СЕКТОВЕД. Сайт о сектах, лжеучениях, и деструктивных культах.
Сайт о сектах, лжеучениях,
и деструктивных культах
 
 
 
  • Главная
  • Новости
  • Энциклопедия
  • Статьи
  • Документы
    Материалы конференций
    Статьи из газеты "Православный миссионер"
    Трезвый взгляд
    Разное
    О сектоведении
    Политика и секты
  • О сайте
  • Вопрос-ответ
  • Поиск
  • Карта сайта

  •          

    Диакон Андрей Кураев. Когда Небо становится ближе. О чудесах и суевериях, о грехах и праздниках

    Хостинг в Новосибирске
           

    Псевдомедицинские секты, оккультные целительские практики и психокульты: социальные и пастырские аспекты


    Заключение четвертой встречи межправославного совещания Центров по изучению новых религиозных движений и деструктивных культов 06-09 октября 2011, Фессалоники, Греция.

    I. Введение

    Мы, собравшиеся здесь, члены и представители центров по изучению новых религиозных движений и деструктивных культов, прибывшие из большинства православных государств и поместных Церквей (Греции, России, Кипра, Сербии, Болгарии, Польши, Чехии и Словакии Беларуси, Украины, Критской Церкви), провели наше совещание, чтобы обсудить социальные, медицинские, духовные и пастырские аспекты проблем, создаваемых так называемыми «альтернативными терапиями», которые, помимо прочего, оказывают негативное влияние на образ жизни и моральные ценности человека и искажают Православную веру.

    Наша встреча, в которой приняли участие более 110 представителей вышеперечисленных стран и Церквей, прошла с 6 по 9 октября 2011 года в конгресс-центре Культурно-Образовательного Института им. святого Григория Паламы Фессалоникийской митрополии в Пилее, Греция, при любезном гостеприимстве его Высокопреосвященства, митрополита Фессалоникийского Анфима.

    Участники встречи, специалисты и эксперты в области новоявленных сект рассмотрели вопрос: «Псевдомедицинские секты, оккультные целительские практики и психокульты: социальные и пастырские аспекты».

    Выслушав научно обоснованные выступления и доклады, обсудив их, а также тщательно и всесторонне рассмотрев заявленный вопрос в пяти рабочих группах, мы пришли к следующим выводам (наблюдения, заключения и предложения), которые мы считаем необходимым довести до сведения священноначалия наших Церквей, законодательных и правоохранительных органов наших стран, а также медицинских и общественных организаций.


    II. Проблемы оккультных целительских практик и психокультов.

    Псевдомедицинские секты, или «альтернативные терапии», являются составляющей движения «Нью Эйдж» («Новой Эры»), которое распространяет оккультизм в области охраны здоровья и личностного развития, провозглашая «исцеление» телесных и психических заболеваний. Медицина «Нью Эйдж», известная также как альтернативная медицина, использует альтернативные целительские практики для исцеления «тела, разума и духа» «холистически», то есть как единое целое, часто претендуя на свое превосходство и даже полностью отвергая академическую научную медицину.

    Сегодня существуют сотни альтернативных «целительских систем» и психокультов, и их число растет тревожащими темпами. Альтернативные «целительские» практики основываются на системах мышления, являющихся по своей сути магическими, и на ненаучных принципах и методах. Альтернативные «целительские методики» основываются на оккультизме и магическом способе мировосприятия. Цель альтернативного «целителя» - «преумножить и уравновесить энергию Вселенной» (никто из подобных «целителей» не определил ее природу и не дал обоснования этому понятию) для использования в исцелении: считается, что заболевание начинается не в физическом теле, а на некоем «энергетическом» уровне, и должно исцеляться «энергетически», а не физически.

    Альтернативный «целитель» содействует «потоку невидимой космической» энергии, удаляя так называемые «энергетические блоки» или «энергетические барьеры», и таким образом обещает исцелить всевозможные заболевания, от самых незначительных до совсем неизлечимых. Альтернативный «целитель», который обычно является харизматической личностью без какого-либо медицинского образования или, в редких случаях, врачом, не применяющим никакие из полученных в мединституте знаний, приобретает роль мага-жреца, которая якобы придает ему абсолютное могущество. Считается, что если исцеление не удается, то это не потому, что теория ошибочна, а потому, что методика была неправильно применена или потому, что пациент сопротивлялся исцелению по «кармическим» или другим причинам. Альтернативные «целители» прилагают огромные усилия к тому, чтобы представить свои практики научно обоснованными, и тем не менее их антинаучная суть систематически раскрывается многочисленными медицинскими и научными организациями Европы, Австралии и Америки, а также видными врачами и учеными всего мира.

    Хотя альтернативные целительские практики хорошо изучены и часто именуются «целительской магией» и «проявлением оккультизма», тем не менее они являются стремительно развивающейся индустрией, распространяющейся очень быстро через сеть различных групп, обществ и федераций холистических «целителей», «целительских групп», деструктивных сект и психокультов, которые обещают физическое и психическое здоровье, самопознание, самореализацию и саморазвитие. Семинары, конгрессы, «целительские мастерские», фестивали, открытые встречи, гигантские рекламные щиты на дорогах, теле- и радиопередачи, журналы, газеты и различные публикации, реклама по электронной почте и интернету, веб-сайты, продажа оккультной продукции в аптеках и реклама альтернативных методов в университетах, организациях, фирмах, больницах, поликлиниках, медицинских центрах, центрах здоровья и врачебных кабинетах - все это сформировало общественное мнение, принимающее оккультные методики как эффективные практики исцеления, равноценные, если не превосходящие, практики научной медицины.

    Так, современные люди все более склоняются к принятию оккультных движений и восточных религиозных верований, встроенных в альтернативные методы исцеления. Проблему усугубляет растущее число врачей, продвигающих альтернативные «терапии» ради материальной выгоды или в силу личных убеждений. Еще большую опасность представляет тот факт, что многие православные священники оказываются обманутыми альтернативными целителями и проводят обряд освящения в центрах, школах и на фестивалях альтернативных «терапий» или же своим присутствием на таких мероприятиях создают видимость признания альтернативных «терапий» православной Церковью. Зачастую врачи и представители других медицинских профессий используют и продвигают альтернативные целительские практики и практики псевдомедицинских культов в целях получения выгоды.

    Распространители оккультных «целительских» практик пытаются проникнуть на национальные и международные конгрессы ученых, врачей, психиатров и психологов. Частные учебные заведения, связанные с деструктивными культами, предлагают уроки по освоению оккультных целительских практик, таким образом, делая ситуацию неконтролируемой. Дети в некоторых частных школах обучаются и посвящаются в оккультные целительские методики якобы для расслабления и поддержания здоровья. Психокульты организуют семинары для родителей и учителей, а также для детей и студентов, обещая повышение успехов в школе, снижение стресса, разрешение проблем поведения и быстрое и эффективное обучение.

    Психотерапевтические культы (психокульты) являются разновидностью деструктивных сект психотерапевтической ориентации и обладают следующими характеристиками:

    а) они основаны на многочисленных и разнообразных психологических и/или псевдопсихологических теориях, перемешанных с элементами альтернативных и оккультных движений и практик, а также восточных религий;

    б) они используют методы и практики психотерапии, являющиеся сомнительными с научной точки зрения, недоказанными, магическими, а зачастую унизительными для личности и абсурдными;

    в) они основаны на «холистическом» (целостном) видении человека, мира и психического заболевания;

    г) они представляются как группы психотерапевтов, консультантов, тренеров по жизни (life coaches), якобы помогающих развитию личности, достижению успеха, самопознанию и т.п.;

    д) их члены идеализируют психологию, психотерапию и конкретные концепции, технические приемы, методики, вне данного сообщества не имеющие никакой ценности и не признанные академической наукой;

    е) уроки, тренинги и семинары, проводящиеся ими сегодня в большом количестве (например, по методу Сильва, по нейролингвистическому программированию, по «исцелению» через искусство), часто используются как механизм вербовки новых членов в различные организованные группы;

    ж) вовлечённые в эти группы люди становятся ведомыми и часто подвергаются манипуляциям со стороны организаторов тренингов и впадают в зависимость от лидера и/или группы;

    и) вовлечённым в эти группы людям приходится посещать бесконечные серии уроков, что наносит им не только психологический, но и материальный ущерб вплоть до полной потери контакта с реальностью.

    Многие лидеры психокультов вдохновлялись сайентологическими идеями, и сама сайентология, как утверждают некоторые исследователи, начиналась как психокульт.

    Альтернативные псевдотерапии чреваты опасностями, которые могут причинить серьезный ущерб разуму, телу и духу. Помимо прочих, описаны следующие опасности: ущерб здоровью, депрессия и эмоциональные срывы, приступы паники, нервные срывы, психоз, осложнения и усугубление заболевания, одержимость и даже смерть или самоубийство. Проблема альтернативных «целительских» практик и психокультов является весьма серьезной, и борьба с ними – дело государства, медицинских организаций и учреждений, всего общества и Церкви.


    III. Πастырские аспекты

    1) Существуют «целительские методики», являющиеся определенно оккультными, такие, как, например, Рейки. Здесь недвусмысленно можно проследить непосредственную связь между практическими методами и их теоретическим (оккультным) обоснованием. Любой православный верующий с минимальным знанием катехизиса понимает, что он не может и не должен участвовать в таких мероприятиях, дабы не подвергнуться влиянию демонических сил. Однако есть и такие «терапии», где связь между теорией и практикой не очевидна с самого начала или специально утаивается. В этих случаях мы рекомендуем людям быть особенно бдительными и стараться узнать, на какой теории «терапия» основана, каковы ее теоретические и мировоззренческие предпосылки и подтекст, а также каким способом она осуществляет исцеления – когда таковые случаются. Необходимо отметить, что православный верующий не ищет исцеления любой ценой. Ведь и демоны «творят чудеса ложные», то есть якобы «исцеляют»; и неопятидесятники утверждают, что они могут исцелять. Но чьей силой? Сам по себе акт «исцеления» не является критерием, гарантирующим правильность и безопасность метода исцеления, более того, создает видимость исцеления для последующего привлечения клиента вновь и вновь. Сами утверждения об исцелении ни о чем не говорят, поскольку некоторые обманутые «целителями» люди начинают сами утверждать, что такие болезни, как рак или СПИД, исцелили, применяя уринотерапию или иные безумные методы.

    2) Опасность таких «терапевтических методов» с точки зрения спасения души – помимо их опасности для физического здоровья – состоит главным образом в том, что они угрожают растлить православный дух, образ мышления и мораль, являя собой мост, вводящий ничего не подозревающих людей либо в псевдовосточные секты, либо приобщая их к языческому мировосприятию, оперирующему такими понятиями, как вселенская энергия, прана, ци, аура, чакры и т.п. Эти термины являются ключевыми концептами мироотражения тоталитарных сект, следовательно, путь пациента клиники «альтернативной медицины» в тоталитарную секту становится значительно короче.

    3) Опасные заблуждения с неприятными последствиями для верующих, остающихся без пастырской поддержки, возникают, когда:

    а) православный священник, по неведению или из корыстных соображений, совершает обряд освящения в центре «альтернативных терапий». Такие обряды и их фотосъемка почти всегда используются этими центрами для обмана граждан: будто бы «целитель» имеет благословение священнослужителя;

    б) то же самое случается, если какой-либо известный церковный деятель, обычно по незнанию, использует методы «альтернативных терапий» или рекомендует их другим;

    в) многие духовники, не осознавая связи этих методов с оккультизмом, в ответ на вопросы верующих не могут объяснить опасности этих методов;

    г) альтернативные «целители» проникают в православную среду и обращаются с выступлениями на различных мероприятиях или семинарах (например, в «Школах для родителей»), организованных церковью или с участием церкви.


    IV. Образ мышления приверженцев «альтернативных терапий» и православное христианское мышление

    Неуправляемая и необузданная индустрия «холистической медицины» быстрыми темпами распространяется по всему миру. Воспользовавшись нынешним ростом числа заболеваний и страданий в жизни человека, она проникает в жизнь людей, обещая просто и быстро облегчить их участь.

    Так называемые альтернативные «терапии» основаны на идеях и различных языческих учениях и современном оккультизме в целом. Убеждения, теории и методики так называемого холистического лечения движения «Нью Эйдж» не являются чем-то новым, а представляют собой издавна известную практику магизма.

    Создатели и распространители альтернативных «методов терапии» провозглашают, что одно лишь самопознание предоставит нам ключи к жизни и смерти.

    В качестве средств исцеления, среди прочего, предлагается лечебное голодание, гипноз, занятие спиритуалистическими методиками и приемами, использование лекарственных трав и лекарств на растительной основе вместо так называемых «ядовитых препаратов современной медицины».

    Большинство методов и приемов альтернативных «терапий» глубоко пропитаны ложной духовностью и являются смесью восточного мистицизма, магии, шаманизма и антихристианских воззрений «Нью Эйдж». Так, они используют методы и технические приемы, являющиеся не только сомнительными с точки зрения науки и академической медицины, но в значительной степени теоретически и практически основанные на практиках спиритизма. Поэтому те, кто прибегает к таким методам, осознанно или неосознанно посвящаются в учения, несовместимые с православной христианской верой и, безусловно, вредные для собственного здоровья.

    Альтернативные методы «лечения» и здорового питания, которые сегодня широко рекламируются многочисленными группами, организациями и системами, незаметно смещают мышление христианина. Фокусируя мысль и внимание на материальном аспекте окружающего мира, они приводят его к тому, что вся его жизнь вращается вокруг заботы о здоровье и питании. Его интересует только собственное здоровье и количество употребляемых калорий в день.

    Распространители «альтернативных методов лечения» употребляют термин «лечебное голодание», который часто отождествляют или сопоставляют с соблюдением церковного поста, выборочно ссылаясь, в частности, на цитаты из святоотеческих писаний. По словам «целителей», целью такого «поста» является «самоочищение», «самоисцеление», «познание и принятие с любовью неизвестных нам до того момента сторон нашей личности». Из вышесказанного можно сделать вывод, что основной и высшей целью лечебного голодания человека является его собственное эго. То есть речь идет о чисто индивидуалистическом учении, ставящем человека в центр всего.

    Пост – это не просто воздержание от определенной пищи или предпочтение одних продуктов другим, как это делают приверженцы «здорового питания». Конечно, Церковь регламентирует пищу, которую мы едим в период поста, но не потому, что считает ту или иную пищу плохой, а лишь для упражнения в воздержании. Православные верующие могут использовать одну пищу и избегать другую, в силу послушания Церкви и ее определения поста. Это означает подчинение нашей личной воли воле Церкви. Другими словами, мы проявляем послушание Христу и святым отцам-основателям нашей церковной дисциплины. Вот почему пост - это не вопрос пищи, он имеет более глубокое значение: это добродетель.

    Когда альтернативные «терапии» говорят о Боге, душе и духе, их бог не имеет никакого отношения к Триединому Богу Православия. Их «бог» - бог «Новой Эры», отождествляемый с безличной универсальной космической энергией, находящейся «внутри нас», что, в конечном итоге, приводит человека к престолу Божественной воли внутри самого себя. Поэтому в их лексиконе нет понятия греха, а используются выражения, например: «злые духи» и «отрицательные и положительные мысли».

    Согласно православной вере, человек черпает энергию не из Вселенной, а от Триединого Бога, Который с абсолютной беспредельной любовью изначально создал человека из небытия и подарил ему существование. Мы веруем в Личного Бога, Нерукотворного и Вечного, а не в безличную обожествленную Вселенную «альтернативных методов терапии».

    Человек как создание Бога был сотворен и не имеет никакого отношения к природе и существу Бога. Его участие в божественных деяниях происходит по благодати, а не по принуждению. Человек свободен в выборе: принять или отвергнуть благодать Божию, сознавая при этом, что без неё он не может спастись.

    Мышление нашей Церкви является христоцентрическим и святоотеческим и, следовательно, противоречит языческой концепции альтернативных «терапий».

    Христиане уповают не на здоровое питание, долголетие, развитие интеллекта и избежание боли и страданий, а на жизнь вечную, которую можно получить через веру в Евангелие Христово и таинства Церкви.

    Альтернативные методы «терапии» считают боль, страдания, соблазны, искушения и жизненные трудности негативными явлениями и через оккультизм обещают избавить вас от них. Церковь же, напротив, оценивает их положительно, так как они:

    а) помогают человеку осознать свой предел, то есть смерть, и через неё – жизнь вечную;

    б) способствуют духовному созреванию;

    в) стимулируют дух смирения, терпимости, любви и веры в Бога – основные добродетели, которыми обладали все святые нашей Церкви.

    Церковь не отделяет душу от тела: она призывает заботиться о теле в той мере, в которой оно тесно связано с душой и участвует в таинствах освящения и спасения. Вот почему существуют и таинство Елеосвящения (Соборования), и ряд молитв от болезней. Даже в высшем из таинств – Евхаристии – церковь молится об исцелении "всех больных, страдающих, недужных и их спасении". Церковь рассматривает и предлагает, в качестве основных средств поддержания физического здоровья, молитву, покаяние, исповедь и причащение, которые наполняют нас живительной благодатью Божией. Это не значит, что верующие не должны ходить к врачам для получения медицинской помощи. Сам Бог, говорит нам Библия, "дал людям науку" (Премудрость Сираха, 38:6). И более конкретно: "Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего - врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства…" (Премудрость Сираха, 38:1-4). Наука, которая прославляет Бога и служит спасению мира, для человека и для всего творения является источником благословения. Если, однако, она направлена на удовлетворение эгоистичных устремлений человека и на отречение его от Бога, то результаты её могут оказаться катастрофическими.


    V. Социальные и медицинские аспекты

    Мы, участники рабочей группы «Социальные и медицинские аспекты псевдомедицинских и оккультных практик», в ходе нашей работы пришли к следующим выводам:

    1. В связи с тем, что в настоящее время в разных странах отмечается устойчивая тенденция к проникновению в сферу медицины деструктивных объединений оккультного характера, а также к пропаганде и легализации реализуемых ими псевдомедицинских методик, мы считаем целесообразным объединить усилия священнослужителей, религиоведов и врачей для распознавания псевдомедицинских культов и оценки их деятельности не только с морально-этической и религиоведческой, но и с профессиональной медицинской точек зрения. Учитывая данное обстоятельство, предлагаем обратить внимание медицинских сообществ стран-участниц конференции на необходимость выражения своего мнения в отношении псевдоцелительских практик и рекомендуем создать постоянно действующие комиссии при федеральных и региональных министерствах здравоохранения для защиты населения от воздействия недобросовестных «целителей» на жизнь и здоровье граждан.

    2. Выслушав доклады и сообщения, представленные как на конференции, так и на заседании нашей рабочей группы, мы убедились, что все псевдомедицинские культы нарушают право человека на информированное согласие на проведение процедуры, не предупреждая о возможных негативных последствиях, связанных с ухудшением здоровья. Во многих псевдомедицинских культах практикуется полный или частичный отказ от медицинской помощи, распространяющийся как на взрослых, так и на детей, что приводит к трагическим последствиям. Однако правовой вакуум позволяет им реализовывать свои услуги, наживаясь на горе и страдании людей. В складывающейся ситуации очевидна необходимость обращения к законодательным органам наших стран с целью закрепления в законодательстве механизма запрета пропаганды и применения методик воздействия на организм, опасных для жизни и здоровья человека. Аналогичная норма положительно зарекомендовала себя в законодательстве Республики Казахстан, позволив запретить пропаганду и применение сектантской псевдомедицинской методики «Алля-Аят». Создание такого правового механизма может стать ключом принципиально иного подхода к ограничению антиобщественной деятельности сектантских структур.

    3. В ходе нашей работы и обмена опытом мы также убедились, что большинство псевдоцелительских культов нарушают действующее законодательство. Яркими примерами тому являются секты Надежды Антоненко и «Алля-Аят» в России. Также нельзя не отметить нарушение закона «целителями» С. Коноваловым и Рушелем Блаво в России, которые проводят сеансы массового целительства, несмотря на их официальный запрет. Учитывая широкое распространение откровенно грязного бизнеса на тяжело больных людях, как-то: оккультное и иное антинаучное лжецелительство, продажа втридорога биологически активных добавок под видом лекарств, считаем, что только строгое наказание для лидеров псевдомедицинских сект может заставить тысячи других людей, занимающихся подобным, остановиться. В связи с этим считаем необходимым взаимодействовать с правоохранительными органами наших стран для пресечения социально опасной деятельности псевдомедицинских культов, подрывающих здоровье человека, и, следовательно, угрожающих национальной безопасности.


    VI. Предложения - Рекомендации

    Принимая во внимание, что вышеописанные псевдомедицинские практики могут привести ничего не подозревающих людей к участию в оккультных организациях и деструктивных сектах, мы предлагаем:

    1. предоставление более подробной информации о культах, ересях и псевдорелигиозных группах;

    2. информирование людей посредством разоблачительных публикаций в прессе, пресс-релизов, публикаций статей в Интернете и проведения семинаров по борьбе с сектами;

    3. назначение и подготовку специалистов-сектоведов в каждой епархии;

    4. поощрение сотрудничества и обмена идеями, информацией и опытом между экспертами по сектам;

    5. создание международной сети экспертов в различных дисциплинах (например, врачи, юристы, богословы, социологи и т.д.) по вопросам сектантской экспансии;

    6. местные власти и государственные службы должны осуществлять контроль различных групп, претендующих на ведение медицинской деятельности и не допускать выдачи им разрешений без строгой предварительной проверки;

    7. законодательные органы должны серьезно разобраться с проблемой деструктивных культов и рассмотреть необходимость введения новых статей в Уголовный кодекс, касающихся этих вопросов.

    Для предотвращения вышеперечисленных реальных опасностей с пастырской стороны необходимо:

    1) Своевременное и точное информирование священников и верующих, находящихся в позиции пастырской ответственности, о духовных и других опасностях, которыми чревата деятельность альтернативных целительских культов, сект и оккультных движениях вообще.

    2) Катехизис и детальное разъяснение данных вопросов православной пастве, во избежание ее попадания в ловушки обманщиков и искажения ее православного образа мышления в результате заимствования прочих мировоззрений и религиозных тенденций, несовместимых с христианской верой.

    3) Тщательное изучение пастырями взглядов и методов этих групп и различных видов телесного и психологического ущерба, который они наносят своим жертвам, чтобы пастыри были в состоянии отличить обман от истины.


    УЧАСТНИКИ

    ГРЕЦИЯ

    ФЕССАЛОНИКИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

    • архимандрит Стефанос Толиос

    КРИТСКАЯ АРХИЕПИСКОПИЯ

    • Михаил Папатеохарис,
    • свящ. Василиос Куналис

    ИНИЦИАТИВА РОДИТЕЛЕЙ СЕВЕРНОЙ ГРЕЦИИ

    • Арсениос Влиагофтис, свящ.
    • Паисий Юнг, свящ.

    ВСЕГРЕЧЕСКИЙ СОЮЗ РОДИТЕЛЕЙ

    • Константинос Папахристодулу

    МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ ПРАВОСЛАВИЯ

    • Костас Мигдалис
    • Димитриос Костопулос, свящ.
    • Афина Аврамиду
    • Андреас Гатзелис, свящ.
    • Антониос Стилианакис, свящ.
    • Василиос Тсафаридис
    • Василиос Ливанидис, свящ.
    • Василики Панагопулу
    • Григориос Константину, свящ.
    • Георгиос Котронис
    • Георгия Христодулу-Терзи
    • Георгия Бикали
    • Деспина Анифантаки
    • Ирини Костопулу
    • Елени Андрулаки
    • Евдоксия Казепи
    • Еваггелия Корсакиду
    • Иаковос Матиудакис
    • Иоаннис Друкас
    • Иоаннис Зотос, свящ.
    • Каллиопи Нонота
    • Мария Харалампиду
    • Сотириос Афанасулиас, свящ.
    • Саввас Корсакидис
    • Христос Терзис
    • Христина Кенамеа
    • Христина Сиитти
    • Христос Кириазопулос, свящ.

    РОССИЯ

    РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ЦЕНТРОВ ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИЙ И СЕКТ (РАЦИРС) - ЦЕНТР РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ во имя сщмч. ИРИНЕЯ ЛИОНСКОГО

    • профессор, доктор богословия Александр Дворкин
    • Ирина Дворкина
    • канд. филол. наук Татьяна Карпачева
    • Елена Левшина
    • Антонина Петрыкина
    • к.ф-м.н. Владимир Решетов
    • Галина Решетова

    МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ

    • Георгий Иоффе, прот.
    • Николай Святченко, свящ.
    • Валерия Рычкова

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНСТИТУТ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ И ЦЕРКОВНЫХ ИСКУССТВ

    • Аркадий Северюхин, прот.
    • Александр Замахин

    НОВОСИБИРСКИЙ ЦЕНТР ПО ВОПРОСАМ СЕКТАНТСТВА во имя св. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

    • к.м.н. Дмитрий Индинок
    • Олег Заев

    БЕЛОРУССИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ ЦЕНТР во имя св. ИОАННА ДАМАСКИНА ПРИ ГОМЕЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ

    • Артемий Кривицкий, свящ.

    УКРАИНА

    • Алексий Слюсаренко, свящ.

    КИПР

    КИПРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

    • Его преосвященство, владыка Христофорос, епископ Карпасский
    • Андреас Стилианидис
    • Георгиос Сергидис
    • Паникос Панайоту
    • Тасос Митсопулос

    ВСЕКИПРСКИЙ РОДИТЕЛЬСКИЙ СОЮЗ

    • Спирос Аргиру
    • Христакис Иоаннидис
    • Алисон Панайоту
    • Анастасия Антониаду
    • Дора Сергиду
    • Ирини Мавромати
    • Елени Коккоди
    • Елени Зинонос
    • Сотия Периклеус
    • Стелла Тсиакка

    ШТАБ ПОЛИЦИИ КИПРА

    • Михалис Гавриилидис

    МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ ПРАВОСЛАВИЯ

    • Левтерис Христофору

    СЕРБИЯ

    СЕРБСКАЯ ПАТРИАРХИЯ, СВЯТЕЙШИЙ АРХИЕРЕЙСКИЙ СИНОД

    • Его преосвященство, владыка Порфирий, епископ Егерский
    • протопресвитер Гай Гаич

    ЦЕНТР АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

    • Андрей Протич
    • Зоран Лукович
    • Марко Митич

    БОЛГАРИЯ

    НЕВРОКОПСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

    • Его преосвященство, владыка Натанаил, митрополит Неврокопский
    • Феофил Андреев, свящ.
    • Стефан Куцев
    • Стефка Спиридинова
    • Диана Милева
    • Кирилл Маринов
    • Мария Киоссева
    • Миглена Цакова
    • Марин Кисов
    • Петр Сумаров
    • Станислав Барамов

    ЦЕНТР ПО ИЗУЧЕНИЮ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ

    • Анна Маринова
    • Бисер Божков
    • Иван Желев Димитров
    • Жанета Дикалова
    • Милка Барамова
    • Ралица Костадинова
    • Станислава Диоссева

    ПОЛЬША

    ВАРШАВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ (И ВСЕЯ ПОЛЬШИ)

    • Андрей Левчак, свящ.

    ЧЕХИЯ - СЛОВАКИЯ

    ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЧЕШСКИХ ЗЕМЕЛЬ И СЛОВАКИИ

    • д. н. Александр Кап

           


      © 2006-2012 Sektoved.ru Яндекс цитирования