СЕКТОВЕД. Сайт о сектах, лжеучениях, и деструктивных культах.
Сайт о сектах, лжеучениях,
и деструктивных культах
 
 
 
  • Главная
  • Новости
  • Энциклопедия
  • Статьи
  • О сайте
  • Вопрос-ответ
  • Поиск
  • Карта сайта

  •          

    Свящ. А. Дружинин. Жизнь и труды св. Дионисия Великого, епископа Александрийского

    Хостинг в Новосибирске
           

    «Психология 3 тысячелетия» или «Троянский конь» кришнаитов

    16-04-2015

    История появления настоящей статьи связана с письмом Анастасии Соломатиной, направленным в Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства г.Новосибирска. Ответы на вопросы из письма заняли достаточно времени и сил, но зато в результате появилась вот такая статья, в которой достаточно подробно разобраны важные для сознания современного человека аспекты повседневной жизни. Итак, письмо.

    «Здравствуйте, я живу в городе Ханты-Мансийске, работаю корреспондентом регионального информационного агентства «Югра-Информ». Мне бы очень хотелось получить ваши комментарии о проекте «Психология третьего тысячелетия». Дело в том, что в квартире, где я снимаю комнату, живут девушки, которые активно интересовались психологией. Одна из них ездила на какие-то курсы в Турцию. По приезду стала организовывать различные флеш-мобы. Так образовался женский клуб, который состоит из 10 или 13 девушек и молодых женщин. Сейчас они собираются каждое воскресное утро, чтобы изучать психологию третьего тысячелетия. Правда, пока с трудом у них получается найти помещение для встреч, потому, что мы успеваем обзвонить организации, где планируются собрания (место они сообщают в своей группе хххххх, «скрыто автором») и предупредить, что к ним пробирается секта. Но не всегда нас слушают. Девушкам уже удавалось проводить собрания в общежитиях студенческого городка ЮГУ, реабилитационном центре для детей инвалидов «Лучик». Боюсь, что они смогут ввести в заблуждение других молодых людей, которыми будет пополняться их клуб. Поэтому я бы хотела на нашем портале опубликовать предупреждающий материал об этой секте с вашими комментариями. Если вы найдёте время, и вас не затруднит, просьба ответить на следующие вопросы. Заранее благодарю вас за ответы».

    Воистину не равнодушный к своим согражданам человек Анастасия Соломатина. Далее следуют ее вопросы, на которые мы и даем ответ.

    - Чем опасны курсы «Психология – 3000»? Со стороны лекции выглядят вполне безобидно. «Психологи» рассуждают о взаимоотношениях в семье, о правильном воспитании детей, об отношениях мужчины и женщины.

    Проект "Психология третьего тысячелетия" появился в 2005 году, и в действительности есть не что иное, как дочерняя структура кришнаитов из организации Международное общество сознания Кришны (МОСК, ИСККОН; англ. International Society for Krishna Consciousness — ISKCON), которые грамотно ведут войну с чуждой им христианской ментальностью россиян. Пользуясь последствиями атеистического периода и возникающими вследствие этого пробелами в сознании граждан, кришнаиты под видом психологии производят изменение личности человека. Все беседы и лекции о семье, о воспитании детей, об отношениях мужчины и женщины - не более, чем предлог для того, чтобы ввести в сознание человека нужные для трансформации личности положения, в результате которых он становится потребителем как духовной, так и материальной продукции другой страны - Индии.

    Для внешней аудитории они, конечно же, представляются безобидными людьми. Но поскольку как в СМИ, так и в Интернете возрастает доля критической информации об этой организации, в том числе и от бывших ее членов, то логично расставить сети более искусно, что организация и делает для большего улова доверчивых граждан: создает дочерний проект «Психология 3000». Кстати сказать, это не единственный проект, есть еще семинары по Вегетарианскому питанию, на котором человеку могут деформировать сознание так, что потом навсегда можно остаться кришнаитом. То есть МОСК «вынесет» вам мозг. А так же другой проект под названием «Пища жизни», во время акций которого, среди прочего, происходит «раздача» идоложертвенной пищи под названием просад - сладкие шарики, которые сами кришнаиты называют «пули» ИССКОН. И здесь нет аллегории - это настоящие духовные пули кришнаитов, направленные на осквернение ничего не подозревающего человека через употребление им оскверненной бесами пищи после того, как она будет принесена в жертву темному духу Кришны. Почти что стрелы, да только не Амура.

    Не вызывает сомнения, что МОСК с ее многочисленными дочерними организациями - это проект США для достижения своих целей в других странах, который ко всему прочему не имеет никакого отношения к традиционному кришнаизму Индии, как и вообще не имеет отношения к традиционному индуизму, самоназвание которого «Санатана - Дхарма». Все дело в том, что согласно правилам традиционного индуизма, индусом стать не возможно, им можно только родиться. Индуизм не предполагает миссионерства. Поэтому те россияне, которые думают через МОСК приобщиться к индийской культуре и ее религии попросту обмануты. В Новосибирске в 2009 году кришнаиты заявили, «что их учение это «не индийская религия», а всего то «метод универсальный, предназначенный для каждого человека». Это означает, что МОСК по отношению к индуизму примерно то же, что седьмая вода на киселе с ядовитыми примесями.

    Причина, по которой происходит поддержка на современном этапе традиционным индуизмом сектантской структуры под название МОСК, заключается в существовании такой международной ультраправой индуистской националистической организации как «Вишва хинду паришад», основанной в Индии 29 августа 1964 г., для которой выгодно существование любых организаций, лоббирующих интересы Индии в других странах. На съезде этой организации в 1988 году в Катманду было принято постановление о необходимости возвращения России и русских в «лоно родной веры», то есть индуизма. На Всемирном индуистском конгрессе, который состоялся в Дели в 20-х числах ноября 2014 г., христианство было отнесено к пяти главным врагам индуизма, наряду с исламом, марксизмом, материализмом и системой государственного образования, разработанной при британском правлении. С тех пор характер противостояния двух мировых религий перешел в новую фазу. Так что совершенно закономерно рассматривать деятельность кришнаитов в России со всеми их проектами типа «Психология третьего тысячелетия» как духовное, а так же физическое порабощение наших соотечественников. Если кто-то еще не понял, поясняю: мы живем в эпоху информационной и духовной войны, последствия от которой гораздо страшнее, чем от любых других войн вместе взятых.

    В свете сказанного теперь будет намного проще объяснить опасность, исходящую от деятельности лиц, причастных к организации «Психология 3000». Так называемые «психологи» оказываются не профессиональными психологами, а религиозными, которые будут объяснять природу проблем человеческих взаимоотношений через призму псевдоиндуизма, преследуя при этом одну единственную цель - завербовать в свои сектантские сети. В том, что они будут говорить, непременно будет какая-то часть истины, но эта истина будет перемешана с таким чудовищным количеством искажений, что обывателю окажется не под силу расплести этот адский клубок. Сыграют они конечно же на его гордости и тщеславии. Не сумев противостоять вербовщикам, он рано или поздно может оказаться в организации кришнаитов, а организация «Психология 3000» выполнит роль «троянского коня».

    - Расскажите о лидерах секты, которые называют себя «именитыми психологами». Один из них, Олег Гадецкий, открыто не причисляющий себя к кришнаитам, фактически готовит людей к переходу в эту систему.


    Гадецкий Олег Георгиевич

    Проект «Психология третьего тысячелетия» в основном ассоциируется с самым активным членом этого проекта Олегом Георгиевичем Гадецким. Несмотря на то обстоятельство, что преимущественно он представляется как психолог, по сути, он - кришнаит и его духовное имя в секте Говартхан Гопал. Из официальной биографии: «Высшее психологическое образование Олег Гадецкий получил в Санкт-Петербургском техническом университете по специальности «Социально-психологический тренинг» (1992 г.) Сразу после окончания университета устраивается на работу в Поволжскую академию государственной службы, где в течение нескольких лет проводит тренинги и семинары для государственных чиновников. В 1993 году приглашается правительством Российской Федерации в качестве эксперта по методам оценки персонала и участвует в подготовке процедуры аттестации представителей президента России. В 1994 году Олег основывает психологический центр «Открытие Себя», в котором вместе с другими специалистами-практиками проводит психологические тренинги. Начиная с 1997 года, начинает глубоко изучать различные древние трактаты –Шримад-Бхагаватам,Махабхарату, Бхагавад-гиту и другие, знакомится с практикой медитации, цигун, йоги. Также активно изучает труды современных авторов: Лазарева, Жикаренцева, Верищагина, Свияша, Ошо, Кастанеды, Грофа, Хей, Виллмы». Таким образом, кроме кришнаизма, Гадецкий знакомится с представителями течения «New Age». По характеру Олег Гадецкий очень спокойный, мягкий, деликатный человек, который именно этими качествами притягивает в организацию потерявшихся в современном мире людей, каковых сегодня подавляющее большинство.


    Аваков Сергей Витальевич

    Кроме Олега Гадецкого в проекте «Психология 3000» задействован еще такой известный кришнаит как Аваков Сергей Витальевич, который начинал как руководитель краснодарской Ятры (кришнаитская община). Его духовное имя в секте Шутха прабху. Из официальной биографии: «Во время учебы на филологическом факультете государственного университета познакомился с древнейшим языком, санскритом. Заинтересовавшись трактатами на этом языке, начал изучать Веды и совершать исследовательские туры и паломничества в колыбель мудрости – Индию. Там познакомился со своими духовными наставниками и учителями. Получил систематическое образование в области ведической философии и психологии, защитил диплом и был удостоен ведической ученой степени – Бхакти-Шастри. Около 10 лет прожил в различных монастырях и духовных центрах, занимаясь духовной практикой, изучая прикладные аспекты ведического знания. Получил посвящение в ведическую традицию. Был признан специалистом в области восточной психологии и философии».

    По характеру Аваков Сегей является полной противоположностью Олега Гадецкого. За внешней интеллигентностью скрывается стальная авторитарность по отношению к членам организации. Характеризуя его личность, обычно знающие его люди употребляют сравнение со Сталиным: если захочет кого-то «загнобить», то психологически подавляет противника, в этом всегда идет до конца, в определенный момент использует других людей и остается в тени происходящих событий. Причина такого поведения - боязнь конкуренции. Наличие людей такого типа в организации, по крайней мере, объясняет суицидальные случаи, время от времени происходящие у кришнаитов.

    Духовным наставником Сергея Авакова с 2000 по 2005 был Джон Фэйворс, получивший имя инициирующего гуру и всемирного лидера Движения Харе Кришны. Этот человек, изначально родившийся в афроамериканской христианско-протестантской семье, являлся так же членом руководящего совета МОСК. То есть его миссия по всему миру состояла в том, чтобы лоббировать интересы этой организации во всем мире.


    Бхакти Тиртха Свами

    Bhakti Tirtha Swami

    Его духовное имя Бха́кти Ти́ртха Сва́ми (Bhakti-tīrtha Svāmī IAST, англ. Bhakti Tirtha Swami; также известен как Сва́ми Кришнапа́да. Вот небольшая выдержка из его биографии: «Джон Фэйворс - директор-основатель Института прикладной духовной технологии США, директор Международного комитета духовного развития городского населения и один из международных координаторов Седьмого панафриканского конгресса. Он также является членом Института поэтических наук, Центра защиты информации, Американской ассоциации содействия ООН, Ассоциации Объединенных Наций Америки, Фонда национального института мира, Всемирного форума духовных и парламентских лидеров по выживанию человечества и Общества мирового будущего.

    Как специалист в области международных отношений и разрешения конфликтов Джон Фэйворс постоянно путешествовал по всему миру и являлся духовным консультантом многих высокопоставленных членов ООН, знаменитостей, а также некоторых вождей и царей. В 1990 году он был коронован как верховный вождь Уари (Нигерия) за выдающийся труд в странах Африки и всего мира, а в 1994 и 1995 г.г. Джон Фэйворс встречался в Южной Африке с президентом Манделой, и они обменялись мнениями по вопросу стратегии установления мира во всем мире».

    Итак, мы видим, что перед нами личность изначально христианского происхождения из США, завербованная кришнаитами и выполнявшая работу по активизации МОСК во всем мире. После его смерти от рака 27 июня 2005 г. в вайшнавской общине Гита-нагари в центральной Пенсильвании руководство так называемого «Института прикладной духовной технологии США» перешло к Авакову Сергею Витальевичу.


    Таргакова Марина 
    Замшарифовна

    Другим активным членом проекта является Марина Замшарифовна Таргакова, родом из Казахстана, которая о себе говорит, что она состоит в цепи духовного преемства ведических учителей. В секте ее называют Маллика Мала деви даси, это ее духовное имя, является ученицей Чайтаньи Чандра Чарана прабху. Имеет медицинское образование и в начале карьеры работала врачом-аллергологом в стационаре, но разочаровавшись в традиционной медицине за три года, в 1990 году начинает изучать гомеопатию и чуть позже - психотерапию. Впоследствии попадает в секту кришнаитов, предположительно в 2007 году. Становится директором Центрально-азиатского филиала Института прикладных духовных технологий им. Дж. Фэйворса, уже упомянутого выше. Ее направление - это темы любви, семьи и детей.

    Эти три человека являются основными тренерами в международном проекте «Психология третьего тысячелетия». Кроме них к проекту имеют отношение Олег Торсунов, Дмитрий Пшенко, Ирина Фаворова, Александр Борисенко, Наталья Лактина, Рита Адмон, Александр Борисов, Алексей Бабаянц, Олег Еременко, Александр Хакимов, Василий Тушкин, Энвер Измайлов и другие. Все они числятся на официальном сайте этого проекта как специалисты, лекторы и консультанты. Это те тренеры, которые прошли школу Ведических знаний и являются кришнаитами отечественного происхождения. Как сообщается на их официальном сайте: «В настоящее время порядка двадцати выпускников Высшей школы практической психологии проходят стажировку в качестве кандидатов в Специалисты Проекта». Видимо кришнаиты накопили силы для того, чтобы направить эмиссаров для покорения Ханты-Мансийска и его окрестностей.

    Следует так же отметить, что одни и те же люди участвуют в разных по названию проектах, таких как, например, проект «Психология третьего тысячелетия» и проект «Школа Жизни». Оба этих проекта принадлежат кришнаитам. Однако, участие Рами Блекта, Александра Свияша, Натальи Правдиной в качестве преподавателей в проекте «Школа Жизни», наряду с другими кришнаитами, указывает на то обстоятельство, что по сути организация «Международное общество сознания Кришны» действительно никакого отношения к индуизму не имеет, но зато имеет прямое отношение к такому современному религиозному течению как «New Age», однозначно относящееся к оккультному течению.

    - Что происходит с людьми, которые попадают в такие секты? На какие изменения в поведении человека нужно обратить внимание, чтобы вовремя забить тревогу?

    Прежде всего стоит отметить, что происходит коренная реструктуризация личности на ментальном уровне. Основа личности человека, живущего в христианской стране, хотя бы и прошедшего через «прокрустово ложе» атеизма, претерпевает замещение и подмену отдельных ее компонентов. Что это означает?

    Все дело в том, что поведение человека в социуме обусловлено его мировоззренческой основой, в которой закладываются ответы на вопросы: есть Бог или его нет? если есть, то каковы его свойства? как произошел мир: согласно атеизму, пантеизму или мир сотворен Богом? как устроена душа человека или ее вовсе нет? сколько жизней у человека: одна во время его земной жизни или он может возвращаться много раз для совершенствования, всякий раз меняя тела? есть ли у него совесть и, если есть, то каково ее здоровое состояние? существует ли понятие добра и зла или эти категории относительны?

    Ответы на эти вопросы оказываются весьма важными для формирования стратегии и тактики жизни человека в обществе, для ориентации в море общественных и житейских отношений, осознания степени совершенства или разрушения личности человека, а так же многое другое. Например, решение вопроса об истине и лжи, добре и зле, гордости и достоинстве, искушении и вразумлении, осуждении и обличении предполагает наличие мировоззренческой основы, которая корнями уходит в религиозную платформу. Вся эта совокупная информация оказывается просто необходимой для решения вопросов по настройке взаимодействия с другими людьми и окружающим нас духовным миром.

    Для примера можно рассмотреть отношение к ребенку в христианской и индуистской системе ценностей.

    В христианской семье ребенка воспринимают как личность, состоящую из духа, души и тела, рожденную ее родителями - отцом и матерью. Причем душа ребенка рождается вместе с его плотью в утробе матери в момент зачатия. То есть душа человека имеет начало, но не имеет конца - она проста, неуничтожима, бессмертна, но не совечна Богу Творцу. Полнота закона рождения души ребенка скрыта. Но известно, что от духовного состояния отца и матери зависит состояние души ребенка. При возрастании в нем будут развиваться определенные Божественным законом и состоянием душ отца и матери черты характера, взирая на которые отец и мать должны увидеть, в том числе, и свои грехи. Из этого вытекает та простая мысль, что семья - это взаимосвязанная система, где каждый влияет на каждого в своей мере. Что естественно предполагает процесс воспитания, от которого зависит посмертная участь всех: и отца, и матери, и ребенка.

    В индуизме ребенок - это нечто другое. Согласно их религиозной философии, человек - это Атман, который понимается как абсолютно не поврежденная частица Бога. Другое обозначение души человека - это Аджа, то есть не рожденный человеком, а рожденный богом Брахмой. Так же как и весь видимый и невидимый миры, души людей рождаются вечным Брахмой, который вместе с Вишну и Шивой составляют известную индуистскую троицу, именуемую Тримурти. Обращаю внимание читателей на слово «рождаются». Дело в том, что акт рождения естественным образом предполагает акт переноса естества от рождающего на рождаемое. Если в нашем случае рождающим является вечный Брахма, то рождаемое наследует эти свойства и становится тоже вечным. Согласно представлениям индуизма всё, что рождается Брахмой, живет один День Брахмы, который якобы составляет 4 320 млн. лет. Рожденное в этом Дне Брахмы поддерживается Вишной и в конце разрушается Шивой для того, чтобы Брахма мог опять начать новый День. В этом одном Дне Брахмы рожденная душа должна вернуться в Лоно Брахмы - то есть с ним соединиться. Если не получится за один раз, то тогда процесс будет происходить до тех пор, пока результат не будет достигнут. Процесс напоминает тренировки по прыжкам в высоту - сбил планку, делай новую попытку. С этой целью человек должен проводить напряженную целомудренную жизнь, чтобы в конце, в посмертии, разорвав кармические путы якобы прошлых жизней, уйти в вечность и никогда более не появляться на этой земле.

    Однако в тех случаях, когда добродетелей не хватает, чтобы достигнуть состояния Брахмы, человек как Атман, оставив свое очередное тело на земле как отработанную ступень ракетоносителя, оказывается во временном духовном мире Парах Параватах, в котором согласно количеству добродетелей, совершенных им при его земной жизни, он пребывает некоторое время, различное для разных людей. Затем наступает время, когда, «отдохнув» в мире Парах Параватах, он должен согласно Закону Тхармы появиться в новом теле.

    Таким образом, в индуистской традиции рожденный ребенок от земных отца и матери, по сути не является их ребенком. Они дали ему только человеческое тело, в которое он вселился. Он им близок в том лишь смысле, что Всё, что окружает человека во вселенной, является Брахмой. Из этого получается, что вселившаяся в тело душа - Атман может по количеству появлений на земле быть гораздо старше, чем давшие ей плоть родители. А из этого закономерно вытекает, что задача родителей заключается вовсе не в том, чтобы направлять и воспитывать в действительности формирующуюся душу ребенка, а лишь в том, чтобы поддерживать ее материальное бытие. При этом абсолютно не переживая о последствиях, поскольку при таком подходе все списывается на карму, которая якобы определяет меру страдания человека в этом земном воплощении. То есть, если вас избили, значит, вы кого-то избили в прошлой жизни, поэтому порадуйтесь, поскольку произошло то, что карма предопределила. Если вы заболели, то и это карма. Если вы бедны или у вас случился пожар, значит и это карма, поделом вам, это «аукается» из прошлых жизней.

    Теперь, я думаю, стало чуть яснее, в чем разница двух систем. Остается добавить, что и понимание спокойствия будет разным. То спокойствие к окружающей действительности, которое будет проявлять индус, для христианина будет не чем иным, как равнодушием. А то деятельное участие христианина в судьбе своего ребенка для индуса будет глупостью, поскольку своими усилиями он будет якобы разрушать карму совершенно другого человека, который лишь условно является его ребенком.

    Соответственно беспокойство из-за возможного попадания близких людей в сети лжеучений обычно вызывается изменением личности человека в связи с обнаружением во время разговора новых, не свойственных ранее, философско-религиозных положений, появлением новых друзей, книг, увлечений, изменений в отношении питания, одежды, внешнего облика. Следует так же обратить внимание близких на финансовую политику человека, фокусируясь на том, куда уходят его средства. Очень часто человек перестает замечать, какую же долю своих средств он оставляет в секте, оплачивая всевозможные семинары, тренинги, литературу, паломничество, а, подчас, оплачивая расходы, связанные с приездом какого-нибудь очередного гуру.

    Однако, для того чтобы вовремя обнаружить проблему, нужно, прежде всего, общаться с человеком. И, как не трудно догадаться, разговаривать с ним не только о погоде и политике, но и о смысле жизни, об истории, о религии. Мне известны многочисленные случаи, когда дети в буквальном смысле убегали из семьи, поскольку атмосфера межличностных отношений была удушающей, а в основе этих отношений лежало морализаторство, обыденность и пустота. Поэтому, говоря об опасности сектантства, мы не должны забывать и о порождающих их причинах. И одна из них - это неполноценность современной семьи, в которой нет места традиционной духовности.

    - Сейчас во многих социальных учреждениях, и даже в детских развивающих центрах практикуют разные тренинги и курсы. Как убедиться, что они безопасны? Чем истинные психологические курсы отличаются от сектантских?

    В настоящее время действительно много предложений по теме посещения всевозможных курсов и тренингов. И учитывая поднятую вами тему, действительно можно оказаться в какой-нибудь секте, предварительно записавшись и оплатив очередной тренинг. Поэтому давайте разберемся.

    На мой взгляд, основная проблема для наших сограждан заключена в советском прошлом нашей страны, когда происходил процесс секуляризации - выведение духовных основ из медицины, науки, педагогики, образования и, как следствие, из семейных отношений. Справедливо назвать этот процесс дехристианизацией нации, то есть вытравливание из сознания людей даже памяти о Христе. Что собственно к сегодняшнему дню, а лучше сказать, ко вчерашнему дню, привело к краху семьи - основы государства. Это с одной стороны.

    С другой стороны, я вижу проблему в самой психологии, родившейся в западном обществе, в котором прослеживается свой путь дехристианизации. Этот путь выглядит как цепь бесконечных трансформаций католицизма, сначала через появление протестантизма - лютеранство, кальвинизм, англиканство, который затем, в свою очередь, продолжил трансформацию в постпротестантские исторические секты - баптисты, адвентисты, квакеры, методисты. Эта трансформация привела к очередной примитивизации духовной жизни, которая, в свою очередь, привела к духовному голоду большого числа граждан той эпохи. Этот голод и породил альтернативу христианству - психологию, которая основными положениями все же опиралась на христианскую основу, хотя и деформированную.

    По сути психология - это слово о душе. А кто же лучше знает о душе, как не Христос, Который ради каждой человеческой души принял страдания на кресте и воскрес в третий день, как и обещал? И совершенно понятно, что только Церковь может знать все необходимое о душе. Всякий желающий человек может воспользоваться святоотеческим опытом. Мы же со своей стороны можем предложить прослушать курс лекций по христианской антропологии в «Школе духовной безопасности», чтобы разобраться с интересующими вопросами.

    Однако не сложно догадаться, что даже малейшее повреждение христианской основы обязательно приведет к искаженному представлению о душе человека. Что и произошло в классической школе психологии на Западе. Аналогичный процесс произошел и в психологии советской атеистической школы. После упразднения «диктатуры пролетариата» и разрушения атеистической платформы психологические школы, развиваясь вместе с обществом и стараясь быть полезными и нужными людям, вынуждены были искать другую опору. И здесь образовалась дилемма: либо психологическая школа возвращается на проверенную временем православную основу, что и произошло в ряде случаев, либо соединяется с различными оккультными и сектантскими лжеучениями, что тоже в настоящее время имеет место быть. Таким образом, последнее становится выгодным для недобросовестных людей, которые начинают использовать психологию в своих корыстных целях, скрывая истинные намерения, естественно существуя за счет материальных средств доверившихся граждан. Это так же прибыльно, как и все способы наживы за счет войны.

    Современные психологические школы подразделяются на три группы: классическая, православная, и оккультно-мистическая. Начнем с так называемой классической психологии. Ее отличие от других школ состоит в том, что она не оперирует мировоззренческими категориями: не отвечает на вопрос происхождения души, наличия или отсутствия Бога, посмертной участи человека. То, что эта школа не использует открыто мировоззренческие категории, вовсе не означает, что их там нет, но они подразумеваются и основываются на общечеловеческой христианской ментальности. Классическая школа прикрывается научностью и объединяет несколько направлений: фрейдизм, бихевиоризм, гештальт терапия, гуманистическая психология, генетическая психология, когнитивная психология, советская или марксистская психология. В классической школе невозможно получить однородного воззрения на предмет исследования, нет четких границ. Это формирует неоднозначность в оценках и восприятии, хотя справедливо и то, что значительная часть положений этих школ будет безопасной для пациентов. Это с одной стороны. С другой же - со многими современными проблемами эти школы не справятся.

    Школа православной психологии - это современное направление, возродившееся в последние 20 с небольшим лет, в основе которой лежит принцип использования инструментария классической школы, под которую открыто заведена православная мировоззренческая и религиозная платформа. Начало этой школы было положено в конце 19 - начале 20 века, но процесс формирования и развития был прерван богоборческим режимом. Эту школу составляют люди, открыто позиционирующие себя как православные, которые и адаптируют инструментарий классической школы, дополняя и усовершенствуя его.

    Последняя школа, которую я условно назвал оккультно-мистическая, формирует свои положения, используя восточный мистицизм, теософию и положения «Нью Эйдж». К этому направлению относятся: психокульты, парапсихология, холотропное сознание Станислава Грофа, смехотерапия, ароматерапия, феншуй и другие. Эта школа объединяет в себе все остальные направления, которые прямо или косвенно, иногда скрытно (выявляется во время более глубокого погружения в учение организации), обнаруживают религиозную оккультно-мистическую платформу. Так, например, любой психокульт или тренинг личностного роста из направления Lifespring, ЭСТ - может служить примером данного направления.

    - Как помочь девушкам, участницам Женского клуба? Можно ли вытащить человека из такой секты?

    Можно и нужно помогать во всех подобных случаях. Вот только всегда возникает вопрос: как это сделать, ведь человек, достигший совершеннолетия, становится юридически самостоятельной личностью?

    Решение этого вопроса становится понятным, если мы вспомним, что человек - существо словесное, потребляющее слово как пищу. Это означает, что вполне уместно оперировать понятием информационная или «духовная пища». Когда речь заходит о пище, то становится уместным разговор о переваривании пищи. Всякий здравомыслящий человек, как известно, оперирует таким понятием как «рассудок», «рассудительность». Прежде чем принять какое либо решение, мы взвешивает все «за» и «против», после чего решаемся на что-то. Более подробно мы и остановимся с вами на работе рассудка человека.

    Возможно ли повредить рассудок человека? Полагаю, что многие из нас ответят утвердительно на этот вопрос. Но такой простой ответ не может нас удовлетворить, так как он не вскрывает глубинный механизм повреждения рассудка.

    Итак, слово «рассудок» происходит от слова «рассуждать», то есть сравнивать и давать оценку тому или иному явлению. Основным содержимым рассудка является информация, получаемая человеком через глаза, уши, нос, кожу. Есть еще один способ получения информации - это соединение человека с миром духов или ангелов. Но учитывая, что ангелы могут быть падшими, лживыми, этот способ получения может довести человека до чудовищных заблуждений, а значит, прежде, чем получать информацию из мира духов, нужно заручиться достоверным свидетельством о намерениях этих духов. Так, например, госпожа Блаватская - основательница теософии, которая позднее легла в основу учения «Агни Йоги» Рерихов, совершенно точно получала информацию от мира падших ангелов, занимаясь спиритизмом. В сущности, получая и записывая информацию методом автоматического письма, она не видела собственно сам источник. Если что-либо и видела, то только то, что ей показывали в видениях падшие ангелы. А учитывая их способность к восприятию различных образов, человеку справиться с распознанием духов невозможно. О том, что падшие ангелы могут принимать различные образы свидетельствует Писание: «Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света». (2Кор.11:13-14)

    О том, что ангелы, вещавшие госпоже Блаватской, были падшими, то есть бесами, свидетельствует ненависть к христианству, которую они не скрывают. Вот что пишет один из идеологов New Age, воспитанный на идеях Блаватской: «Я убежден, что борьба за будущее человечества должна быть начата и выиграна в классах школ учителями, которые правильно понимают свою роль провозвестников новой эры. Школьные классы должны стать ареной конфликта между гниющим трупом христианства и новым сознанием».(Цит. по: Marrs T. Dark Secrets of the New Age… Р. 233.)[1] Полагаю, что комментировать здесь нечего, все предельно ясно. Антихристианская направленность очевидна и выдает природу духа, противящегося Христу, чье Рождество мы 2015-й раз светло продолжаем праздновать.

    Итак, рассудок человека напитывается информацией для того, чтобы ее переработать. С этой целью рассудок расщепляет сложно составленную информацию на простые информационные элементы, распознает их и либо принимает эту информацию, либо отвергает. Этот процесс очень похож на работу человеческого желудка, расщепляющего обычную пищу. Между питанием души словами и питанием тела есть определенная схожесть, с той лишь разницей, что в результате усвоения пищи происходит формирование плоти человека, а в результате усвоения информации - формирование убеждений, которые человек защищает, отстаивает. Многие сейчас уже столкнулись с фанатичностью сектантских миссионеров, которые с завидным упорством отстаивают навязанные им ложные убеждения. Остается удивляться, как ловко удается сектантским лидерам прописывать в сознании граждан ложные положения под именем истины и через это управлять всем суммарным потенциалом человека.

    В Евангелии есть такие строки: «... не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим». (Лк. 4, 4) Итак, душа человека питается словом, и в том случае, когда это слово истинное, то она, т.е. душа, оживляется, когда же оно лукаво, то есть не соответствует Божественной реальности, то душа повреждается. Если же провести параллели между рассудком и желудком, то тогда следующий пример становится очевидным. Все мы знаем об искусстве отравления. Вино может быть прекрасным, но яд, опущенный в бокал с вином, делает это вино не пригодным к употреблению. По этому же принципу происходит отравление недоброкачественной информацией, которая для привлекательности, как правило, содержит какое-то количество истины. Но в сочетании с ложными утверждениями она становится отравой для души человека. При этом отрава может действовать моментально, а может отравлять годами и десятилетиями, незаметно для человека. Последствия от такого отравления очевидны - это расстройство как желудка, так и рассудка.

    Можно также добавить, что расщепление информации происходит по множеству срезов: рано или уже поздно, опасно или не опасно, добро или зло, правильно или не правильно, полезно или не полезно, что такое хорошо и что такое плохо, нужно или не нужно и так далее. И с этими задачами сознание большинства людей «худо-бедно» справляется. Но если речь идет о расщеплении информации на предмет содержания в ней истины или лжи, когда вопрос касается религии, то сознание большинства наших сограждан, воспитанных на атеистическом учении о мире, дает сбой. Не понимает современный человек, как подойти к решению такого вопроса. Почему?

    А потому, что непосредственное участие в работе рассудка принимает совесть человека. Вспомним то, что я говорил ранее о рассудке, в котором происходит сравнение. Информационные фрагменты сравниваются с тем, что является высшим эталоном в душе человека, или, по крайней мере, должно быть таким эталоном - это совесть. Как контролер отдела технического контроля опознает бракованную деталь, так и совесть человека должна опознавать ложь. В реальности мы наблюдаем, что состояние совести у всех людей разное, а это значит, что состояние совести может меняться от состояния совершенного, которое возможно на земле у святых людей, до состояния крайней немощи или сожженности. Как бы мы сказали о приборе, скажем, компасе, который вместо того, чтобы показывать север, «врет», и показывает другое направление? В таких случаях говорят: «прибор не поверен». Такой прибор нужно отнести специалистам и откалибровать, то есть подвергнуть испытаниям на предмет точности показаний. После чего такому прибору можно доверять.

    Так и совесть человека может быть «не поверенной», в результате чего возникает погрешность в оценках информационных фрагментов. Поэтому совесть человека должна быть поверена Священным Писанием, которое об этом говорит следующими словами: «... твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла». (Евр. 5: 14) Это, как вы понимаете, в случае святости, когда даже чувства справляются с различением добра и зла.

    О случаях повреждения совести Писание говорит следующими словами: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей». (1Тим.4:2) То есть лжесловесники всегда были и будут впредь, но поддаваться им не нужно. Ведь не секрет, что именно благодаря людям секты растут и богатеют. Именно люди, в большинстве случаев, сами отдают свои сбережения. После чего руководители сект получают возможность подкупать суды, нанимать дорогих адвокатов, выпускать миллионными тиражами свои издания и вновь вербовать, и вербовать. Как не вспомнить тут сказку про Буратино и слова из песни лисы Алисы и кота Базилио в авторском исполнении Татьяны и Сергея Никитиных: «пока живут на свете дураки, обманывать нам, стало быть, с руки».

    Необходимо признать, что именно повреждение совести делает современного человека уязвимым перед современными искушениями. Тоталитарное сектантство не опасно для твердо верующего человека, оно к нему не прикасается, но, как выясняется, оно весьма опасно для внешнего, не церковного человека.

    Однако, мы все еще не достигли полного понимания того, как и почему разрушается душа человека в условиях деятельности тоталитарных сект. У нас еще нет противоядия, хотя мы близко подошли к решению этого вопроса. Все дело в том, что категория души человека под названием «совесть», в свою очередь, многими из нас понимается весьма различно. Попробуем разобраться, и начнем, как и подобает в подобных случаях, с этимологии слова «совесть», которое состоит из двух составляющих: частицы «со» - обозначающей сопричастность, согласность, унисон с чем-либо, и слова «весть» - восходящее к словосочетанию «Благая весть», которая и есть Евангелие.

    Изначально, существовал Ветхий Завет Бога и человека. Основу Ветхого Завета составляют пять книг Моисея, именуемые Моисеевым Законом, иначе Пятикнижием, и еще иначе Торой. С пришествием в мир Христа происходит окончательное раскрытие значения и смысла Моисеева Закона или Моисеевых вед – Пятикнижия, Торы, что приводит к появлению Благой Вести - Евангелия, в котором запечатлено исполнение Моисеева Закона. Таким образом, совесть - это Голос Божий в человеке, отклонение от Которого человек узнает тотчас же в виде мучительного переживания, поскольку это одновременно говорит о приближении к болезни и к смерти, поскольку удаляет его от Бога. Об этом же сказано и в Писании: «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом». (Иер.33:31) Из приведенного текста следует, что совесть есть вложенный в человеческие внутренности и написанный на сердце человека Закон Божий, с Которым ему, человеку, необходимо со-единиться, со-гласиться.

    Таким образом, вся сумма книг, именуемая Библией, вполне может именоваться в точном значении «Ведами», дающими должное представление о взаимоотношении Бога и человека, о Законе Бога, о творении мира, о происхождении человека и о его посмертной участи. Тогда получается, что слова «со-знание», «со-ведение», «со-весть» являются синонимичными по своему значению, т.к. означают причастность человека к чистым и достоверным знаниям через единение с источником этих знаний - Богом. Иметь добрую совесть  означает быть причастным к достоверным знаниям о причинности мира и бытия, полученными из надежного Источника, Которым является Божество.

    Не лишним будет заметить, что термином «веды» в различных религиозно-философских системах обозначается разное представление о Божестве, Его свойствах и способах приближения к Нему, а также и отрицание Его бытия. Поэтому главное, существенное повреждение совести человека происходит через подмену на уровне единения человеческого «со» с ложными знаниями или лже-ведами. Степень погрешности таких «вед» или современных учений - это тема отдельного разговора. Обратим лишь внимание, что стоит человеку допустить по отношению к себе такую оплошность, принять ложь за истину, как весь его потенциал, а это время, здоровье, интеллект, способность зарабатывать деньги, социальное положение и многое другое, начинает тратиться впустую. Как если бы мы прочитали карту местности не правильно или воспользовались бы картами ложными, да и оправились бы в путь. Потратили бы все ресурсы, и только потом выяснили бы, что двигались не в том направлении. Ведь в некоторых случаях возвращение на истинный путь становится невозможным. Сколько людей погибает, сбившись с пути в море, тайге или горах.

    Говоря о совести в других религиозно-философских системах, следует иметь в виду, что значение слова «веды» в них совершенно иное, также как и понимание Истинного Духа. Поэтому и все производные от этих категорий будут иными. Иное понимание совести у христианина, иное у иудея, иное у мусульманина и иное у индуса. Скажем, совесть христианина соглашается с пониманием Бога Троицы, совесть иудея и мусульманина никак не может примириться с утверждением Богочеловечности Иисуса Христа, а совесть мусульманина не сможет в дополнение примириться с утверждением Божественности Святого Духа.

    Так, например, по поводу совести в конце 19 века Ипполит Лютостанский[2] в своем труде «Талмуд и евреи», изданный в последний раз в 1907 году, по поводу талмудических евреев писал: «Основная черта Талмуда - это его казуистика; ум, втиснутый в рамку талмудических измышлений, получает неизгладимый отпечаток. Из этих тисков мозг еврея выходит сплющенным, настроенным по фальшивому камертону и не позволяет ему ни думать, ни чувствовать подобно другим людям».[3]Знавший семь языков, в том числе и язык Талмуда, Ипполит Лютостанский называет совесть талмудического еврея фальшивым камертоном.

    Из всего выше сказанного вытекает мысль, что попавший в сети ложных учений человек имеет поврежденные убеждения, которые он получил сам. То есть его кто-то соблазнял, но в итоге он самостоятельно принял внутрь себя те или иные положения, с которыми подчас органично сосуществует длительное время. Каждое убеждение подобно дереву имеет в душе мощную корневую систему, которой оно питается. В иных случаях убеждение ни на чем существенном не основано, просто по какой-то причине человек с этим согласился. Как правильные, так и не правильные убеждения формируют волю человека, которая, в свою очередь, определяет его поведение. Поэтому-то действия сектанта идут вразрез с тем социумом, в котором он находился до встречи с сектой.

    Я надеюсь, теперь станет понятным ответ на поставленный вопрос о помощи пострадавшему от секты человеку: ему нужно помочь избавиться от ложных убеждений, навязанных ему как самой жизнью, так и сектантскими проповедниками. Учитывая свободу личности человека, сделать это он должен сам. Предшествовать этому должен Промысел Божий о человеке, который создает предпосылку для качественного изменения личности, разрешив ей прежде, сообразно ее свободным устремлениям, погрузиться в болото лжи. В соответствии с Божьим Промыслом о человеке в большинстве случаев помощь социума обязательна, так как через это воспитывается и совершенствуется любовь к ближнему. Как правило, эта помощь специфична и исходит от центров, которые занимаются изучением феномена сектантства и приобретают опыт выведения пострадавших из информационной зависимости. Эта помощь со стороны другого человека возможна в подавляющих случаях только через слово, которое должно быть истинным, а действие такого слова должно напоминать струю чистой воды, которая, попадая в ведро с грязной водой, постепенно очищает ее. Истинное слово должно быть опознано и принято личностью пострадавшего человека, которое после этого встраивается в его мировоззренческую картину. Истинное слово согласуется органично и гармонично, а значит не ложно, не противоречиво и не конфликтно, с остальными словесными конструкциями и положениями, хранящимися в душе человека в неповрежденном или уже в исправленном ранее виде.

    16.04.2015
    Заев Олег Владимирович,
    руководитель Информационно-консультационного
    центра по вопросам сектантства при соборе во имя
    св. блгв. кн. Александра Невского, г. Новосибирск

    [1] Александр Дворкин «Сектоведение. Тоталитарные секты», Нижний Новгород, «Христианская библиотека», Издание 3-е, 2006. с.712
    [2] Ипполит Иосифович Лютостанский (1835-1915) - известный православный богослов, член Императорского Палестинского общества, получивший блестящее образование в Московской духовной академии, знавший семь языков (в том числе древнееврейский и латынь), создал один из самых выдающихся в мировой науке труд по истории и идеологии иудаизма. С одобрения Цензурного комитета первый том его сочинения «Талмуд и евреи» издан в Москве в 1879 г., второй и третий тома — в Петербурге в 1880 г. Последний раз книга была издана в 1902-1907 гг. в шести томах, и с тех пор не переиздавалась, став величайшей редкостью. При власти большевиков чтение и хранение этой книги карались расстрелом. В настоящее время книга выпущена в 2-х томах общим объемом 1900 страниц в 2014 г. стараниями насельников подворья Сретенского монастыря.
    [3] Ипполит Лютостанский "Талмуд и евреи", Том 1- М.: Политкнига, 2014. с.15

           


      © 2006-2012 Sektoved.ru Яндекс цитирования