Обзор культов восточного направления
Апология индуизма пришла в западный мир через Рамакришну и теософию. Впрочем, действовал не сам Рамакришна, а его ученик и преемник Вивекананда, создавший миссию Рамакришны и оповестивший о ней мир в 1893 г. на Всемирном парламенте религий в Чикаго. Вивекананда вдохновлялся им же самим созданным образом восточного мистицизма. Тогда же и там же Анни Безант предложила и другой путь для тех, кто искал “свет с востока” — теософию. Безант возглавила мировое теософское движение после того, как репутация “матери - основательницы”, госпожи Блаватской, была подмочена мошенничествами и мистификациями. Безант стояла за честную правоверную теософию.
Пять путей спасения, которые предлагают современные гуру
Oсновная проблема человека, по канонам индуизма, относится не к моральной, а к метафизической сфере. Человек не виновен в нарушении данного Богом морального закона; просто он каким-то образом забыл о своей подлинной сущности и осознает себя не тем, кто он есть на самом деле. Человек - не грешник, он попросту не знает о своем подлинном "Я". Проблема - в его сознании. Как следствие, спасение для человека сводится к обретению некогда утраченного им первоначального состояния своего сознания.
"Международное Общество Сознания Кришны" (МОСК)
Американизированная версия индуизма. Доктрина кришнаитов вышла из учения вишнуизма. Вишнуизм - вера в Вишну как Верховного Бога, однажды проявившего себя в образе Кришны. Чайтанья Махапрабху учил обратному: Кришна был главнейшим богом, однажды проявившимся как Вишну. Кришнаизм был одной из первых попыток привнести в массы философию индуизма. В индуизме бог неличностен и непознаваем. Кришнаиты персонализировали бога и в итоге ему поклоняются, общаясь с ним как с личностью.
Институт знания о тождественности
Синкретическое учение на основе учения Чайтаньи, базирующееся на ведических текстах "Бхагавад-Гита, как она есть", "Шримад Бхагаватам". Наряду с ними используются священные книги других религий (Библия, Коран). В целом доктрина совпадает с доктриной кришнаитов. Учение отождествляет христианство и кришнаизм, утверждает своей основной целью научить людей любви и преданности Богу (Кришне).
Культ представляет собой "всемирную духовно-религиозную организацию, представляющую Шри Рупануга Сампрадаю (Гаудия Вишнавизм) - древнюю духовную традицию, восходящую к великому Шри Чайтанье". Проповедуется гармония всего сущего. Учит, что "Вишнавизм есть джайва-дхарма - естество, природа каждой души, а также он есть према-дхарма - вселенская религия "Божественной любви".
Проповедь единства человека и бога (теория "Единой сущности"), в основе содержит элементы восточного мистицизма. Практикуются ежедневные медитации. От адептов требуется послушание, сексуальное воздержание, вегетарианство, сокращение сна. Самые преданные живут в общинах и осуществляют "божественные предприятия" (расклейка плакатов, продажа книг).
Типичный культ гуру, индуистской направленности, претендует на участие в разработке образовательных программ учебных заведений. Основан на элементах индуизма. Основатель - Сатья Саи Баба. Саи Баба воспринимается своими последователями как воплощение бога, чудотворец, перевоплощение мистика Шри Саи Баба из Ширди, являющегося великим индуистским святым, проповедником равенства людей и сторонником единства мусульман и индусов.
Фалунгун, второе название секты Фалунь Дафа была основана в Китае в 1992 году. Представляющая опасность для общества псевдорелигиозная организация проповедует смесь идей буддизма и даосизма, а также практикует дыхательную гимнастику. По официальным данным, в секте насчитывается 2 млн. членов, по непроверенным данным, в мире насчитывается 100 млн. ее приверженцев, в 30 странах мира.
Тантрические секты. Тантра-Сангха
Тантрические группы на территории России в своем подавляющем большинстве являются тоталитарными сектами. Их адепты принуждаются к разрыву внекультовых и семейных связей. Родственники адептов отмечают у них потерю интереса к жизни вне узких рамок культа, отказ от семьи, друзей, отказ от продолжения обучения в учебном заведении, работы. В среде тантристов насаждается двойная мораль и принцип "цель оправдывает средства". Секта стремится диктовать своим адептам линию поведения во всем, охватывая весь спектр жизни человека.
Центр йоги "Крылья совершенства"
По словам адепта организации, в ней практикуется некая синкретическая форма йоги, включающая лучшие черты всех видов йог. В организации есть несколько уровней посвящения, так называемых "курсов обучения". Обучение адептов на первом "курсе" начинается с изучения основ астрологии, физических упражнений хатха-йоги, ознакомления с религиозными учениями индуизма.
Трансцендентальная медитация представляет собой несложную технику медитации, при которой субъект безмолвно, монотонно распевает назначенную учителем мантру до тех пор, пока не достигнет состояния, называемого "космическим" сознанием. Учитывая, что философия ТМ придерживается монистической точки зрения: "все есть Одно", она затушевывает различия между добром и злом. Бог в представлении ТМ резко отличается от Бога, исповедуемого христианством.
Последователи Усуи утверждают, что он в сущности ничего не придумал, а лишь "заново открыл старинное средство целительства с помощью наложения рук". Весь понятийный аппарат, терминология и концептуальные выкладки заимствованы из теософии и соответствуют доктринам групп религиозного движения "Нью Эйдж". "Рэйки" - это своего рода магия, и его последователь должен, прежде всего, верить в "Силу", в действенность знаков и мантр.
Ошо умер в 1990 г., по всей видимости, от СПИДа. Уходя из жизни, он не оставил полноценной организации, полагая, что в ней нет необходимости, и не назначил наследника. Более того, он ясно дал понять, что если кто-нибудь объявит себя его преемником, то его следует избегать. В результате после смерти гуру внутри движения образовалось несколько самостоятельных течений. В их числе "Международная академия медитации" Пола Лоу, "Гумауниверситет", возглавляемый голландским саньясином Вери-шем, и другие.
Адепты "Карма Кагью" убеждены, что жалеть человека не за что: если с ним что-то произошло, значит, он сделал что-то плохое в прошлой жизни и несет за это ответственность. Как сказал все тот же лама Оле Нидала: "Не стоит жалеть пятилетнюю девочку, которую изнасиловал дядя, - значит, в прошлой жизни она сама была дядей и изнасиловала свою племянницу; ничего не поделаешь, в будущей жизни у нее будет что - то лучшее, а вот дядя насильник сам станет девочкой".