[24.06.2007] Новый фильм о контроле сознания

Для режиссера Онди Тимонер путь к контролю сознания был вымощен рок-н-роллом. 34-летняя кинодокументалистка впервые заинтересовалась этой темой, когда работала над фильмом Dig ! , посвященным конкуренции двух молодых рок-групп и получившим в 2004 году приз фестиваля в Сандэнсе. В числе кадров, которые Тимонер собрала за семь лет наблюдения за вокалистом одной из групп Энтоном Ньюкомбом, были эпизоды, показывающие его почти гипнотический контроль над другими членами группы и фанатами.

«Когда я рассказала Билли Корригэну из Smashing Pumpkins , что снимаю фильм о контроле сознания», — рассказывает Тимонер за обедом в голливудском ресторанчике неподалеку от ее студии, — «он ответил: „Как странно. Я часто думал, что лидеру культов — это те же вокалисты, которые не умеют петь“».

Интерес привел Тимонер к созданию нового фильма под названием Join Us («Присоединяйся к нам»), премьера которого состоялась в прошлую субботу в ходе Лос-Анджелесского кинофестиваля. Фильм рассказывает о группе людей, которая покидает свои дома в Южной Каролине, чтобы сбежать из-под власти самозваного пророка.

В отличие от многих фильмов, повествующих о событиях прошлого, фильм Тимонер погружает зрителя в переживания человека, покидающего группу, следит за бывшими культистами в реабилитационном центре Уэллспринг и показывает, как они пытаются заново построить свою жизнь. Удивительно уже то, что герои фильма не носят оранжевые комбинезоны или одинаковые спортивные костюмы. Когда они приезжают в реабилитационный центр на двух джипах и одном БМВ, они выглядят как рядовые жители американского пригорода.

«Они выглядели так же, как я», — вспоминает Тимонер, долговязая женщина в джинсах и розовой футболке с изображением двух револьверов. — «Их община располагалась в пригороде. Как говорит один из героев в начале фильма, он думал, что самое безопасное место — это церковь. Или храм. Любое место поклонения. Но если твой лидер неожиданно заявляет, что ты можешь придти к Богу только через него, здесь что-то не так».

Тимонер ссылается на данные исследований, из которых следует, что СЩА — это центр мирового сектантства. В конце концов, эта страна была основана на принципе религиозной терпимости, и это способствовало развитию некоторых весьма неортодоксальных движений. Некоторый из них, такие как Небесные Врата и Ветвь Давидова, приобрели печальную известность, остальные стали более респектабельными. Но почти все они неподконтрольны никому .

Психиатры из центра в Уэллспринге определяют контроль сознания в соответствии с восемью принципами, сформулированными в 1960-х годах психиатром Робертом Джем Лифтоном. Любая группа , обнаруживающая хотя бы шесть признаков , считается деструктивной .

Герои фильма, семьи Салливан, Роджерс, Кристман и Уэйкфилд (связанные между собой родственными узами), рассказывают о том, как все они жили вместе, вместе давали детям школьное образование дома м вместе попали под власть пастора, который, по их словам, контролировал их духовную и земную жизнь.

По их словам, пастор Раймунд Мельц контролировал многие стороны их жизни: когда и где они молились, как они зарабатывали себе на жизнь (все мужчины работали в его строительной фирме). Сектанты построили несколько домов, создав поселок под названием «Наследие», после чего эти дома сдавались в аренду самим же строителям. Бывшие члены группы утверждают, что Мельц избивал своих детей за мелкие и серьезные проступки и приказывал другим родителям бить своих детей — даже младенцев. Всякого, кто перечил ему, изгоняли прочь.

В фильме есть интервью с Мельцем, который отрицает, что делал что-либо предосудительное. В фильме он выглядит властным фанатиком, страстно любящим водить свой «Мерседес». Его преданная жена, Дебора, показала Тимонер, как «правильно» бить ребенка.

В фильме есть эпизод, когда бывшие члены группы пытаются спровоцировать Мельца на признание, тайно записывая разговор на пленку. Он отрицает все их обвинения и гневом отвечает: «Вы банда лжецов». В конце фильма он все-таки признается, что однажды бил ребенка кулаками и ногами. «Я был неправ», — говорит он и извиняется перед ребенком.

Тимонер и ее партнеры, Васко Лукас Нуньес и Тим Раш, сами финансировали съемки фильма. Стиль работы Тимонер очень личностный, и бывшие культисты не смущались, рассказывая о своих собственных грехах. «Когда я снимаю людей, я не сужу их», — говорит Тимонер.

При всем том, она пришла к выводу, что промыванию мозгов можно подвергнуть любого человека. «Это могло бы случиться и со мной», — говорит она. — «Я такой человек, я всегда ценила независимость. Никогда не любила быть частью группы. Однако при определенных обстоятельствах — и это снова и снова подтверждается исследованием конкретных случаев — любой из нас подвержен контролю сознания».

— Los Angeles Times , 25.06.2007