[26.06.2014] «Это самое настоящее безобразие и кощунство»

В среду, 25 июня, в галерее Спасо-Преображенского собора на территории Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале открылась выставка «Пакт Рериха. История и современность», приуроченная к 140-летию Николая Рериха, сообщает сайт Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В экспозиции представлены материалы об истории создания Пакта Рериха, фотографии и документы, а также репродукции картин художника.

«Выставка проводится в рамках Международного выставочного проекта, устраиваемого Международной общественной организацией «Международный Центр Рерихов» (МЦР) и Международным Комитетом по сохранению наследия Рерихов, - говорится в сообщении музея-заповедника. - Проект направлен на популяризацию миротворческих идей Николая Рериха и посвящён международному Договору «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», который вошёл в историю как Пакт Рериха, увековечив имя его автора».

Событие комментирует в интервью «Русской народной линии» к.филол.н., доцент исторического факультета СПбГУ диакон Владимир Василик:

«Николай Рерих — достойный сын расстрелянного Серебряного века. Анна Андреевна Ахматова писала о той эпохе:

И всегда в духоте морозной,
Предвоенной, блудной и грозной,
Жил какой-то будущий гул…

Это был философ, который занимался Богоискательством. Но искал Его не в Церкви, а в восточных практиках. Конечно, Рерих расписывал храм в Почаеве, писал иконы, но, мягко говоря, странного вида и стиля, не окна в мир иной, не лики святых, просвященных благодатию, а средства для медитации. Позднее Рерих пошел по пути Блаватской, дорогой широчайшего синтеза — религиозного синкретизма. Он стал индуистом, вписав в свой пантеон также Христа. С этой целью он уехал в Гималаи.

Существует гипотеза, что он был тесно связан с наиболее оккультными слоями Советской власти и был одним из индуистских гуру. Но, учитывая то, что в индуистский проект он вписал и Россию, то вышло якобы новое учение, известное как рерихианство, с апелляцией к арийскому прошлому славян и к русской духовности, к которой он был космически чужд. Возможно, что Рерих готовился для оккультного будущего Советского государства, когда марксизм выдохнется. Примечательно, что его идеи пропагандировались в предперестроечное время, когда стало ясно, что марксизм духовно кончился и необходима другая духовная основа. К счастью, эта пропаганда рухнула, оказавшись безуспешной.

Событие в стенах Спасо-Евфимиевского монастыря — это самое настоящее безобразие и кощунство. С культурологической точки зрения — это введение в культурную среду монастыря абсолютно чуждых ему элементов. Это все равно, как если бы в Троице-Сергиеву Лавру поместили идол Будды Майтрейи. Это беззаконие, учитывая то, что Спасо-Евфимиевский монастырь стал предметом спора между Министерством культуры и Владимирской епархии и, безусловно, подлежит реституции, по духу и смыслу соответственных законов, начиная с закона 1993 года. Это умножение беззакония.

С православной точки зрения - это еще и кощунство. Рерих объявлял себя чуждым Православию, однако ныне плоды его жизнедеятельности вносят в православный храм, который не перестает быть таковым, несмотря на то, что находится на территории музея. Если министр культуры и Президент страны считают себя православными, то они должны адекватным образом отреагировать на это безобразие. Если мы пойдем оккультными теософскими рерихиантскими путями, то нас ждет новый 1917 год. И никакие стабфонды, к тому же хранящиеся в Америке, никакие войска и ракеты, нам не помогут, если от нас отвернется Господь за наше беззаконие».

Русская народная линия