[13.03.2012] На Ставрополье активизировались секты: Жертв заманивают разговорами о спасении от кризиса

Приход Апокалипсиса самозванные пророки и миссии объявляли не раз, однако час «Х» не наступил до сих пор. Многие со страхом ждут конца 2012 года - по календарю древних майя этот декабрь станет последним для человечества. Конечно, многие с недоверием относятся к этому пророчеству, но есть и такие, кто лихорадочно стал искать спасения. Такие люди - легкая добыча для тоталитарных сект. На Ставрополье ловцы душ призывают присоединяться к ним - мол, только так можно спастись. Какую цену придется заплатить за такое спасание и чем опасны тоталитарные секты, об этом говорили участники «Круглого стола», который прошел в редакции «Комсомолки».

Епископ Ставропольский и Невинномысский КИРИЛЛ:

- На Ставрополье незарегистрированные религиозные организации очень часто стали создавать разные центры - оздоровительные, благотворительные, реабилитационные. На самом деле, когда человек приходит в такой центр, его пытаются увлечь в религиозную атмосферу, сделать адептом.

И таких случаев зафиксировано немало. Одна из опасностей таких организаций, что о них ничего не известно. О том, что тоталитарные секты активизируются, говорит появление множества агрессивных сайтов. Есть и другие примеры. В Ставрополе, на Даниловском кладбище, каждый год на Хеллоуин проходят жуткие мероприятия - оскверняют памятники,рисуют свастику, сатанинские знаки. А представители надзорных органов обращают на это недостаточно внимания.

Деятельность сект, несомненно, направлена на разжигание межрелигиозной розни между традиционными религиозными институтами, так как ослабление последних есть важный фактор к разобщению народов Кавказа. И более того, это очень важный фактор в дистабилизации страны в целом.

ВАЖНО!

Четыре признака, что близкий человек попал в секту

  1. Начинает посещать собрания организации и, возможно, не будет сообщать, где пропадает (как правило, собрания проходят по воскресеньям).
  2. Изменяется речь, появляются новые слова, нехарактерные раньше суждения.
  3. Дома начинаются какие-то религиозные практики, появляется религиозная литература, часто наведываются незнакомые люди.
  4. Если у человека было хобби и оно вдруг становится неинтересным - это тоже должно насторожить.


Сергей ДОЛЖИКОВ, старший помощник прокурора СК по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму:

- Мы не можем привлечь к уголовной или административной ответственности людей, которые ходят по улицам и предлагают изучать Библию или говорить о Боге. Но тем не менее, есть статья 239 УК РФ («организация объединения, посягающего на личность и права граждан»). Другими словами, предложение поговорить о Боге можно истолковать как нарушение права вероисповедания. Но ведь трудность в том, что мало кто жалуется в правоохранительные органы. Люди незаметно для себя втягиваются, им нравится, это становится большой проблемой не для них, а для их семей.

Кроме того, со многими религиозными организациями непросто бороться. К примеру, в прошлом году Европейским судом по правам человека было отменено решение Московского городского суда о признании экстремистской деятельности одной из религиозных организаций, которая широко действует в нашей стране. Это происходит, потому что крупные секты располагают деньгами, их интересы отстаивают высокооплачиваемые адвокаты.


Отец Антоний СКРЫННИКОВ, преподаватель сектоведения Ставропольской духовной семинарии:

- При Министерстве юстиции России есть комиссия, которую возглавляет известный сектовед Александр Дворкин и в состав которой входит ряд юристов. Такие комиссии были созданы и во всех субъектах страны, в том числе и на Ставрополье. Краевая комиссия провела несколько заседаний, на чем и закончила свою деятельность. Но я надеюсь, что мы оживим ее деятельность. Когда религиозная организация подает документы на регистрацию, комиссия эта должна дать свое заключение, насколько деятельность организации соответствует уставу. Вот живой пример того, когда в уставе организации написано одно, а ее члены занимаются совершенно другим. Несколько лет назад «Комсомольская правда» писала о том, что в станице Темнолесской анастасиевцы выкупили порядка 200 гектаров сельскохозяйственных земель. Там построили землянки, где живут адепты, многие с маленькими детьми. Эта община по документам зарегистрирована как крестьянско-фермерское хозяйство, однако здесь ничего не производят.


Сусанна ВАРТАНОВА, психолог, специалист по работе с молодежью центра воспитательной работы и психологической поддержки:

- Увлечение сектами сегодня носит состояние эпидемии, с точки зрения психологов и социологов, это социальная болезнь личности. Кроме того, возникает очень сильная зависимость от сект. Людей туда вовлекают разными способами - новомодными учениями или какими-то концертами. Пример - сайентологическая секта, в которую вступили многие голливудские звезды.

Практически все люди, которые попадают в секту, находятся в поисках смысла жизни. Материально обеспеченные люди рассуждают так: «У меня есть все, дом, семья, дети. А что дальше?». Особенно этому подвержены подростки из обеспеченных семей. Противоположная категория людей, у которых всего этого нет, и они понимают, что купитьмашину или поехать отдыхать на дорогой курорт у них нет возможности. Такие люди, чтобы доказать, что они что-то значат для общества, идут в секты. Там они получают то, чего не видят в своей обычной жизни, - признание, любовь, восхищение. Кстати, так вовлекаются и пожилые люди, которым не хватает внимания близких.


Максим ХАРЧЕНКО, замначальника ГУ Министерства юстиции РФ по СК:

- В России давно действует Закон «О свободе совести религиозных объединений», который предполагает два варианта существования религиозных организаций. Первое - как юридическое лицо, то есть зарегистрированное в установленном порядке. На Ставрополье насчитывается 445 таких религиозных организаций, к Русской Православной Церкви относится 273 из них. Порядка 30 религиозных организаций исламского направления, кроме них, в крае зарегистрированы Армянская апостольская церковь, адвентисты седьмого дня, религиозная организация буддизма, иудаизма - как ортодоксального, так и современного, и многие другие.

Если религиозная группа по тем или иным причинам не желает регистрироваться, то, вероятнее всего, ее члены не хотят быть на виду. Дело в том, что зарегистрировавшись, им придется отчитываться о своей деятельности, рассказывать, чем они занимаются.


Александр НОСАЧЕВ, гендиректор детективного агентства:

- Обычно в секты вовлекаются люди, у которых что-то есть - имущество, квартира, деньги, влияние в обществе. Сам человек не представляет для тоталитарных сект никакой ценности. Мы часто сталкиваемся в своей работе с последствиями деятельности сект. Часто к нам приходят после того, как правоохранительные органы оказываются бессильны, ведь нет состава преступления. К примеру, наши сотрудники нашли пропавшего человека в глухой таежной деревне, где живут староверы. К семье его привезли в состоянии наркотического опьянения, еще неделю он был под наблюдением медиков, приходил в себя.


КСТАТИ

В секты добровольно никто не приходит, сюда людей заманивают под самыми разными предлогами. И добровольно ряды адептов не покидают. Вот несколько рекомендаций, как вытащить человека из секты:

  • Узнайте больше о ее организации.
  • Не отзывайтесь плохо о секте, да и слово это на время забудьте. Негатив человек просто не поймет: здесь ему хорошо, он считает, что его новые знакомые - самые лучшие друзья. Кроме того, сектанты прекрасно знают, что их критикуют, и они заранее готовят человеку набор определенных рефлексов на слово «секта». К примеру, адептам внушают, что у них есть враги, что сатанинская пропаганда представляет их в качестве тоталитарной секты, и они готовят человека, как на это реагировать - всегда резко негативно.
  • Ни в коем случае не притворяйтесь, что вам нравится выбор близкого человека. Покажите, что вы с ним не согласны, но не потому, что вы деспот и хотите, чтобы у него было так, как вам нравится, а потому что волнуетесь за него. Человек должен понять, что у него есть люди, которым он дорог.
  • Чаще напоминайте о том хорошем, что было в его жизни до секты. И здесь уже можно потихонечку подкидывать критическую информацию. Лучше всего обратиться к специалистам, которые могут посоветовать, как вытащить человека из секты. В Ставрополе это информационно-консультативный центр по вопросам тоталитарных сект, там действует телефондоверия (8652) 40-91-92.

КП