[29.05.2007] Официальное заявление Латвийского комитета по борьбе с тоталитарными сектами по поводу событий в Даугавпилсе, связанных с визитом в город лидера секты «Новое поколение» Алексея Ледяева

В конце прошлого месяца настоятель Даугавпилсcкого Борисоглебского собора отец Георгий при поддержке представителей других конфессий на местном телевидении «Даутком» выразил свой протест против приезда в город одиозного лидера секты «Новое поколение» (НП) Алексея Ледяева. После этого секта начала активные действия против тех, кто осмелился поднять на нее голос. В одной из газет сектантам удалось опубликовать вопросы, а по сути – обвинения в адрес выступивших против нее священнослужителей и журналистов. Из логики построения вопросов следует, что священники и журналисты совершили грубый наезд на добропорядочную религиозную организацию, чем якобы нарушили право на свободу вероисповедания и оскорбили религиозные чувства ее приверженцев. Если бы заявление секты не вышло на свет, на него не стоило бы обращать внимание, так как сектанты постоянно возмущены критикой в свой адрес. Но в данном случае стоит дать пояснения к сектантскому заявлению, так как оно может вызвать неясность и неправильно представление об этой организации в обществе.

Первую ошибку, на наш взгляд, совершили некоторые журналисты, написав, что в городе произошел межконфессиональный конфликт. Это утверждение неверно по сути. Межконфессиональный конфликт может происходить между конфессиями. Организация «Новое поколение» не представляет ни одну из конфессий. После отлучения от пятидесятников в 1989 году самопровозглашенный «апостол» Алексей представляет себя и только себя.

Даже в ежегодном отчете Управления по делам религий в графе «конфессиональная принадлежность» сектанты «скромно» пишут: «Новое поколение». Действительно в данный момент секта хочет набить себе цену, под разными предлогами контактируя с представителями различных конфессий, видимо, не имеющими четкого представления о том, что происходит на служениях этой организации. К сожалению, такие неточности журналистов незаслуженно поднимают статус неопятидесятнической секты и принижают веками заработанный авторитет традиционных конфессий. Секта потребовала дать ей следующие пояснения: на основании чего священник и журналист делают заявления о разрушении бизнеса и семей из-за НП и лично Алексея Ледяева и почему, зная о таких фактах, они не обратились куда следует? Как они посмели назвать официально зарегистрированную религиозную организацию сектой? Помимо этого секта в этом же письме пообещала, обратиться к лидерам Латвийской Римо-католической и Латвийской Евангелическо-Лютеранской церквей, кардиналу Янису Пуятсу и архиепископу Янису Ванагсу, с требованием уточнить права делать заявления от имени Даугавпилских представителей этих конфессий. Иначе говоря, могли ли местные прихожане и священники католических и лютеранских приходов делегировать право отцу Георгию говорить от их лица или этот вопрос должен был решаться централизованно? В конце заявления следовало перечисление нескольких статей из международных правозащитных документов, суть которых сводится к тому, что свобода вероисповедания – неотъемлемая часть демократии. Так как в цели и задачи нашего комитета входит информирование общественности, а поставленные сектой вопросы могут ввести в заблуждение многих людей, мы считаем необходимым дать некоторые пояснения.


О разрушенных семьях и бизнесе


Мы можем полностью подтвердить правдивость утверждения отца Георгия о разрушенных сектой семьях, так как нам самим в рамках психологической помощи родственникам и близким сектантов много раз приходилось консультировать членов этих семей. Почему и как это происходило? В 90-х годах в секте была жесткая установка на право обладания абсолютной истиной. Принципы «кто не с нами, тот против нас» и «истина может быть только здесь» были визитной карточкой новопоколенцев. Православные церкви назывались мертвыми, иконы – идолами, священники постоянно высмеивались. Краткость не позволяет нам привести многочисленные оскорбительные высказывания, но многие из них сохранились в записях. Основной целевой группой Ледяева стала молодежь, начиная с подросткового возраста. Часто, не отойдя от транса полученного на служении секты, молодежь в резкой форме вступала в конфликт со старшим поколением, которое почему-то не хотело «принять их живого Бога».

В последнее время секта заняла более мягкую позицию по отношению к представителям других конфессий, из лексикона сектантов исчезли крики про «идолов», про «попов, тупо бьющихся лбами» и про «мертвые церкви». Но мы уверены, что это продиктовано сиюминутной выгодой: сближение секты с властью и попытка выйти на больший масштаб, чем протест против традиционных конфессий. Не надо всерьез думать, что сектант с совершенно иными, агрессивными идеологическими установками и подкачиваемый по несколько раз в неделю глубокотрансовыми техниками, вдруг вспомнит об уважении и христианской любви к окружающим.

Секта с издевкой задает вопрос, почему же, зная о таких фактах ни журналисты, ни священники не обращались в правоохранительные органы? Да потому что, к сожалению, в нашем законодательстве нет таких статей. Если внучка бьет иконы бабушки, называя их идолами – по закону это считается мелким семейным конфликом, который должен быть улажен внутри семьи. Если происходит расход с родственниками, с которыми до попадания в секту мирно жили, но которые больше не в состоянии слушать каждодневные проповеди и оскорбления – по закону это просто разность взглядов. Если мать уводит дочь от отца, потому что для него неприемлемы сектантские методы воспитания, это личное дело мужа и жены. Главный фактор, спровоцировавший все эти последствия, к сожалению, остается за кадром. Примерно то же самое можно сказать и о потерянном бизнесе. В секте действует так называемый «закон сеяния и жатвы». Он подразумевает: чем больше делается пожертвование «для Бога», тем больше должно вернуться к жертвующему. Под понятием «жертвовать для Бога» стоит банальная процедура опускания денег в ведра сборщиков НП. Многие люди, поверив в обещание «обильных материальных благословений», несли последние сбережения. Потом им объясняли, что жертвовали они с «неправильными мыслями», и поэтому до сих пор нет «дивидендов». Нам неоднократно приходилось заниматься реабилитацией бывших сектантов. По свидетельству многих из них, именно яркие обещания Ледяева стали решающими в принятии решений о значительных пожертвованиях.

Действительно, открытой информации об этих фактах не так много. Причина этому очевидна: с юридической точки зрения человек делал пожертвования добровольно, а следовательно виноват только он сам. Любому здравомыслящему человеку понятно, что подобные действия спровоцированы методами воздействия на психику вкупе с тоталитарной идеологией секты. Люди, находящиеся в глубокоэкзальтированном состоянии легко внушаемы, а упомянутый выше «закон сеяния и жатвы» вербализуется в виде установки: «Жертвуй больше, и твое состояние многократно увеличится!» Юридическая слабость «добровольного пожертвования» до сих пор дает возможность многим сектам делать заявления типа: «на нас жалоб нет, значит, все в порядке». Но иногда даже изворотливые «гуру» могут оказаться на скамье подсудимых, и лучший этому пример – арест нового российского «мессии» Григория Грабового.

Тем не менее, даже в нашей стране некоторые случаи доходят до широкой общественности. Например, в ноябре 1999 года по первому и второму каналам ЛТВ был показан сюжет о бывшем бизнесмене Евгении, который, будучи на тот момент членом НП, поверил в обещанный рай и отдал большинство своего состояния секте. В результате он лишился собственного бизнеса, так как обещанная «жатва» не наступила, а долги надо было возвращать.

Несмотря на то, что пока законодательство не позволяло достойно противостоять этим деструктивным последствиям, нам никто не вправе запрещать говорить об этом и называть вещи своими именами, так же, как мы называем наркоманию или проституцию. Для исправления ситуации АНТИСЕКТ при поддержке общественности обязательно внесет в законодательство ряд поправок, позволяющий рассматривать такого рода последствия в правовом поле.


Что считать сектой?

Ни одна секта еще никогда не признавала себя сектой и «Новое поколение» исключением не является. Главным аргументом секты, за то, что она «не секта», является официальная регистрация. Действительно ли официальная регистрация и показная законопослушность накладывает вето на сектантские признаки в деятельности организации?

Официальная регистрация – это паспорт юридического лица. Секта – это характеристика организации. Паспорт есть у уголовника и профессора, у менеджера банка и наркомана. Однако никто до сих пор не запрещал говорить о человеке, зависимом от наркотиков, что он наркоман, только на основании того, что у него имеется паспорт. Причем наркоман может быть вполне законопослушным, употреблять героин только дома, не находясь на улице в состоянии наркотического опьянения. Так как в данный момент в законодательстве ЛР нет статьи за употребление наркотиков, с юридической точки зрения он будет безупречен. Но, несмотря на формальную сторону, в нашем обществе есть устойчиво негативное отношение к этому явлению, так как всем хорошо известно, к чему приводит зависимость от наркотиков. Никто не думает оспаривать правомочность критики наркомании, запрещать называть наркомана наркоманом. Почему же тогда представители церкви, прессы и общественности не имеют право открыто обсуждать деструктивную сущность другой зависимости – сектантства?

Вторым аргументом, из-за которого, по мнению, Ледяева подобный термин недопустим по отношению к его организации, это его знакомство и сотрудничество с рядом высокопоставленных политиков, религиозных и общественных деятелей. Кульминацией причастности «апостола» к списку элит считается участие в молитвенном завтраке президента США Джорджа Буша. Действительно ли это достаточные основания?

Обратимся к недавней истории. Лидер самой страшной в мире секты «Народный храм» Джим Джонс до ее печального конца имел самый благопристойный имидж: сотрудничал с мэриями разных городов США, сам занимал различные высокие посты. Однажды к нему приезжала жена одного из кандидатов в президенты просить поддержки. Накануне массового самоубийства-убийства его организация имела все основания для законной деятельности на территории Гайаны. А в ноябре 1978 года «преподобный» Джим отдал приказ о «революционном самоубийстве». Тем, кто не желал его выполнять, стреляли в затылок. На утро было обнаружено 912 тел, из них 276 детских. Лидер всем известной секты «Аум Синрике» Секо Асахара официально сотрудничал с Далай-Ламой и до известных трагических событий в токийском метро все документы этой «религиозной организации» были в полном порядке.

Свидетельство о регистрации уравнивает все религиозные организации в Латвии перед законом, но в историческом, социально-психологическом и моральном планах не ставит между ними знак равенства. «Новое поколение» подходит под определение «секта» по всем словарным определениям этого понятия. Секта, по определению толкового словаря Ожегова, это религиозное объединение, отделившееся от какого-либо учения и противостоящее ему. При своем основании «Новое поколение» противостояло практически всем. Есть другое, более точное на наш взгляд, определение, отражающее суть организации «Новое поколение» – «Тоталитарная секта».

Одно из определений этому термину дала канадская организация Info-Cult: «Тоталитарная секта – это группа, которая эксплуатирует своих членов и манипулирует ими. Она может нанести им психологический, финансовый и физический вред. Она в значительной мере контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов. Она использует различные методы для превращения новозавербованного человека в лояльного, послушного, раболепного и подобострастного члена». Во французском законодательстве одним из признаков тоталитарной секты считается обожествление лидера или организации. Этот признак четко присутствует в «Новом поколении».

Несмотря на то, что «верховным Богом» Ледяев себя еще не провозгласил, все «откровения» пастора Алексея считаются «божественными» (т. е. напрямую полученными от Бога) и не подлежащими обсуждению. Есть и другие признаки тоталитарных сект, предложенные германским правительством. Их можно найти на портале www.teni.lv в разделе «Осторожно секта!», в рубрике «Как защитить себя и других». Под большинство этих признаков НП полностью подходило при своем основании и под часть подходит и сегодня. Все вышеупомянутые определения в значительной части отражают деятельность, происходящую в «Новом поколении».

Задело представителей НП и то, что приверженцы их организации названы адептами. Но здесь им совершенно не стоит обижаться. Называя так приверженцев НП, священник и журналист, наоборот проявили толерантность по отношению к рядовым членам этой организации, так как вместо жесткого определения «сектант» было использовано вполне нейтральное «адепт» (по словарю Ожегова – приверженец, последователь какого-нибудь учения).


Об отношении традиционных конфессий к проблеме

Мы не можем ответить за иерархов насчет полномочий местных лидеров делегировать право делать заявления, но знаем, что многие лютеране и католики, как Даугавпилса, так и Латвии в целом, резко негативно относятся к деятельности организаций типа НП.

По поводу мнения иерархов, можем сообщить следующий факт. В период с конца 1999-го по начало 2001-го года нынешнему сопредседателю «Антисекта» Виктору Елкину довелось встретиться со всеми лидерами традиционных в Латвии религиозных конфессий. В частном разговоре все иерархи подтвердили деструктивную сущность сект в целом и организации «Новое поколение» в частности. На тот момент никто из упомянутых руководителей конфессий не отрицал, что НП можно назвать сектой.


О правах человека и свободе вероисповедания

Удивляет, что Алексей Ледяев вспомнил о свободе вероисповеданий и об уважении к другим. В середине 90-х секта «Новое поколение» попала во внимание общественности именно за резко-неприязненное, а часто откровенно оскорбительное отношение к традиционным конфессиям, и особенно к православию. Из уст самопровозглашенного «апостола» регулярно звучали насмешки над православными обрядами и традициями. Однажды пастор произнес фразу: «Наступит день и сюда (прим. – тогда это был зал в доме культуры Ильгуциемса) придут попы в рясах, скинут в угол кресты и иконы и будут каяться здесь живому Богу». В 1997 году в книге «Камень преткновения» Ледяев предложил «стратегию сатаны» для работы на чужой территории. Под чужой территорией имелась в виду паства традиционных конфессий. Суть стратегии сводилась к следующему: как сатана подкрался к Еве в раю и соблазнил ее вкусить запретный плод, так последователи НП должны были проникать к людям из традиционных конфессий, чтобы увести их в секту.

Помнил ли он о праве на свободу вероисповедания, когда писал брошюру «Новый мировой порядок», где открытым текстом говорится: «Вторжение и Экспансия – вот главная стратегия церкви последнего времени. Вторжение и Экспансия – рельсы, по которым Церковь XXI века будет двигаться и утверждать Царство Божье по всему лицу земли.» Или, по мнению «апостола», вторжение и экспансия – это новая форма свободы вероисповедания? Помнил ли он об этих правах, когда говорил о христианизации исламского пространства (или на ислам, по мнению Ледяева, эта свобода не распространяется?).

В связи с вышеупомятым мы считаем поступок отца Георгия, поддержавших его служителей и журналистов проявлением смелости и принципиальности и направленным на защиту жителей Даугавпилса и Латгальского региона от потенциального деструктивного воздейсвия секты, что по сути своей должен каждый делать добрый пастырь, охраняя свой приход от посягательств сектантов.

Со своей стороны мы обещаем оказывать всестороннюю информационную, правовую и психологическую помощь всем пострадавшим от деятельности тоталитарных сект и, главное, своевременно информировать тех, кто еще не пострадал. Кто предупрежден – тот вооружен.

Сопредседатели Латвийского комитета
по борьбе с тоталитарными сектами


Доктор психологии, профессор ВШП
О. Никифоров

Психолог, Специалист по тоталитарным сектам
В. Елкин

Информация по тел.: 29987558