Как свидетельствует человеческая история, искушение ложным знанием стало одним из главных средств борьбы темных сил против человека. Говоря о грехопадении первых людей, некоторые богословы обращают внимание на тот факт, что искуситель, соблазняя наших прародителей, предложил им принять некое новое знание, отличное от того, которое они имели: «И сказал змий жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их (плоды), откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт.3:4-5). Приняв это знание за подлинное, Адам и Ева отпали от Бога. Совращение людей в Раю стало только началом.
Расцвет сектантства в современной России во многом является закономерным следствием того, что в нашем обществе почти семьдесят лет практически не велась и была под запретом религиозная жизнь.
Пользуясь элементарной религиозной безграмотностью населения, новоявленные пророки и гуру за короткое время завлекли в различные секты большое число доверчивых граждан.
Согласно известным данным, на сегодняшний день в Пермском крае зарегистрировались и действуют 370 религиозных организаций и сект.
Таблица 1
Зарегистрированные религиозные организации,
действующие на территории Пермского края (на 1 января 2008 г.)
РЕЛИГИИ | Количество зарегистрированных единиц |
Православие | |
Русская Православная Церковь | 192 |
Русская Православная старообрядческая Церковь | 10 |
Русская Древлеправославная Церковь | 2 |
Древлеправославная Поморская Церковь | 1 |
Старообрядцы без указания юрисдикции | 2 |
Итого: | 207 |
Монофизиты | |
Армянская Апостольская церковь | 1 |
Итого: | 1 |
Римо-католицизм | |
Римо-Католическая церковь | 3 |
Итого: | 3 |
Протестантизм | |
Евангелическо-Лютеранская церковь | 4 |
Христианская пресвитерианская церковь | 4 |
Евангельские христиане-баптисты | 8 |
Евангельские христиане | 1 |
Итого: | 17 |
Ислам | |
Мусульманская религиозная организация «Махалля» Пермского муфтията | 59 |
Мухтисабат Пермского муфтията ЦДУМ России | 11 |
Мусульмане без указания юрисдикции | 13 |
Итого: | 83 |
Иудаизм | |
Традиционный иудаизм | 3 |
Прогрессивный иудаизм | 1 |
Итого: | 4 |
Таблица 2
Зарегистрированные секты,
действующие на территории Пермского края (на 1 января 2008 г.)
СЕКТЫ | Количество зарегистрированных единиц |
Неопятидесятнические | |
«Новый Завет» | 24 |
«Церковь» Иисуса Христа» | 3 |
«Новая жизнь» | 1 |
«Армия Господа» | 1 |
«Благодать» | 1 |
«Освобождение в Иисусе» | 1 |
«Молодежь с миссией» | 1 |
«Западно-Уральская миссия» | 1 |
«Единство во Христе» | 1 |
«Свет Истины» | 1 |
«Церковь» Троицы» | 1 |
«Новый путь» | 1 |
Пермский центр христиан веры евангельской | 1 |
Итого: | 38 |
Неоиндуистские | |
Международное общество сознания Кришны | 2 |
Последователи веры Бахаи | 1 |
Итого: | 3 |
Остальные | |
Адвентисты седьмого дня | 7 |
Христианская религиозная организация «Церковь – Семья Божия» | 1 |
Общество сторожевой башни (Свидетели Иеговы) | 4 |
Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) | 1 |
Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства – - церковь объединения (муниты) | 1 |
Итого: | 14 |
Необходимо отметить, что многие секты, действующие на территории нашего края, фигурируют в известном справочнике «Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера». В историческом контексте Прикамья в силу этнической специфики межрелигиозные отношения складывались в первую очередь в русле взаимодействия Православия и Ислама. В XVIII-XIX вв. в эти отношения включились также иудеи, католики и лютеране. Характерно, что до начала ХХ века принадлежность к той или иной религиозной конфессии определялась в основном принципом этнической идентичности. Другими словами, римо-католицизм исповедовали главным образом поляки, иудаизм – евреи, лютеранство – немцы и т.д. Несколько изменилась ситуация в первом десятилетии ХХ в., когда в Перми появились баптисты и адвентисты седьмого дня. Однако общий религиозный фон региона от этого изменился мало. Лишь с начала 1990-х годов появляются так называемые «новые религиозные образования», которые, ведя шумные рекламные компании и активную вербовочную деятельность, очень скоро приобрели большое число последователей. На сегодняшний день из наиболее заметных сект в нашем крае активно действуют такие, как «Церковь» сайентологии, Международное общество сознания Кришны, Общество сторожевой башни (Свидетели Иеговы), «Церковь» Иисуса Христа святых последних дней (мормоны), организация «Церковь - Семья Божия», а неопятидесятническая секта «Новый Завет» вообще по численности последователей уверенно занимает 3-е (если не 2-е) место в регионе после православных и мусульман. Только местная пермская община неохаризматиков насчитывает около 4000 членов, в то время как по всему краю имеется не менее 250 незарегистрированных общин. В связи с этим Пермь уже именуется неопятидесятнической столицей России.
Следует подчеркнуть, что во многих странах вышеперечисленные секты классифицируются не иначе, как деструктивные тоталитарные культы, а в некоторых даже запрещены государственным законодательством.
- Куликов И. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. М., 1999
- Так же см.: http://www.iriney.ru/; http://netrunet.narod.ru/; http://www.anticekta.ru/; http://www.sektoved.ru/; и др.