовой, корреспонденту газеты «Приволжская Правда». Текст размещен на сайте http://www.korea.pravoverie.ru/content/view/327/42/
    [38] Кеннет Е.Хейгин. Власть верующего. – Минск: Издательство Библиотеки веры, 2002, с. 25
    [39] Видеозапись курса «Альфа и Омега». 7 выпуск, 1 диск. Время на диске 31:00
    [40] Видеозапись курса «Альфа и Омега». 6 выпуск, 2 диск. Время на диске 24:40-50
    [41] Ibid. Время на диске 02:14:28.
    [42] Текст свидетельства бывшего послушника игумена Евмения (Перистого) размещен на сайте http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=67384.new;topicseen#new
    [43] «Реформаторы» восприняли Церковь как материал для своих творческих экспериментов: своими героическими усилиями они призваны оживить Церковь, которую они считают не то мертвой, не то параличной. А «материал»-то оказался не мертвым. Церковь оказалась живой». Цит. по: Кураев Андрей, диакон. Обновление традиции. Выступление на Международной богословской конференции «Живое предание» (Москва, октябрь 1997 г.). Текст размещен на сайте http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/330,print.php
    [44] Видеозапись курса «Альфа и Омега». 6 выпуск, 2 диск. Время на диске 02:13:50
    [45] Лункин Роман. Решемский изгнанник. Игумена Евмения (Перистого), самого известного клирика Ивановской епархии РПЦ МП, обвинили в протестантизме и изгнали из монастыря. Опубликовано 01.03.2006 на сайте www.portal-credo.ru  
    [46] Ibid 
    [47] Обращение жителей с. Решма к главе администрации Кинешемского муниципального района
    [48] Применим ли «Альфа-курс» в Православной Церкви? Конференция «Современные методы миссионерской деятельности» открылась в Москве. 13.10.2006 www.blagovest-info.ru
    [49]http://www.reshma.nov.ru/. Указанный центр и издательство никогда не были зарегистрированы и действовали от имени Макариев-Решемского мужского монастыря.
    [50] Евмений, иг. Из записной книжки православного миссионера. Текст размещен на сайте http://www.reshma.nov.ru/texts/zap_knizh_prav_miss_1.htm
    [51] «Записная книжка» Андрея Горяйнова размещена на сайте «Свет Православия» http://www.reshma.nov.ru/
    [52] Евмений, иг. Если Бог воскрес, то это должно быть написано у тебя на лице. Текст расположен на сайте http://www.pravaya.ru/expertopinion/393/9352
    [53] Ibid, с. 81
    [54] Ibid, с. 82
    [55] Рабочие материалы…, с. 103
    [56] Ibid, с. 106
    [57] Смирнов Димитрий, прот. Прямой эфир на Радио «Радонеж» от 15.04.2007. Текстовая версия расположена по адресу http://www.radonezh.ru/radio/archive/?ID=5940
    [58] Применим ли «Альфа-курс» в Православной Церкви? Конференция «Современные методы миссионерской деятельности» открылась в Москве. 13.10.2006 www.blagovest-info.ru
    [59] Усатов Александр, свящ. Путь лжеархиерея Сергея Журавлева: неопятидесятничество восточного обряда. Текст расположен на сайте http://missioner.kuraev.ru/index.php?option=com_docman&task=doc_download&gid=533&Itemid=47
    [60] Евдокимов Павел. Православие. – М.: ББИ св. ап. Андрея, 2002, с. 219
           


      © 2006-2012 Sektoved.ru Яндекс цитирования