[23.01.2008] Секта наркоману — не лекарь

Как показывают опросы общественного мнения, проблему наркомании граждане России считают одной из самых серьезных. Уже сейчас многие российские семьи столкнулись с наркоманией, что называется, впрямую. Среди наркоманов оказываются их родственники, друзья, знакомые. Не менее остра в России и традиционная для нас проблема алкоголизма. В принципе, государство и общественные организации понимают всю остроту проблемы. Тем не менее ситуация с каждым годом становится только хуже. Почему? И что же все-таки делать? В этом попытались разобраться участники «круглого стола», который недавно прошел в московском Национальном научном центре наркологии. Среди его участников был и настоятель новосибирского cобора Александра Невского, член рабочей группы общественного совета Госнаркоконтроля России протоиерей Александр Новопашин.

— Отец Александр, кем был организован «круглый стол» в Национальном научном центре наркологии?

— Начнем с того, что «круглый стол» назывался «Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви». В его подготовке и проведении приняли участие Московское общество православных врачей (председатель — доктор медицинских наук, профессор А. В. Недоступ), Научно-методический отдел по профилактике зависимостей и реабилитации лиц с зависимым поведением Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского (руководитель Центра — доктор медицинских наук, иеромонах Анатолий (Берестов), Отделение наркотической и демографической безопасности Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка (президент Академии — В. Г. Шевченко), Национальный научный центр наркологии (директор — Н. Н. Иванец).

В обсуждении приняли участие врачи-психиатры, ведущие специалисты Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского и наркологи из ряда субъектов Российской Федерации, священнослужители Русской Православной Церкви, Московского Патриархата и помогающие им светские специалисты, занимающиеся в различных регионах России реабилитацией лиц с зависимым поведением, посетители московских групп взаимопомощи «Анонимные Наркоманы», «Анонимные Алкоголики», «Анонимные Игроки», а также представители средств массовой информации и сотрудники федеральных служб и ведомств, осуществляющие контроль за деятельностью религиозных и общественных организаций, работающих в сфере профилактики алкоголизации и наркотизации населения, реабилитации и ресоциализации алкоголе- и наркозависимых лиц.

— Какую реакцию в обществе вызвало проведение «круглого стола»?

— Как показывают многочисленные публикации в СМИ, «круглый стол» вызвал немалый резонанс не только в Церкви, но и в обществе в целом. Вопросы, которые обсуждались на «круглом столе», оказались весьма своевременными. По официальным данным, на начало 2006 года в России было зарегистрировано свыше 2,3 миллиона больных алкоголизмом и свыше 340 тысяч пациентов, страдающих наркоманией. На самом же деле, по мнению всех специалистов, принявших участие в работе «круглого стола», истинная заболеваемость выше регистрируемой в пять-восемь раз. Произведя несложные математические действия, легко убедиться, что проблема заболеваемости алкоголизмом и наркоманией в стране является серьезной угрозой национальной безопасности России.

Помимо неуклонного роста нелегального распространения наркотиков все чаще приходится говорить о жертвах наркопрепаратов, которые можно свободно приобрести в аптеках. По некоторым оценкам, легальный наркорынок уже сейчас освоил до 50 процентов «нужд» наркоманов, и этот процент продолжает расти.

— Однако власти, общество, медицина как-то пытаются исправить ситуацию...

— Нельзя сказать, что в стране ничего не делается для того, чтобы исправить ситуацию. Работа в этом направлении проводится большая, однако этого все равно недостаточно. Было отмечено, что число государственных учреждений, занимающихся реабилитацией людей, страдающих химической зависимостью, ничтожно мало. В результате полноценную помощь получают немногие. Большинство больных так и не проходят комплексную терапию, которая, по большому счету, заключается не столько в медикаментозном лечении, сколько в высококвалифицированной психологической помощи. Поэтому в данном случае ни о какой длительной ремиссии и речи быть не может. Выйдя за дверь стационара, больные очень скоро вновь начинают употреблять наркотики. Таких, согласно статистическим данным, 96 процентов! В то время как ком-плексное лечение с участием грамотных психологов, психотерапевтов может, по словам наркологов, привести к устойчивой ремиссии в 30 — 40 процентах случаев.

— Государство, специалисты ничего не могут сделать для повышения эффективности лечения наркоманов?

— Меры государственного воздействия на решение проблемы алкоголизма и наркомании не слишком эффективны хотя бы потому, что до сих пор в обществе нет единого понимания, являются ли алкоголизм и наркомания болезнью или пороком, а если и тем и другим, то как они сочетаются? При советской власти государство широко использовало принудительные (вплоть до лишения свободы) меры для борьбы с этим злом. В перестроечное время сеть так называемых «лечебно-трудовых» профилакториев в связи с сомнительностью ее законности была ликвидирована, и в образовавшуюся пустоту широким потоком хлынули разнообразные религиозные и полурелигиозные отечественные и зарубежные организации.

— Не всем понятно, почему в обсуждении проблем наркомании принимают участие представители Русской Православной Церкви?

— Русская Православная Церковь занимается реабилитацией алкоголиков и наркоманов самым тесным образом и достаточно продолжительное время. Поскольку алкоголизм и наркомания большинством специалистов признаны социальными болезнями, развивающимися вследствие духовного обнищания нашего общества, то именно наполнение духовной составляющей является основой профилактики социально-значимых болезней. Исцеление души и тела через воцерковление, осознание своей греховности и отступничества от Бога, возвращение в лоно матери-церкви — вот суть основной части комплексной реабилитационной программы, предложенной РПЦ. Сегодня такие православные общества по реабилитации лиц с химической зависимостью организованы во многих епархиях. При этом эффективность реабилитации в них в 10 раз выше, чем в государственных учреждениях. Это еще раз доказывает правильную позицию церкви в решении этой чрезвычайно серьезной общенациональной проблемы.

— То есть можно говорить о достаточно эффективной работе православных реабилитационных центров?

— В качестве ответа приведу вам еще одну выдержку из итоговых документов «круглого стола»: «Сообщества пациентов на право-славной религиозной основе в России функционируют более успешно и благотворно для зависимой личности, изменяя ее в духовном плане в лучшую сторону, исцеляя не только тело, но и душу. При этом в таких общинах не отрицается право человека на определенных этапах выхода из наркотизации или алкоголизации использовать возможности современной медицины.

Реабилитация и ресоциализация лиц с алкогольной и/или наркотической зависимостью успешно проводится в православных амбулаторных и стационарных реабилитационных центрах уже более 10 лет по оригинальным программам, разработанным на основе православной трезвеннической традиции».

— Наша газета не раз писала о том, что сегодня к реабилитации наркоманов активно подключились разного рода секты.

— Следует признать, что, несмотря на высокую эффективность православных методов реабилитации (это подтверждают даже невоцерковленные специалисты государственных специализированных лечебных учреждений), немалое число наркозависимых все-таки обращаются за помощью в тоталитарные секты, которые, почуяв легкую добычу, активно популяризируют свои методы лечения, не раскрывая при этом их сути и часто скрываясь под вывесками общественных организаций.

На самом же деле сектанты не заинтересованы в том, чтобы больные полностью выздоровели, освободились от зависимости, потому что им нужны рабы, которые посвятили бы себя секте. С этой целью они проводят перезависимость, то есть наркозависимых людей путем несложной психологической обработки делают зависимыми от тоталитарной организации.

— Какие тоталитарные секты, по вашим сведениям, пытаются вовлечь в свои «сети» наркоманов?

— Таких сект сегодня немало, и на «круглом столе» говорилось, что наиболее активными можно считать «Свидетелей Иеговы», кришнаитские и неопятидесятнические организации, секту сайентологии. Методы «лечения» и «реабилитации» в этих сектах нередко шокируют даже психиатров. Чтобы в этом убедиться, достаточно один раз увидеть, что собой представляют, к примеру, неопятидесятнические «служения», во время которых люди заходятся в истерическом хохоте, падают на пол и бьются в конвульсиях, издавая нечленораздельные звуки. Когда один из каналов центрального телевидения впервые показал эти кадры, сделанные скрытой камерой, страна пришла в шок. Люди спрашивали: «Неужели такое возможно?» Вот как описывает это явление широко известный и авторитетный в сектантских кругах неопятидесятнический проповедник Джон Уимбер: «Об этом феномене, когда люди падают на пол и иногда лежат на спине или животе по нескольку часов, известно не только из сообщений истории Церкви. Он случается часто и в наши дни... Бывает, что такое состояние длится от 12 до 48 часов. В таких случаях люди потом рассказывали, что в них произошла глубокая духовная перемена. Случаются ситуации весьма драматические, когда так падает пастор или духовный руководитель... Были случаи, например, когда один пастор на протяжении почти часа бился ритмически головой о пол. Изменения, которые наступают после таких переживаний, могут быть огромными». (Wimber J., Springer K. Heilung inder Kraft des Geistes. Hochheim, 1985. S. 207. Цит. по: Бюне. С. 229-230).

Большинство подобных сект первоначально скрывают свою принадлежность к тому или иному современному религиозному движению под видом какой-либо светской общественной некоммерческой организации, нейтральной ко всем мировым религиям.

Не лучшим образом проводится реабилитация в секте сайентологов. Сектантская «программа очищения» в сайентологической организации «Нарконон» включает в себя серьезные физические нагрузки, многочасовое пребывание в сауне с высокой температурой, прием огромных доз витаминов или других медикаментозных средств в сочетании с мощным психологическим воздействием.

Профессор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского, заслуженный врач Российской Федерации, доктор медицинских наук Федор Викторович Кондратьев в своем выступлении на «круглом столе» подчеркнул, что еще в 1994 году была создана специальная комиссия по расследованию так называемой реабилитационной деятельности сайентологов. По словам Кондратьева, врачами были изучены тома «медицинских документов», просмотрены тонны видеоматериалов, в результате чего было сделано заключение о высокой опасности сайентологической методики для телесного и психического здоровья людей. В распоряжении членов комиссии также оказались документы, в которых попавшие в секту люди подтверждают, что они добровольно соглашаются на «прохождение религиозного обряда, направленного на духовное освобождение человека от разрушительного воздействия наркотика...», а также подписывают бумагу о том, что в случае каких-либо осложнений во время процедуры «очищения» они не будут иметь к секте никаких претензий.

— Может быть, воздействие тоталитарных сект на наркоманов не так уж и разрушительно?

— В качестве ответа приведу вам выдержку из итогового документа «круглого стола»: «Психическое состояние новообращенных членов подобных групп со временем наполняется идеями собственного превосходства над окружающими, невротической манией преследования, вплоть до острого психотического состояния, навязчивыми мыслями о скором «конце света» и т.п., что, в конце концов, может привести либо к проявлениям необоснованной агрессии по отношению даже к близким людям, не разделяющим их взгляды, либо к появлению мыслей о самоубийстве, вплоть до их реализации». По мнению специалистов, выступавших в Москве, через несколько сеансов так называемых «бого-служений» в общинах неопятидесятников из-за активного воздействия на психику адептов, у последних возникает близкая к наркотической зависимость от чувственных переживаний, возникающих во время «прославления» Христа, совместных молитв, «говорения на языках» (несвязная речь, бормотание, выкрики). «Говорение на языках» очень часто напоминает эпилептический припадок.

— Но почему же люди все равно обращаются в опасные тоталитарные секты?

— Возвратимся к тому, с чего начали — к бездуховности, которая порождает религиозную безграмотность и делает человека духовно беспечным, а соответственно, совершенно беззащитным перед религиозными авантюристами. К тому же по-прежнему в обществе наблюдается недостаток информации о деятельности тоталитарных сект, которые на территории нашей страны продолжают безнаказанно заниматься вербовкой российских граждан.

Очень хорошо по этому поводу сказал профессор Кондратьев: «Православный христианин своей верой защищен от пагубного пристрастия к наркотикам и тем более от всякого рода сектантов, промышляющих в России».

— Затрагивали ли участники «круглого стола» вопрос достаточно широкого распространения всевозможных реабилитационных программ, экспортированных к нам из-за рубежа?

— Действительно, помимо сугубо светских и православных программ реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, в России с некоторых пор начали распространяться реабилитационные программы протестантского толка, в частности 12-шаговая программа, привезенная к нам из США. Как отмечалось в документах «круглого стола», порой у нас используются «инородные духовные практики, в частности, элементы харизматического неопятидесятнического христианского движения, основанного на протестантском восприятии мироздания и исповедующего совершенно неестественные для православия принципы ведения Евангельских групп (миссионерский проект «Альфа-курс», видеокурс «Альфа и Омега», духовно-профилактическая программа «Путь» и т.п.). Применяемые в них психотерапевтические технологии (элементы так называемого «нейролингвистического программирования (НЛП) способны не только нанести вред православному самосознанию, но и нанести участникам подобных акций ущерб в психической и интеллектуальной сфере».

Если же вернуться к 12-шаговой программе, то следует сразу сказать, что по своей сути она никак не вписывается в менталитет нашего народа. С одной стороны, она неприемлема для неверующих людей, с другой — находится в конфликте с православной традицией. Видимо, поэтому так невысока ее эффективность — относительно устойчивая ремиссия наблюдается лишь у пяти-восьми процентов реабилитантов. Это даже ниже, чем в некоторых государственных специализированных лечебно-профилактических учреждениях. Тем не менее, к сожалению, принцип «12-ти шагов» начали использовать некоторые православные группы реабилитации наркозависимых и больных алкоголизмом, организованные при монастырях.

— Может быть, эта программа используется некоторыми православными потому, что, например, в Интернете можно встретить утверждение, будто она получила благословение Патриарха Алексия II?

— Вот что по этому поводу рассказал во время «круглого стола» руководитель Душепопечительского православного центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, иеромонах Анатолий Берестов: «Эта чуждая нашему менталитету и вере американская протестантская программа стала внедряться в Церковь через людей, которые и к Церкви-то никакого отношения не имеют. Но при этом они уверяют, что программа получила благословение Патриарха. Когда я, будучи на приеме у Его Святейшества, рассказал ему об этом, Святейший Владыка очень удивился и попросил меня в присутствии митрополита Ташкентского Владимира распространять правдивую информацию о реабилитации наркозависимых по принципу 12-ти шагов».

«Я ничего не имею против, — добавил отец Анатолий, — если эта программа помогает в группах взаимопомощи, организованных в светских учреждениях, но зачем нести ее в Церковь?»

— Скажите, во время «круглого стола» не было ли некоторого недопонимания между представителями Церкви и медицинских учреждений?

— Нет, например, директор Института реабилитации Национального научного центра наркологии, академик РАЕН Тарас Николаевич Дудко, подводя итог выступлениям, поблагодарил представителей Русской Православной Церкви за то, что они собрали специалистов за «круглым столом», чтобы обсудить проблему реабилитации больных, страдающих алкоголизмом и наркоманией.

«Широкое распространение наркомании породило большое число людей или даже групп людей, которые считают, что они вправе заниматься реабилитацией, — сказал академик. — Однако без привлечения в реабилитационный процесс грамотных врачей-наркологов, психологов, людей, занимающихся духовным окормлением болящих, невозможно будет решить эту серьезную проблему».

— Отец Александр, на ваш взгляд, что нового дало проведение «круглого стола» с участием представителей Церкви?

— Впервые специалисты пришли к единому мнению о необходимости проведения независимой общественной экспертизы всех существующих лечебно-реабилитационных методик избавления от наркотической и алкогольной зависимостей. Кроме того, было предложено детально обсудить проблему тоталитарного сектантства в России, в частности вербовочные акции сектантов среди наркозависимых через так называемые реабилитационные центры.

Подчеркну, впервые на таком серьезном уровне поставлен вопрос о необходимости общественного аудита реабилитационных методик. В случае реализации этих планов десятки тысяч людей будут спасены от воздействия тоталитарных сект.

— Было ли участниками «круглого стола» после обсуждения принято какое-то обращение?

— С учетом замечаний и дополнений всех участников «круглого стола» подготовлен проект итогового обращения к святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, директору Федеральной службы Российской Федерации по борьбе с незаконным оборотом наркотиков В. В. Черкесову и министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации Т. А. Голиковой. После окончательного согласования всех пунктов резолюции текст с конструктивными предложениями по существу вопросов, рассмотренных на заседании, будет направлен выше-указанным адресатам.

Беседовал
Александр ОКОНИШНИКОВ,
«ЧЕСТНОЕ СЛОВО»
23.01.2008
№ 4 (574)