"Как в реанимацию?!" От приветливой улыбки матери ребёнка не осталось н малейшего следа. "Мы же лечились. Доктор говорит, что всё идёт по плану. А мы к вам на всякий случай заехали". Изумлению женщины нет предела. Напротив меня сидит грустный малышь, медленно, тяжело моргает, взгляд его равнодушен даже при упоминании о госпитализации. Иногда он взрагивает всем телом "от мурашек", щечки его горят, правое ушко оттопырено. Из дальнейшего разговора с мамочкой становится ясно, что болеет он вот уже десять дней двусторонним гнойным отитом, а вчера ему стало хуже. "Доктор", у которого он наблюдается, по "вероисповеданию" гомеопат, методы лечения соответствующие. Течение гноя из обоих ушей объясняет "отхождением шлаков". Более того, узнав, что пациента ведут в больницу "на всякий случай", выразил крайнее недовольство. В этот же день ребёнок оказался в отделении реанимаци и интенсивной терапии для подготовки к срочной тяжёлой операции на ухе. Данный грустный случай произошёл в Новосибирской муниципальной детской клинической больнице скорой помощи №3 в 2003 г. Ранее некая девочка-подросток в борьбе с угревой сыпью так же обратилась к стороннику лечить "подобное подобным". Увлекшись подбором "лекарств", эскулап нарушил все принципы аллергологии и вызвал такую "диагностическую" реакцию на каракатицу, что у ребенка просто стала слезать кожа. Итог: реанимация, угроза сепсиса.
Могло ли этого всего не быть? Да, если бы врачебный долг и голос совести потеснил погоню за наживой. Может быть, все дело в людях, якобы компрометирующих древнейшую профессию гомеопата? Да, человеческий фактор имеет место, в том числе и в традиционной медицине. По сути, само обращение к гомеопатии нередко является следствием этого самого человеческого фактора. В медицинских вузах не уделяется достаточного внимания вопросам деонтологии (врачебной этики). В дальнейшем это может стать препятствием для установления взаимного доверия между врачом и пациентом в учреждениях традиционной медицины. Гомеопаты же, используя принципы психотерапии, оставляют порой лучшее впечатление, чем «традиционные» врачи. А вместе с тем за проявлением внимания, заботы о пациенте маскируется оккультная природа гомеопатии.
Связь с оккультизмом, впрочем, не отрицают сами гомеопаты, чему есть множество свидетельств. Из материалов газеты «Российское здоровье» (№ 10 (10), 30 окт. 1999 г.) под названием «Россия 86 лет спустя: съезд гомеопатов 3-5 ноября 1999 г., Новосибирск» становятся известны высказывания мэтров современной гомеопатии. Приведем некоторые из них.
«Гомеопатия - это наука интегрирующая. Конечно, 95% - это биология, медицина, но в то же время человек должен знать философию гомеопатии. Он должен знать путь развития гомеопатии, школы от Ганем^на до нынешних школ». «По сей день нет отчетливых подтвержденных данных о механизме действия гомеопатических средств. Понятно, правда, главное: не стоит объяснять их действие только наличием материального субстрата». (А.А.Карпеев, руководитель департамента организации медицинской помощи населению Министерства здравоохранения РФ, председатель координационного совета по гомеопатии МЗ России).
«Врач, который пользуется гомеопатическим методом, должен очень четко представить область медицины, которая повествует о том, что самое главное в организме есть механизмы саморегуляции ... связь с внешними силами, космосом». (И.А.Рудаков, член исполкома Российского гомеопатического общества, доктор медицинских наук).
«Даже если врач работает в обычной медицине, гомеопатия - это прекрасное подспорье, но врач должен созреть для такого рода деятельности. Гомеопатия - это деятельность для избранных».«. ..Злоба человека не должна находиться рядом с гомеопатическими препаратами, потому что она "закрывает" их. На гомеопатических препаратах записаны определенные вибрации, как и на магнитной ленте». (Валентин Федосов, главный специалист «Интермеда» по традиционным методам лечения, кандидат медицинских наук).
«Думаю, будущее за молодыми, за теми, кто будет противиться официальной медицине», «...каждый из нас родился под определенной звездой, каждый имеет свои слабые места - меридианы, и сочетание этих меридиан у всех людей различно. Здесь учитывается день рождения, месяц и год...» «Известно, что гомеопатический препарат имеет энергоинформационный заряд, которым и оказывается "воздействие на меридианы". Более того «гомеопатические препараты действуют даже в руке, без приема». (В.И.Журавлев, зав. кафедрой гомеопатии электропунктурной медицины Института повышения квалификации Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при МЗ РФ, доктор медицинских наук).
«Гомеопатией можно вылечить даже ностальгию. Это просто удивительный метод!» (В.Федосов) А патриотизм?
Мне почему-то кажется, уважаемые читатели, что подобное сборище проходило под покровом ночи, в полнолуние. На лицах собравшихся играли отблески пламени факелов, пахло серой, а в котлах, извергающих клубы зеленого пара, что-то кипело и искрилось... Ближе к полуночи под восторженный шепот собравшихся явилась хмурая фигура основателя гомеопатии Самуила Ганемана.
Самуил Ганеман (1755 -1843), немецкий физик, в конце XVIII в. сформулировал основные принципы гомеопатии. Разработал «закон подобия» - понятие о том, что болезненные проявления могут быть излечены ничтожно малыми количествами веществ, которые производят подобные проявления в здоровых людях, если принимаются в больших количествах. Слово «гомеопатия» составлено из греческих слов homoios (подобный) и pathos (страдание, болезнь). Ганеман и его ближайшие последователи провели «подтверждающие» гипотезу эксперименты, в которых давали растительные, минеральные и другие вещества здоровым людям, принимали их сами и записали детальные отчеты о своих наблюдениях. Позже эти отчеты были собраны в справочники, названные materia medica, которые используются для нахождения соответствия симптомов заболевания с «соответствующим» лекарством. Ганеман объявил, что болезни представляют собой нарушение способности организма исцелять себя и что слабый сигнал необходим, чтобы стимулировать лечебный процесс. Он также утверждал - хронические болезни являются проявлениями подавленного зуда, своего рода миазмом или злым духом. Сначала он использовал малые дозы уже используемых в практике лекарств. Но позднее стал применять гигантские их разведения и пришел к выводу, что чем меньше доза, тем более мощный эффект может быть получен. Последовательное разведение и встряхивание приводит к «потенцированию» лекарства, оно как бы освобождается от вещества, и на организм действует уже только «их лекарство» (Hanemann. Органон. Изд. «Пиринос Космос». Афины, 1989, с. 285)
Многие гомеопаты считают, что люди имеют специальное подобие специфическому средству (их «конституционному» средству) и проявляется это подобие рядом болезней. Такие средства могут быть предписаны согласно «конституционному типу» человека (название, появившееся по аналогии с астрологическим типом). «Тип Jgnatia», например, должен быть легко возбудимым, склонным к слезливости и ненавидящим табачный дым. «Типичная Pulsatilla» - молодая женщина, блондинка или со светло-каштановыми волосами, синими глазами, хрупкого телосложения, которая нежна, напугана, романтична, эмоциональна, дружелюбна, но застенчива. «Тип Nux Vomica (рвотный орех)», как считают, активен, агрессивен и гиперактивен. «Тип Сера» должен быть независимым. И так далее. Похоже все это на рациональное основание для диагноза и лечения?
Разведение лекарств в гомеопатии обозначаются римскими цифрами: от 1 до 10 цифрой X (1х=1/10; Зх=1/1000; 6х=1/1000000), от 1 до 100 цифрой С (1С=1/100; ЗС=1/1000000 и т.д.) Большинство препаратов сегодня представлены разведениями от 6х до ЗОх, но и ЗОС или больше выставлены на продажу. Oscillococcinum 200С - вещество «для лечения простуд и грип-поподобных симптомов» - включает «разведения», которые весьма неправдоподобны. Его «активный ингредиент» готовится культивированием малых количеств печени и сердца свежеубитой утки в течение 40 дней. Полученный раствор фильтруется, высушивается замораживанием, повторно насыщается водой, неоднократно растворяется и, наконец, имп-регнируется в сахарные гранулы. Если бы одна молекула сердца или печени утки могла пережить такое разведение, концентрация раствора была бы 1 к 100200. Это огромное число, которое имеет 400 нулей (!), является значительно большим, чем примерное число молекул во Вселенной (1 с 100 нулями). 17 февраля 1997 г. US News & World Report отметил, что только одна утка ежегодно необходима, чтобы произвести препарат, который имел бы цену $ 20 млн. В 1996 г. журнал назвал эту птичку-неудачника «$20-миллионной уткой».
В 1995 г. французский журнал Prescrire International опубликовал литературный обзор, в котором было заключение: «Поскольку гомеопатические препараты используются преимущественно при патологиях с переменным состоянием пациента или предполагающих самопроизвольное выздоровление (на фоне плацебо), возникает представление об их воздействии на некоторых больных. Однако, несмотря на большое количество сравнительных испытаний, проведенных до настоящего времени, нет никаких доказательств, что гомеопатия более действенна, чем плацебо-терапия, при назначении в идентичных состояниях». (Плацебо-эффект - выздоровление организма на фоне самовнушения.) В итоге же отметим, что последняя чисто гомеопатическая школа в Америке была закрыта в 20-е годы прошлого века (!).
Сделав некоторое отступление в практическую гомеопатию, вернемся к ее истокам - мировоззрению основателя-оккультиста Ганемана и его последователей. Самуил Ганеман в своем капитальном труде «Органон терапевтического искусства» подчеркивает: «Многообразие силы скрыто в тех же самых растениях, внешние характеристики которых мы иногда знаем, но души которых - как если бы у них был внутренний мир и они имели какой-то Божественный элемент - мы еще не понимаем» (Hanemann. Органон..., с. 184). Это наличие Божественного элемента во всем творении анализирует и продолжатель Ганемана Джеймс Таймер Кент, который пишет, что «...и та же самая энергия не есть энергия, а есть динамическая сущность... существует высший Бог, который сущностей и является сущностью. Все возникает, проистекает от Него, все от высшего до последнего материального тела соединяется таким образом. Конечно, если возникает закупорка, а не непрерывное протекание первого (тела) к последнему, то последние (тела) перестанут существовать» (Kent. Лекции по философии гомеопатии. Изд. Медицинского центра гомеопатии Кипра. Левкосия, 1992, с. 61). На основе этого мировоззрения - абсолютного пантеистического монизма, который выражается известной догмой оккультизма - «все едино», Кент разъясняет суть гомеопатии и феномен болезни: жизнь существует, поскольку «высший бог», который есть «единая сущность», «течет непрерывно к творениям. Если он прекратит втекать, тогда они (т.е. создания) прекратят существовать». Становится очевидной абсурдность словосочетания «православная гомеопатия» и понятными механизмы «выздоровления» не только людей, но и животных (факт выздоровления последних является для гомеопатов контраргументом эффекту плацебо при цели-тельстве). Речь идет о банальном колдовстве. «Гомеопатическое лекарство находится повсюду вокруг нас, вовне и внутри нас. Бывает, что всякое энергетическое силовое поле, которое или опускается врачом в капсуле, или создается, или используется подсознательно, начинает терапевтически заполнять аналогичные пространства жизненного поля окружающей нас среды»,«.. .терапевт должен ясно сознавать, что является просто проводником, который благодаря своей связи с больным, активизирует терапевтическую силу жизни» (Саввас Кассотис. Протокол 4-го всегреческого съезда гомеопатической медицины. Афины, 29-30 ноября 1986 г., с. 70). Продвинутой гомеопатической общественности известно отношение Ганемана к Конфуцию, чье учение он ставил выше учения Христа, к которому относился как к «страстному чувством». Известно также о вступлении Ганемана в юношеском возрасте в масонскую ложу, что оказало значительное влияние на его философские и религиозные взгляды (журнал «Гомеопатическая медицина», 1993 г., вып. 5, с. 10-11). Связь Ганемана со спиритизмом обнаруживается и в самом известном его сочинении, в «Органоне», где достаточно глав посвящено прославлению отца спиритизма Антония Месмера, в чью теорию «жизненного магнетизма» он верил и которую сам применял на практике (Hanemann. Органон..., с. 301-305).
Размышляя о причинах человеческого недуга, Д.Т.Кент пишет: «...психическое и телесное состояние человека - это состояние чувствительности (восприимчивости) к недугу, ведь каждый желает зла.... Человеческий род, живущий сегодня на земле, едва ли психически лучше какого-либо прокаженного...каждый из нас чесоточный... Каждая новая зараза приходит вместе с каждым ребенком» (Kent. Лекции..., с. 62). Согласно гомеопатии «заразы»: чесоточная, сифилитическая и сикдзная (которые не связаны с соответствующими болезнями классической медицины), - наследуются, увековечивая, таким образом, физическое и нравственное зло. Гомеопат Винер говорит, что «...чесотка есть символическое проявление первородного греха» (Winer, с. 107). Кроме того, ставя вопрос, действительно ли гомеопатия является системой для искупления человеком первородного греха, Винер отвечает, что гомеопатия «может быть средством, которое поможет» людям «избавиться от пластов неведения, слепоты и эгоизма...» и что «в конечном счете, совершенная и нравственная жизнь может быть конечной целью всего лечения» (Winer, с. 349). То есть такой нравственный недуг, как эгоизм, излечение которого православный христианин достигает через священнодейственную жизнь Церкви, может исчезнуть после приема гомеопатических «мышиных фекалий». Итак, ясно, что гомеопатия пытается «спасти» человека и первостепенной своей целью ставит исцеление души больного, а не его тела. К тому же гомеопатическое лечение передвигается от «души к уму и телу» (Диа-мандидис, с. 113).
Гомеопат Витфулке ссылается на понимание гомеопатом-историком термина «покаяние» (Наука гомеопатия, с. 202), и в то же время, не колеблясь, говорит, что гомеопатию интересует главным образом то, что «в христианском понимании считается глубокими, темными грехами» (Там же, с. 193).
На основании вышеизложенного становится ясно, что гомеопатия не имеет никакой научной основы, но у нее есть явные обоснования в области оккультизма и восточных религий. Это подтверждается самими текстами знаменитых гомеопатов. Поэтому заявление Александра Липина о том, что созданная им гомеопатическая методика излечила 80 тысяч коров от бесплодия («Церковный вестник», № 17 (270), сентябрь 2003 г. - Церковь и общество. Духовное содержание гомеопатии), наводит на мысль - а не та ли «целительная сила» сбросила стадо свиней с обрыва (Новый Завет).
Позволяя себе комментировать письмо архимандрита Рафаила (Карелина) в защиту гомеопатии, в котором он напоминает, что некоторые русские святые - Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, Иоанн Кронштадтский - не только сами пользовались гомеопатическими препаратами, но и советовали их употреблять другим, хотелось бы отметить следующее. В то время, когда жили эти святые отцы Православной Церкви, аптекарское дело основывалось на приготовлении препаратов, внешне похожих на современные гомеопатические. Привычные нам таблетированные формы не были распространены, и лекарство готовилось методом скатывания, а «входящая в моду» гомеопатия часто использовалась как брэнд в рекламных целях (как мы сказали бы сегодня). Вызывает сомнение прижизненное знакомство угодников Божиих с трудами Ганемана. Благословение же существовавшей тогда гомеопатии принималось, скорее всего, на основании видимой ее безвредности и случаях выздоровления. И еще. Возможное заблуждение при жизни и святость общепочитаемых угодников Божиих не исключают одно другое.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы о месте гомеопатии в жизни православного христианина:
-
Эффект от лечения телесных недугов с помощью гомеопатии основан на действии темных сил и самовнушении (плацебо).
-
Поэтому очевидна несовместимость православного вероисповедания и гомеопатии.
-
Механизмы фармакодинамики гомеопатических лекарственных веществ не изучены.
-
Широкое распространение оккультного лечения «гомеопатия» стало возможным по причине слабой информированности и мало-духовности общества.
-
Благословения православными пасторами на занятия гомеопатией, возможно, являются их заблуждением.
Выражаю благодарность за предоставленные материалы В.Б. Барахнину.
Иерей Евгений Самойлов, врач