ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР
СОЦИАЛЬНОЙ И СУДЕБНОЙ ПСИХИАТРИИ им. В.П.Сербского 28 декабря 1994 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 1431-3
комиссии комплексного экспертного психолого-психиатрического исследования деятельности организации «Фонд Новой Святой Руси» (Богородичный Центр).
Указанное исследование проведено согласно постановлению следователя прокуратуры г. Москвы от 22.11.94 г. экспертной комиссией в составе:
1.Доктора медицинских наук, профессора Печерниковой Т.П. (ГНЦС и СП им. В.П.Сербского).
2.Доктора медицинских наук, профессора Кондратьева Ф.В. (ГНЦС и СП им. В.П.Сербского).
3. Кандидата медицинских наук Орсенюк Т.М. (главный судебный психиатр Украины).
4. Кандидата психологических наук, ведущего научного сотрудника Сафуанова Ф.С. (ГНЦС и СП им. В.П.Сербского).
5. Кандидата медицинских наук, ведущего научного сотрудника Всероссийского научного центра психического здоровья Российской Академии медицинских наук Копейко Г.И.
6. Кандидата медицинских наук, старшего научного сотрудника Василевского В.Г. (ГНЦС и СП им. В.П.Сербского).
На разрешение комиссии поставлены следующие вопросы:
1. Содержатся ли в литературе, издаваемой БЦ призывы, направленные на причинение вреда здоровью граждан, побуждающие к отказу от исполнения гражданских обязанностей и каких именно, или совершению иных противоправных действий?
2. Существует ли возможность неадекватного восприятия учения БЦ со стороны лиц, страдающих психическими заболеваниями, какими именно чаще всего, в чем оно может выражаться?
3. Адекватно ли поведение лиц, чьи родные и близкие обратились с заявлениями и жалобами в Комитет по спасению молодежи, учению, содержащемуся в литературе, издаваемой БЦ, либо это следствие неадекватного восприятия, в связи с отклонениями в психическом развитии?
4. Адекватны ли действия и отношение к деятельности и учению БЦ лиц, выступающих в защиту БЦ? Не усматривается ли в процессе изучения их заявлений и показаний нахождение данных лиц в состоянии повышенной внушаемости либо психического расстройства?
5. Можно ли высказываться об объективности оценки, данной деятельности БЦ комиссией под руководством Полищука Ю.И. с учетом изучения того объективного материала, который был представлен для исследования данной комиссии?
6. Какие исследования деятельности аналогичных организаций проведены Центром, и каковы основные выводы данных исследований (по АУМ СЕНРИКЕ, Сознание Кришны, Белое Братство и т.д.).
В деле имеется заключение комиссии под председательством доктора мед. наук, профессора Ю.И.Полищука по медико-психологической и юридической оценке деятельности некоторых религиозных организаций, в том числе и «Богородичного Центра». Этой комиссией были проанализированы 56 писем и заявлений родителей, чьи дети были вовлечены в указанные организации, проведен анализ трех историй болезни молодых людей, которые поступили в психиатрическую больницу в состоянии психоза, возникшего после посещения «Богородичного Центра» и «Аум Сенрикё». Проведена оценка психического состояния 11 пациентов, обратившихся к психиатру после посещения указанных организаций и участия в их деятельности. Проведены собеседования с 5 членами этих организаций и их родителями. Комиссия проанализировала содержание книг руководителя «Богородичного Центра» Береславского. Были проведены беседы с «отцами» «Богородичного Центра». Указанная комиссия пришла к заключению, что деятельность исследуемых религиозных организаций, в том числе и «Богородичного Центра» сопровождается нанесением серьезного ущерба психическому, физическому, нравственному здоровью человека и его личности. Для решения поставленных вопросов настоящей комиссией были проанализированы 25 писем и заявлений родителей, направленных в «Комитет по спасению молодежи» Москвы, прокуратуру, МВД и другие инстанции, чьи дети были вовлечены в «Богородичный Центр» в 1991-1994 г.г. Комиссия проанализировала 13 книг руководителя «Богородичного Центра» Береславского и его сподвижников, многочисленные газетные публикации, освещающие организационные и идеологические аспекты деятельности указанной организации. Отделом по надзору за исполнением законов о межнациональных отношениях прокуратуры г. Москвы 28.03.94 г. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 143-1 УК РСФСР, в отношении руководителей и активных участников общественного объединения «Фонд Новой Святой Руси» (Богородичный Центр). Основанием для возбуждения уголовного дела явились результаты проверки обращения «Комитета по спасению молодежи» о причинении вреда здоровью граждан в результате деятельности объединения «Фонд Новой Святой Руси». Допрошенный в качестве свидетеля Большаков С.Ю. (»епископ Петр»), председатель правления «ФНСР» показал, что в апреле 1991 г. группой единомышленников, в которую входил и он, был зарегистрирован устав благотворительного Фонда «Богородичный Центр», основными задачами которого явились возрождение лучших традиций благочестия, основанных на Священном писании и свидетельствах о явлениях Божьей Матери в 20 веке, благотворительная и просветительная, в том числе и издательская деятельность. В последующем, в 1993 г. название Фонда было изменено на «Фонд Новой Святой Руси», цели деятельности которого остались прежними (копия Устава в материалах дела, том 1). В связи с расширением числа приверженцев «Богородичного Центра» и необходимостью отправления религиозных обрядов в 1992 г. была зарегистрирована Московская община Церкви Божьей Матери преображающейся. Основу учения Церкви, по показаниям Большакова С.Ю., составляют Ветхий и Новый завет, дополненные откровениями Божьей Матери и свидетельствами о явлениях Божьей Матери в 20 веке. По утверждению Большакова ни «ФНСР» ни Церковь не призывают своих последователей к отказу от исполнения гражданских обязанностей, и их деятельность не может причинять вред здоровью граждан. Аналогичные показания дали другие члены Фонда - Краснов А.А., Кривобок Р.Л., Долаберидзе А. Глава религиозной организации - «архиепископ Иоанн» (Вениамин Яковлевович Береславский).
Из консультативного заключения о происхождении и современно состоянии «ФНСР» следует, что в 1984 г. в Смоленске от иконы Богоматери «Одигитрия» о. Иоанн (В.Я.Береславский) получил Откровения Божьей Матери. С этого времени Откровения Богоматери периодически повторялись и о. Иоанн издал уже свыше 20 книг этих Откровений (уг. дело, т. 1). Последователи верят, что он - «святой старец», через которого Богородица открывает свое учение, а богослужения, совершаемые архиепископом Иоанном происходят «с присутствием Божьей Матери» (см. газету «Рыцарь Веры», 1994, N 1/15). Из имеющейся в материалах уголовного дела подлинной амбулаторной карты психоневрологического диспансера N 6 г. Москвы следует, что Береславский В.Я. наблюдается диспансером с 3.02.71 г. по поводу хронического душевного заболевания в форме параноидной шизофрении, несколько лет являлся инвалидом 2 группы по психическому заболеванию, дважды находился на стационарном лечении в психиатрических больницах г. Москвы. С 1990 г. ПНД не посещает. По учению Богородичного Центра», мировое зло сконцентрировано в женщине. «БЦ» вводит мистическое понятие «бляди» - собирательный образ женственного начала в мире (»Рыцарь Веры», N 7, 1992 г.). «Архимандрит» П.Краснов в статье «Советская мать содомская священница» пишет, что сатана «прогрыз в тонком теле Евы дыру между ног, осрамил ее и внедрился в ее плоть, создав там свой престол», что сатана сделал «гениталии центром личности Евы»... «Вот почему нечестивая мать... распространяет вокруг себя содомскую вакханалию, являясь бессознательно или осознанно поверенным лицом князя тьмы, его священницей. Она превращает мужа в сына и сына в мужа, постоянно погружая их в свою бездонную, разженную геенской похотью ненасытную утробу, сиречь в утробу дьяволицы, священнодействуя на генитальном престоле, воздвигнутом сатаной. Она осваивает по подсказке даймоны - родового демона новые астральные виды темного блуда, премерзкого в очах Господних, экстрасенсорик и восточную оккультную эзотерику. Время прозреть на нечестивую, обличив скрываемые за внешней лживой человеческой благопристойностью мерзости сатаны. Время положить им конец»...»Женоцентризм - болезнь болезней, исчадие зла, предвестие распада»... «Над Россией нависает проклятая родовая безысходность»... «Игумен» Николай (Румянцев) в своей статье «Коммунистические бляди» утверждает, что в Москве «кругом шныряют бляди и несть им числа»... «Блядь - незаконно владеющая престолом или желающая власти над мужчиной»... «именно бляди стояли у истоков коммунистической революции - заряжали, инспирировали, стравливали мужчин... установили свой престол голой шлюхи»... В книге Береславского «Родовой поток» (Москва, 1993 г.) утверждается необходимость полного самоотречения, смирения, беспрекословного послушания «святым отцам». «Не имей суждений и весь мир станет твоим»... Попавший в секту «новичок» должен многократно твердить: «У меня нет своего ума, совести, тела, воли». «И надо решиться убить себя - это именно та жертва, к которой призывает Господь»... «не имей ничего своего, ничего не делай для себя» - наставляет верующих Божья Матерь в своем откровении о. Иоанну (Береславскому), (»Рыцарь Веры» N 1/15, 1994 г.). Береславским и другими наставниками «БЦ» в их трудах превозносятся нищета духа, отказ от всей культуры, высших человеческих идеалов, а также отказ от родителей, брака, семьи, своих детей, от учебы и работы, от воспитания детей. В уголовном деле приводятся дополнительные ротопринтные выдержки из книг Береславского: «...Земная мать - прообраз дьяволицы. Земной отец - прообраз сатаны»... «И каждый отец - сыноубийца, и каждая мать, распявшая господа, - жена дьявола» (т.1, л.д. 113). «Во грехе родила меня и матерь моя... и сеется ею только смерть и тления... Отрекись, брат!...» «Пречистая дева Мария даст тебе истинную жизнь» (т.1, л.д. 119). «Три ее божка - чрево, блуд и сын. Три мерзкие богини - грудь, гениталии и задница... Целые поколения жучков аферистов, авантюристов, болтунов и комнатных мафиози было возвращено подобными матерями. И над всем этим - огромный идол «мамы», задавившей своим задом две трети человечества...» (т.1, л.д. 118). Выдержка из статьи «генерал - епископа» П.Большакова в газете «Рыцарь Веры» N 8 за 1992 г. «...всему миру, всему человечеству необходимо отречься от дьяволоцивилизации, от проклятых родов, отцов и матерей идолопоклонников...» (т.1, л.д. 124). Аналогичные высказывания и в других литературных творениях Береславского. Так в книге «Богородичное Лоно» (1993 г.) он пишет: «Черты настоящего падшего порядка: привязанность к миру, брак, семья, страсти... Новое Лоно: хождение перед пречистой, покаяние, странничество, нищета...» (стр. 16); «...Ныне телесное соитие (даже узаконенное) - грех не меньший, чем растление малолетних и вожделение к отцу и матери, за что следует соответствующий спрос...» (стр. 30);
«...Никаких домашних храмов. Странничайте по земле...» (стр. 41); «...Но придет час, когда за одну страницу Слова будут отдавать годами накопленное имущество. Говорю Вам: час тот придет. Иные побросают дома свои, услышав глас призыва...» (стр.41);
«Развитие интеллекта и рассудка пошло в пагубу роду адамову...» (стр. 62); «Не вступайте в браки земные без особого благоволения параклитского иерея. Придет время, когда утробы материнские будут рожать лишь подобия рода человеческого, так что не сможете назвать их людьми, ибо это будут духи злобы, материализовавшиеся в человеческих телах» (стр. 62). В книге «Голгофские таинства»: «Кто оставит семью, обретет семью всю вселенную...» (уг. Дело т. 1, с. 218). В книге «На скрижалях сердца» (1992 г.): «...Попечением о детях своих умножаете грехи их: тысячи бесов проникают в их психику и, как зловредные хирурги, производят поражения и раны...» (стр. 178); «Степень привязанности к миру есть степень нелюбви и предательства Христа» (стр. 179). В книгах Береславского, в частности перечисленных, высказываются суждения о вреде ночного сна, о необходимости ограничения приема пищи. Сон - это «родовой гипноз», в который ввергают человека демоны. «Убью себя, но не усну», - советует мысленно говорить вовлеченным в секту Береславский. «Сон преисподняя греха. Сон - погружение в ад» и т.д.. Из книги Береславского «Три века Славы» (1992); «Первый пост в том, чтобы не услаждаться пищей. Второй пост - не услаждаться ничем земным - ни ближними, ни занятиями никакими, ни трудами, ни помыслами, ни газетами, ни книгами». (стр. 44). Руководители «Богородичного Центра» «архиепископ Иоанн» (Береславский) и «епископ Петр» (Большаков) 13.02.93 г. были преданы анафеме как «впавшие в ересь» Истинно-Православной Катакомбной Церквью. В 1993 г. Священный Синод Русской Православной Церкви выступил с воззванием, осудившим еретические и антихристианские идеи «Богородичного Центра» и «Великого Белого Братства». Комитетом по спасению молодежи представлены 25 писем родителей, чьи дети были вовлечены в «Богородичный Центр» в 1991 - 1993 годах, а также дневник прихожанина (Шахова) с подробным описанием своих переживаний. В письмах описаны особенности психического состояния и поведения молодых людей, спустя 1-2 месяца после вступления в секту (том 1,2,3). Изменения поведения и психического состояния этих лиц носили однотипный характер и выражались отчуждением от родителей и других родственников, в том числе собственных детей; уходом из родительского дома; отказом от учебы и работы с полным погружением в деятельность секты; прекращением чтения газет, журналов, книг, пользования телевидением и радио; отгороженностью от окружающих; резким ограничением приема пищи; значительным ограничением сна до 3-4 часов в сутки в неудобном положении, что приводило к физическому и психическому истощению, повышенной возбудимости, утрате ранее присущих других интересов. В то же время в материалах дела содержится свыше 300 писем последователей и прихожан «Богородичного Центра», отмечающих только положительное влияние исповедей «БЦ» на их здоровье, духовность, семейный и социальный статус. На основании изложенного комиссия приходит к следующим ответам на поставленные перед ней вопросы.
1. В литературе, издаваемой «БЦ» содержатся призывы, направленные на причинение физического и психического вреда здоровью граждан, а также содержатся призывы к невыполнению гражданских обязанностей, такие как отказ от брака, семьи, воспитания детей, учебы, общественного полезного труда. Вопрос о наличии призывов, побуждающих к совершению противоправных действий не входит в компетенцию психолого -психиатрической экспертизы.
2. У душевно больных возможно неадекватное восприятие религиозных, философских и иных воззрений, в том числе и положений учения «БЦ». Дать заключение о характере воздействия учения «БЦ» на лиц с какой-либо формой психической патологии возможно лишь в каждом конкретном случае при индивидуальном обследовании.
3. Поведение лиц, чьи родные и близкие обратились с жалобами в Комитет по спасению молодежи является результатом усвоения ими учения «БЦ» и соответствует положениям этого учения. Решить вопрос о роли возможно имевшейся у них ранее психической патологии в поведении этих лиц следует так же при непосредственном освидетельствовании.
4. Оценка действий и отношения к деятельности и учению «БЦ» лиц, выступающих в его защиту, не входит в компетенцию комплексной психолого-психиатрической экспертизы. В материалах дела не содержится данных, позволяющих ответить на вопрос, находились ли эти лица в состоянии психического расстройства или повышенной внушаемости.
5. Комиссия не может высказать суждения об объективности заключения Ю.И.Полищука с соавторами относительно деятельности «БЦ», поскольку данные в нем выводы строились на материалах, которыми не располагает настоящая комиссия.
6. Плановых научных разработок деятельности организаций аналогичных «БЦ» ГНЦС и СП им. В.П.Сербского не проводилось, хотя отдельные инициативные исследования были, и их результаты представлялись в ряде докладов.
Председатель комиссии:
доктор мед. наук, профессор Т.П.Печерникова
Члены комиссии:
доктор мед. наук, профессор Ф.В.Кондратьев
кандидат мед. наук Т.М.Орсенюк
кандидат психологических наук Ф.С.Сафунов
кандидат мед. наук Г.И.Копейко
кандидат мед. наук В.Г.Василевский