Джек Тримпи: Анонимные Алкоголики: конечно, это – секта!

    Мы помещаем перевод статьи американца Джека Тримпи, заголовок которой столь красноречив, что текст вряд ли нуждается в лишних аннотациях. Сам Тримпи на протяжении многих лет занимался критикой движения АА у себя на родине, которая выражалась не только на словах, но и во вполне реальных делах. Джек Тримпи – автор движения «рационального выздоровления», которое вместе со своей женой Линдой основал в 1996 году. Суть метода – постепенный отказ от употребления спиртного с помощью знаний и навыков, почерпнутых в книгах, видеокассетах, на специальных тренингах и т. д. Мы далеки от намерения давать ту или иную оценку системе «рационального выздоровления», однако критика 12-шаговых программ, содержащаяся в работах Джека Тримпи, представляется нам интересной и заслуживающей внимания.

    Предлагаем вашему вниманию первую часть статьи.

    Дата публикации: 1/04/2008

    На протяжении нескольких лет мы с [моей женой] Луиз были весьма агрессивными критиками «Анонимных Алкоголиков» и их группового оздоровительного движения, так как находились в твердой уверенности, что «АА» – это главный фактор массовой зависимости в Америке. Мы знаем, что публичная критика 12-шаговой программы - огромная помощь людям, которые борются с рабской зависимостью от терапевтических групп, и мы так же уверены в том, что терапевтическое групповое движение вредно для американского общества.

    Понятно, что благодаря этому мы приобрели репутацию ярых противников «АА». Многие считают Луиз приятной в общении, деликатной женщиной, более сдержанной в нападках на систему борьбы с зависимостями, а меня - ворчливым старым прохиндеем, преследующим свои тайные цели. Не затрагивая личностей, скажем, что мы с ней равным образом посвятили себя деструктивной критике «Анонимных Алкоголиков», созданного ими движения терапевтических групп, а также породившего их бизнеса, огромной индустрии по лечению зависимостей.

    Как ни странно, мы до сих пор не заявили публично своей позиции по многим возникающим вопросам. Вместо открытого высказывания, мы избегали слова на букву «с», т.е. - «секта». Нам казалось преждевременно провокационным образом заявить, что «Анонимные Алкоголики» - это самая настоящая секта.

    «Анонимные Алкоголики: культ или лечение?»- заголовок книги Чаза Бьюфа[2], в которой прослеживается история, развитие и текущая практика «АА», с точки зрения поставленного вопроса. Бьюф рассматривает 17 критериев, которые обычно используют для определения секты с научной точки зрения, но он изъясняется уклончиво, то есть не говорит ничего, кроме того, что «АА» вовлекает людей в некоторые (но не все) типичные культовые практики. Он делает вывод, что «АА» являются в какой-то мере религиозными, но все же не заслуживают ярлыка «секты».

    Научное исследование на тему возможности религиозной идентификации «Анонимных Алкоголиков» - оно и есть лишь научное. В этом и заключается главная слабость книги Бьюфа. Десятилетиями миллионы людей подозревали, верили или знали, что «Анонимные Алкоголики» – религиозная организация. Каждый может увидеть, что это так, хотя целая нация принимает незрело-поверхностную формулировку отказа от этого: «Не религиозная, а только духовная». Однако совсем недавно федеральные суды постановили, что «АА» - открыто религиозная организация»[3]. Они всего лишь взглянули на литературу «АА» с их доктринами, и без колебаний объявили о том, что ясно каждому. Не академики определили, что «АА» - религиозное сообщество, не профессора собираются перенаправить поток общественных средств в сторону от группового лечения зависимостей в более достойные проекты. Не академики уведут нацию от ее печального союза с «АА» и не они будут способствовать разрешению кризиса в нарастании значительно выходящей за рамки групповой зависимости.

    Наша официальная позиция такова: «Без сомнения, «АА» - это секта! «АА» – не просто религиозный культ, это радикальный культ, злостный культ, широко распространенный культ и это – опасный культ. «АА», продуцируя социально разлагающую установку, прикинулось благородным, альтруистическим сообществом. Его извращенная философия греха-болезни и спасения верой в некое гетерогенное божество противоречит фундаментальным ценностям свободного общества, но обращена к людям, страдающим пристрастием к веществу, вызывающему одновременно химическую зависимость и ощущение удовольствия. «АА» – раковая опухоль души нации, не вызывающая боли в ее народе, но поедающая основание общества. Жертвами являются члены сообщества, которые благодарны своим поработителям. «АА» создает проблемы, говоря, что оно помогает. Его 12-ти шаговые программы не учат людей, как избавиться от пристрастия, за исключением прекращения употребления вещества, и его постоянные члены любят секту больше, чем новички. Каждый член культового сообщества делится своим лучшим видением мира, исходя из своей проработки шагов, а не результата трезвой жизни в обществе. Секта «АА» просочилась в нашу федеральную и государственную бюрократию и сейчас гнездится в каждом социальном институте, пользуясь приемами, которые засасывают новичков в его пасть. Она расширяется ради себя самой и не способна измениться изнутри. Следовательно, она должна быть разрушена открытым публичным разоблачением и просвещением народа.

    Мы с Луиз редко говорим людям, которые нам звонят, что «АА» - секта: они сами говорят нам об этом. Мы смотрим через некое окно в душу Америки - окно, которое доступно немногим. В офисе общенациональной организации, (какой является «Рациональное выздоровление» - прим.ред.) телефон звонит непрерывно, огромное количестве людей целыми днями пытаются дозвониться нам. Похоже, что наша телефонная линия перегружена в 2-3 раза более любой другой, хотя мы и не можем определить, сколько человек пытаются к нам прозвониться в каждый момент. Звонки идут главным образом от читателей журнала моей книги «Рациональное выздоровление»: Новое лечение химической зависимости»[4].

    ...Ниже приводятся несколько отрывков из разговоров с теми, кто звонит нам из разных мест (разговор идет о посещении абонентами 12-шаговых программ – прим. ред):

  • «Я чувствовал с самого начала, что в этих людях есть нечто неприятное».
  • «Они не из этого мира, они ушли из него».
  •     «Я содрогнулся, когда во время одной из встреч «АА» они буквально «опустили» одного парня, спорившего против концепции собственного бессилия».
  • «Когда они говорили, что моя семья тоже больна, я чувствовал, что здесь что-то не так».
  • «Когда они начинали свою песню о нечто, что являлось Высшей Силой надо мной, во мне росло чувство протеста, как если бы речь шла о чем-то очень важном в моей душе».
  • «После того, как я перестал посещать эти встречи, никто из тех, кого я знал прежде по группам, не захотел больше иметь дело со мной, хотя я уже не пил».
  • «Мой брат бросил пить, посещая «АА», но он стал таким странным... Я почти не узнавала его и чуть ли не скучала о том, каким он был тогда, когда пил. По крайней мере, он был искренним, и мог говорить обо всем, что только не касалось его самого».
  • «Наш сын ходил к специалисту по лечению наркозависимости, и теперь он заявляет, что мы - бесчеловечные нарушители прав ребенка».
  • «Я говорила своему мужу, что эти встречи ему никак не помогают, что теперь он называет свои попойки «рецидивами» и все меньше чувствует себя виноватым после них. Он все больше и чаще соглашается, с тем, что он пьющий, но говорит, что «рецидивы» - это нормальный этап процесса выздоровления. Хотя, когда он идет на собрание после очередного «рецидива», он чувствует себя пристыженным и подавленным».
  • «Через год после того, как я бросил пить, моя жена пришла в Ал-Анон[5] с подругой. Теперь она отказывается общаться со мной, до тех пор, пока я не начну ходить в «АА».
  • «Консультанты в реабилитационном центре были малообразованны и действовали как роботы, повторяя заученные слова».
  • «Я слышал, как один человек говорил: «Я каждый день молюсь Богу, чтобы у меня не возникло идеи, будто я могу управлять своей собственной жизнью». От этих слов мне стало плохо, но я не находил в себе сил покинуть группу».

    Эти комментарии, а иногда - длинные истории, которые они нам рассказывают, убеждают на конкретных примерах, что «Анонимные Алкоголики» - это секта. Сообщество «АА» распространяет вокруг себя сектантский дух. Оно выглядит как секта, действует как секта и звучит как секта. Это - секта, выросшая из того же корня, что и другое радикальное религиозное движение – «Оксфордская группа»[6] и мгновенно отпочковавшаяся в самостоятельное образование. Ее члены обосновались в темных нишах общества: тюрьмах, больницах, трущобах, чтобы объявить пьяниц больными, неспособными прекратить пьянство или злоупотребление другими химическими веществами Они изобрели покладистую «Высшую Силу», удобное алкогольное «божество», санкционирующее их на нелегкий путь по шаткой планке познавания трезвости, направляющее их на этом пути. Они постоянно нацелены на поиск новых членов, чтобы оправдать собственную привязанность к секте.

    «АА» не секта, потому что не соответствует некоторым критериям, придуманными академической наукой, но это – секта, потому что выглядит таковой. Ученые в области социальных и поведенческих наук не так часто делают новые открытия, обычно они используют уже открытое, подсчитывая, описывая, сопоставляя, и анализируя открытия, сделанные простыми людьми. Они, как правило, очень мало знают о тех реальных явлениях, о которых высказываются, каждый раз делая ставку на неосведомленности уважаемых коллег. «АА» процветают за счет людской робости: людям неловко сказать о том, что они видят на самом деле – вспомните сказку «Новое платье короля». Следовательно, настало время назвать «АА» сектой и подождать, пока ученые это поймут.

    Чтобы им помочь, я использую семнадцать научных критериев секты, выделенных Бьюфом, и сделаю прямое и ясное заключение, основанное на моем ежедневном опыте работы в национальном офисе «Рационального выздоровления».

1. Религиозная ориентация, вера в сверхъестественное.

    Как предсказано в «Малой Книге» (моя книга 1980 г.)[7], федеральные суды теперь относятся к литературе, содержащей учение «АА», а также к «шагам» как таковым, как к «вещественному доказательству №1», показывающим, что движение «АА» - «откровенно религиозно». «АА» - интенсивно религиозное сообщество; в какой еще религии требуют по 90 встреч в течение 90 дней? Что здесь за срочность?

    «Большая Книга»[8] рассматривается внутри 12-ти шагового культа как данный свыше, священный текст. Любые возникающие споры разрешаются цитированием из нее того или иного пассажа. Всестороннее и продолжающееся исследование Гаэтано Соломона в журнале «Рациональное выздоровление» открывает чисто религиозную идентичность и корни «АА». Одним из уникальных трудов является его сравнение поверхностной и глубинной структур 12-ти шаговой религиозной конверсионной программы (то, что ты видишь, и то, что ты получаешь на самом деле).

    Расколы в семьях, берущие начало в членстве в «АА», как и конфликты на религиозной почве часто разрывают семейные узы. По крайней мере, одна методистская церковь выступила против «тех людей, которые проводят встречи в подвалах», против того, чтобы проводить воскресные службы с плюшевом медвежонком над алтарем – там, где был образ Христа. Церковь Спокойствия[9], как они называют сами себя, отправляет культ, используя специальную, Библию, написанную специально для алкоголиков.

    [Одна позвонившая нам женщина]... взволнованная, не желая никогда более возвращаться в «АА», вот что рассказала о группе: «Теперь я понимаю, почему я всегда испытывала дискомфорт на встречах. Они говорят: программа «шагов» не религиозна, но духовна, а сами при этом не признают ценности каких бы то ни было религиозных обрядов.

    Они заявляют, что уважают все религии, но уверены в том, что нет такой религии, которая помогала бы решать проблемы зависимости от алкоголя или наркотиков. На мой взгляд, это означает, что «АА» ставят свое понимание выше христианского, когда диагностируют у всей семьи «болезнь» зависимости. Они определили всю мою семью как семью созависимых или потворствующих, которые должны заниматься планом своего спасения, как если бы они вдруг заболели. Это меня расстраивало, но я продолжала посещать встречи и постепенно членство в группе вытеснило мою связь с церковью. Хотя они и утверждают, что нет конфликта между церковью и программой, в действительности, невозможно поддерживать и то, и другое. В «АА» я научилась относиться к Богу не так, как учат в моей церкви. После посещения 12-ти шаговых собраний, я стала на богослужении в моей церкви духовно отделяться от всех, потому что в моем представлении Иисус Христос в церкви коренным образом отличается от той «Высшей Силы», которой я поклонялась, по существу, на собраниях групп. Я не могла выражать эту проблему ни на встречах «АА», ни в церкви, но теперь «Рациональное выздоровление» воссоединило меня с моей религией, показав, что пьянство не болезнь, это грех...».

2. Иррациональность, ригидность (неизменяемость), антиинтеллектуальность.

    Согласно адептам «АА», учение «АА» всегда правильно, в том виде, в каком оно было написано. Никто не может говорить о непоследовательности учения «АА», и групповое взаимодействие строится таким образом, чтобы охранять его от критики. «Ваши лучшие мысли взяты отсюда», «Нет такого настолько глупого человека, который бы не понял программу, просто многие слишком умничают», «Ждите чуда».

3. Харизматический лидер.

    Мало кто станет оспаривать факт, что [второй основатель «АА»] Билл У.[10] стал почитаемым в народе «святым», кумиром, боготворимым в 12-ти шаговом сообществе. Его дом превратился в место паломничества, а его личные вещи - в священные предметы. Некоторые его считали реинкарнацией Христа, ведущим мир в Эру Трезвости, тысячелетнее царство сравнимое с Царствием Божиим, о котором говорится в Библии. «Пожизненные» члены «АА» прослеживают свою родословную, ведущую к Биллу В. через генеалогию своих поручителей, и в дискуссиях с гордостью заявляют: «Билл В. был великим спонсором моего спонсора». Коренные члены «АА» относят себя к «доверенным служителям» вопреки утверждениям, что у «АА» нет лидеров. Такой ярлык прибавляет имиджу таких личностей огромный моральный авторитет, так как они фактически представляют генеалогию «АА», идущую к Биллу В. и в конечном итоге к «любящему богу» «АА», которому они «послушно служат».

4. Иерархическая авторитарная структура.

    Несмотря на то, что постороннему наблюдателю «АА» представляется некоммерческой корпорацией независимых наставников, и сообщества составляются из равных групповых ячеек, помимо этого существует другой более высокий уровень организации. Его члены, защищаясь анонимностью и выставляя себя в качестве экспертов, знающих проблемы зависимостей, проникают в федеральный и государственный бюрократический аппарат, где манипулируют социальной политикой и финансовыми структурами, воздействуя на систему социального обслуживания Америки. Сотни некоммерческих организаций ставят своей единственной целью насаждение пропаганды на тему болезни-лечения и создание сети сообществ для поддержки на высшем уровне 12-ти шаговых программ, описанных в литературе, посвященной учению «АА». В настоящее время, когда в распоряжении американской социальной системы, включая суды и тюрьмы, находятся профессиональные исправительные и лицензионные учреждения, социальные и медицинские благотворительные программы, система здравоохранения военнослужащих, «АА» можно рассматривать как мощную иерархию профессиональных сотрудников, которые находятся на ответственных должностях в обществе. «АА» – это секта, которая проникла в бюрократию, что я и называю «сектократией», из-за отсутствия другого термина, описывающей эту аномалию. Средства на финансирование этой сектократии создаются не путем добровольных пожертвований благодарных алкоголиков, но изымаются у каждого налогоплательщика в результате насильственного изменения государственных налоговых законов. Сектократия расширяет ряды своих членов, используя авторитетность социальных организаций, чтобы втиснуть незащищенных людей в свои группы, где они подвергаются внушению в определенных условиях, и что могло бы заинтересовать организацию «Международная Амнистия»[11]. Наказанием для тех, кто сопротивляется участию в «АА», может быть тюремное заключение, смерть от отсутствия донорских органов для трансплантации, тюремное заключение вместо условного или досрочного освобождения, потеря социального обеспечения и льгот здравоохранения, потеря родительских прав вместо суда по семейным делам, потеря средств к существованию при инвалидности вместо профессиональных программ, и потеря работы вместо программ помощи в трудоустройстве.

    Давно не секрет, что люди, которые получают при тестировании высокий балл по авторитаризму, относятся с наибольшей строгостью к исполнению 12-ти шаговой программы и более склонны становиться посвященными, долговременными ее членами. Система наставничества делает возможным расслоение внутри групп, принижение и удовлетворение жажды власти и контроля над другими людьми.

    Кроме того, члены «АА» достигают своего статуса и доверия окружающих, основываясь на времени, прошедшем после последней выпивки, поэтому некто с пятью годами трезвости должен чувствовать превосходство над тем, кто трезв десять дней. Результатом является ядро группы - «истинных приверженцев», личности которых составляют одно целое с «АА».

5. Подавление индивидуальности «Волей бога».

    Прекратить пить недостаточно, чтобы удовлетворить требования 12-ти шаговой программы. Нужно принять бога «АА», «Высшую Силу» в качестве своего личного спасителя. В основании почти всех культов лежит контроль бога. Джим Джонс[12], Давид Кореш[13] и «Врата Рая»[14] имеют общую черту для всех сектантов черту - они выбрали понравившееся им из легитимных религиозных систем и отбросили все остальное.

    Обычно секты – это религиозные сообщества, трактующие слово «бог» каким-либо особенным образом, всегда разрушающим критическое мышление и заставляющим их членов постепенно становиться все более покорными «воле божьей»...

6. Догматизм, исключительное право на истину в последней инстанции.

    Чтение основополагающего документа «АА» - «Большой Книги» раскроет тот факт, что «АА», вне всякого сомнения, несмотря на некоторые дипломатические увертки, декларирует свое обладание истиной в последней инстанции. Все, кто пытался выступить против доктрины «АА» во время собраний, быстро выясняли, что они неправы, и что «шаги» абсолютно верны, а поддержка оппозиционных убеждений равносильна смертному приговору. [Один человек] позвонил и рассказал: «Как только я объявил в группе, что читал новую книгу «Рациональное выздоровление», они стали сторониться меня, словно я был зачумленный. Это было так, как если бы я предал всех присутствующих или внес семена раздора».

7. Сепаратизм

    Ни одна секта так не преуспел в наделении своих членов отличительными особенностями, как «АА». Даже секта «Врата Рая», требовавшая ношения униформы и кастрации, не смогла заручиться достаточную поддержку ученой общественности, чтобы защитить странную концепцию НЛО-спасителя, спрятанного в хвосте кометы Хейл-Боппа. «АА» высказал гипотезу о существовании священной болезни и нашел мощнейшую поддержку. Ти и До, лидеры «Врат», не получили от официальных религий поддержки своих представлений о спасении и рае. Когда 39 членов секты добровольно убили себя, как и предписывала доктрина, их не рассматривали в качестве жертв гипотетической болезни, но, в большей степени, отнесли к жертвам опасного культа.

    Не надо слишком напрягать воображение, чтобы представить секту типа «Врат рая», только более высокоразвитую и организованную, в которой значительное число ученых медиков и психологов становятся посвященными членами...

    «Журнал рационального выздоровления», № 9, вып.5, май-июнь 1997 (The Journal of Rational Recovery, Volume 9, Issue 5, May-June, 1997).

Перевод с английского Елена Иконникова

  1. Слово «cult», которое использует автор статьи, большинство словарей перводят как «религиозный культ», Скажем, «Большой англо-русский словарь» в двух томах под общей редакцией И.Р. Гальперина (М., Русский язык, 1979) дает следующий перевод слова «cult»: «1. культ, поклонение (божеству)... 2. религиозные обряды 3. перен. преклонение, обожествление...». Однако более современный толковый Cambridge Advanced Learner's Dictionary(Cambridge University Press 2005) дает следующее определение понятия «cult»: 1. религиозная группа, члены которой могут проживать вместе, а их верования считаются большинством людей экстремальными или странными. Словарь, изданный в Оксфорде (Compact Oxford English Dictionary of Current English, Third Edition, Oxford Dictionaries, 2005) приводит похожее определение «...2. небольшая религиозная группа, которая считается странной или в которой действует чрезмерный контроль над членами...». Думаем, нет нужды приводить дальнейшие сравнения в доказательство допустимости использования слова «секта» для перевода английского слова ««cult» в данном контексте. Тем более, что в большинстве европейских языков именно так и происходит: эквивалентом слова «cult» в них являются secte (французский), secta (испанский), Sekte (немецкий). – Прим. ред.
  2. Chaz Bufe, Alcoholics Anonymous: Cult or Cure?, Tucson, AZ: See Sharp Press, 1998.
  3. Rational Recovery: The New Cure for Substance Addiction, Pocket Books, 1996.
  4. "Нар-Анон", "Ал-Анон" – в группы поддержки для родственников людей, страдающих алкоголизмом и наркоманией.
  5. Подробнее об этом см. Протоиерей Алексий Бабурин. Идейные корни прозелитической миссии «Анонимных Алкоголиков». Доклад на Круглом столе в Национальном научном центре наркологии 15 декабря 2007 года.
  6. The Small Book: A Revolutionary Approach to Overcoming Drug and Alcohol Dependence (Paperback, 1996)
  7. Так кратко называется основополагающий текст «Анонимных алкоголиков» («Анонимные алкоголики. Рассказ о том, как тысячи рассказ о том, как многие тысячи мужчин и женщин вылечились от алкоголизма», Alcoholics Anonymous World Services, Inc., 1989).
  8. Американский брокер Билл Уилсон (1895-1971), который в 30-е годы ХХ века основал общество «Анонимных алкоголиков».
  9. Организация, занимающаяся защитой прав человека.
  10. Джеймс Уоррен «Джим» Джонс - проповедник, основатель секты «Народный Храм» (1955), причисленной американским законодательством к деструктивным, запрещенным культам. Свою известность получила после массового самоубийства 913 членов в Гайане в 1978 году.
  11. Дэвид Кореш – лидер секты «Ветвь Давидова». Погиб на 51-й день осады поместья «Маунт Кармел» вместе с более чем 70 членами секты в результате пожара в здании.
  12. Секта, основанная Маршаллом Херффом Эплуайтом. 22 марта 1997 года 37 его учеников совершили самоубийство, чтобы вознестись к НЛО, который якобы следовал за кометой Хейла—Боппа к вратам рая.

Электронный адрес статьи: http://www.romashkovo.org/vifesda/materials/2008/10.html