Другие названия: библейский центр "Слово жизни Интернейшнл", "Источник жизни", ассоциация христианских церквей "Живая вода", "Христиане полного Евангелия", "Церковь прославления", "церковь Новое поколение", движение "Вера и теология процветания", "Русская христианская церковь" и др. Печатные органы: газеты "Возрождение", "Голос веры", в Казахстане издается иллюстрированный журнал Новая жизнь".
Характеристика: Опасный культ псевдохристианской харизматической направленности с оккультным уклоном, оказывающий сильное влияние на психику адептов.
Связи: Стремится проникновению в структуры министерства обороны, школы. Имеет тесные контакты с "институтом Религии и Права", возглавляемым Владимиром Васильевичем Ряховским и Анатолием Васильевичем Пчелинцевым, совместно с которым проводят правовые семинары по вопросам использования недостатков действующего законодательства "О свободе вероисповеданий" для избежания контроля за деятельностью сект со стороны государственных структур и борьбы с Православной Церковью, обличающей сектантов.
История секты: Возникло это движение в первой половине нашего века в США. Его родоначальником можно считать Кэннета Кхейгена. В настоящее время его "духовным" центром является Центр библейской подготовки "Рхема", расположенный в г. Тулса (штат Оклахома, США). В 1983 году в Швеции был создан фонд "Слово жизни", который возглавил Ульф Экманн, под чьим руководством это движение в конце 80-х - начале 90-х стало активно насаждаться в России. Наблюдается связь с мессианскими евреями ( Мессианские евреи, в отличие от ортодоксальных иудеев, признают Христа Мошиахом (Мессией), но ожидают в скором будущем его второго пришествия, которое осуществится в иудейском понимании (см. главу Иудаизм)). Одной из отличительных черт этой организации является отсутствие единой всемирной централизованной структуры. Каждая местная организация достаточно автономна, обычно внешне не связана в единую структуру с остальными и, как правило, имеет свое собственное, отличное от других, название, что затрудняет отслеживание деятельности организации в целом. Так, в Новосибирске филиал организации носит название "церковь завета", в г. Искитиме - "русская христианская церковь", в Абакане - "церковь прославления", в Барнауле - "церковь благословения" и т.д.Поэтому можно говорить о наличии целого движения, получившего название "Вера и теология процветания".
Данное название обусловлено тем, что согласно учению этого движения, истинный христианин обязательно должен преуспевать, процветать в земной жизни, что рассматривается как подтверждение его спасения, как свидетельство того, что он в достаточной мере овладел законами, действующими в духовном мире, и теперь может требовать от Бога все, что пожелает и получить требуемое, так как Бог, по мнению сектантов, просто не имеет права отказать человеку, имеющему "твердую веру" и уверенному в своем спасении. Местные организации оказывают друг другу поддержку, обмениваются "пасторами", помогают недавно возникшим отделениям. В Новосибирске "основателями и пасторами" ЦЗ являются мессианский еврей Виталий Максимюк и его жена Надежда. В 1990 году они поступили в "библейскую школу" при "церкви Нового поколения" в Латвии, по окончании которой направились в Сибирь "для насаждения церкви". В Новосибирске появились в мае 1991 года. На сегодняшний день новосибирская "церковь завета" насчитывает около 600 человек. По заявлению "пасторов", сделанном в 1996г., они имеют намерение увеличить число адептов как минимум до 25 тысяч человек.
Для этого осуществляется программа по расширению сети домашних групп, организации второго потока в "Библейской Школе Служения", обучающей лидеров и служителей, осуществлению наблюдения и руководства в группах других сибирских городов и основанию новых филиалов в "недостигнутых" районах Сибири, Дальнего Востока и Монголии.
В настоящее время В. Максимюк, продолжая продолжая посещать секту в Новосибирске, начинает "служение" в Москве.
Преемником Максимюка стал Петр Цюкало, ближайшими помощниками которого являются Ярослав Адамович, Александр Козлов, Константин Михайлов, Евгений Екимов и Евгений Шакирьянов.
"Церковь прославления" в Абакане возглавляет Руслан Белосевич, обучавшийся в г. Упсала (Швеция). В Абакане действует двухгодичная "Библейская школа", устроенная по примеру школы г. Упсала.
Внутри каждой местной организации царят строгая дисциплина и строгое подчинение адептов лидерам. Группам данного движения присуща крайне сильное и жесткое давление на психику адептов. Отчасти это обусловлено тем, что их учение содержит некоторые положения оккультизма, а их практики построены с активным использованием техник гипноза и ориентированны на подавление критического восприятия адептов, на формирование повышенной внушаемости, безоговорочного подчинения воле лидеров и способны вызывать серьезные психические расстройства.
Существует заключение зав. кафедры психологии ГИДУВа г. Новокузнецка Кубасова В.А. о применении миссионерами гипноза, о введении людей в состояние глубокого транса, при котором возможно внедрение в подсознание людей любых суггестивных программ.
Опасность техник этого харизматического движения подтверждаются также данными шведской статистики, согласно которым процент бывших членов сект данного движения, оказавшихся пациентами психиатрических клиник, гораздо выше средних показателей.
В клинической практике 3-й психиатрической больницы г. Новосибирска встречаются пациенты - адепты "церкви завета".
По мнению специалистов, из-за активного воздействия на психику адептов, через несколько сеансов "богослужений" у них возникает близкая к наркотической зависимость от чувственных переживаний, возникающих во время "прославления" Христа, совместных молитв, "говорения на языках". "Говорение на языках" часто напоминает эпилептический припадок, сопровождающийся криком, визгом, невнятным бормотанием, зачастую потерей сознания, падением на пол и трактуется сектантами как проявление в них "Благодати Духа Святого".
Каждое "богослужение" начинается с "прославления" Христа, которое осуществляется посредством многократного повторения какой либо одной несложной фразы типа "Я славлю тебя, Христос" под оглушительный аккомпанемент ритмической музыки, обрушивающейся на адептов из мощных динамиков. "Ведут" прославляющих несколько специально выделенных для этой цели человек, чаще молодых девушек, которые находятся на сцене (подобные "службы" чаще всего происходят в театрах или кинотеатрах), многократно нараспев повторяют слова "прославления", пританцовывают, воздевают руки, выступая в качестве видимого объекта подражания для новообращенных членов секты и гостей, которые еще не знают сами, как должно себя вести в этот момент "службы".
Ритм музыкального сопровождения в течение "прославления" несколько раз меняется с быстрого на спокойный, убаюкивающий, вызывающий у человека реакцию доброжелательного некритического восприятия происходящего. Иногда некоторые из находящихся на сцене адептов к концу "прославления" впадают в состояние транса (или имитируют его), что проявляется в экзальтированных позах и движениях, опусканиях на колени, чувственного "молитвенного" шептания и в подобных действиях. По всей видимости, "прославление" является медитативной техникой, призванной ввести человека в состояние управляемого транса.
Адепты секты находятся в информационном вакууме, так как телевидение, радио и пресса якобы несут бесовской заряд. Многие из них оставляют своих родителей, так как формируется установка на то, что не принявший учение секты родитель - также орудие в руках дьявола.
Адепты регулярно отчисляют на содержание местной общины и ее руководства десятину (десятая часть доходов). Кроме того, предусмотрены другие многочисленные "текущие" сборы, призванные в значительной мере облегчить для рядовых членов секты бремя распоряжения собственными деньгами.
Практикуется проведение массовых "религиозных" собраний с исцелениями, которые иногда организуются на стадионах, чем напоминают аналогичные мероприятия целителей и экстрасенсов.
Адептам внушается устойчивая неприязнь к Православию, предпринимаются попытки к разжиганию религиозной нетерпимости к православным и представителям других традиционных религий, как к людям с крайне ограниченным мировоззрением, слепо следующим каким-то религиозных догмам. На вопрос: "Что именно не устраивает вас в учении Православной Церкви?" один из "пасторов" движения дал "исчерпывающий" ответ : "Я не знаю православного учения, но я знаю некоторых из православных".
По оценкам специалистов, в настоящее время в России около 200 тысяч адептов этой организации.
Доктрина: В толковании Библии и христианского учения "пасторов" этого движения отличает крайний примитивизм и утилитаризм. Кроме того, можно утверждать, что Священному писанию отводится рекламная роль, призванная придать этому движению вид христианского для непосвященных людей, хотя многие из элементов учения, практик и методов воздействия на психику, существующих в этом движении, не только чужды традиционному христианству, но являются оккультными, антихристианскими.
В частности, существует внутренняя установка на то, что Христос уже не обладает полнотой власти, так как значительную ее часть делегировал лидерам "Теологии процветания" и теперь во многих случаях Его способность действовать зависит от их волеизъявления.
Элементами оккультизма в учении и деятельности этих сект также являются некоторые внутренние установки, в частности, на то, что после крещения в "истинной" церкви этого движения человек приобретает некоторые Божественные свойства; что слово имеет творческую силу и способно действовать в мире невидимом, духовном и преображать мир видимый, материальный; что очищение от греха и спасение зависит собственно от человека и от его уверенности и способности твердо и безусловно сказать самому себе: "Да, я спасен. Да, я безгрешен". Именно в этом, по мнению адептов этой группы сект, и заключается истинное христианство - в слепой, но безукоснительной вере, в том числе в собственную святость. В частности, во время практикующихся в этих организациях исцелениях человек, после возложения на него рук "целителем", обязательно должен утверждать, что он исцелился, иначе из-за негативной установки "исцеления" может не произойти и болезнь останется, а на "исповеди" - что он "спасенный" и "безгрешный", иначе, вследствие того же, он никогда не очистится от греха и не спасется.