СЕКТОВЕД. Сайт о сектах, лжеучениях, и деструктивных культах.
Сайт о сектах, лжеучениях,
и деструктивных культах
 
 
 
  • Главная
  • Новости
  • Энциклопедия
  • Статьи
  • Документы
    Материалы конференций
    Статьи из газеты "Православный миссионер"
    Трезвый взгляд
    Разное
    О сектоведении
    Политика и секты
  • О сайте
  • Вопрос-ответ
  • Поиск
  • Карта сайта

  •          

    Красносельцев Н.Ф., К истории православного богослужения: По поводу некоторых церковных служб и обрядов, ныне не употребляющихся

    Хостинг в Новосибирске
            Тоталитарные секты, оккультизм, искажения Православия » Псевдореабилитация наркозависимых в тоталитарных сектах

    Псевдореабилитация наркозависимых в тоталитарных сектах

    Доклад, прочитанный протоиереем Александром Новопашиным, председателем Правления Новосибирского отделения Центра религиоведческих исследований, вице-президентом РАЦИРС, на ХVIII международных Рождественских чтениях (секция: Тоталитарные секты, оккультизм, искажения Православия).

    Рекламные плакаты, объявления, листовки, обещающие исцеление от наркомании, игромании, алкоголизма, — для мегаполиса это явление хоть и грустное, но вполне обыденное. При близком знакомстве с активистами реабилитационных центров можно выяснить, что далеко не все организации используют чисто научные, апробированные методики. Сотрудники центров объясняют, что «лечат верой», и нередко представляются как неопротестанты — «русские христиане».

    Так, в нашем городе широко известны неопятидесятнические антинаркотические центры «Новое поколение», «Новосибирск без наркотиков», «Эммануил», благотворительный фонд «Ответственность» (среди его основателей — организация «Краеугольный Камень», а в ее активе такие акции, как «Молодежь против наркотиков», «Я выбираю жизнь», «Выход есть», «Чужих детей нет» и др.). Религиоведы называют эти организации тоталитарными сектами, а их адептов - неопятидесятниками.

    Слухи о потрясающих массовых исцелениях, совершающихся в сектантских реабилитационных центрах, соседствуют с тревожными, скандальными подробностями, и нередко фактами преступных деяний время от времени выплывающими на страницы СМИ.

    Но, к сожалению, приходиться слышать и такие рассуждения: «Да пусть уж лучше будет сектантом, чем наркоманом». Насколько справедливо это утверждение и насколько безопасны практики т. н. реабилитации в подобных структурах?

    15 декабря 2007 года в Национальном научном центре наркологии (г. Москва) прошло заседание круглого стола «Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви».

    В его работе приняли участие врачи психиатры и наркологи из части субъектов Российской Федерации, священнослужители Русской Православной Церкви Московского Патриархата и помогающие им светские специалисты, занимающиеся в различных регионах России реабилитацией лиц с зависимым поведением, а также представители средств массовой информации и сотрудники федеральных служб и ведомств, осуществляющие контроль за деятельностью религиозных и общественных организаций, работающих в сфере профилактики алкоголизации и наркотизации населения, реабилитации и ресоциализации алкоголь- и наркозависимых лиц. Одним из основных вопросов, обсуждаемых участниками данного общественно значимого мероприятия в своих докладах, стало постоянное наращивание влияния современных религиозных новообразований (тоталитарных деструктивных культов) на территории России под прикрытием заботы о психическом и телесном здоровье лиц, злоупотребляющих теми или иными психоактивными веществами.

    По итогам проведенного заседания всеми его участниками в тексте итоговой резолюции, в частности, было отмечено следующее: «В настоящее время, когда алкоголизм и употребление психотропных веществ стали поистине предметом внимания всей нации и представителей Правительства Российской Федерации, необходимо, чтобы специалисты в области психического здоровья обратили внимание и на бывших членов тоталитарных культов. Люди, у которых до автоматизма выработана привычка к длительным (многочасовым) служениям и ритуальным песнопениям под громкую ритмичную и мелодичную музыку, циклично заменяемую на тихую и спокойную (что усиливает внушаемость адептов), дополненную крайне эмоциональными проповедями ораторов с цитированием фрагментов из Библии, испытывают резко выраженную психическую зависимость от используемых технологий контроля над их сознанием. То есть желание вновь и вновь посещать подобные мероприятия, активно участвовать в них. Особенно преуспевают в открытии и пропаганде своих многочисленных центров «духовного восстановления и оздоровления» так называемые неопятидесятники и сайентологи, нашедшие поддержку у недобросовестных иностранных и отечественных политиков, депутатов Государственной Думы Российской Федерации (РФ), членов Общественной палаты РФ и их помощников, медицинских работников, журналистов и в некоторых случаях отдельных высокопоставленных сотрудников правоохранительных структур. В тоже время вопрос с неопротестантскими (харизматическими) религиозными новообразованиями и психическими последствиями от пребывания в них, вызывает сегодня профессиональный интерес у врачей-психиатров, наркологов, организаторов здравоохранения, а также некоторых ответственных представителей государственных служб и ведомств. Появляется все больше фактов, свидетельствующих о том, что многократное посещение массовых собраний харизматических неопятидесятнических объединений, так называемых «прославлений Господа» или «служений», может способствовать росту психической патологии у лиц, принимающих в них наиболее активное участие. Поведение членов подобных общин, вследствие регулярного применения определенных практик и психотехник, легко поддается контролю, эмоциональный фон со временем становится неустойчивым, нестабильным. Они чувствуют некое значительное превосходство своей религиозной группы над окружающими людьми, которые открыто критикуют идеологическую основу учения подобных организаций и не могут согласиться с предлагаемыми подходами создателей и членов новообразованного культа к обретению трезвого образа жизни. Наряду со «Свидетелями Иеговы», подобные объединения являются самыми многочисленными и быстро растущими религиозными группировками в нашей стране, несмотря на разрушительные для человеческой психики технологии, используемые в процессе обработки сознания попавших к ним людей. По свидетельствам очевидцев, все они на своих собраниях используют религиозные практики, приводящие к расторможению психических процессов у присутствующих. Как заявляют их лидеры в кругу приближенных к ним адептов высокого уровня посвящения на своих собраниях, главная цель неопятидесятнических объединений – «царство Божье на земле», где должны править «люди Божьи», то есть руководители этих организаций. В подавляющем большинстве из них практикуется активное изымание материальных средств граждан в процессе проведения определенным образом подготовленных так называемых «служений» под предлогом оказания помощи деятельности таким специфическим религиозным новообразованиям, в том числе входящим в их структуру реабилитационным общинам для нарко- и алкогользависимых лиц» [Итоговая резолюция круглого стола «Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Москва, 15.12.2007 г.].

    При этом следует отметить, что тоталитарными сектами все общество условно разделено на сферы влияния. Так, скажем, «Свидетели Иеговы» по большей части интересуются одинокими престарелыми людьми, поскольку там можно «поживиться» квартирой. Муниты, мормоны чаще всего интересуются студентами. Секте Сайентологов, представленной у нас в городе «Центром Дианетика», «WISE», особенно интересны бизнесмены и предприниматели. С этой целью они проводят различные бизнес-тренинги, на которых происходит навязывание идей их лидера – Лафайета Рона Хаббарда. Хотя не гнушаются они и студентами. Несмотря на то, что одно из подразделений сайентологов, «Нарконон», было создано специально для обработки сознания лиц, потребляющих наркотики с последующим их вовлечением в секту, наркоманы и алкоголики – это по большей части удел неопятидесятников харизматического толка. Факт уже хорошо известный специалистам, работающим в области сектоведения.

    Профессор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского Федор Викторович Кондратьев, ведущий российский научный эксперт в области оценки деятельности современных религиозных новообразований, в своей опубликованной статье «Психиатрические аспекты деятельности тоталитарных сект» пишет об этой чрезвычайно острой проблеме современности следующее: «Деструктивные культы – это такие группы и организации, которые используют крайние и неэтичные техники манипулирования для вербовки и удержания своих членов, контролируют мысли, чувства и поведение своих приверженцев с целью удовлетворения интересов лидеров и самодовлеющей группы. Большинство из них используют религиозное прикрытие, то есть политические, коммерческие, псевдотерапевтические, восточные медитационные и даже группы по избавлению от алкоголя и наркотиков, в которых одна форма зависимости просто заменяется другой». Продолжая дальше свою мысль, соавторы пишут: «Только тогда, когда предлагаемые сектой «духовные услуги» соответствуют наиболее слабым, уязвимым местам социально-личностного склада неофита, вербовщик получает возможность дальнейшего продвижения. Опасность подстерегает лиц, имеющих факторы риска быть завербованными в секту, когда вербовщики попадают в душевную нишу именно с тем предложением, которое является желанным для данного человека. Иными словами, у этого человека должна быть предуготовленная мотивация принять новое мировоззрение» [Кондратьев Ф.В, Волков Е.Н. «Психиатрические аспекты деятельности тоталитарных сект»].

    Именно такой мотивацией и является стремление алкоголика или наркомана прекратить свое стремительное падение «в пропасть», свое медленное самоубийство, обратившись к христианским ценностям. И в силу своей малой информированности они часто попадают в ловко расставленную ловушку, где под видом традиционного религиозного вероисповедания, славящего Иисуса Христа, активно работают те самые неопятидесятники-харизматы (синоним – неопротестанты), использующие в своей миссионерской практике в том числе элементы известного многим нейролингвистического программирования (НЛП или NLP), увеличивающего их шансы привести на свое собрание новичков (неофитов).

    Подобные современные «миссионеры и пророки» активно и напористо действуют России. Лидеры подобных организаций пришли к выводу, что необходимо использовать яркие запоминающиеся действия для того, чтобы привлечь как можно больше людей: исцеления от тяжелых заболеваний, в разряд которых попадают в том числе и алкоголизм с наркоманией, так называемые «говорения на языках», некие мифические «пророчества», коллективные молитвы с переходом их участников в состояние крайнего психического возбуждения с последующей релаксацией. Эти люди говорят, что традиционные богослужения давно устарели и необходимо искать новые формы, нужно «зажечь сердца Святым Духом». Конечно никакого «зажигания Святым Духом» не происходит, но происходит обращение к подсознательным механизмам функционирования человеческой психики, ее эмоциональной составляющей. Людей призывают с энтузиазмом и фанатичным рвением участвовать в проводимых массовых совместных акциях, называемых «службами» или «служениями» [Волков Е.Н. «Феномен деструктивных культов и контроля сознания»; Каклюгин Н.В. «Послесловие к круглому столу «Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви»» // Журнал РАМН «Наркология», №4, 2008 г., с. 74-83; Итоговая резолюция круглого стола «Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью.»]. Причем в большей степени это привлекает личности с неустойчивой психикой [Кондратьев Ф.В, Волков Е.Н. «Психиатрические аспекты деятельности тоталитарных сект»]. В данную категорию, естественно, попадают и лица с химической зависимостью и их родственники, далекие от понимания того, что такое традиционное религиозное вероисповедание, и в чем его отличие от учения, проповедуемого представителями тоталитарных деструктивных культов.

    Дело в том, что некоторые организации, выдающие себя за представителей классического протестантизма и занимающиеся реабилитацией и ресоциализацией химически зависимых лиц, не имеют права считаться протестантами. Об этом свидетельствуют, в том числе, и подлинные, классические протестанты – лютеране. Если кто-то использует термин «протестантизм», то его надо относить лишь к кальвинистам, лютеранам и меннонитам. А все остальные могут быть кем угодно, но к классическому протестантизму они отношения не имеют.

    К примеру, еще в июле 2003 года Генеральный секретарь Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) Конрад Райзер лютеранский пастор, признал, что между традиционными протестантскими конфессиями и новыми движениями существуют значительные различия.

    Уполномоченный по проблемам сект Берлинско-Брандербургской лютеранской Церкви, вице-президент Международного Центра «Диалог» из Германии, Томас Гандоу утверждает:

    «Учение «Движения веры» Это – внеконфессиональное движение.

    У него свое особое богословие, теология и свое собственное учение, которое не то, что протестантским, его и христианским назвать нельзя.

    Все эти учения – не только лжеучения, но они крайне вредоносны по своей природе. Есть мнение, что это учение неопятидесятников сравнимо с вирусом иммунодефицита».

    «Никакого отношения к протестантской реформации неохаризматическое движение не имеет», - такую позицию озвучил магистр богословия Олав Паньчу, настоятель прихода святого Иоанна Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии города Саратов.

    В 2005 году в Саратове состоялась международная конференция "Неопятидесятнические секты в России: угроза религиозного экстремизма" организованной Саратовским государственным университетом им. Н.Г.Чернышевского, при поддержке Администрации Саратовской области и города Саратова. Это была первая религиоведческая конференция, внимание которой целиком и полностью было посвящено научному анализу актуальной проблемы современного мира: разрушительному воздействию неопятидесятнических культов на душевное и физическое здоровье людей. В работе конференции принимали участие исследователи неопятидесятнических сект из Швеции, Германии, Санкт-Петербурга, Ярославля, Новосибирска и других городов России. В Итоговом документе конференции говорится:

    «Мы заявляем об опасности, исходящей от деструктивных сект, исповедующих неопятидесятническое учение. Их деятельность представляет собой агрессивную экспансию, наносит вред физическому и духовному здоровью людей, провоцирует религиозно-политический экстремизм, создает угрозу семье, обществу и государству.

    Неопятидесятнические общины имеют самые разнообразные названия, как то: «Слово жизни», «Новое поколение», «Благословенное Посольство Божье для всех народов», «Церковь Завета», «Роса», «Живая вера», «Жизнь Победы», «Церковь Божия», «Свет Правды», «Скала», «Церковь Христа Спасителя», «Жатва мира», «Виноградник», «Церковь Бога Живого», «Союз Христиан», «Жизнь и Свет», «Благая Весть», «Благодать», «Церковь на камне», «Часовня на Голгофе», «Церковь прославления» «Дерево Жизни» и так далее. Часто они говорят о себе как о «Движении веры», церквах «Полного Евангелия», «властном» (или «исполненном силы») евангелизме. Значительная их часть входит в «Российский объединенный Союз христиан веры евангельсвкой» под руководством «епископа» Сергея Ряховского, Они обозначают себя либо «протестантами», либо «христианами веры евангельской», либо «пятидесятниками», либо лукаво «просто христианами», а свои религизные вербовочные мероприятия преподносят, как социальные проекты, вроде акции «Ощути силу перемен» или создании центров по реабилитации наркозависимых. Однако настоящие протестанты – лютеране и кальвинисты – подобные организации протестантскими не признают. Более того, представители классического пятидесятничества, возникшего в начале XX века, считают такие общины еретическими, заявляя, что они компрометируют все пятидесятничество.

    Лидеры неопятидесятников — Кеннет Хейгин, Ульф Экман, Карл-Густав Северин, Глория и Кеннет Коупленд, Бенни Хинн, Алексей Ледяев, Сергей Ряховский и другие учат, что присутствие Бога может проявляться только в аномально-эмоциональных состояниях. Все так называемые «отношения с Господом» для них сводятся к психофизическим ощущениям, взвинченности и экстатическим переживаниям, когда человек не контролирует себя и зачастую даже не помнит, что с ним происходило. Эти состояния становятся для неопятидесятников своеобразным психологическим наркотиком и при их отсутствии сектанты испытывают «синдром отмены», которое они переживают как чувство покинутости Богом.

    ………..

    Исходя из наблюдений последних лет, мы можем заявить также, что неопятидесятнические секты социально опасны. Многие их члены страдают депрессиями, психическими отклонениями, тягой к суициду. Это подтверждается объективными данными международной статистики.

    Особо обращаем внимание на недопустимость начавшегося последнее время распространения неопятидесятнических центров по реабилитации наркоманов и алкоголиков, являющихся пунктами по вербовке в секты новых членов, где наркотическая зависимость заменяется зависимостью от религиозных экстатических переживаний. При этом данные центры не имеют необходимых медицинских лицензий, официально проверенных и утвержденных методик реабилитации и не соответствуют утвержденному Министерством здравоохранения РФ положению о деятельности реабилитационных учреждений».

    Чтобы не быть голословными попробуем с точки зрения психофармакологии и нейрофизиологии разобраться в причинах столь резко выраженного запечатления этой идеологии тоталитарных деструктивных культов в сознании людей, заинтересовавшихся их псевдологическими построениями. В 50-х годах прошлого века молодой английский психиатр, Хамфри Осмонд (Humphry Osmond), впоследствии приглашенный для продолжения своих научных изысканий в США и Канаду, обратил внимание на близкое по химическому составу сходство мескалина (одного из самых мощных галлюциногенов – веществ, способных в микродозах вызвать сильные галлюцинаторные переживания) и адреналина – гормона, выбрасываемого в кровь при любом стрессе. Дальнейшие исследования показали, что и лизергиновая кислота (как и ее производное – диэтиламид лизергиновой кислоты, ДЛК или в английской аббревиатуре LSD) – крайне мощный галлюциноген, получаемый из спорыньи, – имеет с ними общие структурные биохимические связи. Позже было открыто, что адренохром, продукт распада адреналина, в повышенных концентрациях вызывает ряд симптомов, наблюдаемых при отравлении мескалином. Другими словами, каждый из нас способен производить химическое вещество, микроскопические дозы которого, как показано в современных исследованиях, приводят к глубоким изменениям в сознании. И именно это вещество в гораздо большей концентрации преобразуется в организме из адреналина, при помощи определенных психотехник, в процессе активного участия в собраниях неопятидесятников-харизматов с музыкальным сопровождением. Специально для достижения данного эффекта на таких мероприятиях используется набор инструментов для рок-музыки: ритм-секция с большим количеством ударных инструментов, электрогитары, синтезаторы, аппаратура, дополнительно усиливающая звуковое сопровождение со специальными электронными акустическим эффектами. Исследователи генерируемых в процессе собраний психических состояний отмечают, что некоторые из таких изменений сходны с теми, что имеют место при остром психотическом возбуждении, фиксируемом у пациентов психиатрических клиник. Таким образом, под воздействием подобных мелодичных громких ритмичных звуков, чередующихся со спокойными расслабляющими музыкальными аккордами, у посетителей столь своеобразных мероприятий возникает ощущение, сходное, в частности, с тем, которое испытывает потребитель наркотиков, принимая дозу синтетического галлюциногена. Известно, что на такое действо лидеры неопятидесятнических харизматических групп стремятся собрать максимально возможное количество людей, обязуя каждого более опытного члена новообразованного культа в следующий раз привести по два «свежих» человека. В итоге на сознание всех присутствующих на массовом мероприятии накладывается также и еще одна дополнительная нагрузка, обусловленная таким известным понятием как «психология толпы».

    Итальянский социолог и криминолог Шипио Сигеле (Scipio Sighele) в конце XIX века одним из первых объяснил данное явление. Он постарался осмыслить механизмы преобразования индивидуального сознания в групповое и массовое. По его мнению, опубликованному в книге «Преступная толпа. Опыт коллективной психологии (La folla criminale, 1909)», объединение индивидов в общность – партию, секту, толпу и т.п. – приводит к несоответствию между добропорядочной моралью отдельного человека и откровенно порочной, клановой моралью группы. В книге он подробно изложил свои мысли, в частности то, что процессы общественного упадка Италии тех времен нашли свое выражение в феномене толпы. Проще говоря, подобные религиозные организации, применяющие в своей практике управляемый контроль над сознанием личности, делают из своих членов подобие тех же асоциальных элементов, по сути – наркоманов. Именно по этой причине многие люди, в прошлом имевшие опыт злоупотребления психоактивными веществами и впоследствии ставшие членами секты, в которой практикуются многочасовые медитации, эмоционально насыщенные прославления Бога и тому подобное, освобождаются от наркотической зависимости. Как, впрочем, и некогда полноценные члены общества, не имеющие в прошлом подобных проблем, начинают противопоставлять свою группу остальному обществу и приобретают стойкую выраженную зависимость от пребывания в ней. Таким образом, последователи подобных нетрадиционных религиозных учений, находясь в состоянии специфического трансового состояния, погружения в свой внутренний мир переживаний, становятся более внушаемыми и восприимчивыми к их теоретическому обоснованию. Критическая оценка ситуации у них в такие моменты максимально подавлена. Кроме того, этот период времени обычно сопровождается очень приятными ощущениями и эпизодическим возбуждением с последующим полным расслаблением, поэтому люди стремятся как можно чаще повторять этот необычный для них опыт, приходя вновь и вновь на такие собрания, часто именуемые «восхвалениями» или «служениями».

    На сегодняшний день социальная опасность данных организаций, является доказанным фактом. Другим подтверждением подобных оценочных характеристик является то, что некоторые бывшие члены тоталитарных деструктивных культов, применявшие в прошлом подобные методики изменения сознания в течение ряда лет, сообщали в первое время ухода из секты о большом количестве вредных побочных эффектов, таких, как сильные головные боли, мышечные спазмы, расстройства умственной деятельности – памяти, концентрации, способности принимать решения. То есть, последствия пребывания в таких организациях оказались достаточно серьезными, в итоге это привело к нарушению психического и соматического здоровья этих людей.

    Об опасности предупреждают и такие известные во всем мире психиатры, как бывший министр здравоохранения Швеции Пэр Свартлинг и его супруга Гутрун — мне доводилось неоднократно встречаться с ними на конференциях. Исследуя психическое здоровье нескольких десятков людей, являющихся адептами тоталитарной неопятидесятнической секты «Движение Веры» (напомню, что у нас она зарегистрирована под именем «Российского объединенного союза христиан веры евангельской»), ученые обнаружили, что 93 процента сектантов испытывают панические страхи, 86 процентов страдают нарушением сна, 88 процентов испытывают чувство опустошенности, 75 процентов имеют трудности с концентрацией внимания, 77 процентов боятся потерять разум, 60 процентов отмечали в себе чувство потери личности. Каждый четвертый опрошенный предпринял серьезную попытку самоубийства, у остальных в большинстве своем такие мысли уже начали появляться.

    Итак, мы видим, что реабилитация, которую обещают и рекламируют в различных «христианских» центрах, приводит к так называемой перезависимости. То есть, «освобождаясь» от тяги к наркотикам, человек приобретает зависимость от псевдомолитвенного состояния, к которому его приобщили и становится рабом секты. Об этом и пишет в своей монографии «Виды социально значимого поведения, связанного с религиозностью человека (судебно психиатрический аспект)» главный научный сотрудник института имени Сербского профессор Федор Кондратьев: «Анализ случаев развития синдрома зависимости и его использования тоталитарными сектами позволяет увидеть их определенное сходство с практикой формирования и ИСПОЛЬЗОВАНИЯ этого синдрома наркомафией. В равной степени и секты, и наркомафия используют исходно неблагоприятный психологический фон в форме духовной опустошенности и личностной надломленности; и те и другие сначала завлекают в свое лоно бескорыстно, обещая простое и быстрое разрешение всех личностных проблем; добиваются развития синдрома зависимости и в последующем жестко его эксплуатируют».

    Впрочем, данный вопрос уже выходит за рамки наркологии - это уже вопрос национальной безопасности.

           


      © 2006-2012 Sektoved.ru Яндекс цитирования