СЕКТОВЕД. Сайт о сектах, лжеучениях, и деструктивных культах.
Сайт о сектах, лжеучениях,
и деструктивных культах
 
 
 
  • Главная
  • Новости
  • Энциклопедия
  • Статьи
  • Документы
    Материалы конференций
    Статьи из газеты "Православный миссионер"
    Трезвый взгляд
    Разное
    О сектоведении
    Политика и секты
  • О сайте
  • Вопрос-ответ
  • Поиск
  • Карта сайта

  •          

    А. Ю. Олимпиев. Противодействие торговле людьми. Методика расследования уголовных дел и способы проведения оперативно-розыскных мероприятий

    Хостинг в Новосибирске
            Всероссийская научно-практическая конференция по проблемам тоталитарного сектантства в Рязани » Общество, которое хочет освободиться от сект, должно помнить о специфике сектозависимости и делать все возможное для того, чтобы у подрастающего поколения были здоровые альтернативы сектантству

    Общество, которое хочет освободиться от сект, должно помнить о специфике сектозависимости и делать все возможное для того, чтобы у подрастающего поколения были здоровые альтернативы сектантству

    Доклад на конференции «Актуальные проблемы изучения новых религиозных движений и сект»
    (Россия, Рязань, 27 ноября 2008 года)

    Специфика сектозависимости в современных условиях

        Прежде всего, хотелось бы поблагодарить организаторов конференции, а также лично Владыку Павла, Архиепископа Рязанского и Касимовского, господина Олега Владимировича Шишова – мэра города Рязани и Его Преподобие отца Арсения Вилкова, за предоставленную возможность сделать свой доклад.

        Состояние зависимости от секты – одна из самых важных и актуальных тем. От правильного понимания сектозависимости будут зависеть и наши ответы на такие вопросы: почему в сектах происходит насилие над детьми, почему совершаются уголовные преступления, почему распадаются семьи, отчего возможен сектантский терроризм, психологическое насилие и многое другое? Непонимание же сектозависимости может привести к тому, что нам наглядным образом демонстрируют защитники сект, с пеной у рта пытающиеся доказать всему миру, что якобы жертвы сект – вовсе и не жертвы и стали членами этих организаций совершенно добровольно.

    Сектозависимость

        Понять сектозависимость, учесть все стороны этого явления и объяснить их – достаточно сложное дело. Сложность заключается в том, что необходимо учитывать многочисленные психологические и социальные процессы, индивидуальные особенности человека и его характера, особенности секты. Также необходимо помнить, что все это связано как с внутренними процессами внутриличностного характера, так и с внешними, психологическими и социальными условиями.

        Секты вербуют новых жертв, уже с первой встречи манипулируя сознанием. Человек переживает несколько стадий вхождения в опыт деструктивной секты и на каждой стадии человек становится все больше и больше зависим от мнения лидеров секты и ее учения.

        Вот сейчас я живу в гостинице. Когда был заезд, когда я САМ выбрал гостиницу (в данном случае этот выбор за меня сделали организаторы конференции), мне предоставили комнату и администраторы обязали меня к некоторым условиям – мне нельзя пользоваться кипятильником в номере, нельзя пользоваться утюгом, чайником и любым другим нагревательным прибором, нельзя устроить пожар или потоп, я не смогу громко кричать или, допустим, слушать громкую музыку или драться с другими гостями. Если я нарушу эти правила (которые, по сути, знает каждый нормальный человек), то ко мне применят санкции – моральные, финансовые или силовые, или и те и другие. Кроме того у меня есть и обязательства перед гостиницей, заплатить за номер – главная из них и я об этом знаю заранее. То есть когда мы имеем дело с НОРМАЛЬНОЙ гостиницей, то мы знаем, что с нами должно в ней происходить, знаем, что от нас требуют и знаем точную цену за все это.

    Но что будет, если деструктивную секту уподобить гостинице?

        Вы живете в Рязани, у вас прекрасный дом, у вас есть семья, вы учитесь или работаете. И вдруг подошедший к вам на улице опрятный человек любезно предлагает сменить обстановку – побыть несколько часов или дней в уютном и комфортабельном гостиничном номере, отдохнуть от повседневной рутины, поправить или улучшить свое здоровье, словом – отдохнуть, причем совершенно бесплатно, «в честь Дня Граненного Стакана» или еще чего-нибудь веселого и беззаботного. Обстановка, которая окружает человека во время вербовки – самая располагающая. Вы как будто бы САМИ, совершенно естественным образом, начинаете соглашаться со всем, что вам предлагают. Человек свои сомнения откладывает на потом.

        Описанная райская гостиница для вас становится желанной и вы спрашиваете, что же нужно сделать для того, чтобы попасть в нее? Ничего проще – говорит вербовщик – вон там стоит автобус и все, что от вас требуется для вашего первого шага к счастью – это сесть в него и поехать в нашу замечательную гостиницу.

        Важно понять, что секта начинает контролировать человека не тогда, когда его "поселят в гостиничном номере", а уже тогда, когда он "решает идти к автобусу". Человек входит в некий замкнутый круг убегания от своих же сомнений и не подозревая о том, что этот процесс – следствие применяющегося по отношению к нему четко спланированного, жесткого и вполне осознанного психологического контроля.

        А что будет происходить с человеком потом – зависит уже от той секты, в которую его вербовали. Единственное, что все эти "гостиницы-секты" будет объединять, так это то, что вы не отдохнете, как это было вам обещано, а в скором времени забудете свой дом, свою семью, учебу и работу. Еще ни одна из деструктивных сект не выполнила своих обещаний.

        Вы с удивлением узнаете, что у персонала гостиницы есть свое особое видение мира, своя идеология и свое понятие счастья и отдыха. В конце концов они убедят вас разделить свои взгляды. Вам скажут, что в их гостинице нет гостей, что настоящий отдых – это помогать другим и все должны быть работниками обслуживающего персонала. Вам скажут, что отдыхать в своем номере, когда все работают и когда вас обслуживают – это страшный эгоизм, с которым необходимо бороться. И что этот эгоизм – причина всех ваших страданий и сомнений.

        Потом вы будете хотеть стать в этой гостинице администратором или хотя бы дежурным по этажу, чтобы было не так тяжело. Гостиницы, кстати, может вовсе и не оказаться, но вам скажут, что это временно и что вы имеете уникальную возможность построить ее сами вместе с другими такими же «счастливцами», как и вы, учитывая свои личные пожелания и мечты.

        Повседневность захлестнет вас и вы забудете себя. Потом окажется, что в скором времени всё, что вы оставили в прошлом – свой дом, семью, обязанности – всё это в скором времени погибнет и единственное, что останется и кто выживет – это ваша гостиница и её верные работники. Вместе с тем вы узнаете, что для достижения желаемого вами счастья (которое вы будете понимать уже по-другому), необходимо чтить и во всем слушаться дежурных по этажу и администраторов. Когда же вам выпадет честь быть дежурным по этажу или работником прачечной, вам сообщат, что, оказывается, директор гостиницы – на самом деле не просто мудрый руководитель, а сам бог или же его посланник или воплощение.

        Сначала человек переживает опыт первичного ознакомления с сектой, когда вербовщики искусственно создают интерес у человека к секте или удовлетворяют уже существующие интересы. Это первая стадия. На второй стадии человек знакомится с учением секты и узнаёт только те стороны идеологии, которые ему разрешено знать. На третьей стадии человек узнает систему своих обязательств перед сектой, причем жажду исполнения этих обязательств вызывают у него две предыдущие стадии. На четвертой, последней стадии вхождения в опыт секты, человек узнает представления сектантской идеологии об окружающем мире, которым он также будет обязан следовать.

        Самое страшное в сектозависимости то, что секта контролирует мыслительный процесс человека, она одергивает любую критику самим же сектозависимым, его же сознанием, и это сознание преисполнено желанием быть верным последователем секты, во всем ей послушным. Секта осуждает или поощряет, наказывает и делает счастливым именно на уровне мыслительного процесса, внутреннего диалога человека с самим собой. Именно из-за этого контроль секты называется тоталитарным – то есть всеобъемлющим, охватывающим все стороны жизнедеятельности человека. Именно из-за этого контроля человек начинает менять свое прежнее социальное окружение, враждебно относиться к своей семье, разговаривать на сектантском новоязе, причудливо одеваться, скудно питаться и мало спать.

    Причины сектозависимости

        Бывшие последователи сект, прошедшие период реабилитации, отмечают, что их прошлое было преисполнено необыкновенного ощущения несения на себе великой миссии по спасению всего мира. Они объясняют это чувство в таких выражениях, что им «было, ради чего жить», их жизнь «была наполнена великим смыслом», они «знали, к чему необходимо стремится». Секта старается нагрузить человека максимальным количеством обязанностей. По своей сути, сектозависимость – это перечень обязанностей перед лидерами и учением секты.

        Из-за этого можно выделить одну из важных особенностей сектозависимости – мнимая социальная активность. У сектанта нет свободного времени, он находится всегда в таком же состоянии, в каком находится человек, занимающийся бизнесом на разнице курса валют, когда человек, что называется, живет всегда с включенным ноутбуком. Везде – дома, на отдыхе, в дороге, больнице у такого человека всегда перед глазами стоит курс валют – графики убывания-пребывания, соотношение курсов в разных странах и анализ влияния всего этого на его вложения и балансы. Это пребывание в постоянном профессиональном тонусе, когда человек не может просто по человечески расслабиться, называют фанатизмом. Пребывание в таком состоянии может привести к нарушениям здоровья – как психического, так и физического. Но в секте подобного рода фанатизм достигает ни с чем несравнимых размеров. Справедливо народное выражение, когда говорят, что если человек чем-то чрезмерно увлечен, то его называют «фанатиком своего дела» или «сектантом своего дела».

        Вспоминаю такой случай, когда в процессе проведения консультаций одной женщины, зависимой от секты «Свидетели Иеговы», когда казалось бы, был преодолен тот барьер, когда человек уже может мыслить самостоятельно и критически по отношению к секте, с её стороны были сказаны такие слова: «Да, хорошо, теперь я вижу, что свидетели Иеговы во многом ошибаются, может быть они даже ошибаются во всём. Но мне там интересно, мы обсуждаем, интересуемся, волнуемся и ищем, мне там интересно, даже если это и секта!».

        Надо честно признать, что в нашем обществе существуют большие проблемы, которые приводят к тому, что человеку в секте намного интереснее, чем в обычной жизни. Постоянно говорю о дефиците улыбок в нашем обществе, о недостатке любви. Если вспомнить места нашей работы, учебы, общественный транспорт, места отдыха – все места, где между собой общаются люди, мы увидим, что все живут очень отчужденно друг от друга. Секта дает якобы логическое обоснование и выход этим комплексам отчужденности современного человека. Секта дает человеку такое ощущение, как будто он живет среди врагов, как какой-то партизан, как Штирлиц в Третьем Рейхе. И эта улыбчивость сектантов – самое страшное завершение этой, существующей в нашем обществе, отчужденности. Тем более эта проблема становится серьезной, если вспомнить, что современный человек отчужден от того, что казалось бы, от чего отчужденным быть невозможно – он отчужден от своей семьи, а порой и от самого себя.

        Секте становится очень легко разрушить индивидуальность человека, наше общество, когда у молодежи естественным продолжением руки становится пивная бутылка.

        Общество, которое хочет освободиться от сект, должно помнить об этом важном явлении и делать все возможное для того, чтобы у подрастающего поколения были здоровые альтернативы.

        Чтобы человек не попал в секту, необходимо грамотно строить развитие образовательного процесса, отличием которого было бы учитывание стремления молодых людей к религиозным переживаниям, тяги к мистике и необъяснимому. Наши школы, высшие учебные заведения должны предоставлять подрастающему поколению ознакомление с традиционной религиозностью. Растущий в нашей стране человек должен знать, как развивалась наша страна, на каких религиозных представлениях строилась наша государственность и что значит «быть православным человеком».

        Введение курса «Основы православной культуры» с моей точки зрения, как человека, который видит, к чему приводит членство в деструктивной секте, было бы еще и дополнительным средством от влияния деструктивных сект на нашу российскую молодежь. Сейчас эта тема обросла многими политическими смыслами, но я совершенно точно уверен, что решать эту проблему необходимо как можно быстрее – детям надо рассказывать о настоящей религиозной культуре, потому что человек, хорошо знающий оригинал, никогда не попадется на сектантскую фальшивку.

        Еще одним путем решения этой проблемы – то есть влияния сект на молодежь, считаю обязательное введение хотя бы нескольких академических часов в рамках курса «Основ безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), на которых молодежь должна узнавать об опасности сектантства. Какой еще предмет, как не тот, который ратует за безопасность жизнедеятельности, должен содержать в себе сведения о сектантской угрозе?

        Естественно, важно и нужно знать, как обращаться с противогазом или как и куда идти организованной толпой во время ядерного взрыва, но мне кажется, не менее важным является и психологическая безопасность наших сограждан. Советский союз не бомбили ядерным оружием, но его развалили идеологически и секты в этой войне сыграли не последнюю роль (исследования в этой области, кстати, ждут еще многие интересные открытия). Естественно, эти часы сектоведения в рамках ОБЖ должны быть проведены специалистом в этой области и я думаю, что со стороны Российской ассоциации центров изучения религии и сект (РАЦИРС), надеюсь, мои коллеги меня в этом предложении поддержат, мы окажем всяческую поддержку в решении этого вопроса – и методологически в том числе. Детям необходимо рассказывать об опасности сектантства, используя любые возможности.

        Также вызывает некоторую обеспокоенность недостаточная миссионерская активность Русской Православной Церкви на своем миссионерском поле. Церковь в России, как социальный институт, подвергающийся на протяжении длительного времени гонениям со стороны государственной власти, сейчас все больше концентрируется на разработке новых миссионерских подходов, которые отвечают вызовам и требованиям современности. Однако, анализ существующей ситуации в некоторых епархиях Приволжского федерального округа показывает, что настоятелям приходов необходимо стремится к возможности увеличения тех альтернатив деструктивному сектантству, о которых говорилось выше. Это касается и процесса религиозного образования – необходимо несколько разнообразить педагогические приемы в рамках церковно-приходских воскресных школ, чтобы сделать интереснее сам процесс обучения, повысить его интеллектуальную составляющую и сконцентрироваться на социальной активности воспитанников. Необходимо стремится к созданию семейной, располагающей к свободному и непринужденному общению, обстановке в рамках занятий в воскресной школе. Присутствующая некоторая скованность родителей и отсутствие инициатив со стороны прихожан отталкивает людей от Церкви и они уходят в секты. Необходимо активнее осваивать масс-медийное пространство миссионерской деятельности. Множество проектов в этой области заслуживают самой высокой оценки, но секты в этом отношении ведут себя гораздо активнее. Это также необходимо учитывать.

        Заслуживает особого внимания такая проблема, как неспособность наших сограждан адекватно реагировать на сектантскую угрозу. Менталитет жертвы сектантства в России, да и на всем постсоветском пространстве оставляет желать много лучшего, особенно когда видишь совершенно противоположную ситуацию в Европе или Северной Америке.

        Наши жертвы безгласны, психологически безграмотны, очень часто видишь неспособность семей следовать элементарным требованиям процесса реабилитации от сектозависимости. Люди предельно отчуждены друг от друга даже в семье, отличаются низким уровнем интеллектуальной активности и гибкости, они не способны, порой, даже прочитать небольшую книгу до конца. Они стесняются обращаться к психологической помощи, замыкаются в себе, конфликтуют, пытаются решить проблему сектозависимости самыми кардинальными способами, вплоть до физического насилия и психологического давления.

        Наши сограждане не умеют пользоваться теми благами, которые им дает демократия. Посмотрите, как протестуют против сект на Западе – пусть десять-пятнадцать человек, но они собираются вместе, покупают ватманы формата А3 и маркеры, пишут там свои претензии к сектам и пикетируют административные здания сект, государственные структуры. Они очень грамотно и самостоятельно делают пресс-релизы для средств массовой информации, пишут обращения в правоохранительные органы. Они борются за свои права, которые нарушаются в сектах постоянно и совершенно ненаказуемо.

        Но эти же права на жизнь, на достойное существование, право на уважение и права ребенка нарушаются и в российских сектах. Но никто не протестует, все молчат, как будто ничего не происходит. Люди ждут инициатив общественных организаций, Православной Церкви или еще кого-то. Но сами никогда не начнут что-либо делать.

        Таким образом, мы видим, что актуальными задачами, которые стоят перед нами в решении проблемы сектозависимости, являются:

    1. Сложность понимания процесса сектозависимости, что приводит к игнорированию проблемы сект или защите сект;
    2. Условия недостатка любви и доброжелательства в современном обществе, отчуждение человека от семьи и общества, от своих личностных проблем психологического и духовного порядка;
    3. Отсутствие в современном обществе альтернатив тому, что человек пытается найти в секте;
    4. Религиозная безграмотность людей;
    5. Недостаток информации о сектах и об их опасности;
    6. Размытие семейных ценностей;
    7. Низкий уровень интеллектуальной культуры;
    8. Несовершенство образования относительно профилактики угрозы сектантского влияния;
    9. Низкая миссионерская активность Русской Православной Церкви на приходах;
    10. Проблемы российского менталитета относительно сектантской угрозы.

        Спасибо за Ваше внимание!

    Александр Валерьевич Кузьмин,
    руководитель Саратовского отделения
    Центра религиоведческих исследований.

           


      © 2006-2012 Sektoved.ru Яндекс цитирования