[27.08.2009] "Быстрорастворимая" религия

Саратовские сектанты опять проводят свой съезд, но тщательно это скрывают.

На этой неделе представители тоталитарной секты "Слово жизни" планируют собраться на свой съезд. Информации о грядущем мероприятии практически нет. В интернете, на форумах различные упоминания о нем были просто удалены. По словам руководителя Саратовского отделения Центра религиоведческих исследований Александра Кузьмина, в последнее время ряды "СЖ" заметно поредели. Люди начали просто уходить от них, и верхушку секты это не может не волновать. О том, почему опасно быть членом этой организации, о ее деятельности в Саратове - в нашем материале.


Верить? Только за деньги!

По словам Александра Кузьмина, "Слово жизни" относится к так называемым неопятидесятническим деструктивным сектам.

- Если говорить о том, как все начиналось, - рассказывает Александр Валерьевич, - то вследствие появления всякого рода еретических учений и несогласий от христианской церкви первых веков отделилось римско-католическая. Она стала проповедовать истины, которые несколько не совпадают с тем, что проповедовал Христос. Речь идет о политических претензиях папы на главенство, различных индульгенциях и прочем. В XVI веке в Европе появились группы несогласных с политикой римско-католической церкви, возглавляемые такими реформаторами, как Лютер и Кальвин. Их назвали протестантами, или лютеранами, кальвинистами - по имени своих лидеров. Они говорили о том, что христианство должно существовать в согласии с Библией и без власти папы. В начале XX века появились несогласные уже с самими протестантами. Они решили сформировать свое учение, где отличительной особенностью было чувство "благодати".

Мы приходим в церковь, молимся, несем на себе труд покаяния. Все это влияет на нас определенным духовным и психологическим образом. А тут сформировалось постпротестантское движение, где за благодать Божью стали воспринимать обычные психосоматические состояния. Человеку рано или поздно требуется пережить религиозные ощущения. Попав в секту, он соглашается ради этого ставить над собой эксперименты и принимает за религию обычный гипноз и психологические манипуляции, то есть когда люди говорят на "ангельских языках", когда бессвязные бормотания принимают за какие-то пророчества. На собраниях неопятидесятников часты так называемые "падения в духе", когда люди после острых припадков эйфории валяются по полу, бессвязно дергая руками и ногами. Зрелище это очень тяжелое. На самом деле у человека отключается некий внутренний психологический тормоз, и он выдает совершенно не связанные речевые конструкции. Подобное мы обычно наблюдаем у детей первого года жизни. Но человеку хорошо! Он чувствует себя в эйфории. Ему радостно, светло, легко. Поэтому все это стало истолковываться как благодать. Рано или поздно человек входит в зависимость от этой эйфории.

В середине XX века некие предприимчивые люди поняли, что на этом можно делать деньги. Появилось неопятидесятники, так называемые постпротестантские секты. "Слово жизни" - одна из них. Они называют себя
христианами. В отличие от православия и католицизма, у протестантов нет единого лидера, который бы опроверг претензии сект на авторитет Церкви, чем они и пользуются. На самом же деле это секта, которая оперирует несколькими библейскими терминами и пользуется оккультными мистическими приемами, что очень далеко от христианства. Они считают, что влияя на духовный мир, можно влиять на мир материальный и таким образом достигать счастья. Среди прочего они считают, что можно именно ЗАСТАВИТЬ Бога сделать человека богаче, счастливее, здоровее. Они пытаются представить свою жизнь как некую череду логических взаимозависимостей, полностью зависящих только от них. То есть если они считают, что они грешники, то они таковыми и будут являться. Но понятно, что никто грешником быть не хочет, они называют себя святыми. Но опять же, как это принято в случае любых деструктивных сект, они считают себя святыми в зависимости от принадлежности к группе. То есть он святой до тех пор, пока он в ней. Вышел из секты - отступник, это самое страшное преступление.

Есть там и так называемая теология процветания. В протестантизме считается, что если человек живет бедно, значит он грешник, если богатый, значит праведный. С нашим русским менталитетом это не сходится, но по западным меркам это вполне нормально. В сектах же упор делается совершенно на другое - якобы на опыт первых христианских общин, когда все имущество было общее. Поэтому неопятидесятники уверяют, что дабы правильно распорядится имуществом, надо... отдать его секте. Появляется десятина, когда в секту несут десять процентов своих доходов. Считается, что эти десять процентов уже принадлежат Богу (то есть секте). Но нужно же еще жертвовать на церковь (на секту). Следовательно, надо платить еще.

- Я общался с людьми, которые жертвовали все, что у них было, потому что от них это требовали, - продолжает Александр Кузьмин. - Мне жаловалась пожилая женщина со слезами на глазах, что у нее нет больше денег, чтобы ходить в эту, как она говорила, "церковь". В результате - сильнейший стресс и депрессия.


"Расслабься, Иисус тебя любит!"

По словам Кузьмина, вербовка последователей секты нацелена на школьную и студенческую молодежь. Все это облекается в форму молодежной религии, где многое представлено как некий китч. Человек начинает верить в Бога с позиции "расслабься, Иисус тебя любит!". Появляется определенный сектантский сленг, сильно напоминающий тюремный жаргон.

- Молодым это нравится - не надо глубоко задумываться, - говорит Александр Валерьевич. - Появляется некое новое религиозное сознание, чуждое русской культуре. Здесь мало частных молитв, есть общие сектантские собрания, так называемые "службы прославления". Звучит громкая музыка, что-то типа жесткого рока с якобы духовными текстами, под которую все весело прыгают и протягивая вверх руки, молятся. Это в том числе помогает накручивать психику и начать выброс в кровь эндорфина для большего психологического контроля. Наступает эйфория, как от обычного рок-концерта, которую человек объясняет в религиозных терминах.

По словам Кузьмина, каждый четвертый последователь этой секты в Швеции пытался покончить жизнь самоубийством. Каждый второй думал об этом. Это международная статистика. За обнародование этой статистики представители секты писали на Александра Кузьмина различные жалобы в прокуратуру. Однако ему удалось доказать, что эти данные верны.

- Это шведская статистика. С человеком, занимавшимся этими исследованиями, мне посчастливилось познакомиться лично. Это бывший министр здравоохранения Швеции Пэр Свартлинг. Он и проводил анкетирование последователей этой секты у себя на родине. Он свидетельствует, что психологическое состояние сектантов достаточно плачевное. Человек, приходя в секту, думает, что его проблемы - отсутствие мира в душе, гармонии в общении с окружающим миром, отсутствие семейной теплоты - все решится в секте. Ведь секта обещает все это с лихвой и в кратчайшие сроки. На самом деле ничего кроме стресса и депрессии он не получает, что и приводит к попыткам суицида. Мир, в котором живет член этой секты, населен бесами, демонами, которые его постоянно искушают, злыми духами, с которыми он не знает, как справиться. Вот, к примеру, человек идет по улице, встретил Кузьмина, который сказал ему, что он в секте, значит Кузьмин - искушение от сатаны. Или, например, экономический кризис. Человек воспринимает его именно с этой точки зрения. Появляется упадническое настроение и все та же депрессия.

Особенность неопятидесятничества в том, что оно активнее, нежели другие секты, пытается заниматься политической деятельностью в стране. Его также называют еще "оранжевой" сектой. Именно последователи харизматических, неопятидесятнических сект участвовали в "оранжевой" революции на Майдане.

- Все эти палатки, все эти люди, которых мы видели на Майдане в те дни, были в большинстве своем сектанты, их просто вывели на улицы, сказали, что Ющенко - президент от Бога и нужно его защищать. Что нужно вступить в духовную войну с силами сатаны, которые пытаются помешать прийти к власти их "христианскому президенту". Начинается своеобразный сектантский жаргон - "президент от Бога", "прокурор от Бога" и т.п. Один из лидеров этого сектантского движения Алексей Ледяев говорит о том, что их конечная цель - стремление к новому мировому порядку, чтобы были "христианские" президенты, "христианские" прокуроры, "христианские" журналисты, "христианские" милиционеры... Под "христианскими" сектанты понимают именно тех, кто лоббирует интересы их секты. Хотя это конечная цель любой секты, которая пытается каким-то образом претендовать на мировое господство.


"Исповедь за брата"

- Если говорить о саратовском отделении секты "Слово жизни", то это достаточно разрозненная религиозная группа, о численности которой судить довольно сложно. По моим подсчетам, там не настолько много последователей, как они сами заявляют. Ее руководители утверждают, что они очень сплоченная "церковь" и число верующих растет. На самом деле в деструктивных сектах существует нездоровая религиозная конкуренция, где лидеры сдерживают своих последователей посредством наказаний и бонусов. Чтобы их заслужить, каждый пытается им угодить. В результате в сектах всегда процветает доносительство, которое воспринимается в таких религиозных терминах как "исповедь за брата", "исповедь за сестру". Логика всего этого такова, что если человек увидел чужой "грех", то доносительство необходимо, так как если сектант не расскажет о проступке своего собрата, то в таком случае считается, что он возьмет этот замеченный им грех на себя. Здесь человек включен в систему жесткой конкуренции - кто больше помолился, разнес литературы, привел больше людей. Он существует в бешеном ритме мнимой социальной активности. То есть он думает, что приносит кому-то пользу, хотя на самом деле это не так.

Они, кстати, не курят и не пьют и очень любят этим хвалиться. Как правило, письма, которые приходят к нам в Центр, начинающиеся словами: "мой муж (сын, дочь, брат) пил, курил, ругался матом, а потом встретил этих людей...", заканчиваются же словами, что лучше бы он пил, курил, ругался матом, но только бы ушел из этой секты. Саратовское "Слово жизни" возглавляет Павел Таранов. Когда в Саратов приезжал известный российский эксперт по сектам Александр Дворкин, Таранов написал письмо о том, что они очень рады его приезду, так как он проповедует о вреде сектантства. Сейчас же они льют на него грязь в три ушата. Раньше же делали "овечьи" глазки и любыми способами пытались подружиться.

Но ситуация меняется, и это факт, что сейчас люди разбегаются из этой секты. Существует группа бывших ее последователей, которые нашли в себе силы порвать с этим учением, нашли в себе силы здраво взглянуть на вещи. Они вместе, они помогают друг другу и будут рады видеть всех, кто решит начать новую жизнь. Связаться с ними можно через Саратовское отделение Центра религиоведческих исследований, контакты которого знают в любом православном храме города Саратова, в правоохранительных органах и правительстве.


"Мы с ними не соревнуемся, не враждуем"

Некоторые представители "Слова жизни" не раз высказывались о том, что они очень близки к православию. Прокомментировать подобные заявления мы попросили клирика храма Казанской иконы Божьей матери отца Сергия Штурбабина.

- Они не православные. Они не находятся с нами ни в литургическом, ни в молитвенном общении. То, что представители этой религиозной организации выказывают некую близость к православию, - эти заявления выглядят не вполне логично. Их вероучение, молитвенная и духовная практики принципиально отличаются от православных. Наша позиция в отношении последователей подобных неопятидесятнических организаций такова, что мы с ними не соревнуемся, не враждуем, но желаем их возвращения в лоно Единой Церкви, примирения с Богом. Для нас всякий человек любой национальности, вероисповедания, культуры является братом, сестрой, и Церковь всегда скорбит, когда кто-то оказывается из-за своих ошибок и заблуждений за её пределами. Мы желаем им прийти, как и мы, к познанию Истины. Осуждая и порицая заблуждения данной религиозной организации, мы готовы к диалогу с её последователями и рады помочь каждому, кто обратится к нам за помощью.

Ольга Летувет,
газета "Репортер"
№ 33 (861)
26 августа 2009 г.

По материалам:
http://www.reporter-smi.ru