[29.05.2014] Сектоведение и психическое здоровье

13 мая сего года началась масштабная кампания по дискредитации, а проще говоря, травля российского сектоведа Александра Дворкина, и через него – всего «отечественного сектоведения», представленного Российской Ассоциацией центров изучения религий и сект (РАЦИРС). Речь идет о вбросе на нескольких сайтах с американскими доменами и распространении по социальным сетям отсканированных справок о психическом здоровье Дворкина. Согласно этим самым «справкам» никакого психического здоровья у Дворкина нет и никогда не было. Справки, понятное дело, липовые, при этом липовые настолько, что есть ощущение – делали их очень сильно торопясь.

Может быть, организаторы этой кампании впервые открыли для себя «Хроники Амбера» Желязны, и на сходстве имен Александра Леонидовича и «Безумного Дворкина – создателя Логруса и Лабиринта» решили сыграть?..

Опровержение этой «справочной информации» вышло довольно оперативно на сайте Центра Иринея Лионского, который Дворкин возглавляет. И, естественно, это опровержение не очень помогло. По социальным сетям информация распространяется, а журналисты теперь активно пытаются выяснить у самого Дворкина, действительно ли он психически ненормален.

Кстати, распространение справок в социальных сетях идёт под заголовком «конец «сектоведения» в России». Ну, оно и логично. Если главный российский сектовед «того», то все остальные – и подавно. Кстати, пару дней назад была попытка разместить в ярославских СМИ компромат на еще одного видного члена РАЦИРС - Евгения Мухтарова. Разместить предлагали «за копейку малую», но компромат был такого сомнительного качества, что ярославские редакторы на такую «джинсу» не пошли. Репутация дороже.

Любопытно в этом контексте и исследование, проведенное Центром Иринея Лионского, о составе и характере распространителей «справок о психическом нездоровье». Особенно - что касается вероисповедания этих самых распространителей. Почетные три места по численности занимают неопятидесятники, сайентологи и кришнаиты соответственно. При этом неопротестанты и любители Хаббарда идут с солидным отрывом. Первых чуть больше сотни, вторых – чуть меньше. И здесь начинаются нехорошие параллели и не менее нехорошие выводы об уже политической выгоде ряда религиозных меньшинств, живущих в России.

Кому выгодна травля Дворкина? Очевидно, что сектантам и лидерам тоталитарных сект. Оттого они так активно и распространяют, что характерно, совершенно не рефлексируя. Но помимо очевидной группы выгодополучателей есть и еще ряд кругов, весьма заинтересованных в том, чтобы дискредитировать и Дворкина, и все российское сектоведение в целом. Это, например, наши многочисленные «правозащитники» и «борцы» за права и свободы меньшинств. Мы в последнее время как-то стали забывать, что меньшинства бывают не только сексуально, но и религиозно ориентированные. Вообще, дробление общества на как можно большее количество этих самых локальных групп, меньшинств – основа гуманитарной политики, например, США, в девяностые годы на территории РФ.

Все эти господа «правозащитники», в свою очередь, работая и по религиозной теме, являются определенного рода субъектами политики. Они, напомню, были очень расстроены законом об «иностранных агентах». Который в силу-то вступил, только что-то как-то меток «иностранный агент» на продукции всех этих контор не видно. А она должна быть, потому что деньги эти люди получают грантовым методом из все тех же США, ну или из Великобритании.

И здесь мы уже видим следующий сегмент структуры дискредитации сектоведения. Это тоже фонды и гуманитарные НКО, только зарубежные. Специализирующиеся на внешней гуманитарной политике, работающие под прикрытием понятно каких государств.

Если учесть пакет законодательных норм, которые с каждым годом все более ограничивают деятельность этих фондов на территории РФ, то понятна и поспешность составления «справок». Люди пытаются вбросить как можно больше компромата по всем гуманитарным направлениям. А сфера сектоведения как была для большинства «экзотикой», так и остается. Здесь можно было бы ожидать определенного успеха, поскольку внятной структуры контрпропаганды в этом сегменте просто не существует. Это вам не «крымчанка, дочь офицера», над которой даже первокурсники в голос хохочут.

Далее, возвращаясь к религиозному составу и численности распространителей. Напомню, ан-масс - это неопротестанты и саентологи. Вам напомнить, кто по вероисповеданию Турчинов и Яценюк? Вам напомнить, что закрутилось на Украине при их живейшем участии? Думаю, необходимости нет.

Так вот, из такой активности представителей этих двух религиозных течений уже по «вопросу Дворкина» можно сделать ряд заключений. Например, такая «волна компромата», нужна всем этим «мирным верующим», чтобы легитимировать свои структуры в России: «посмотрите, нас обвиняет какой-то псих». Такая легитимация, в свою очередь, нужна, например, для входа в политику на структурном и индивидуальном уровне. То, что наша политическая система к таким «маневрам» не готова, показывает пример партии «Воля» Пеуновой, которая, по сути, является дочерней структурой оккультной секты. Но, несмотря на это, «партия» живет и процветает. То, что сектанты законодательство РФ в части отделения религии от государства принципиально не рассматривают, думается мне, на примере той же Украины вполне очевидно. То, что они в эту самую политику активно хотят – для сектоведов очевидно уже давно, а скоро, боюсь, станет очевидным для самых широких масс. Поскольку есть мнение, что сама по себе кампания по дискредитации Дворкина – это только первый шаг в более длительной и сложной комбинации. Так что, думается, нас ждет еще масса любопытных информационных вбросов касающихся и сектоведения, и сект, в самое ближайшее время.

Чаусов Александр Игоревич
кандидат исторических наук, публицист
Центр политического анализа