[21.02.2007] О неконституционных высказываниях муфтиев

Недавно информационные агентства сообщили, что сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов выступил против преподавания "Основ православной культуры" в школе при посольстве РФ на Кубе. "Решение родительского собрания не может идти вразрез с Конституцией. Если завтра родители захотят, чтобы их дети изучали "Майн кампф", это что, будет законно? Есть же государственные нормы!" - заявил г-н Аширов, назвав свою аргументацию "железной".

Преподавание "Основ православной культуры" он назвал "одним из проявлений ползучей христианизации".

"В российском обществе не только христиане живут, они, может, даже и не большинство абсолютно, потому что есть атеисты, есть коммунисты, есть монархисты, есть мусульмане, есть буддисты, есть другие конфессии, есть католики. И такое бессовестное нарушение Конституции... никого не может оставлять равнодушным".

Кроме того, он грозил судом за преподавание в школах “Основ Православной культуры”, а про веру Русской Православной Церкви заявил, что "это даже не христианство, это какая-то национальная религия, которую сегодня пытаются навязать всем остальным народам России".

Итак, один из высших чиновников мусульманской общины ставит православную культуру в один ряд с фашистской идеологией Гитлера, называет преподавание этого предмета на Кубе “ползучей христианизацией” и утверждает, что Православие - это не христианство.

Пожалуй, можно вспомнить о том, как демократические государства поступают в подобных ситуациях. К примеру, стоило имаму лондонской мечети Абу Хамзе аль-Масри назвать христиан и иудеев в числе “главных врагов ислама”, - и английский суд “наградил” его семью годами тюрьмы. За подобную же “проповедь опасных и разжигающих ненависть идей” был депортирован из Германии нюрнбергский имам Мохаммед Е., а из Франции – имам парижской мечети Мидхат Гуллер. А стоило имаму Кливленда Фавазу Дамре, называвшему евреев "свиньями и обезьянами", оказаться в руках израильской полиции, как он тут же стал уверять, что уже давно “изменил свои убеждения”...

Но в демократической России, конечно, такое невозможно. Поэтому просто посмотрим, как отреагировала на эти оскорбительные и явно враждебные высказывания муфтия православная общественность.

Представитель Московского патриархата на Кубе иеромонах Меркурий (Горбов) выразил крайнее удивление реакцией Нафигуллы Аширова. "Жаль, что в нашей стране есть несколько человек, которые направляют все свои усилия на то, чтобы Россия перестала быть великой страной, населенной великими народами, многие из которых, а не только русский, избрали своей верой святое Православие".

Затем епископ Егорьевский Марк также “выразил удивление” и заявил, что те высказывания, которые прозвучали из уст Н.Аширова, "не соответствуют фактам и граничат с оскорблением".

Наконец, некое православное молодежное движение "Георгиевцы!" выразило возмущение, сообщив, что "антихристианские... высказывания Аширова дискредитируют Совет муфтиев России и подрывают основы многовековой дружбы православных и мусульманских народов России".

Итак, основная реакция – удивление. Как будто и впрямь в России есть лишь какие-то “несколько человек”, придерживающиеся такого мнения. И совсем курьёзно выглядит попытка “Георгиевцев!” защитить Совет муфтиев России от “дискредитирующих высказываний” его сопредседателя.

Мы видим, что, к сожалению, православная общественность до сих пор пребывает в плену насаждённых СМИ ложных штампов про “многовековую дружбу православных и мусульман России” – это при том, что каждый век своего существования Россия вела войны с мусульманами, - и про “исключительно добрые отношения ислама и Православия в современной России”.

Можно только поблагодарить муфтия Аширова за его честность, с которой он показывает подлинное отношение российского ислама к Православию. Никто из представителей Совета муфтиев России не опроверг и не дистанцировался от его высказываний, а значит, г-н Аширов всего лишь вслух выразил то, что думают прочие муфтии, равно как и мусульманские общины, подчинённые им, и с готовностью опубликовавшие эти высказывания на своих сайтах.

И не надо надеяться, что это просто “какой-то отщепенец” – всё, сказанное им, находится строго в русле официальных заявлений Совет муфтиев РФ о том, что преподавание “Основ Православной культуры” в школах якобы "будет нарушением положений Конституции Российской Федерации", равно как и о том, что введение штатных "военных священников" в российской армии якобы “противоречит Основному закону РФ”, грозя “тяжелейшими последствиями для российской армии” и “расколом в обществе”. И дело не ограничивается одними заявлениями – например, другой сопредседатель СМР, муфтий Равиль Гайнутдин признался, что эту позицию он высказывал и на встрече с министром образования и науки А.Фурсенко, предупреждая, что преподаванием православной культуры “вы закладываете бомбу на десятилетия вперед”.

Так что пора, наконец, перестать удивляться, и, отбросив лживые политкорректные мифы, назвать вещи своими именами – представляющий значительную часть российских мусульман Совет муфтиев России проводит политику, прямо враждебную Русской Православной Церкви.

И вся риторика о “нарушении принципов равноправия и Конституции” – не более чем уловка в борьбе с Православием. Ведь когда в декабре 2004 г. президент Чечни Алханов принял решение о введении во всех школах Чечни курса "Основы ислама", Совет муфтиев почему-то не заявлял, что это противоречит Конституции, и что “здесь был бы более уместен курс "История традиционных религий России"”.

И когда в 2005 г. президент Ингушетии Зязиков подписал указ о том, что “в связи с наступлением рамадана на территории республики запрещены реализация, употребление алкогольной продукции и курение в общественных местах”, поскольку, как объяснили в его пресс-службе, “рамадан для всех мусульман является самым священным месяцем в году” – почему-то Совет муфтиев не публиковал заявений о “нарушении светскости государства”.

Молчали об этом либералы-правозащитники. Молчала об этом и Русская Православная Церковь, хотя есть её чада и в Чечне, и в Ингушетии.

Так, может быть, зря молчала?

Однако стоит перейти к сути, и разобрать ту самую “железную аргументацию” г-на Аширова и СМР. А точнее – разоблачить. Ибо все их тезисы про “нарушение Конституции” абсолютно неадекватны.

Дело в том, что в Конституции Российской Федерации нет ни слова, ни полслова о том, что “Церковь отделена от школы”. Статья 14.2, гласит: “религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом”. И всё. Ничего про “отделение от школы”. В статье 43, посвящённой образованию, также нет ни слова о том, что “школа отделена от Церкви”. Нет там и слов о тождестве государства и школы – что могло бы хоть как-то обосновать абсурдные тезисы противников преподавания “Основ Православной культуры”.

Вот, к примеру, в Конституции Украины, ч. 3 ст. 35, ясно говорится: "Церковь и религиозные организации отделены от государства, а школа от Церкви". В Конституции СССР такие слова тоже были (ст. 52). А в Российской Конституции ничего подобного нет! И все, кто, подобно муфтию Аширову, кричат о какой-то “неконституционности” преподавания “ОПК” в школах, либо демонстрируют вопиющее невежество, либо сознательно пытаются ввести общественность в заблуждение. Говоря по-простому: бессовестно навешать лапши на уши всем, у кого нет под рукой текста Конституции РФ.

На самом же деле, следуя букве Конституции, Церковь может не только “Основы православной культуры”, но и “Закон Божий” преподавать, более того – все, кто будет препятствовать этому, окажутся нарушителями в глазах закона. Ибо, согласно статьи 28 Российской Конституции, “Каждому [гражданину] гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право... иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними”.

Поэтому православные капелланы (а они у нас обязательно будут) имеют полное право проповедовать солдатам-мусульманам, и учителя “ОПК” (которые, безусловно, появятся во всех школах) имеют полное право распространять свои религиозные убеждения среди школьников-мусульман. Это их конституционные права.

А вот муфтий Аширов, вкупе со всеми единомышленниками, пытается ущемить эти гарантированные Конституцией права чад Русской Православной Церкви. Конечно же, у него это не получится. Как говорится, муфтии заявляют, а караван идёт. Ибо если и закон Божественный, и закон человеческий на стороне Церкви Христовой, то на что могут надеяться её противники?

Мы знаем, в чём настоящая причина их поведения. На неё указывают и такие “перлы”, как занесение г-ном Нафигуллой “монархистов” в разряд отдельных конфессий, и утверждение, что Православие – не христианство... Причина в том, что муфтий Аширов, учась в школе, не имел возможности слушать курс “Основ Православной культуры”.

Но со временем этот недочёт будет исправлен. Всего лишь поколением спустя российскую умму, если она ещё будет существовать, возглавят муфтии, знакомые с православной культурой, и они уже не будут допускать, по крайней мере, таких смехотворных ляпов в своих публичных речах.

Юрий Максимов