[11.10.2012] Секты: хирургия или терапия? Взгляд с Балкан

Какие проблемы с сектами могут быть у крохотного Кипра, где все население — меньше миллиона, и большинство исповедуют православие? Зачем Сербии принимать у себя Межправославную встречу, посвященную противодействию деструктивным культам, если Православной Церкви и самой нелегко живется в полуразрушенной раздробленной стране? Готова ли Церковь, обличая секты, признать, что существуют проблемы и отклонения и в самой церковной ограде? На вопросы «Православия в Украине» в блиц-интервью ответили представитель Кипрской Православной Церкви епископ Карпассийский Христофор и представитель Сербской Православной Церкви, глава ОВЦС митрополит Бачский Ириней.

Епископ Христофор (Кипрская Православная Церковь): «Секты не открывают сразу свое истинное лицо. Они приходят к людям под маской научных, философских и даже лечебных обществ»

– Владыка, какова ситуация с сектами в Кипрской Православной Церкви?

– Как и во всех странах, на моей родине – на Кипре – мы сталкиваемся с острой проблемой деятельности деструктивных культов, которые выступают под религиозной маской. В своей пастырской деятельности мы стараемся их обнаружить, исследовать, как они работают, проинформировать об этом людей и предостеречь. Также необходимо постоянно акцентировать внимание на различиях между православной верой и тем, что исповедуют различные культы. И, конечно же, мы поддерживаем духовно и морально самих жертв деятельности таких организаций. К нам приходят и они, и их семьи.

Наша деятельность очень похожа на медицинскую. Мы знаем, что в медицине очень важна профилактика, поэтому мы уделяем большое внимание именно этому аспекту. Стараемся всячески препятствовать распространению этих групп. Это нелегко и, к сожалению, не всегда удается, поэтому в некоторых случаях приходится работать и «лечебно».

– Многие считают, что секты имеют право свободно выражать свои идеи, и Церковь не должна указывать им, что делать. То, что Церковь ведет антисектантскую деятельность, часто воспринимается как наступление на свободу граждан на вероисповедание. Как Вы объясняете людям, что деятельность сект - опасна?

– Наша борьба, на самом деле, не является борьбой против сект. То есть, человек верит тому, во что он хочет верить. Наша борьба — за то, что мы проповедуем, за то, во что мы верим. Мы просто говорим о том, что то, что проповедуют секты, коренным образом отличается от того, что проповедуем мы.

Мы имеем абсолютное право разграничить верования — наше и этих групп. Если бы секты открыто заявляли: мы верим в совершенно другие вещи по сравнению с теми, в которые верит Православная Церковь, тогда бы мы ничего не могли сделать. Но поскольку они действуют довольно хитрым образом и не проявляют свое истинное лицо, проповедуя вещи, которые сразу не обнаруживают их суть, то мы имеем право уличать и обличать их в этом.

Они приходят к людям под маской научных, философских и даже лечебных терапевтических обществ и пропагандируют свою деятельность, декларируя задачи, далекие от их настоящей деятельности. В таких случаях мы должны информировать об этом и предупреждать людей.

Поэтому на всех наших встречах мы говорим о пастырском подходе в борьбе с сектами, а не о полемике с ними.

– Состоялась уже пятая встреча Межправославной сети центров по изучению религиозных движений и деструктивных культов. Чем продиктованы темы, которые выбираются для этих форумов?

– Тема пятой встречи — «Гуруизм, деструктивные культы, личностные, духовные и социальные проблемы и их излечение». Этот вопрос очень важен для всех Церквей, но к рассмотрению его предложили наши братья из стран бывшего Советского Союза. Они в настоящий момент подвергаются буквально агрессии со стороны таких группировок и пожелали изучить явление гуруизма для того, чтобы мы определились, в чем состоит проблема. Все эти дни мы работали с докладами и рассмотрели этот вопрос с церковной точки зрения.

Очень важно, что мы обмениваемся информацией, опытом и сбором фактов со стороны почти всех Православных Церквей. Мы приходим к выводу, что это проблема общая, и, следовательно, подход к этой проблеме должен быть общим. Мы рассматриваем проблему комплексно и в единстве — как члены единого Тела Христова — Вселенской Церкви.

И также очень важно, что все мы здесь — епископы, пастыри, служители Церкви – вынуждены признать, что, к сожалению, в Церкви также присутствует явление гуруизма — псевдостарчество, которое оказывает влияние на образ жизни людей и уводит их от дороги спасения, особенно от духовной свободы – основной черты Богочеловека.

– Каким темам были посвящены предыдущие четыре встречи? Насколько ощутимо позитивное влияние от общения на таких мероприятиях?

– Первые две встречи — в Никосии и в Санкт-Петербурге — носили, я бы так сказал, подготовительный характер. Те люди, которые занимаются этими вопросами, встретились для того, чтобы создать такую сеть.

Помимо этих подготовительных работ в рамках первых двух встреч мы обменивались информацией об общем фоне, на котором действуют эти деструктивные культы в наших странах, и выработали конкретные подходы к ним.

На третьей встрече, которая состоялась в Болгарии, мы рассмотрели проблему неопятидесятничества. Четвертая, которая имела место в Салониках (Греция), была посвящена проблемам альтернативных лечебных методов, с помощью которых распространяется современный оккультизм.

И мы увидели, что эти встречи, с одной стороны, предоставляют нам возможность глубоко рассмотреть поставленные проблемы. С другой стороны, помогают нам укреплять, поддерживать друг друга в рамках этой борьбы, как говорит об этом пророк Даниил: «Брат брату поможет, чтобы мы выступали в качестве города с укреплением». И таков дух Церкви, чтобы совместно, коллективно рассматривать эти проблемы в духе соборности.

* * *

Митрополит Ириней (Сербская Православная Церковь): «Деструктивные культы — проблема не только тех, кто с ними столкнулся»

– Владыка, какой ряд вопросов или проблем духовной жизни, связанных с действием деструктивных культов, наиболее актуальны для Сербии?

– Для нас очень важно, с одной стороны, предварительно просвещать наших верующих. Не ждать провокаций со стороны тех культов, которые уже существуют. Профилактика, деятельность на опережение важнее полемики или открытого противостояния, к которому нам, к сожалению, тоже иногда приходится прибегать.

С другой стороны, важно помочь нашим государственным органам понять, что многие, прикрываясь громкими фразами о демократических правах, будь то в Европейском Союзе или вообще в современном мире, дают ложную картину — будто бы везде все всем разрешено, и только у нас в стране ничего не разрешается. Этот опыт есть у всех нас – от необъятной России до самой маленькой православной страны. Значит, мы должны помочь нашим общественным деятелям и государственным органам понять, что такое настоящее европейское понимание этих феноменов, и как решаются эти вопросы законодательно в самых развитых странах мира. В этом смысле, думаю, присутствие членов Межпарламентской организации православных стран тоже очень важно для успеха нашей конференции.

Важно, что мы вместе – не только церковные пастыри, но и общественные деятели наших стран — осознаем всю эту проблематику и готовы в духе сотрудничества, взаимного доверия работать совместно. Думаю, что это очень важно. Потому что если мы находимся в какой-то замкнутости, изоляции, то скажут: «Вот, там у них есть какая-то конкуренция, пусть борются со своей оппозицией, как и мы со своей». Но необходимо понимать, что это касается благоустройства всего общества, что это не только какой-то частный вопрос для некоторых священников, кому пришлось столкнуться с деятельностью деструктивных культов. А это вопрос, который касается общества в целом. Думаю, что эта составляющая нашего совещания тоже важна как свидетельство современному миру.

И, конечно, думаю, что также для инославных христиан и вообще верующих в Бога важно, чтобы они поняли нашу позицию по поводу этих вопросов. Потому что иногда есть недоразумения: люди считают, что православие всегда суперконсервативно, что у нас нет понимания современности и современного мышления. Неправда. Мы тоже являемся людьми своего времени, осознаем те проблемы, обстановку, в которой живем. Но, с другой стороны, мы не без корня, с нами опыт многих веков, опыт, за которым стоит не только умозрительная теоретическая деятельность, а сама жизнь. Все наши духовные учителя этот опыт проверили в своей жизни и оставили нам живое свидетельство об этом. Поэтому мы не являемся слепыми фанатиками, которые механически повторяют что-то кем-то сказанное много веков тому назад. Мы осмысливаем тот же самый опыт в нашем времени, может быть, новыми словами, новым способом, но всегда в том же самом духе.

— Что означает для Сербской Православной Церкви принимать у себя такой международный форум?

– Для нашей Церкви эта конференция важна, прежде всего, как выражение всеправославного единства по всем существенным вопросам нашей духовной жизни и пастырской ответственности в современном мире. И, конечно, важно практическое ее значение, исходя из всех итогов и выводов нашей конференции, которые являются не только умозрительными теоретическими тезисами, но и конкретным руководством для определенной церковной деятельности, а также свидетельством о нашей вере в современном мире.

Это чувствуется особо остро в странах, которые были духовно опустошены безбожьем и где критерии для различения духов, различения истины, лжи, разных форм суеверия, магических и разных оккультных учений и практик – не всегда ясны, нечеткие.

Конечно, эта проблема присутствует в наших православных странах в разной степени. Но это не значит, если у нас здесь не ставится вопрос так остро, как в некоторых соседних православных государствах, то мы не хотим о ней говорить. Важно иметь общие позиции, которые коренятся в нашем церковном предании и конкретном опыте мудрых отцов и духовников – богословов наших Церквей.

В этом смысле для нас важно, что мы все были здесь, работали вместе – очень ответственные люди, которые хорошо представляют свои Церкви, имеют опыт. Я надеюсь, что все наши тексты и поручения будут полезны для деятельности наших Церквей.

—Владыка, мы сейчас имеем честь быть у Вас в гостях в Сербии. Но еще два месяца назад, в июле, Вы были у нас в гостях, в Киеве, на юбилейных торжествах нашего Блаженнейшего Митрополита Владимира. Каким Вы увидели Киев?

— Очень много полезного и духовного я пережил с архиереями, верующими Украинской Православной Церкви. И надо сказать, что Киев является колыбелью христианства не только для Украины и русского простора – русских, украинцев, белорусов, но и в каком-то смысле для всех нас славян, православных. Потому что такой источник святости, как Киево-Печерская Лавра, и вообще тот опыт, которым мы обменивались в течение веков, имеют особое значение.

Наши самые значительные сербские иерархи и богословы в прошлом, когда у нас не было богословских школ, а мы жили под игом мусульманским, турецким, учились чаще всего в Киеве. Когда нашим краем – северной Сербией – владела Австрийская империя, чтобы сохранить православие, чтобы устоять перед унией и разными другими искушениями, в наши школы приглашали учителей и священников из Киева, из сегодняшней Украины. Так что нас с вами связывают очень глубокие и неразрывные, я уверен, родственные духовные связи.

Я очень благодарен священноначалию Украинской Православной Церкви за приглашение и возможность посетить этим летом Киев. Пользуясь случаем, рад приветствовать всех братской любовью и надеюсь встречаться здесь снова, а также и у вас!

Беседа состоялась во время проведения в г.Новый Сад, Сербия, 24-27 сентября 2012 года V Встречи Межправославной сети центров по изучению религиозных движений и деструктивных культов.

Апологет