Не понаслышке знаю, каким завидным успехом у российского читателя пользуются книги Т.Лобсанга Рампы. Пожалуй, никто до Рампы не рассказывал так легко, доступно и интересно о паранормальных явлениях и феноменах. Его книги издаются многомиллионными тиражами во всех странах, на всех континентах. Но мало кто знает, что у этой популярности (без сомнения, заслуженной) есть и оборотная сторона. Впрочем, обо всем по порядку.
В конце 50-х туманную Великобританию, уставшую от скучных доморощенных привидений, захлестнула волна индо-буддизма. Любовь к Востоку у большинства английской хиппующей молодежи вспыхнула благодаря книгам тибетского буддийского ламы Т.Лобсанга Рампы. Первую книгу, которая называлась "Третий глаз", Рампа опубликовал в 1956 году в Лондоне. Успех был молниеносным и фантастическим. В книге рассказывается, как автор, будучи мальчишкой, попадает в тибетский монастырь, где путем многолетних тренировок и медитаций приобретает ряд уникальных способностей - от ясновидения и телепатии до телекинеза и левитации. В одной из глав Рампа повествует о страшной операции, которой он подвергся, когда согласился на "открытие" так называемого третьего глаза.
Надо отметить, что книга написана действительно очень талантливо. Автор захватывающе, с юмором рассказывает о сложном быте и труднодоступной для европейского понимания философии буддистов. С первых страниц у читателя возникает безапелляционное доверие ко всему, о чем повествует Т.Лобсанг Рампа, прошедший по сюжету книги долгий и трудный путь от несмышленого мальчишки до великого Посвященного.
Стоит ли говорить, что следующие книги Рампы так же, как и "Третий глаз", не залеживались на прилавках и только добавили славы мистическому ореолу талантливого тибетского писателя-ламы. Истории, рассказываемые в этих книгах, были одна фантастичнее другой. Чего стоит хотя бы рассказ о том, как Рампа "выдавил" из себя астральное тело и спроецировал его (это тело) на Венеру. На этой планете, со слов автора, покоятся души всех великих Учителей: Пифагора, Орфея, Христа, Будды, Магомета... Так вот астральное тело Т.Лобсанга Рампы удостоилось чести быть собеседником великих Учителей, "вознесшихся" на Венеру.
Впрочем, книги Рампы привлекли внимание не только английской молодежи, но и тех немногих, кто жил когда-то на Тибете. Именно эти немногие и заметили массу (мягко выражаясь) несуразностей в описании Рампой жизни буддистов в Лхасе и в тибетских монастырях. Тибетские иммигранты были настолько возмущены рамповскими бестселлерами, что наняли лучшего британского частного детектива Клиффорда Бэрджесса. Детектив должен был выяснить, кто же действительно скрывается под именем Т.Лобсанга Рампы, которого в Англии любят как писателя и почитают как великого Посвященного, но совершенно не знают и не помнят на Тибете. Результаты расследования Бэрджесса повергли в шок издателей и почитателей Рампы. Оказывается, автор не только никогда не был тибетским ламой, но и собственно на Тибете никогда не был. Не было, понятно, никаких чудо-способностей и уж тем паче никакой операции по открытию третьего глаза.
Более того, автор бестселлеров на самом деле оказался обыкновенным провинциальным британцем. Его звали Сирил Хоскинс, и он (держитесь крепче) сын водопроводчика из Плимптона, графство Девоншир. С детских лет Сирил был увлечен восточной культурой и буддийской философией. Он придумал себе оккультное имя Т.Лобсанг Рампа, постоянно брил голову наголо и, чтобы быть похожим на тибетцев, облачался в их национальные одежды, которые Сирил достал по случаю. В общем и целом получилась сказка Андерсена наоборот: прекрасный лебедь на поверку оказался всего лишь гадким утенком.
Здесь бы талантливому (действительно талантливому) Хоскинсу посыпать голову пеплом, наступить на горло своей гордыне и признать, что-де история Лобсанга Рампы выдумана им от начала до конца, но не корысти ради, а развлечения для... Однако Хоскинс настолько обнаглел, что вскоре после разоблачения и несмотря на это издал новую книгу, которую недвусмысленно назвал "История Рампы". В прологе этого автобиографического (?!) панегирика Рампа-Хоскинс как бы признается: дескать, да, я Хоскинс, но не совсем. Великий Рампа, оказывается, умер по дороге из Тибета в Англию, и дух Лобсанга вселился в тело сына водопроводчика. Бестелесные буддийские психохирурги на особом астральном самолете провели сложнейшую операцию, и таким вот чудесным образом в теле англичанина поселилась тибетская душа.
Ложь была настолько откровенной и омерзительной, что книги Рампы-Хоскинса британцы демонстративно сжигали на площадях.
Понимаю, что своим рассказом я невольно разочаровал многих истых поклонников таланта Рампы. Видит Бог, если б дело заключалось только в Рампе-Хоскинсе, наверное, эта статья никогда не появилась бы на свет. Но, увы, подобного рода литература заполонила книжный рынок и завладела умами читателей. Сирил Хоскинс придумал Рампу, Карлос Кастанеда - дона Хуана, теперь вот некто Владимир Мегрэ (мог бы псевдоним и поскромнее взять) развез "мыльную оперу" под названием "Анастасия". Если б авторы оговорились, что описывают в книгах всего лишь свои фантазии, вряд ли у них была бы такая популярность. Вот и выдается желаемое за действительное.
[...]
В конце 50-х туманную Великобританию, уставшую от скучных доморощенных привидений, захлестнула волна индо-буддизма. Любовь к Востоку у большинства английской хиппующей молодежи вспыхнула благодаря книгам тибетского буддийского ламы Т.Лобсанга Рампы. Первую книгу, которая называлась "Третий глаз", Рампа опубликовал в 1956 году в Лондоне. Успех был молниеносным и фантастическим. В книге рассказывается, как автор, будучи мальчишкой, попадает в тибетский монастырь, где путем многолетних тренировок и медитаций приобретает ряд уникальных способностей - от ясновидения и телепатии до телекинеза и левитации. В одной из глав Рампа повествует о страшной операции, которой он подвергся, когда согласился на "открытие" так называемого третьего глаза.
Надо отметить, что книга написана действительно очень талантливо. Автор захватывающе, с юмором рассказывает о сложном быте и труднодоступной для европейского понимания философии буддистов. С первых страниц у читателя возникает безапелляционное доверие ко всему, о чем повествует Т.Лобсанг Рампа, прошедший по сюжету книги долгий и трудный путь от несмышленого мальчишки до великого Посвященного.
Стоит ли говорить, что следующие книги Рампы так же, как и "Третий глаз", не залеживались на прилавках и только добавили славы мистическому ореолу талантливого тибетского писателя-ламы. Истории, рассказываемые в этих книгах, были одна фантастичнее другой. Чего стоит хотя бы рассказ о том, как Рампа "выдавил" из себя астральное тело и спроецировал его (это тело) на Венеру. На этой планете, со слов автора, покоятся души всех великих Учителей: Пифагора, Орфея, Христа, Будды, Магомета... Так вот астральное тело Т.Лобсанга Рампы удостоилось чести быть собеседником великих Учителей, "вознесшихся" на Венеру.
Впрочем, книги Рампы привлекли внимание не только английской молодежи, но и тех немногих, кто жил когда-то на Тибете. Именно эти немногие и заметили массу (мягко выражаясь) несуразностей в описании Рампой жизни буддистов в Лхасе и в тибетских монастырях. Тибетские иммигранты были настолько возмущены рамповскими бестселлерами, что наняли лучшего британского частного детектива Клиффорда Бэрджесса. Детектив должен был выяснить, кто же действительно скрывается под именем Т.Лобсанга Рампы, которого в Англии любят как писателя и почитают как великого Посвященного, но совершенно не знают и не помнят на Тибете. Результаты расследования Бэрджесса повергли в шок издателей и почитателей Рампы. Оказывается, автор не только никогда не был тибетским ламой, но и собственно на Тибете никогда не был. Не было, понятно, никаких чудо-способностей и уж тем паче никакой операции по открытию третьего глаза.
Более того, автор бестселлеров на самом деле оказался обыкновенным провинциальным британцем. Его звали Сирил Хоскинс, и он (держитесь крепче) сын водопроводчика из Плимптона, графство Девоншир. С детских лет Сирил был увлечен восточной культурой и буддийской философией. Он придумал себе оккультное имя Т.Лобсанг Рампа, постоянно брил голову наголо и, чтобы быть похожим на тибетцев, облачался в их национальные одежды, которые Сирил достал по случаю. В общем и целом получилась сказка Андерсена наоборот: прекрасный лебедь на поверку оказался всего лишь гадким утенком.
Здесь бы талантливому (действительно талантливому) Хоскинсу посыпать голову пеплом, наступить на горло своей гордыне и признать, что-де история Лобсанга Рампы выдумана им от начала до конца, но не корысти ради, а развлечения для... Однако Хоскинс настолько обнаглел, что вскоре после разоблачения и несмотря на это издал новую книгу, которую недвусмысленно назвал "История Рампы". В прологе этого автобиографического (?!) панегирика Рампа-Хоскинс как бы признается: дескать, да, я Хоскинс, но не совсем. Великий Рампа, оказывается, умер по дороге из Тибета в Англию, и дух Лобсанга вселился в тело сына водопроводчика. Бестелесные буддийские психохирурги на особом астральном самолете провели сложнейшую операцию, и таким вот чудесным образом в теле англичанина поселилась тибетская душа.
Ложь была настолько откровенной и омерзительной, что книги Рампы-Хоскинса британцы демонстративно сжигали на площадях.
Понимаю, что своим рассказом я невольно разочаровал многих истых поклонников таланта Рампы. Видит Бог, если б дело заключалось только в Рампе-Хоскинсе, наверное, эта статья никогда не появилась бы на свет. Но, увы, подобного рода литература заполонила книжный рынок и завладела умами читателей. Сирил Хоскинс придумал Рампу, Карлос Кастанеда - дона Хуана, теперь вот некто Владимир Мегрэ (мог бы псевдоним и поскромнее взять) развез "мыльную оперу" под названием "Анастасия". Если б авторы оговорились, что описывают в книгах всего лишь свои фантазии, вряд ли у них была бы такая популярность. Вот и выдается желаемое за действительное.
[...]
Константин ФИЛИМОНОВ,
Вечерний Челябинск. 4.11.1999.
Вечерний Челябинск. 4.11.1999.