Гербалайф (Herbalife)

Характеристика: коммерческий культ без выраженной религиозной направленности, но со всеми остальными характерными чертами деструктивного культа. Фирма стремится работать лишь за границей, хотя в США имеется свой внутренний рынок, свои экологически неблагополучные районы.

Связи: по данным парижской газеты "Нувель обсерватер", отмечаются связи "Гербалайфа" с мунитами и очень тесные связи с сайентологами.

История культа: создатель - Марк Хьюз, не имеет ни медицинского, ни фармакологического образования (окончил 9 классов), живет в Калифорнии (США). Продукт "Гербалайф" появился в 1980 г. в США. Сейчас существует уже более 100 наименований пищевых добавок Гербалайфа (далее по тексту - "продукт"), одна из них - "Термоджетикс". Продукт, по словам распространителей, необходимо принимать в течение 30 дней, только тогда якобы будет стопроцентный успех. "Гербалайф" ныне действует в 17 странах, довольно широко распространился на территории РФ. Официально Россию "открыли" для гербалайфа лишь 22 апреля 1995 г.

Особенности "Гербалайфа", позволяющая квалифицировать его как деструктивный культ:

  • жесткая иерархическая структура. О сектантской природе "Гербалайфа" свидетельствуют также символы, значки фирмы (для каждого уровня свой). Данные о дилерах внесены в компьютер фирмы. Туда же идут паспортные данные тех, кто покупает продукт, якобы для контроля за тем, как идет потребление. Особо проявивших себя на поприще продажи гербалайфа направляются на учебу в Израиль и США, где с этими людьми серьезно работают, например, общению с людьми учит ученик Дейла Карнеги. Для этого нужно подняться на достаточно высокую ступень, пройдя уровни продавца, супервайзера, менеджера. На каждом этапе существует свой уровень посвященности, подготовленности, доходов. Культ организован по принципу финансовой пирамиды, на верхушке которой находятся "команда миллионеров", "команда президентов", "команда директоров". Подписавший контракт с фирмой не является ее работником, а лишь сотрудничает с ней. Он обязан на свои деньги купить набор продукта, значки, которые обязан носить, брошюры, диктофон, необходимое для демонстрации процесса приготовления продукта оборудование (миксеры и прочее);
  • активно пропагандируется и поддерживается культ личности Марка Хьюза, "доброго президента и основателя";
  • внешняя благопристойность и сокрытие истинных целей. Меркантильные цели скрываются за ширмой распространения методов похудания и приобщения к здоровью. Хьюз учил, что нужно вербовать людей, не сумевших раскрыть свой талант в обычной жизни. Его лозунг: "У нас больше возможностей, чем у вас проблем". Поэтому вербовщики не нацелены на людей, имеющих деньги и здоровье, задающих вопросы и сомневающихся. Приманка похудания превращена в фетиш;
  • сокрытие истинных последствий своей деятельности. Продукт не является медицинским препаратом, в Институте лечебного питания АМН РФ, где проводилась экспертиза продукта, сделали вывод, что "от набора трав, входящих в состав продукта, похудеть нельзя". В печати неоднократно появлялись сообщения о вреде пищевых добавок "Гербалайф" для здоровья. Контроль осуществляют сами продавцы без участия врачей. Распространители "Гербалайфа" утверждают, что предлагаемый ими продукт Хьюз разработал в сотрудничестве с НАСА США, что весьма сомнительно, хотя бы уже потому, что поначалу Хьюз распространял его, торгуя из кузова собственного автомобиля на манер наших фермеров, торгующих картошкой. Кроме того, указывается, что продукт сделан на основе проработки Хьюзом привезенных им из Тибета четырех тысяч собранных там рецептов лекарств из трав, что также очень сомнительно, если исходить из анализа тогдашней политической обстановки в Тибете. Кроме того, тот, кто по-настоящему знаком с тибетской медициной, знает, что если там берутся за лечение больного местными травами (это относится и к тем случаям, когда к тибетским целителям обращается приезжий), то буквально каждую травку собирают по часам - в определенный день и в определенное время суток. Только тогда она может дать эффект. Понятно, что поставить на поток производство подобных трав попросту невозможно;
  • закрытость. Фирма активно работает, но при этом старается быть "невидимой";
  • наличие мистической окраски доктрины. Некоторые продавцы с упоением говорят об "энергетической заряженности" продукта, "эмоциональных качелях" и прочей мистике. В торговле "Гербалайфом" принимал участие центр Джуны Давиташвили. Слова Хьюза: "Мы не торговцы, мы - миссионеры" дают еще большие основания отнести "Гербалайф" в разряд деструктивных культов;
  • наличие доктрин для внутреннего употребления и внешнего окружения. В брошюрах фирмы для подписавших с ней контракт содержатся подробные инструкции по идентификации потенциальных клиентов в толпе, по вербовке людей, по постоянному наблюдению за ними, расписано даже количество звонков, которые должен сделать продавец купившему после продажи;
  • претензии на истину в последней инстанции. Полная нетерпимость или, по меньшей мере, снисходительно-пренебрежительное отношение к официальной медицине.