[30.01.2014] Массаж и духовность

Последнее время в газетах, журналах, на радио и телевидении стала активно обсуждаться тема духовности и в особенности духовной составляющей в профессиональной деятельности медицинских работников.

Практически в каждой специальности появились свои новоявленные мэтры, мастера, великие гуру, возлагающие на себя миссию не столько лечения больных, профилактики заболеваний у здоровых, сколько духовного наставничества «пасомого ими стада». Особенно много их появилось в специальности «восстановительная медицина», объединяющей профессионалов по лечебной физкультуре, массажу, физиотерапии, рефлексотерапии и мануальной терапии. Навязывая свое видение нравственных и этических проблем современного общества, эти учителя «здорового образа жизни» зачастую подталкивают своих адептов в пропасть оголтелого оккультизма, подменяя понятия христианского мироосознания тайнами «древних» или «восточных» систем оздоровления.

Да, в каждой культуре существуют свои корни духовности, и духовность каждой культуры по-разному влияет на сегодняшний мир. Однако следует признать, что процесс становления русской государственности в течение многих веков проходил под знаменем христианской культуры. И сегодня мы живем в стране, в которой 86% крещенные в православной вере или считающие себя православными христианами, и потому логично было бы рассматривать проблему духовности именно в православном ключе.

За последние полтора-два десятилетия смысловое значение слова «духовность» в нашем обществе изменилось. В понятие «духовность» пытаются втиснуть то, что является антидуховным или духовным со знаком минус. Достаточно вспомнить известные лозунги: «свободной (от Бога) любви», «свободы (грешить) человеку», «стяжать себе богатство (не на небе) на земле, здесь и сейчас», чего стоит высказывание «если ты такой умный, то почему такой бедный», что в корне противоречит традиционному определению понятия «духовности», как свойства души, состоящего в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными (Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка, 2009). При этом книжные лотки завалены руководствами «как стать богатым за 3 дня», «искусство секса для чайников», «астрологический прогноз для здоровья и богатства», «здоровье и долголетие без усилий и хлопот». Как грибы после дождя плодятся различные религиозные секты и философские кружки, основной задачей которых является объединение почитателей «крупного ученого» или «просвещенного знатока», предлагающие некие новые нравственные ценности (пусть и со ссылкой на опыт прежних веков), позволяющие обрести «радикальное» исцеление от всех болезней. В итоге, только по данным Душепопечительского центра им. св. прав. Иоанна Кронштадтского, «по самым скромным подсчетам, в той или иной степени оккультными представлениями охвачено 15–20 млн россиян».

Получается, что беда России не в недостатке духовности, а скорее в ее избытке. Слишком много «духов» свалилось на нашу голову. И многих бед можно было бы избежать, если бы мы прекратили считать, что «все религии учат только хорошему», а начали исполнять заповедь ап. Иоанна: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4, 1).

Хорошо известно, что воспитание, обучение, пропаганда, агитация и даже реклама могут нести определенный заряд духовности (или бездуховности), поскольку подсознательно формируют определенный стиль жизни, определенное отношение к обществу, по сути – участвует в создании жизненных ценностей человека.

Что же мы видим сегодня? Любимые выражения школьников – «гламурненько», «пиариться». Толпы желающих пройти кастинги в программы «Дом 2», «Фабрика звезд», «Битва экстрасенсов» и др. Непомерно желание выделиться любыми способами, стать звездами, пусть даже на час, на секунду, но только лишь бы выделиться.

А сколько встречается массажистов, называющих себя «золотые руки России» и не имеющих элементарных знаний по анатомии и физиологии человека? Сколько целителей-недоучек пытаются навязать свои «авторские методы» лечения «всех от всего», и не прошедших обязательной клинической апробации?

Непомерные личные амбиции, непроверенные методики, порой вредные, калечащие способы лечения, применявшиеся в позапрошлых тысячелетиях, и все это в наши дни.

Но к чему призывает православная традиция? «Умоляем же вас братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам; чтобы вы поступали благоприлично пред внешними и ни в чем не нуждались» (1 Фес 4, 11).

Последнее время в представлениях рядовых обывателей, подкрепляемых публикациями «желтой прессы», культивируется путаница по ряду ключевых понятий. К примеру, «Я хочу быть здоровым» и «Я хочу не болеть». Однако это две совершенно отличные установки, имеющие соответственно разные цели, различные задачи и используемые средства для их реализации. Так, если в первом варианте имеется в виду «здоровье здоровых», то во втором – «болезни больных». А, как известно, лечением больных занимается медицина, а сохранением здоровья не какая-то там валеология или другая логия, а религия.

И даже профилактическая медицина на самом деле отвечает на вопрос «как не болеть», а не «как быть здоровым». Аналогичное противоречие кроется и в отношениях между современной мануальной терапией (остеопатией, хиропрактикой, прикладной кинезиологией и т. п.), базирующейся на холистических и антропософских воззрениях и классической ортопедией. Так, если первое направление рассматривает человеческий организм как некое идеальное создание, нуждающееся в периодическом «ремонте» или «тюнинге», а здоровье как обязательную норму физиологического состояния организма, то ортопедия категорически отрицает любое активное стремление к анатомо-функциональному идеалу, расширяя понимание здоровья включением ряда специфических состояний, граничащих с наследственной патологией и функциональными (фенотипическими) изменениями.

Холистический и антропософский подходы, характерные для перечисленных лечебно-оздоровительных методов и свойственные западной околонаучной мысли (подчеркиваю, не научной, а околонаучной, так как все они выведены за пределы государственной медицины везде, кроме России), пытаются выделиться не столько в качестве медицинских средств вспоможения, сколько в качестве глобальных направлений, отвечающих на вопросы «как нужно нам всем жить». Мало того, за их советами порой стоят только одни полумистические умозаключения, а не научная доказательная база. А наукообразие как таковое служит лишь прикрытием моралистических идей того или иного направления.

Претензию на некое духовное начало сегодня предлагает и отечественное спа-направление. Здесь вам и даосские практики, и йогические культы, и даже африканское вуду и славянские веды – на любой вкус. Порой клиент подобного заведения сам не подозревает, что участвует в языческой мистерии. Подобное отношение к спа приводит к тому, что сам специалист становится настоящим экспертом в области мистических культов в ущерб знаниям о физиологическом действии физических факторов и техники выполнения спа-процедур, заменяя их представлением о «сошествии сакрального знания».

Возможно, что это временное явление и свойственное только российскому менталитету – быть китаистее китайцев (при занятиях рефлексотерапией), индуистее индусов (при занятиях йогой) и даже американистее американцев (при занятиях остеопатией). Но что это как не пропаганда и навязывание языческих моральных принципов?

«Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим 4, 3).

Да конечно, для людей, занимающихся в особенности медицинской практикой, характерен поиск неких этических, философских основ своей деятельности. Достаточно вспомнить слова отца медицины Гиппократа: «… Врач-философ равен богу. Да и немного, в самом деле, различия между мудростью и медициной, и все, что ищется для мудрости, все это есть и в медицине…».

Однако странным выглядит призыв совместного (массажиста и клиента) чтения мантр во время тибетского массажа, настраивание «энергетических потоков» для исправления врожденных деформаций скелета или контактной и бесконтактной коррекции биополя. И куда страннее смотрится попытка организации «православных спа-процедур»!

Так, в погоне за экзотическим антуражем, за видимой одухотворенностью, может скрываться не что иное, как сети дьявола. От «православного спа» не так далеко, как может показаться на первый неискушенный взгляд, до «православной водки» и «православного табака».

Но не следует поддаваться другой крайности – полного исключения христианской духовной составляющей из медицинской практики. По меткому выражению Сократа «Нельзя врачевать тело, не врачуя душу». Только заниматься врачеванием душевных ран должен не массажист, а священник. Ибо сказано: «Отдавайте кесарю кесарево, а Богу Божье» (Мф. 22: 15-22). Конечно же, были врачи и массажисты, совмещающие две эти ипостаси: массажистка-монахиня Гавриилия (Папайяни), врач-монахиня Амвросия (Оберучева) и, конечно же, хирург-священник В.Ф. Войно-Ясенецкий. Но это те самые исключения, подтверждающие правило.

Современные попытки искусственного внедрения православных традиций в научную медицину, по крайней мере, вызывают удивление. Христианство само явилось матерью науки. И у христианского, и у научного миропонимания одни и те же цели – борьба с суевериями и мракобесием. Разница заключается лишь только в том, что одна занимается миром внешним, а другая – внутренним по отношению к человеческой природе.

В свое время еще Фрэнсис Бэкон утверждал: «Малое знание отдаляет от Бога, большое знание к нему приближает». По мнению диакона Андрея Кураева «Сегодня нет оснований говорить о серьезных трениях между христианством и наукой. Но их единство на пороге третьего тысячелетия, может быть, важнее и прочнее, чем когда бы то ни было.

Ничто так не объединяет, как наличие общего врага. Второе пришествие язычества и есть тот общий враг, который помогает христианской вере и науке больше ценить друг друга. Мир суеверий и шарлатанов одинаково враждебен универсумам монастырей и университетов».

Для практикующих массажистов эти слова имеют особое значение. Достаточно обратить внимание не только на пассы «не пойми с какой энергией», но и на тантрические сексуальные массажные оргии, астрологические классификации массажных приемов новоявленного цигун-массажа, мистические аспекты работы массажиста с буддийскими мантрами, открытие чакр при тибетском массаже звуковыми чашами т. д. и т. п. К православной духовности все это не имеет никакого отношения, являясь отзвуками языческих традиций с культом поклонения духам различных стихий. Если же говорить о православном христианском подходе к массажу, то можно однозначно утверждать, что это научный массаж, т. е. существующая в России специальность «медицинский массаж».

Одно из определений понятия духовность в самом общем смысле – это совокупность проявлений духа в мире и человеке. Работая массажистом и касаясь вопросов духовности в своей работе, следует обязательно задумываться какого духа мы пускаем в этот мир, в наших клиентов и в самих себя.

М. А. Еремушкин, д. м. н., Москва
Iriney.ru