В конце 90-х XX века в России появилась новая оккультная секта под названием «Школа навыков Дальнейшего ЭнергоИнформационного Развития» (ДЭИР). Несмотря на то, что ДЭИР достаточно активно развивается и имеет филиалы во многих городах России и даже за рубежом, информации об этом движении немного. В нашей статье мы попытаемся восполнить этот пробел: дадим общий обзор учения ДЭИР, попробуем разобраться, насколько научны основы учения этой организации, как она относится к традиционным религиям, и постараемся обосновать причины, которые заставляют нас классифицировать ДЭИР как оккультную секту. При этом сразу хочется подчеркнуть, что вся информация о ДЭИР, которая будет приведена в данной статье, позаимствована исключительно из книг, публикуемых самой сектой. Статья основана не на мнениях о ДЭИР бывших ее последователей, а на исследовании первоисточников самой секты. Хочется надеяться, что читатели, прежде чем вынесут приговор данной работе, разберут аргументацию наших утверждений о ДЭИР. Начнем же мы с краткого изложения истории возникновения этой организации.
Мифология секты гласит, что начало ДЭИР было положено в 1982 году, когда полковник (по совместительству – экстрасенс) Петр Келдоровский пригласил Дмитрия Верищагина, работавшего, как утверждает сам Верищагин, в то время в тайной лаборатории под Екатеринбургом, принять участие в проекте «Пастырь», который разрабатывался по непосредственному приказу ЦК КПСС (1). Верищагин согласился и перешел работать в лабораторию, расположенную в поселке под Новосибирском и занимавшуюся разработкой этого проекта. Целью проекта «Пастырь» было создание «психотронного оружия», которое позволило бы через массовое внушение манипулировать населением страны. В работе принимали участие четыре человека: Алексей Грыщак, Петр Келдоровский, Сергей Десменцов и Дмитрий Верищагин. Работа над проектом продвигалась успешно и окончательно оформилась в 1988 году. Вскоре гриф секретности с проекта был снят, в стране произошли перемены, в результате которых властям стало не до проекта «Пастырь». В 1992 году Верищагин и Келдоровский уволились и, как пишет автор, «… оказались под прицелом психотронного оружия» (2). Видимо, бывший работодатель решил избавиться от ненужных свидетелей: Келдоровский умирает от сердечного приступа, Грыщак - от некоей опухоли в 1994 году. Сергей Десменцов уезжает в Америку, где его следы теряются. В России остается один-единственный из участников проекта «Пастырь» - Дмитрий Верищагин, от имени которого публикуется большинство книг, изданных ДЕИР. Интересно, что Верищагин уходит в подполье, а нести ДЭИР в массы начинает его ученик Кирилл Титов (3). Вот такая занятная история. Прежде всего бросается в глаза то, что проверить ее невозможно. Все, кто могли бы подтвердить ее истинность, умерли, эмигрировали или ушли в подполье. Что же касается апелляции к секретным проектам по созданию психотронного оружия, то это очень напоминает аргумент к авторитету: доверяйте ДЭИР, потому что он был разработан в тайной лаборатории ЦК КПСС! При этом аргумент некорректный, так как проверить его невозможно. Это значит, что основатели ДЭИР предлагают своим читателям верить им на слово.
Прежде, чем приступить к рассмотрению учения этой секты, приведем одну интересную цитату из книги Верищагина и Титова: «Во избежание непонимания еще раз хочу сказать вот о чем. В этой книге нет никакой идеологии . Здесь не навязываются стереотипы поведения и мнения о том, что хорошо, а что плохо (выделено нами.- В.П.). Поэтому, когда я говорю о том, что, взаимодействуя с Высшими Силами, надо знать их законы и вести себя так, а не иначе, я надеюсь, вы не воспринимаете это как попытку ограничения вашей свободы, предпринимаемую с моей стороны» (4). Авторы утверждают, что в их литературе отсутствует идеология. Уточним значение этого столь часто используемого в России понятия: идеология - это «некая совокупность идеалов, ценностей, целей и взглядов, посредством которых определенная общность людей выражает свое отношение к существующей социальной реальности, отдельным ее проблемам и конфликтам» (5), «…система политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и философских взглядов, в которых осознается и оценивается отношение людей к социальной действительности» (6). Таким образом, если ДЭИР заявляет о том, что не предлагает никакой идеологии, это значит, что ДЭИР не предлагает никаких религиозно-философских взглядов, не навязывает, выражаясь языком Верищагина и Титова, «мнения о том, что хорошо, а что плохо», а также никак не оценивает существующую социальную реальность. Но соответствует ли это действительности?
Чему же учит ДЭИР? Как мы увидим ниже, учение ДЭИР представляет собой наукообразную «кашу», основным фундаментом которой является оккультизм. Но все по порядку. Согласно учению ДЭИР, первоосновой жизни является «… единое энергоинформационное поле Вселенной. Сознание каждого человека – лишь частичка этого единого энергоинформационного поля» (7). При этом истинная сущность человека «…не принадлежит к плотному, материальному миру, в котором живет наше физическое тело» (8). Физический мир «…является лишь временным этапом, который надлежит пройти каждому, но от которого невозможно ждать настоящего полного счастья и в котором нельзя обрести истинный смысл жизни» (9). Истинная же эволюция человека и человечества «…лежит в так называемом тонком мире, в мире энергоинформационном» (10). Что происходит с человеком, который не принимает теорию «энергоинформационного поля»? «…Тот, кто этого не понимает, попадает в капканы социума…» (11). Идея освобождения от социума является ведущей в учении ДЭИР, в ее основу положено стремление избавиться от так называемых энергоинформационных паразитов. В оккультизме есть учение о так называемых эгрегорах (12), которое созвучно дэировскому учению об энергоинформационных паразитах. Что представляют собой эти паразиты? «Это одушевленная энергетическая структура, порожденная скоплением людей, которая начинает использовать человека в своих, только ей ведомых целях… Энергоинформационный паразит вышибает из людей энергию, требующуюся для собственного существования» (13). Учение ДЭИР - это «сборная солянка» из оккультных учений, к тому же сильно примитивизированная по сравнению с первоисточниками. Несмотря на то, что термин «эгрегор» позаимствован Верищагиным из оккультизма, у него есть и собственное определение этого понятия: «… эгрегоры, они же коллективное бессознательное (выделено нами. – В.П.), … влияние коллективного бессознательного – единое для всех. Оно не зависит от личного опыта. Оно лишает людей индивидуальности. А лишение индивидуальности – это и есть зомбирование» (14) . Как видим, эгрегор, или «коллективное бессознательное», - это сила, которая «зомбирует» людей. Интересно, что в другом месте той же книги Верищагин пишет: «Бог – нечто стоящее вне человеческой природы. Коллективное бессознательное – то, что целиком и полностью порождено людьми.
Коллективное бессознательное – это не что иное, как сумма всех представлений об окружающем мире, накопленных человечеством за всю историю своего существования» (15). Следует ли это понимать в том смысле, что Бог - это энергоинформационный паразит, с которым борется ДЭИР? Или, может быть, создатель ДЭИР сам запутался в своих фантазиях? Что еще мы можем узнать из учения ДЭИР об энергоинформационных паразитах? «…когда нам «помогают» энергоинформационные паразиты, воздействие осуществляется через людей. Они нас агитируют, уговаривают поступить именно так, а не иначе. А мы колеблемся, сомневаемся, испытываем чувство вины…. И если глушим в себе эти ощущения, то становимся жертвой энергоинформационного паразита. …Итак, энергоинформационные паразиты всячески стараются навязать нам свою волю, влияя на нас единственно возможным для них способом — через людей. Именно через людей они манипулируют нашим сознанием…» (16). Одну из главных задач ДЭИР видит в освобождении от так называемых энергоинформационных паразитов, а значит, и в освобождении от влияния социума, так как он весь находится под их властью: «Истинный путь к свободе – это освобождение от энергоинформационных паразитов, выход из- под их влияния…» (17); «Истинная свобода — это свобода духа, свобода мыслей и поступков. Человек, овладевший этой свободой, идет в жизни своим путем, обретает свой, индивидуальный смысл жизни и делает только то, что нужно именно ему, а не то, чего от него ждут окружающие» (18); «…раньше вы находились под воздействием энергоинформационных паразитов, а теперь, (став членом ДЭИР. – В.П.), установили у себя защитную энергетическую оболочку, непроницаемую для них» (19).
Существующее в ДЭИР учение о душе отличается своеобразием. С точки зрения дэировцев, «…душа – это матрица, это кристалл, который растет на протяжении всей жизни человека. Сама по себе она ничего не сознает, потому что является только схемой, голографической структурой, вобравшей в себя все закономерности когда-то существовавших личностей. Она просто пребывает в беспамятстве после гибели физического тела, от рождения до рождения» (20). Как видим, душа представляет собой матрицу, записывающую реинкарнационный опыт прошлых жизней, душа сама по себе бессознательна и способна к росту. ДЭИР верит и в карму (21), и в реинкарнацию: «…душа позволяет человеку проходить процесс реинкарнации» (22). Откуда же люди знают о прошлых перевоплощениях? Все благодаря неким «высокоавторитетным» личностям: «…Благодаря контактерам (23), медиумам, выдающимся людям, помнящим свои инкарнации, и исследованиям ученых известно, что многие истинно духовные личности сами выбирают – остаться им после смерти свободными энергетическими сущностями или вновь воплотиться на земле в следующей инкарнации…» (24). Интересно, что даже некоторые направления оккультизма отвергают медиумов, например, агни-йога: «Медиум есть лишь постоялый двор для развоплощенных лжецов» (25). Заявления о научных доказательствах теории реинкарнации также всего лишь миф (26). Что еще ДЭИР может рассказать о душе? «…душа – это не энергоинформационная сущность, не память, не собственно наши радости и печали – это то, что называется сознанием… душа – это некий принцип, либо структура, либо схема, либо матрица, по которой построена вся наша энергоинформационная сущность, все наши тонкие тела и все их содержание, которое и составляет наше сознание, кристалл смыслов» (27). Проще говоря, душа есть сознание. Далее мы можем узнать, что ДЭИР проповедует пантеизм: «…душа – это часть единой мировой души, которая пока не принадлежит нам лично как конкретной личности и индивидуальности» (28); «Душа отдельного человека – это часть мировой души, и она едина с законами мировой души, живет по этим законам. Именно душа помогает человеку ощутить существование Бога, понять высшие законы мироустройства, почувствовать упорядоченность, гармонию и одушевленность окружающего мира» (29).
Что «нового» ДЭИР открывает миру о человеке? Прежде всего, то, что природа Бога и человека тождественны: «Человек имеет ту же самую природу, что и Бог (выделено нами. – В.П.)…» (30). Более того, как пишет Верищагин: «Наш мир обладает сознанием, которое мы называем Богом. Человек – логический продукт тех же закономерностей, что и Бог, часть Бога…» (31). Человек - часть Бога! При этом, «…мысли человека,… как мы знаем,… являются мыслями Бога…» (32). Интересно, что мотивы человеческих поступков лежат не в области свободной воли, а зависят от энергетической подпитки человека: «…от правильной энергетической подпитки зависят как побуждения человека, так и способность его тратить энергию на себя – на поддержание своего тела в здоровом состоянии. Если же человек не получает вовремя нормальной, правильной энергетической подпитки, то он теряет весь свой энергетический потенциал, таким образом обрекая себя на болезнь и страдание» (33). Не чурается ДЭИР и оккультной теории тонких тел: «Кроме плотного физического тела, у человека есть еще целый ряд тонких тел (выделено нами. – В.П.) – невидимых обычным глазом энергоинформационных структур, ощутимых прежде всего нашим сознанием, которые и составляют в совокупности энергоинформационную сущность человека. Каждому из этих тел соответствует определенный уровень, или слой, энергоинформационного поля, и каждое последующее тело является более тонкой структурой по отношению к предыдущему» (34). Но, несмотря на то, что ДЭИР разделяет оккультную теорию тонких тел, это почему-то не мешает Верищагину отзываться об этой теории самым нелестным образом: «Дело в том, что популярная литература современности приписывает человеку несметное количество различных «тел». Многие наши читатели, конечно, знают об этом - хотя в нашем пособии данную терминологию мы будем употреблять впервые. Итак, человеку приписываются, кроме физического, следующие тела: эфирное, астральное, ментальное, каузальное, буддхиальное, атманическое, брахманическое.
Откуда эти термины? …А появились они лишь в воображении тех популяризаторов, которые намеренно усложняют истину только по той причине, что сами ее толком не знают. Не знаешь истины - говори туманно и запутанно. Не можешь ничего объяснить — придумай новый термин (выделено нами. – В.П.) . Вот нехитрые законы «творчества» всевозможных шарлатанов.
Эта система «тонких тел» человека является искусственной, потому что никакой реальности она не отображает. Это — псевдоинформация» (35). С выводом о том, что теория тонких тел является псевдоинформацией, можно согласиться. Правда неясно: если теория тонких тел есть псевдоинформация, зачем же сам Верищагин ее использует и зачем применяет терминологию, с помощью которой псевдоинформация передается?
Каково учение ДЭИР о Боге? ДЭИР учит, что Бог есть душа Мира (36). Бог – это сознание Мира (37): «Наш мир – это одна огромная информационная структура, являющаяся носителем одного гигантского сознания – Бога. Мы, наше сознание, соединены с ним бесконечным количеством нитей общих процессов, протекающих через нас и делающих человека частью общего сознания Вселенной» (38). Сознание Бога находится вокруг нас: «Высшее сознание - вокруг нас» (40). Согласно учению ДЭИР, Бог имеет начало, Он может развиваться, Бог - это мир: «Если представить себе момент так называемого Большого Взрыва, создавшего нашу Вселенную (теорию, кстати, совершенно не противоречащую наличию Бога в Мире, который в этом случае родился одновременно с миром…)… . Мир… одновременно есть Бог, развивается и усложняет свое сознание…» (41). Бога познать нельзя: «Никогда человеку не познать Бога – смыслы, которые содержит в себе всемирное сознание, сопровождающее процессы движения Вселенной, навсегда останутся для нас непостижимыми,…человек всегда будет меньше мира, всегда останется его частью и никогда не постигнет сознание Бога, частью которого он является» (42). Каковы же способы взаимодействия с Богом человека? «…каким образом мы взаимодействуем с сознанием мира, с Богом?... Мы в ходе нашей деятельности, а особенно – в ходе нашего мышления…вносим в мир новые смыслы. Вносим их непосредственно в упорядоченности, составляющие основу сознания Бога. Каждый раз, срывая былинку или сажая дерево, мы добавляем в сознание Бога новое ощущение двумя способами – чувствуя и понимая само действие… и внося изменение непосредственно в упорядоченность мира, а стало быть, в его сознание…. То есть человек создает новое во всемирном сознании по меньшей мере двумя способами – чувствуя сам и физически воздействуя на мир. Но есть еще два способа!... это воздействие через коллективный разум человечества. Другой – непосредственное воздействие мыслью» (43). Но это значит только одно: человек может изменять сознание Бога.
В ДЭИР отвергается необходимость существования нравственного идеала, считается, что его наличие ведет к появлению чувства вины у человека (44), помимо того ДЭИР отвергает мораль на том основании, что «мораль — важнейший рычаг манипулирования людьми…» (45). Титов считает, что с помощью манипуляции моральными ценностями власть имеющие держат под контролем население своих стран: «вот почему любая власть в любой религии в первую очередь пытается отыскать морально-этическую сторону — даже если изначально никакой морали там не было и в помине…» (46). ДЭИР оправдывает существование зла и даже предательство Иуды: «Без зла в нашем мире не обойтись, так как невозможно создать новое, не разрушив старое, но за разрушением непременно должно идти созидание…нельзя превращаться в проповедника добра, который начисто отрицает зло…» (47), «Другой простой пример — Иуда. Его поступок (имеется в виду дешевая коррупция с далеко идущими последствиями), конечно, подвергается человеческому суду и не заслуживает одобрения. Но посмотрим на вещи с несколько иных позиций. Ведь, по сути, если бы не Иуда, то и миссия Христа не была бы выполнена. Так что он сделал — просто польстился на серебро и потерял душу? А может быть, он отверг свое собственное спасение и пошел на преступление, чтобы Христос смог совершить свой подвиг и спасти человечество? Может, сам Бог направлял его поступок? Мы не знаем» (48). Действительно, если читать Новый Завет по диагонали, то можно многого не знать, например, слов Христа о Своей миссии в свете предательства Иуды, затрагивающих, с одной стороны, тему предвидения Божия, с другой – свободу человеческого выбора: «Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается (выделено нами. – В.П.): лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф.26:24). Кстати, мысль Верищагина о «благородстве» Иуды Искариота не нова: об этой идее писал еще в IV в. свт. Иоанн Златоуст: «Но иной скажет, если написано, что Христос так пострадает, то за что осуждается Иуда? Он исполнил то, что написано. Но он делал не с тою мыслью, а по злобе. Если ты не будешь смотреть на цель, то и диавола освободишь от вины. Но нет, нет. И тот, и другой достойны бесчисленных мучений, хотя и спаслась вселенная. Ибо не предательство Иуды соделало нам спасение, но мудрость Христа и величайшее Его промышление, обращающее злодеяния других в нашу пользу. Что же, спросишь ты, если бы Иуда Его не предал, то не предал ли бы кто-нибудь? Если бы все были добры, то не исполнено было бы строительство нашего спасения. – Да не будет. Ибо Сам Премудрый знал, как устроить наше спасение, хотя бы и не случилось предательства. … Посему-то, дабы не подумал кто, что Иуда был служительством домостроительства (спасения. – В.П.) , Иисус называет его несчастнейшим человеком (выделено нами. – В.П.)» (49). Если принять логику ДЭИР, то Иуда становится мучеником, а вот кем, с точки зрения подобной логики, становится Бог, который, как предполагают создатели этой секты, мог направить его поступок?
Конечно все вышеизложенное это только часть учения ДЭИР, но и она позволяет получить общее представление об организации, с которой мы имеем дело.
Какие цели ставит перед собой ДЭИР? Главная цель, которую ДЭИР ставит перед своими последователями, это освобождение ее членов от власти энергоинформационных паразитов: «Вы станете свободными от влияния великих энергетических паразитов, правящих остальными людьми и толкающими их на самоубийственные поступки» (50). В ДЭИР развивают сверхъестественные способности, очищают сознание и душу: «Ясновидение, телепатия, а возможно, даже телекинез и телепортация станут для нового, рождающегося сегодня человека такой же обыденной реальностью, как сейчас телефон, телевизор и компьютер» (51), «…мы уже очистили сознание и душу, подключив их к чистым источникам земной и космической энергии» (52). Помимо того, ДЭИР помогает достичь бессмертия (53), он помогает человечеству выжить (54) и поднимает людей на новую ступень «эволюции» (55). ДЭИР помогает в восприятии энергоинформационного поля: «…мы вынуждены заново учиться воспринимать энергоинформационное поле, потому что весь наш физический, материальный мир – культура и то общество, к которому нас приучают с рождения взрослые, – предпочитает не видеть этого поля, ничего не знать о его существовании, закрывать на него глаза» (56). ДЭИР помогает познать человеку его энергетическую структуру (57). С помощью ДЭИР можно наделить душу сознанием (58). О такой мелочи как чистка кармы можно было бы и не упоминать (59). Важной характерной чертой ДЭИР является внушение своим последователям очень лестных для них идей под эгидой благородного величия: «…вы в отличие от других людей, более развиты, будем надеяться, предусмотрительны, дальновидны, вы не преследуете мелких целей, и все ваши намерения руководствуются благими намерениями. Просто помните о собственной силе и поступайте по совести… если вы не дадите паразитической среде разрастаться (имеется в виду социум. – В.П.), то ваши действия принесут окружающим только благо. Разумеется благодарности вы не дождетесь…» (60). Как видим, ДЭИР «мелких» целей не преследует и действует «по совести», дэировцы готовы принести окружающим «благо», вот только о желании самих окружающих быть облагодетельствованными дэировцами последние почему-то забывают осведомиться. Интересно отметить, что освобождение от социума в ДЭИР понимают своеобразно: не как уход из социальной жизни и отказ от использования благ социума, а с точностью до наоборот: ДЭИР нацеливает своих адептов на стремление получать еще больше благ, манипулируя окружающими людьми: «Направляя свою энергию энергоинформационному полю и своей энергоинформационной сущности, задавая себе программу на получение денег (выделено нами. - В.П.), мы действительно получаем и деньги, и хорошую работу, и крепкую семью, и надежный дом – словом, все то, что нам нужно в жизни» (61). В ДЭИР есть такие практики как создание «помощников в продажах» (62), «помощники в карьере» (63), это как бы тонкие сущности, которые из «энергоинформационного мира» помогают своим создателям. Кроме того, ДЭИР обучает манипуляциям людьми, например, методу привлечения внимания противоположного пола (64), методу расположения нужного дэировцу человека к себе (65) и даже тому, как сделать так, чтобы прохожий оглянулся на вас (66). Все это не оставляет сомнений в абсолютном «бескорыстии» и «альтруизме» дэировцев. Что же касается вопроса о самой технологии этих методов воздействия, то здесь предоставим слово самим создателям ДЭИР: «Наши методы воздействия на других – это непосредственный прорыв от сознания к сознанию…. Как? Только при помощи своего разума направив мысленные потоки окружающих людей в нужное, правильное, неагрессивное, созидательное русло…. Нашу установку на созидание, на прогресс, на эволюцию мы попросту распространяем на других людей, мы таким образом инициируем их рост, развитие, эволюцию! …. Смысл такого воздействия в том, чтобы перейти на новый, более глубокий и эффективный уровень общения. При этом неся в мозг другого человека созидательные программы, мы вовсе не насилуем его волю. Ведь нас и в нашей обыденной жизни буквально окружает программирование» (67). Интересная логика: человеку навязывается чужая воля, но насилием это не считается. И тут же приводится оправдание: ведь в мире так много манипуляции. О своей значимости и роли в обществе ДЭИР мыслит во вселенском масштабе: «…пришла пора снять гриф секретности с системы навыков ДЭИР. Она может и должна помочь человечеству выжить… . Только в этом путь к спасению, к здоровью, к избавлению от чумы XX века – СПИДа, от экологической катастрофы, от социальных катаклизмов, путь к гармонии с миром» (68). Как видим, ДЭИР - это панацея от всего на свете, даже СПИД и социальные катаклизмы школе ДЭИР по плечу. Именно ДЭИР известны истинные причины болезней: «Истинные причины болезней не вирусы и микробы, не плохая экология и не жизненные невзгоды. Истинные причины – в нарушении течения энергетических потоков в человеческом теле. А значит, чтобы избавиться от этих причин и, соответственно, от самих болезней, надо прежде всего научиться чувствовать эти потоки энергии» (69). ДЭИР готова заменить зашедшую в «эволюционный тупик» медицину: «СПИД – это синдром иммунодефицита. Почему иммунитет становится дефицитом? Потому что в ходе тупиковой эволюции он попросту отмирает за «ненадобностью», благодаря в том числе и победному шествию по планете антибиотиков и прочих лекарств» (70). Вот только один небольшой вопрос: если запретить производство антибиотиков и всех лекарств, то что будет быстрее пополняться – морги или ряды здоровых людей?
Посеяв семена тщеславия в душах своих последователей, ДЭИР провоцирует дальнейшее развитие в них ощущения горделивого превосходства над окружающими: «Читатели моей первой книги могут по праву называть себя моими Учениками. Благодаря усвоенному ими методу они уже очень сильно отличаются от обычных людей» (71); «Одним своим существованием вы гармонизируете весь мир» (72); «…вы знаете о жизни и об истинной природе вещей гораздо больше чем окружающие вас люди» (73); «…по сравнению с большинством людей, которых, как вы помните, в одной из книг мы уподобили еще не родившимся эмбрионам, вы уже совсем взрослый человек и даже гигант» (74). Но и это еще далеко не предел мании величия основателей и последователей школы ДЭИР. Оказывается, ДЭИР готов потягаться в могуществе с … Господом Богом (!!!): «Мы получили доступ к тем рычагам, которые держат в руках высшие сущности, и сам Бог в том числе (выделено нами. – В.П.). Мы уже только этим радикально отличаемся от большинства представителей рода человеческого, порабощенного низшими формами полевой жизни…» (75). ДЭИР использует такое понятие как «индуктивный миф» (76). Что это такое? Определить это понятие можно так: «индуктивным мифом» ДЭИР называет идеологию, создаваемую «посредниками» между Богом и людьми. Эти «посредники» ставят перед собой цель манипулировать людьми для подчинения их своему влиянию. Основным инструментом манипуляции является внушаемое людям чувство вины. Интересно, что в одной из своих книг Верищагин указывает «… признаки этих индуктивных мифов. Во-первых, как только появился какой-то «благодетель», который всячески подчеркивает свое превосходство над вами (он больше знает, больше умеет, он свободен от кармы в отличие от вас, он «продвинутый», а вы ничтожество, он вообще лучше во всех отношениях), и вы и впрямь чувствуете себя перед ним «недостойным», «ничтожеством», «пустым местом», - бегите от такого «благодетеля», он пытается внедрить в вас очередной индуктивный миф!» (77). Как мы видим, дэировцы явно подчеркивают свое превосходство: они больше знают, больше умеют, и вообще лучше всех остальных людьми. Может быть, используя их же терминологию, ДЭИР - это индуктивный миф?
Является ли ДЭИР наукой? Ответить на этот вопрос несложно: нет! Каковы основания подобного ответа? Прежде всего, где корни ДЭИР? Вот как на этот вопрос отвечает Верищагин: «Из восточных техник,…из мира психологии и психотронных лабораторий появилась область знаний, имеющая множество названий. Невербальная психология, энергоинформационика, биоэнергетика, экстрасенсорика, биоэнергология, психология энергоинформационного обмена…. Всех названий не перечислишь, равно как и не перечислишь всех мистически-витиеватых, бредовых и откровенно шарлатанских объяснений феноменов, с которыми имеет дело эта область знания» (78). Таких научных дисциплин как экстрасенсорика, биоэнергетика, энергоиформационика, биоэнергология нет. Все вышеприведенные названия: «биоэнергология» и т.д. представляют собой различные названия одного и того же псевдорелигиозного направления – оккультизма. Что же касается «всех мистически-витиеватых, бредовых и откровенно шарлатанских объяснений феноменов» , то, видимо, создатели ДЭИР считают собственную версию «биоэнергологии» научно более обоснованной, чем другие модификации этой псевдонауки, однако с самой по себе характеристикой данной области «знания» нельзя не согласиться. Вместе с тем, язык Школы ДЭИР наполнен оккультными терминами, в чем она сама откровенно признается: «…будем пока пользоваться уже устоявшимися терминами биоэнергетики – просто потому, что иных терминов не существует» (79). Как видим, для основателей ДЭИР иных терминов нет, в отличие, скажем, от христиан. Язык отражает мышление человека, его мировоззрение. Язык дэировцев отражает их мировоззрение, оккультное по содержанию, поэтому для них и нет иной терминологии. Но в то же время, провозглашая первоосновой жизни «единое энергоинформационное поле Вселенной» , ДЭИР признает: «…Мы не знаем, какова природа этой энергии. Хватает того, что человек может ее почувствовать. Давайте договоримся, что энергия – это наши ощущения, а ощущения – это наша энергия (выделено нами. – В.П.)» (80). Интересное определение энергии, не так ли? На каком основании ДЭИР считает, что природа Вселенной именно такова, какой она предстает в его понимании, что эта «энергия» обладает теми свойствами, которые ей приписываются, если о ее природе ничего не известно? Титов пишет об этом «энергоинформационном поле»: «…поле практически нельзя зарегистрировать напрямую,…однако его можно почувствовать» (81). Какая область науки выдвигает тезисы, которые ничем не подтверждает, кроме ссылок на субъективные ощущения? К науке подобный подход не имеет никакого отношения. Наука не может утверждать существование какого-либо поля, если это не подтверждено экспериментально. Титов призывает считать энергией свои чувства, ощущения. Но ощущения субъективны. Сама идея определить истинность любого явления, опираясь на ощущения, ложна. Подобный подход называется «эмоциональной теорией истинности» и гласит: «Истина – это то, что я чувствую» (82). Такое определение неадекватно, так как рассматривает реальность с частной, неполной позиции, оно не соотносит истину с объективной реальностью. Титов пишет: «…несмотря на отсутствие контакта с популярной и официальной наукой, биоэнергетические практики живут и процветают…» (83). Как видим, Титов сам признает, что контакта биоэнергетики с наукой нет, но страстное желание придать своему учению ауру научности рождает следующий аргумент: «Я знаю, что навыки этой области знаний работают, но я так же знаю, что и доводы ортодоксальной науки совершенно корректны» (84). Дело в том, что «…и поле, и энергия, и энергоинформационные взаимодействия – все это реальность. Но реальность второго уровня. Объективного, но нематериального» (85). Судя по всему, это можно понимать так: и наука истинна, и ДЭИР истинен, просто наука, поглощенная изучением материального, до ДЭИР еще не доросла. То, чем занимается ДЭИР, входит в практику любого экстрасенса: «Для того чтобы осуществлять чтение мыслей, убирать боль, управлять удачей и везением, диагностировать, воздействовать на психику другого человека, проникать в сны, работать по фотографии, нужно только тонко чувствовать и не нужно залезать в дебри психологии» (86). В «дебри» психологии влезать действительно не стоит, так как псевдонаучность ДЭИР видна невооруженным глазом: «…чтобы психика смогла взаимодействовать с тем или иным элементом реальности, нам совершенно не нужно понимать механизм возникновения этой реальности…. Для взаимодействия с реальностью психике нужно только одно – чтобы эта реальность отражалась психикой» (87). Для взаимодействия с дэировской «реальностью» понимания «механизмов взаимодействия с реальностью», возможно, и не нужно, но вот только научным подобный подход назвать никак нельзя. Любой ученый прежде всего задает себе вопрос, с чем он имеет дело, и какова природа явления. Но, как уже выше говорилось, ДЭИР к науке отношения не имеет, ведь ДЭИР не ставит перед собой задачу «… судить о тонкостях и деталях механизмов Высших процессов. Наша задача в эти процессы вписаться и получить результат» (88).
Книги Верищагина – Титова для подтверждения истинности своего учения и теории энергоинформационного поля ссылаются на авторитет неких «ученых», которые якобы доказали существование энергоинформационного поля. Никаких конкретных ссылок, что вполне понятно, авторы не приводят, но указывают ряд фамилий. Что это за фамилии? Верищагин называет Кулагину, Ури Геллера, и Джуну Давиташвили (89). Но результаты изучения необыкновенных способностей Кулагиной доказали, что она являлась мошенницей. Исследователи неоднократно находили на ее теле магниты, которые Кулагина прятала в бюстгальтер и туфли. Когда же ее уличали в мистификации, Кулагина устраивала истерики (90). Что касается Ури Геллера, то прежде всего напомним тем, кто забыл, и сообщим тем, кто не знал, что в молодости Ури Геллер, живя в Израиле, изучал иллюзионизм и профессионально владел им, к тому же, многие из его «чудес» впоследствии повторили обыкновенные фокусники, которые вовсе не претендовали на наличие каких-то паранормальных способностей. Неоднократные попытки исследовать «феномен» Геллера под объективами камер выявили недобросовестность этого человека. Ури Геллер, равно как и Кулагина, были обыкновенными мошенниками, которые зарабатывали деньги и славу на людском легковерии (91). Что касается «феномена» Джуны Давиташвили, экстрасенса номер один в Советском Союзе, то в этом случае ситуация вообще анекдотична. Еще в 1981 году ученые, тщательно измерив поля Джуны Давиташвили, с помощью которых она занималась лечением, выдали ей патент СССР №955942, Кл. А61 1/42 (92), содержащий характеристику ее поля, как показали исследования, излучения госпожи Давиташвили ничем не отличаются от излучений любого другого человека. Джуну Давиташвили это открытие повергло в такой шок, что некоторое время не показывалась на публике и отказывалась называть себя экстрасенсом, однако жажда денег и славы победили. В целом, результаты научных исследований такого явления как экстрасенсорика показали, что экстрасенсы – люди, имеющие психические отклонения и их деятельность следует изучать не столько физикам, сколько психиатрам (93).
В статье мы уже не раз утверждали, что ДЭИР – это оккультное учение, но есть ли прямые тому доказательства в текстах книг самих основателей ДЭИР? Да, есть, например, следующее: «Сегодня все и больше людей независимо от возраста, национальности и цвета кожи идут к эзотерическому знанию» (94). Очевидно, что ДЭИР признает авторитет теософии (95). То, что учение ДЭИР включает в себя магическую составляющую, ее создатели даже не скрывают: «Вы когда-нибудь задумывались о том, что такое магия? Что, вспоминаются страшные истории про злых волшебников, колдунов и чародеев? Или вы уже переросли эти глупые первобытные представления о магии, свойственные обычным людям? Надеюсь, что так.
То, что на протяжении веков называлось магией, на самом деле и есть средства воздействия на окружающий мир. Люди издавна изобретали магические ритуалы. Они применяли и другие способы. А что такое, по-вашему, молитва, как не средство воздействовать на окружающий мир? А есть еще и другие, тоже, кстати, известные исстари, хоть и назывались по-другому, средства - к примеру, методики визуализации. Когда с помощью определенной процедуры человек программирует грядущее событие, наглядно и эмоционально представляя его себе так, как будто событие уже произошло. И при выполнении некоторых условий это событие непременно материализуется» (96). Молитва - это диалог с Богом, а не метод манипуляции миром, впрочем, поговорим о религиоведческих и богословских познаниях Верищагина подробнее.
Верищагин и Титов в своих книгах демонстрируют полное незнание индийской философии, что совершенно неудивительно для тех лиц, которые стараются заработать деньги на людском невежестве. Например, в творениях Верищагина и Титова утверждается, что Махабхарата (97) появилась за четыре тысячи лет до Рождества Христова (98). В действительности формирование Махабхараты произошло в период от начала первого тысячелетия до Р.Х. до первой половины первого тысячелетия от Р.Х. (99). Создатели ДЭИР утверждают, что Махабхарата «… в два раза древнее Ветхого Завета» (100). Очень хотелось бы узнать источник столь нелепой информации, ведь «даже если не учитывать неопределенность в датировке Книги Иова и тех источников, которыми мог бы пользоваться Моисей, первая из книг Библии была написана не позднее 1400 г . до Р.Х, тогда как последняя – незадолго до 100 г . по Р.Х.» (101). Далее, Титов пишет: « … учения Санкхья (102) … позднее нашло воплощение в буддизме, потому что только великий Шакьямуни (Будда) сумел первым пройти этим путем до конца…» (103). В индуизме все философские школы делятся на две большие группы: ортодоксальные и неортодоксальные. Разница между ними состоит в том, что ортодоксальные признают авторитет Вед, неортодоксальные его отвергают. Санкхья – это ортодоксальная школа, буддизм принадлежит к числу неортодоксальных. Школу санкхья создал Капила. Каким же образом Будда мог реализовать санкхью, да еще первым ее пройти? Титов утверждает, что авторитет Махабхараты в индуизме выше, чем авторитет Вед: «…для того, чтобы регламентировать механизм управления всей социальной структурой Индии при помощи религии, был создан текст, якобы истолковывающий, а на самом деле искажающий «Махабхарату», - Веды» (104). В реальности Веды древнее Махабхараты: текст Вед складывался в период с конца второго века до Р.Х. и до начала первого тысячелетия до Р.Х (105). В индуизме все религиозные тексты делятся на два класса: смрити и шрути. Смрити - это священное предание, основой смрити считается традиция, по сути смрити представляют собой истолкование Вед (106). Шрути – это Веды, они считаются вечными и не сотворенными, а лишь увиденными мудрецами. В ортодоксальном индуизме Веды – высший авторитет. Махабхарата относится к смрити. Можно было бы привести еще немало не соответствующих действительности утверждений Титова и Верищагина об индуизме, но, на наш взгляд, и приведенные факты показывают некомпетентность создателей ДЭИР в этой области.
Как ДЭИР относится к традиционным религиям? Крайне отрицательно. Создатели ДЭИР так же компетентны в христианском богословии, как и в индуизме. Изучая христианство по описаниям Верищагина, можно только удивляться человеческой фантазии, замешанной на махровом невежестве. Верищагин пишет: «Не зря в Библии сказано, что человек создан по образу и подобию Бога. Человек, дорастающий до восприятия высшего, обнаруживает Бога в себе. Не случайно же все религии утверждают, что Бог внутри нас! Но обычному человеку этого не понять. Это может понять и ощутить только тот, кто дорос до новой эволюционной ступени и ощутил свое единство со всей Вселенной и с Божественным.
Человек, обнаруживший свойства высшего в самом себе, приобщается к свойству Бога - творить, быть Творцом, созидать новое вокруг себя: новую жизнь, новые обстоятельства, новые «случайности».
И неужели, получив такую возможность, вы откажетесь от нее? Неужели приятнее быть рядовым пассивным созерцателем? Но это абсолютно не свойственно человеку. Быть «рабом Божьим» - это не для нас. Для нас - быть сотворцом» (107). Что можно сказать, комментируя подобные «богословские» пассажи Верищагина? Как видно, даже «дорастая до новой эволюционной ступени» , не следует игнорировать, по меньшей мере, самообразование. Невежество никого не красит . Далеко не все религии утверждают, что Бог внутри нас, например буддизм вообще отрицает существование Бога (108). Что касается того, что человек создан по образу и подобию Божию, то действительно Библия говорит об этом (Быт.1:26-26; 5:1-2), но что это означает в христианском богословии и какое имеет отношение к ДЭИР? Прежде всего, это означает то, что человек обладает свободой (109), свободой волей. Кстати, о свободе. Дэировцы ищут свободы от энергоинформационных вампиров, христиане ищут свободы от греха, и это совершенно разные вещи. Свобода в ДЭИР только провозглашается, но в реальности ДЭИР убеждает своих последователей в том, что мотивы поступков человека зависят от энергетических влияний на него со стороны (110). Христианство учит, что какие бы влияния человек ни испытывал со стороны, например от бесов, все равно никто не может его лишить свободы воли: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор.10:13). ДЭИР внушает своим последователям, что все люди рабствуют неким абстрактно-бездушным законам, нарушение которых ведет к катастрофическим последствиям: « Таким образом окружающий нас живой, разумный, наделенный сознанием мир создал надежнейшие правила «техники безопасности». Если человек может причинить вред этому миру, если человек становится поперек течения — этого человека мир просто обезвредит. Методы для этого есть разные - вплоть до физического уничтожения.
Понимаете теперь, как важно знать законы этого мира, знать эту технику безопасности. Нарушив их, вы причиняете ущерб себе и даже подвергаете себя смертельной опасности.
Но зато тем, кто знает эти правила и исполняет их, мир позволяет воспользоваться своими ресурсами. Использовать эти ресурсы, как вы уже поняли, можно для достижения желаемого и изменения будущего» (111).
Для любого христианина одним из важнейших понятий является покаяние. Покаяние – это основа духовной жизни христианина: «…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). Что мы можем прочитать о покаянии у Верищагина? Например, следующее: «…краеугольным камнем христианства является понятие покаяния. То есть человек должен искать оценки своего поступка у Бога, понимая, что в Его глазах он всегда грешен, — но Бог милостив и может эти грехи простить. Иначе следует наказание в посмертии. … За неимением прямой связи прихожанина с Богом каяться предлагается, естественно, перед церковным иерархом. Он же и решит, что подлежит отпущению и по какому протоколу» (112). Рассказывать, в чем суть Покаяния, здесь не место, христиане это знают, а с дэировцами беседовать об этом бесполезно. Обратим внимание на завершающую часть цитаты. Верищагин утверждает, что христианин не имеет прямой связи с Богом, поэтому кается перед священником, и тот отпускает грехи по «протоколу». В книгах самого Верищагина можно найти такое утверждение: «Кроме того, Бог слышит молитву человека и отвечает на нее. И молитвы грешников, и молитвы праведных равно достигают Его слуха…» (113). Если Бог слышит молитвы христиан, то с чего Верищагин взял, что христиане не имеют «прямой связи» с Богом? Или пока сочинял один абзац, подзабыл содержание другого? Грехи прощает только Бог (Мк.2:7). Священник - свидетель (2Кор.4:5; Мф. 20:24-28), во многом его участие в таинстве заключается в том, чтобы вызвать чувство стыда у человека, он должен помочь советом, духовным наставлением. Священник ходатайствует за грешника, молится, чтобы Господь его простил. Из высказывания Верищагина о «протоколе», по которому якобы отпускают грехи, видно, что сам Верищагин никогда в жизни не был на исповеди в православной церкви. В целом, из всего сказанного нами выше можно сделать вывод, что Верищагин, как и Титов, не блещут познаниями в христианском богословии. Знакомясь с учением ДЭИР, нетрудно заметить, что оно провозглашает доктрины, отвергаемые христианством. Как выше уже было сказано, ДЭИР признает закон кармы: «Что бы с нами ни происходило — душа сама это выбрала. По тем или иным причинам. Никто никого не наказывает в нашем мире! Пора уже это понять и перестать глупо вздыхать: «Ах, за что меня Бог наказывает?» Мы все с вами — песчинки перед лицом Вечности. Слишком много чести для человека — чтобы Бог снисходил до каждого с наказанием. Вы не думали об этом? Вы думали, что заслуживаете столь пристального внимания Бога? Ну, знаете ли, это гордыня. Преувеличиваете вы свои прегрешения — а они и гроша ломаного не стоят. Никто никого не наказывает. Что сами выбираем — то и имеем. Будем взрослыми умными людьми. Усвоим эту простую истину» (114). Очень своеобразно в ДЭИР учение о вере: «…вернемся к методам изменения «случайных» стечений обстоятельств. Существует множество таких методов, множество из них успешно работает. Но, заметим, работают они только тогда, когда правильно подобран «ключик» к этим методам. Дай простому человеку самую распрекрасную технику визуализации, самый лучший магический ритуал — и ничего он сделать не сможет. Почему? Да потому, что для успешной работы этих методов нужно одно очень важное условие. Нужна вера.
Скажу сразу: в это понятие я ни в коей мере не вкладываю религиозный смысл. Вера, о которой я говорю, это вера не в кого-то и не во что-то. Это логически не определимое чувство — просто чувство веры. Это нечто вроде постоянного внутреннего воодушевления.
Вера — самое точное определение. Чувство веры — это именно искра, вложенная в человека Всевышним. Чувство веры — это и есть то, что позволяет человеку творить, вмешиваясь в движения мира и внося в него свою, пусть малую лепту.
Как видим, такое представление о вере не имеет ничего общего с религиозными догмами» (115).
Выше в статье мы уже говорили о вере ДЭИР в существование эгрегоров, зомбирующих людей. К образованиям-эгрегорам ДЭИР относит и Церковь: «Любая Церковь – очень мощная энергоинформационная структура эгрегориальной природы, которая своей энергетикой может противостоять иным связям, конфликтными с ее свойствами» (116). Если Церковь имеет эгрегориальную природу, нетрудно сделать вывод, чем она, по мнению ДЭИР, занимается. Признается ли в ДЭИР за религиями истинность? «…нельзя сказать, что в религиях …совсем нет истины. Они частично имеют отношение к истине, а частично – нет. Да, даже в таком искаженном восприятии реальности, которое отражено в религиях… есть зерна истины» (117). Чем же является, с точки зрения ДЭИР, Православная Церковь? Выше мы уже писали о таком дэировском термине как «индуктивный миф», напомним читателям, что «индуктивный миф» - это идеология, которая позволяет зомбировать людей, подчиняя их чужой воле. Так вот, с точки зрения ДЭИР, Православная Церковь – это зомбирующая организация: «…приверженцы индуктивных мифов очень любят пользоваться определенного рода лексикой. Поэтому, как только вы слышите в чьей-то речи характерные словосочетания, знайте: это носитель индуктивного мифа, который может быть заразным! Эти слова и словосочетания слышали мы все много раз — причем эти понятия приводятся индукторами не как термины для анализа мира, а как нечто, заставляющее человека вести себя тем или иным образом. Вот примеры некоторых из них: «Воля Высших Сил», «Божья Воля» , «Хорошо» , «Плохо» , «Грех» , … «Правила» , «Человек должен» (выделено нами. - В.П.)… и так далее, и тому подобное — устанешь перечислять.
Почему так много высоких слов? Да очень просто! Ведь если человек не может ничего объяснить и доказать логически, он сразу придумывает «Высшие силы», от имени которых и выступает. Ему хочется, чтобы все в этом мире было в согласии с придуманным им мифом! …Пока людьми владеет скрытое чувство вины — любой индуктор (тот, кто распространяет миф. – В.П.) без хлеба с маслом не останется. Ему достаточно лишь упомянуть магическое словосочетание «Высшие силы» — и все, некритичное отношение ко всему тому, что он будет говорить, обеспечено! Так же как и некритичное подчинение самому индуктору. Как видите, это очень удобно для многочисленных любителей манипулировать людьми» (118). Если Христос учил: «Просите, и дано будет вам…» (Мф.7:7); «…все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф.21:22); «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Ин.14:13-14), то ДЭИР учит прямо противоположному: «Как только вам предлагают просить что-либо (не важно чего) блага, милости, помощи, то есть пользоваться не своей силой и разумом, а силой и разумом чужими, - знайте, что вас просят впустить вашего врага. Врага потому, что он склонен и согласен вами править. И действуйте соответственно, чтобы избежать беды» (118). Богу нет места в «системе навыков» ДЭИР, здесь человек «спасает» себя сам: «Наша мысль способна влиять на мир…она способна оказывать непосредственное воздействие на события, и для этого нет никакой необходимости взывать к высшим силам, ведь ваша собственная мысль и так есть одна из мыслей мирового сознания» (119). ДЭИР явно ставят знак равенства между святостью и магией: «Быструю помощь постороннему может оказать только опытный маг, живой святой, эгрегориальный лидер, мощный экстрасенс или иной профессионал высокого уровня» (120). Обратим внимание читателей некоторое противоречие: с одной стороны, в учении ДЭИР эгрегоры являются энергоинформационными вампирами, с которыми надо бороться, но тут же выясняется, что «эгрегориальный лидер» может помочь страждущему.
Подведем итоги. Уверения в том, что ДЭИР не навязывает никакой идеологии, не соответствуют действительности. ДЭИР формирует определенные представления о Боге, мире и человеке, задает отношение к окружающему миру, к социуму, причем крайне негативное, что может спровоцировать отторжение члена организации от общества. Не исключено, что история ДЭИР и ее основатель Дмитрий Верищагин выдуманы Кириллом Титовым для повышения авторитетности своей организации (121).
Можно ли назвать ДЭИР оккультной сектой? То, что учение ДЭИР является оккультным по содержанию, мы уже постарались показать. Поговорим о сектантстве ДЭИР. На сайте ДЭИР, на вопрос, является ли ДЭИР сектой, дается такой ответ: «Нет – во-первых, в школе не говорят о вере, потому что это личное дело каждого. Во-вторых, не говорят о добре и зле и не предлагают образа жизни. В школе нет гуру и нет подчинения. Все методики опубликованы в книгах и на сайте. В школе не предлагают помощь, а учат помогать самому себе. Обучившийся не зависим, в том числе и от школы» (122). Ну что ж, давайте задумаемся над этим ответом.
Прежде всего бросается в глаза некорректность постановки вопроса: назовите хотя бы одну секту, которая таковой себя признает. Таких сект не существует. Далее, заявление: « в школе (ДЭИР – В.П.) не говорят о вере» вступает в противоречие с тем фактом, что ДЭИР формирует представление о Боге и человеке и ставит перед своими адептами задачу взаимодействия с определенной силой, «энергоинформационным полем».
Дэировцы заявляют, что «не говорят о добре и зле», при этом четко определяя свое отношение к существованию зла и убеждая своих адептов в его необходимости. ДЭИР отвергает мораль (123), но мораль есть «…способ …упорядочения отношений между людьми на основе обобщенных представлений о норме, принципах и идеалах, возводящих к ценности добра» (124). Разве отвержение от морали не есть недвусмысленное определение своей позиции по отношению к добру?
«Все методики опубликованы в книгах и на сайте», но это не доказывает непричастности ДЭИР к сектантскому миру. Например, учение «Свидетелей Иеговы» тоже публикуется в книгах и журналах, издаваемых данной сектой, но от этого оно не перестают быть сектантским. Наличие каких-то тайных учений не является обязательным признаком сектантства. При этом нужно учитывать, что секты в большинстве случаев не признают существование в их системе такого рода учений.
«Не предлагают образа жизни». Образ жизни в книгах Титова – Верищагина предлагается самым очевидным образом: вспомним хотя бы об обучении манипуляции миром. Образ жизни зависит от мировоззрения, но оно явно изменяется у человека, ставшего членом ДЭИР.
«В школе нет гуру». А кем в ДЭИР фактически является Дмитрий Верищагин? Разве Кирилл Титов не признает его своим учителем (125), т.е. гуру (126)? Или же в ДЭИР нет ни учения, ни учителя и каждый приходящий в эту организацию создает собственное учение? Но в таком случае почему так много шума из-за «шарлатанов» (127), которые «подделывают» учение ДЭИР? Значит, все-таки существует оригинал? А если есть учитель, есть созданная им школа, есть желание сохранить ее в «чистоте», то к чему эти уверения об отсутствии гуру?
«В школе не предлагают помощь» - откровенная ложь, сравните со словами самого Верищагина: «…вы будете частью нового энергетического единства… Обращайтесь к нам в трудную минуту, и мы придем на помощь… смерти нет, мы отзовемся и из-за грани… ощутите связь со мной, автором этих строк… создайте новое свободное человечество…» (128). Здесь уместно будет вспомнить основной призыв ДЭИР к освобождению от власти энергоинформационных вампиров, подчинивших себе весь мир, через отвержение социума. Что развивает в душах дэировцев этот постоянный рефрен учения? Правильно, страх, страх, который, как известно, является прекрасным инструментом для манипуляции людьми. Как видим, все признаки сектантства налицо: изоляционизм, элитаризм, наличие гуру, ложь (вспомним здесь также рассуждения об индуизме и христианстве), предпосылки к развитию фобий, негативное отношение к традиционным религиям. На наш взгляд, оснований для признания ДЭИР сектой более чем достаточно. Учитывая же оккультный характер учения ДЭИР, можно его классифицировать как оккультную секту.
Обратим внимание еще на одно немаловажное доказательство того, что организация ДЭИР принадлежит к числу сектантских. Предположим, человек поверил обещаниям Верищагина и Титова и вступил в ДЭИР. Что ждет его дальше? «…вы получили знания, опыт и навыки первой ступени системы ДЭИР. Ваши отношения с окружающим миром изменились? Как именно они изменились? Объективно к лучшем. Но вы пока этих улучшений не замечаете. Вам пока, может быть, даже кажется, что эти изменения – не к лучшему… несмотря ни на что, вы должны быть уверены в своей правоте» (129). Интересная логика: отношения с окружающим миром «изменились объективно к лучшему» , но человек этого не замечает. Какой же вывод он должен из этого делать? Как известно, в сектах есть один лукавый принцип, который звучит так: секта всегда права, если что-то не получается, значит, проблема не в секте, а в самом человеке. Как видим, в ДЭИР учат, что, несмотря на то, что человек не видит изменений к лучшему, он все равно должен быть уверен в своей правоте, точнее будет сказать, в правоте секты. А как же призыв к доверию своим чувствам, или же, если чувства противоречат идеологическим установкам ДЭИР, то им доверять не стоит? Более того, Верищагин пишет: «Если вы сейчас в некоторой растерянности и смятении духа – поздравляю: вы идете верным путем» (130). Симптоматичное заявление: если вам хуже, следовательно, вы на верном пути Дальнейшего ЭнергоИнформационного Развития! Интересно, что последует, если человек, став членом ДЭИР, попадет в психиатрическую больницу: может быть, учителя этой секты будут его поздравлять с новыми духовными достижениями?
В завершении статьи вспоминается нехитрая песенка из детского кинофильма «Приключения Буратино»: «…пока живут на свете чудаки (131), обманом жить нам, стало быть, с руки» . Хочется надеяться, что данная статья поможет уменьшить количество «Буратин» и усложнит жизнь «котам Базилио» и «лисам Алисам».
Ссылки:
-
См.: Верищагин Д.С., Титов К.В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. I и II ступень. СПб., Невский проспект. 2005. С.10-14.
-
См.: Там же. 2005. С.14.
-
Там же. С.70.
-
Верищагин Д.С. Уверенность: Система навыков дальнейшего энергоинформационного развития, V ступень, первый этап. СПб., Невский проспект. 2005. С.63.
-
Философский словарь. М., Республика. 2001. С.199.
-
Краткий философский словарь. Под ред. доктора философских наук А.П. Алексеева. М., Проспект. 2002. С.129-130
-
Верищагин Д.С., Титов К.В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. I и II ступень. СПб., Невский проспект. 2005. С.17.
-
Там же. С.16.
-
Там же. С.16.
-
Там же. С.25.
-
Верищагин Д.С. Техника одушевления предметов. Книга первая. СПб., Невский проспект. 2005.С.16-17.
-
Подробнее см.: Питанов В.Ю. Грани оккультизма: от герметизма до магии и экстрасенсорики. См.: http://apologet.front.ru
-
Верищагин Д.С., Титов К.В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. I и II ступень. СПб., Невский проспект. С.56.
-
Верищагин Д.С. Мудрость: Система навыков дальнейшего энергоинформационного развития, V ступень, второй этап, часть I . СПб., Невский проспект. 2005. С.33.
-
Там же. С.24-25.
-
Верищагин Д.С. Уверенность: Система навыков дальнейшего энергоинформационного развития, V ступень, первый этап. СПб., Невский проспект. 2005. С.46.
-
Верищагин Д.С., Титов К.В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. I и II ступень. СПб., Невский проспект. 2005. С.271-272.
-
Верищагин Д.С. Становление: Система навыков дальнейшего энергоинформационного развития, II ступень. СПб., Невский проспект. 2005. С.8.
-
Верищагин Д.С., Титов К.В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. I и II ступень. СПб., Невский проспект. 2005. С.339-340.
-
Верищагин Д.С., Титов К.В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. III и IV ступень. СПб., Невский проспект. 2004. С.287.
-
Верищагин Д.С., Титов К.В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. I и II ступень. СПб., Невский проспект. 2005. С.431.
-
Верищагин Д.С., Титов К.В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. III и IV ступень. СПб., Невский проспект. 2004. С.374.
-
О контактерах см.: Питанов В.Ю. Ченнелинг: «канал» или «сточная канава»? См.: http://apologet.front.ru
-
Верищагин Д.С., Титов К.В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. III и IV ступень. СПб., Невский проспект. 2004. С.287-288.
-
Живая этика. Знаки агни-йоги. 228.
-
См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства. См.: http://apologet.front.ru
-
Верищагин Д.С., Титов К.В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. III и IV ступень. СПб., Невский проспект. 2004. С.302.
-
Там же. С.366.
-
Там же. С.374.
-
Верищагин Д.С. Мудрость: Система навыков дальнейшего энергоинформационного развития, V ступень, второй этап, часть 2. СПб., Невский проспект. 2005. С.46.
-
Там же. С.49.
-
Там же. С.51.
-
Верищагин Д.С., Титов К.В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. I и II ступень. СПб., Невский проспект. 2005. С.53.
-
Верищагин Д.С., Титов К.В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. III и IV ступень. СПб., Невский проспект. 2004. С.298.
-
Верищагин Д.С., Титов К. Терапия истинной кармы. СПб., Невский проспект. 2005. С.75.
-
Верищагин Д.С. Уверенность: Система навыков дальнейшего энергоинформационного развития, V ступень, первый этап. СПб., Невский проспект. 2005. С.43.
-
Верищагин Д.С. Мудрость: Система навыков дальнейшего энергоинформационного развития, V ступень, второй этап, часть 2. СПб., Невский проспект. 2005. С.7.
-
Там же. С.43.
-
Там же. С.11.
-
Там же. С.45.
-
Там же. С.46-47.
-
Там же. С.48.
-
Верищагин Д.С., Титов К. Терапия истинной кармы. СПб., Невский проспект. 2005. С.89-90.
-
Там же. С.21.
-
Там же. С.21.
-
Верищагин Д.С. Мудрость: Система навыков дальнейшего энергоинформационного развития, V ступень, второй этап, часть 2. СПб., Невский проспект. 2005. С.7-8.
-
Верищагин Д.С., Титов К. Терапия истинной кармы. СПб., Невский проспект. 2005. С.111.
-
Цит. по: Архиепископ Аверкий Таушев. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М., Изд. Православного Свято-Тихоновского Богословского института. 2002. С. 289
-
Верищагин Д.С., Титов К.В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. I и II ступень. СПб., Невский проспект. 2005. С.9.
-
Верищагин Д.С., Титов К.В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. III и IV ступень. СПб., Невский проспект. 2004. С.282.
-
Там же. С.412.
-
Верищагин Д.С. Уверенность: Система навыков дальнейшего энергоинформационного развития, V ступень, первый этап. СПб., Невский проспект. 2005. С.41.
-
Верищагин Д.С. Становление: Система навыков дальнейшего энергоинформационного развития, II ступень. СПб., Невский проспект. 2005.С.9.
-
Там же. 2005.С.9.
-
Верищагин Д.С., Титов К.В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. I и II ступень. СПб., Невский проспект. 2005. С.23.
-
Верищагин Д.С. Календарь ДЭИР: полная программа на год. СПб., Невский проспект. 2005. С.11.
-
Верищагин Д.С., Титов К.В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. III и IV ступень. СПб., Невский проспект. 2004. С.307.
-
Верищагин Д.С. Становление: Система навыков дальнейшего энергоинформационного развития, II ступень. СПб., Невский проспект. 2005.С.174.
-
Верищагин Д.С., Титов К.В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. III и IV ступень. СПб., Невский проспект. 2004. С.101
-
Верищагин Д.С. Техника одушевления предметов. Книга первая. СПб., Невский проспект. 2005.С.17.
-
Там же. С.111.
-
Там же. С.115
-
Верищагин Д.С., Титов К.В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. I и II ступень. СПб., Невский проспект. 2005. С.282.
-
Там же. 286.
-
Верищагин Д.С., Титов К.В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. I и II ступень. СПб., Невский проспект. 2005. С.283.
-
Верищагин Д.С. Техника одушевления предметов. Книга первая. СПб., Невский проспект. 2005.С.24.
-
Верищагин Д.С., Титов К.В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. I и II ступень. СПб., Невский проспект.2005. С.294.
-
Там же. С.119.
-
Там же. С.35.
-
Верищагин Д.С. Становление: Система навыков дальнейшего энергоинформационного развития, II ступень. СПб., Невский проспект. 2005.С.10-11.
-
Верищагин Д.С., Титов К.В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. I и II ступень. СПб., Невский проспект. 2005. С.492.
-
Там же. С.297-298.
-
Верищагин Д.С., Титов К.В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. III и IV ступень. СПб., Невский проспект. 2004. С.283.
-
Верищагин Д.С. Календарь ДЭИР: полная программа на год. СПб., Невский проспект. 2005. С.79.
-
Верищагин Д.С., Титов К. Терапия истинной кармы. СПб., Невский проспект. 2005. С.96.
-
Там же. С.97.
-
Верищагин Д.С., Титов К.В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. I и II ступень. СПб., Невский проспект. 2005. С.69.
-
Там же. С.72.
-
Там же. С.36-37.
-
Там же. С.72.
-
Краткий путеводитель по мировым религиям. СПб., Шандал. 2000. С.269.
-
Верищагин Д.С., Титов К.В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. I и II ступень. СПб., Невский проспект. 2005. С.69.
-
Там же. С.70.
-
Там же. С.70.
-
Верищагин Д.С., Титов К.В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. III и IV ступень. СПб., Невский проспект. 2004. С.24.
-
Верищагин Д.С., Титов К.В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. I и II ступень. СПб., Невский проспект. 2005.С.71.
-
Верищагин Д.С. Уверенность: Система навыков дальнейшего энергоинформационного развития, V ступень, первый этап. СПб., Невский проспект. 2005. С.50.
-
Верищагин Д.С., Титов К.В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. I и II ступень. СПб., Невский проспект. 2005.С.20.
-
Мазуркевич С.А., Таицкая А.И. Оккультизм и мистика. Донецк. Скиф. 2004. С.271.
-
Гайслер Норман.Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех.2004. С.1074.
-
Моисеева Н.И. Биоритмы жизни. СПб., ЗАО «Атон». 1997. С.33-34.
-
Подробнее см.: Питанов В.Ю. Грани оккультизма: от герметизма до магии и экстрасенсорики. См.: http://apologet.narod.ru Если Верищагин и Титов считают себя столь великими экстрасенсами, то почему бы им не продемонстрировать всему свету свои способности и не получить кругленькую сумму, которую уже целый ряд зарубежных фондов предложил за то, чтобы претендующие на наличие экстрасенсорных способностей в проверяемых условиях, при детальной фиксации всего происходящего и в присутствии ученых и иллюзионистов проявили себя. См.: Мазуркевич С.А., Таицкая А.И. Оккультизм и мистика. Донецк. Скиф. 2004. С. 266-268.
-
Верищагин Д.С., Титов К.В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. I и II ступень. СПб., Невский проспект. 2005. С.270.
-
Верищагин Д.С. Уверенность: Система навыков дальнейшего энергоинформационного развития, V ступень, первый этап. СПб., Невский проспект. 2005. С.59.
-
Там же. С.52.
-
Махабхарата – древнеиндийская поэма, в которой рассказывается о борьбе за престол между двумя ветвями царского рода куру – Кауравами и Пандавами. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.472.
-
Верищагин Д.С., Титов К. Терапия истинной кармы. СПб., Невский проспект. 2005. С.11-12
-
См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.268.
-
Верищагин Д.С., Титов К. Терапия истинной кармы. СПб., Невский проспект. 2005. С.11-12
-
Гайслер Н.Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех. 2004. С.149.
-
Санкхья - ортодоксальная философская школа индуизма, проповедующая дуализм. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.389.
-
Верищагин Д.С., Титов К. , Терапия истинной кармы. СПб., Невский проспект. 2005. С.11-12
-
Там же. С.21.
-
См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.118.
-
Там же. С.402.
-
Верищагин Д.С. Уверенность: Система навыков дальнейшего энергоинформационного развития, V ступень, первый этап. СПб., Невский проспект. 2005. С.52.
-
См.: Питанов В.Ю. Христианин, практикующий буддизм, - возможно ли это? См.: http://apologet.narod.ru
-
О вере и нравственности по учению Православной Церкви. Изд. Московской Патриархии. 1991. С.83.
-
Верищагин Д.С., Титов К.В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. I и II ступень. СПб., Невский проспект. 2005. С.53.
-
Верищагин Д.С. Уверенность: Система навыков дальнейшего энергоинформационного развития, V ступень, первый этап. СПб., Невский проспект. 2005. С.58.
-
Верищагин Д.С., Титов К. Терапия истинной кармы. СПб., Невский проспект. 2005. С.27-28.
-
Там же. С.27-28.
-
Там же. С.18.
-
Верищагин Д.С. Уверенность: Система навыков дальнейшего энергоинформационного развития, V ступень, первый этап. СПб., Невский проспект. 2005. С.53.
-
Верищагин Д.С., Титов К.В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. I и II ступень. СПб., Невский проспект. 2005. С.209.
-
Верищагин Д.С. Мудрость: Система навыков дальнейшего энергоинформационного развития, V ступень, второй этап, часть 2. СПб., Невский проспект. 2005. С.13.
-
Верищагин Д.С., Титов К. Терапия истинной кармы. СПб., Невский проспект. 2005. С.97-98.
-
Верищагин Д.С. Техника одушевления предметов. Книга первая. СПб., Невский проспект. 2005.С.136.
-
Верищагин Д.С. Мудрость: Система навыков дальнейшего энергоинформационного развития, V ступень, второй этап, часть 2. СПб., Невский проспект. 2005. С.56.
-
Верищагин Д.С., Титов К.В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. I и II ступень. СПб., Невский проспект. 2005.С.208.
-
Давайте подумаем вместе: если Дмитрий Верищагин действительно существует, то почему нигде в книгах не указана его ученая степень? Или ЦК КПСС допускало к своим секретным разработкам людей с улицы? Можно ли узнать, какой вуз окончил создатель ДЭИР и кто он по специальности? Где учился в аспирантуре? Кто был его научным руководителем? Или это тоже засекреченная информация? Если Верищагин - великий ученый, почему его книги страдают отсутствием ссылок, почему у читателя складывается впечатление, что они написаны школьником посредственной успеваемости? Например, в книгах Дмитрия Верищагина и Кирилла Титова встречается множество историй подобного рода: «одна женщина в одном городе…» - и это написано людьми науки? … Нет сомнений в том, что кем бы ни были авторы ДЭИР, к науке они никакого отношения не имеют.
-
Верищагин Д.С., Титов К. Терапия истинной кармы. СПб., Невский проспект. 2005. С.21.
-
Краткий философский словарь. Под ред. доктора философских наук А.П. Алексеева. М., Проспект. 2002. С. 232
-
Верищагин Д.С., Титов К.В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. I и II ступень. СПб., Невский проспект. 2005. С.70.
-
См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С. 155
-
Верищагин Д.С., Титов К. Терапия истинной кармы. СПб., Невский проспект. 2005. С.249.
-
Верищагин Д.С., Титов К.В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. I и II ступень. СПб., Невский проспект. 2005. С.9.
-
Там же. С.297-298.
-
Верищагин Д.С. Календарь ДЭИР: полная программа на год. СПб., Невский проспект. 2005. С.56.
-
Изменения в текст мы вносим сознательно, дабы какой-нибудь адепт ДЭИР не усмотрел здесь повод для оскорбления.