Духовный и медицинский аспекты гомеопатии

Духовный аспект.

Гомеопатия - система лечения, в основе которой лежит религиозно-филосовское мировоззрение пантеистического, оккультного характера.

  1. Д.Кент пишет: «Господь - это одна из форм существования материи и Он может творить, то есть переходить в другие формы существования материи, которые могут восприниматься человеческими органами чувств» (2,51). Т.е. личного Бога не существует. Бог полностью имманентен (присущ) миру
  2. Бог отождествляется с «первичной субстанцией» или «чистой энергией». Эта «первичная субстанция» или «чистая энергия», перемещаясь от одного звена цепи к другому, осуществляет непосредственную связь между высшими и низшими формами существования материи (2,52).
  3. «Первичная субстанция», находящаяся в живом организме, называется «жизненной силой». «Только нематериальная динамическая сила, присущая материальному организму в здоровом и больном его состоянии (жизненная сила), может управлять всеми его ощущениями и отправлениями» — пишет Ганеманн (1,89).
  4. «Действие первичной субстанции может делать человека больным или здоровым. И самое важное, что человек может не только наблюдать изменение действия этой субстанции, но может сам изменять направление в нужную сторону» (2,53).
    Этот принцип является основным во всех оккультных учениях, содержащих учение о первоэнергии, которая пронизывает весь материальный и духовный мир, и которой оккультист стремится овладеть и управлять.
    Эта сила у Рейхенбаха называется «одо-магнетической силой». Гомеопат Адольф фон Гергардт пишет: «Между гомеопатией и лечением посредством магнетизма близкое родство. Магнетизер только сосредоточивает целебную силу, предоставляя ей самой найти надлежащий путь, гомеопат же дает ей специфическое направление, и таким путем тоже одерживает верх над болезнью» (7,25).
    О магнетизме и месмеризме (Антоний Месмер - «отец парапсихологии») пишет и сам Ганеманн. Ниже приводятся некоторые выдержки из Бостонского издания «Органона» (8,189,210—212), которые совершенно отсутствуют в русских переводах этой книги.
    Ганеманн пишет, что в результате тритурации (растирания в порошок) и суккусии (распылении в сухом или жидком в-ве) происходит развитие «латентных динамических сил» или целебных магических свойств лекарственных средств". «Эти силы избирательно воздействуют на жизненно важный принцип животной жизни. Этот процесс называется динамизацией или потенциализацией».
    В результате такой трансформации материи лекарственного средства происходит «спиритуализация» /т.е. одухотворение/ и развитие «энергии» гомеопатического лекарства, которая и воздействует на людей и животных.
    Открытие этого «замечательного закона» Ганеманн приписывает себе (8,188-189)
    В другом месте Ганеманн восхваляет «животный магнетизм».
    «Здесь я хотел бы упомянуть так называемый животный магнетизм или месмеризм /гипноз/ (как его скорее следует назвать в знак благодарности его основателю Месмеру), который по своей природе отличается от всех других лечебных средств. Эта целебная сила, которую в течение целого века часто глупо отрицали или ругали, является удивительным, бесценным даром Бога человеку, даром, с помощью которого благонамеренный человек оказывает сильное воздействие на пациента, касаясь либо не касаясь его, или даже на некотором расстоянии от него таким образом, что жизненная сила здорового гипнотизера, одаренного этой энергией, динамично перетекает в пациента...».
    Далее Ганеманн говорит о т.н. «положительном» и «отрицательном» гипнозе. В результате первого гипнотизер через прикосновение или бесконтактно, совершая пассы руками, передает свою «жизненную целебную энергию» пациенту.
    Оккультное мировоззрение во многом основывается на половом влечении, точнее сексуальных желаниях в самых извращенных вариантах. Известно, что на сперматогенез уходит достаточно много сил человеческого организма (на оккультном языке — «жизненных энергий»). Поэтому в языческие времена, а в наши дни - у оккультистов /антропософов/, половые акты рассматриваются не только как способ удовлетворить друг друга, достигнув оргазма, но и как способ приема-передачи «жизненных энергий». Не обходит молчанием этот вопрос и Ганеманн: «Тонкие жизненные энергии, которые затрачиваются всеми людьми для производства спермы, в них (гипнотизерах) имеются в избытке и готовы для передачи силой воли другим людям через прикосновение. Все лечащие гипнотизеры, которых я встречал, обладали этой характерной особенностью» (8,211).
    В результате «отрицательного магнетизма» гипнотизер «разряжает избыток жизненной энергии» пациента. Это достигается «успокаивающими и вентилирующими пассами» (в тексте - описание пассов) (3,210-213).
  5. «Первичная субстанция» имеет 5-7 уровней организации (2,67).
    Любое материальное тело имеет свой уровень организации «первичной субстанции» или «степень отождествления» первичной субстанции.
    «В человеческом организме первичная субстанция отождествляется в разных степенях: наиболее высокие - воля и разум, наиболее низкие - отдельные ткани» (2,57)
    Болезнь представляет собой нарушение деятельности «жизненной силы», т. е. «первичной субстанции» высоких уровней организации. «Всякая болезнь состоит только в динамическом уклонении жизненной силы от нормального состояния...» (1,98)
    Поэтому болезнь (если только она не принадлежит оперативной хирургии) отнюдь не должна считаться чем-то материальным, возникающим в живом организме, как это предполагают аллопаты, но невещественным, неосязаемым и неуловимым деятелем» (1,89). Таким образом, причины заболеваний нематериальны, т.е. духовны: «Причиной всех болезней, известных человеку, являются различные формы первичной субстанции, т.е. они по своей природе нематериальны и никогда не могут быть обнаружены в естественном виде методами химического анализа или с помощью микроскопа. ...Только при действии нематериальной первичной субстанции, способной непосредственно воздействовать на жизненную силу, выводя ее из состояния равновесия, появляются внешние патологические проявления, которые мы называем симптомами болезней» (2,70-71).
    Таким образом, в результате потенциирования (т.е. последовательного разведения и встряхивания) освобождается скрытая «терапевтическая сила лекарства» (3,17), т.е. духовная сущность лекарства.
    Об этом же говорят представители западного оккультного учения - антропософии, основанного в конце 19 века Рудольфом Штейнером: «...мы стремимся и в фармации, и в терапии выявить в лекарстве высшие, божественные силы праистока субстанции» (6,9). В Германии основными производителями гомеопатических лекарств являются представители антропософской медицины. В своей работе они руководствуются принципами астрологической химии: «Лечебное воздействие препаратов из металлов Р.Итейнер закономерно объяснял духовно-энергетическим влиянием соответствующих планетарных сил нашей солнечной системы» (6,10).
    «Химические элементы в атомном виде действуют по законам земной химии и часто находятся в неактивном состоянии (например, металлы), но потенциированные они подчиняются действию планетарных сил... В этом смысле гомеопатия и есть астрохимия» (5,50).
  6. Основной закон гомеопатии - закон подобия, - имеет такое же оккультное объяснение. Закон гласит: "Слабейшее динамическое (т.е. духовное) поражение надёжно уничтожается в живом организме другим сильнейшим, если последнее отлично от первого по своей сущности, но весьма сходно по образу своего проявления» (1,95).
    Подобие возникает тогда, когда уровень организации «первичной субстанции» («духа» лекарства) соответствует уровню нарушения «жизненной силы». Только в этом случае «дух» или «энергия» гомеопатического лекарства действует на саму сущность болезни («жизненную силу»), в отличие от аллопатических лекарств, которые действуют только на физическом уровне (2,73).
    «В древних африканских племенах целители уверенно пользовались методом подобия (такие манипуляции относятся к магии подобия), используя, например, при заболеваниях крови кору красного дерева» (4,7). Принцип подобия используется и в некоторых других ритуалах магии (4)
  7. Самым противоречивым является вопрос о механизме действия гомеопатических лекарств. На протяжении 200 лет сами гомеопаты давали только мистическое, оккультное объяснение (о чем было сказано выше). Поэтому этот способ лечения относился к алхимии, т.е. магии. В последнее время появляются попытки научного объяснения механизма действия этих веществ. Но за этими наукообразными формулировками скрываются духовные, оккультные понятия.
    Протоническая гипотеза. При потенциировании, когда не остается ни одной молекулы вещества, на их месте остаются структуры (т.н. «белые дыры»), наполненные энергией. Эти дыры излучают волны нейтронного типа, которые приводят к образованию в воде гиперпротонов, излучающих бетта-специфические лучи. В организме эффект обусловлен таким образом волновым (вибрационным) действием лекарства (3,12). В основе данной гипотезы лежит ложная посылка, что энергия может существовать без вещества (без массы), т.е. без носителя энергии. Эту энергию «ученые» по «энергоинформатике» называют «чистой энергией», «энергией смысла», носители которой характеризуются отсутствием массы покоя и массы движения. «Чистая энергия и чистая информация объединяются в нематериальную область духа, о которой писал Ганеманн как о причине заболеваний, которую нельзя увидеть, измерить» (4,62).
    Информационная гипотеза. Вода содержит так называемые «клатраты» - «информационные ячейки» и обладает, таким образом, свойством памяти. При потенциировании изменяется информационно-фазовое состояние воды: за счет энергии встряхивания вода запечатлевает информацию о веществе. Чем больше встряхиваний (чем больше потенция вещества), тем больше информации, тем сильнее действие.
    Эти обе гипотезы объединяются в единую информационно-энергетическую голограммную теорию гомеопатии.
    Точкой приложения является такое же информационно-энергетическое поле человека или биополе (5,40-41). Само это понятие взято из восточной оккультной философии, согласно которой кроме физического тела существует еще несколько нематериальных тел, одно из которых - «эфирное» (энергетическое). Информационно-энергетическое поле (биополе, аура) представляет собой излучение эфирного тела (4,47).
    Об «ауре», которая окружает любое материальное тело, часто говорит Дж. Кент (2, 57,117).
    По откровению гомеопатов хорошие результаты получены в совместной работе с экстрасенсами (5,44).
    Появляется т.н. «духовная медицина», объединяющая многие оккультные учения; появилась «астрофизика», «астрохимия», «медицинская астрология» (5,46,49,50). К этому же относится диагностика по Фолю, восточная медицина с ее учением об энергии «ци», энергетических каналах (меридианах) и центрах (чакрах) (4,27,60:5,48).

Медицинский аспект.

  1. В постановке диагноза и выборе лекарственного средства полностью отвергается значение этиологических факторов и патогенеза болезни. Во внимание берутся только «припадки» болезней, т.е. внешние проявления болезней.
    Поскольку сущность болезней нематериальна и никогда не сможет быть постигнута, постольку «совокупность всех припадков представляет собой возможно полную и единственно доступную нам картину болезни во всем ее объеме» (1,86).
    Например, о туберкулезе Кент пишет: «На самом деле туберкулез первичен, а бациллы вторичны... Аллопаты всерьез принимают следствие за причину, что находит свое отражение в теории бактерий как болезнетворного начала, которая является, несомненно, ложной» (2,35). Вирусы и бактерии являются только носителями «первичной субстанции», которая нарушает гармонию «жизненной силы» (2,60). «Припадки» болезни являются отражением нарушения "жизненной силы", поэтому они должны служить главным и единственным показанием при выборе лекарств, способствующих выздоровлению» (1,87).
    Для выбора гомеопатических веществ собирается подробнейший анамнез, включающий, например, все субъективные ощущения, интимную жизнь; проводится подробный анализ сновидений. На основе этого составляется т.н. реперториум - соответствие симптомов определенному гомеопатическому веществу.
  2. Основной закон гомеопатии - закон подобия: «в организме не существуют одновременно две подобных болезни. Более сильная уничтожает более слабую» (4,6). «Есть всего одно правило для определения необходимого лекарства - это подобие патогенеза лекарства совокупности симптомов человека» (3,27).
    Таким образом, гомеопатическое вещество вызывает подобное заболевание, но в более яркой клинической форме.
    Исследуются действия гомеопатических веществ на здоровых людях (1,92).
  3. Теория «миазмов» («зараз»). Выделяют острые миазмы - все эпидемические заболевания (корь, коклюш, оспа и т.д.) и хронические - Psora (чесотка), Sycosis (гонорея), Syphilis. Psora является первоосновой всех заболеваний, т.к. это старейший миазм, породивший и два других - Sycosis и Syphilis. Хронические миазмы и в первую очередь Psora - это глубинные нарушения равновесия «жизненной силы». На физическом уровне Psora проявляется в виде большинства хронических заболеваний: «эпилепсии, умопомешательства, различных злокачественных процессов, опухолей, язв, катаральных состояний и большей частью кожных высыпаний» (2,109).
    Таким образом, «нет различных болезней, которые последовательно сменяют друг друга, есть Psora, принимающая различные формы» (3,28).
    Psora является последствием неправильного мышления и греховной жизни (2,116). Передается Psora по наследству, поэтому каждый человек при рождении является «псориком». «Все хронические болезни - это манифестация Psora» (3,23). Таким образом, болезнь всегда эндогенна. «А этиологические факторы выявляют лишь чувствительность индивида к случайной причине, агрессору» (3,28).
    Единственным исключением из этого правила считал себя Ганеманн, который «работал за двоих, курил, сам не соблюдал того, что советовал другим» (3,29).
  4. Наличие хронических миазмов не только обусловливает возникновение заболеваний, но и предопределяет психические особенности и морально-нравственные поступки человека (3,24,29).
  5. Принцип целесообразности всех реакций организма, в том числе и болезненных. «Патологические внешние проявления являются викарными, т.е. заместительными, и соответствуют процессу элиминации к внешнему». «Только когда внешние проявления исчезают, появляются симптомы, свидетельствующие о серьезных поражениях внутренних органов... Это означает, что при лечении этих людей локальное лечение бесполезно и даже вредно, потому что этот локальный симптом свидетельствует не о локальном поражении, а о поражении всего организма. Нельзя пытаться устранять локальные симптомы. Уважайте локальные симптомы» (3,20).
    Исходя из этого, критерием выздоровления является появление локальных симптомов болезни, причем в последовательности обратной их возникновению (закон Геринга) (3,30).
  6. Для приготовления гомеопатических лекарств чаще всего используют вещества (минерального, растительного и животного происхождения), не используемые в медицине. Применяются и так называемые нодозы и аутонодозы - потенциированные препараты, приготовленные из собственных выделений больного, из его крови или лимфы, содержащие токсические вещества (4,41).

Сноски (цифры в скобках обозначают: первая цифра - порядковый № издания, вторая - стр.).

  1. Ганеманн Самуэль. Органон врачебного искусства. М., 1998.
  2. Кент Джеймс Тайлер. Лекции по философии гомеопатии. М., 1998.
  3. Российско-Бельгийская школа классической гомеопатии. М., 1998.
  4. Лупичев Н.Л. Гомеопатия и энергоинформатика. М., 1994.
  5. Симеонова Н.К. Гомеопатия и астрохимия. Изд. "Северный Кавказ", 1993.
  6. Санкт-Петербургские врачебные ведомости, 1994, № 6.
  7. Гергардт Адольф. Гомеопатия: практическое руководство. М.,Издательство «Двойная Звезда», 1993.

Новосибирское общество православных врачей