[16.06.2010] Оккультизм со школьной скамьи-2. О гуманной педагогике Шалвы Амонашвили

Любой учитель, который переступает школьный порог, хочет научить детей всему самому светлому, доброму, вечному. Без этого желания и без любви к детям невозможен никакой образовательный и воспитательный процесс, никакое взаимопонимание между учителем и учениками. Но порой желание педагога приобщить ребенка к вечным истинам приобретает весьма странные формы.

В нашем журнале читатели уже имели возможность познакомиться с гуманной педагогикой Шалвы Амонашвили (Оккультизм со школьной скамьи//журнал Донецкой епархии УПЦ МП «Живой Родник» № 5-6, 2009 г). В статье рассматривалась эколого-этическая программа для 5-7 классов «Мир красоты», составленная учителем биологии, Рыцарем гуманной педагогики. А если продолжить вчитываться в планы уроков «гуманных педагогов», то может открыться еще много удивительного. В данной статье хотелось бы сосредоточить внимание на том, что гуманная педагогика предлагает ученикам начальной школы и пятиклассникам.


Под влиянием планет

Начальной школе и ученикам 5 классов предлагается спецкурс «Окружающий мир – глазами души» (естествознание с элементами глубинной экологии)» - эта учебная программа размещена на официальном сайте Всеукраинского центра гуманной педагогики1. Посему разумно предположить, что это – образец, пример для подражания для тех, кто хочет идти по стопам Шалвы Амонашвили.

Итак, чем же «привлекателен» этот курс? Уже сама цель программы выглядит весьма интригующе: «Данная программа может быть одним из шагов к осуществлению высшей цели - воспитанию нового Землянина - человека, обладающего чувством понимания Мира изнутри, относящемуся к природе, как к частичке себя и к себе, как к частичке Природы» [1]. Отношений «нового Землянина» с природой мы коснемся чуть позже. А пока хотелось бы указать на одну любопытную «составляющую» нового человека – она изложена в темах уроков для пятиклассников.

«Астрология планет Солнечной системы, их космические задачи в семье Солнца. Человек - единица Космоса. Влияние планет Солнечной системы на людей планеты Земля».

«Движение планет и Солнца по зодиакальным созвездиям. Знаки Зодиака».

«Влияние зодиакальных созвездий на судьбу человека».

Взяты эти темы из программы по естествознанию – «системе наук о природе, или естественные науки, взятые в их взаимной связи, как целое» [2]. Скажите, пожалуйста, какое отношение имеет астрология к наукам о природе? Вообще к науке? Ее скорее можно отнести к мифам, верованиям, псевдонауке.


Ветхий Завет и звездочеты

О православном отношении к астрологии написано уже немало. «Голос Православия – это Вселенский Собор, - пишет архимандрит Рафаил (Карелин). - На Пятом Вселенском Соборе астрология в числе других лжеучений была осуждена. Известный средневековый астролог Иоанн Агрик за свое пагубное учение был отлучен от Церкви и предан анафеме. … Многие из святых Отцов имели не только религиозное, но и философское образование. Уже сама их борьба с астрологией говорит о том, что они были знакомы с этим учением и свидетельствовали, что астрология – один из врагов христианства» [3].

Действительно, астрология осуждается уже в Ветхом Завете. Священное Писание говорит, что главное назначение звезд быть источниками света: „И да будут они светильниками на тверди небесной...“ (Быт.1.15). Поэтому приписывание звездам неких чудодейственных свойств попросту нелепо. "...И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом. А вас взял Господь [Бог] и вывел вас из печи железной, из Египта, дабы вы были народом Его удела". (Втор.4, 19-20)

И прислушиваться к толкователям расположения звезд – пустая затея: "И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов, которые говорят вам: не будете служить царю Вавилонскому. Ибо они пророчествуют вам ложь, чтобы удалить вас из земли вашей, и чтобы Я изгнал вас и вы погибли".(Иер.27, 9-10). "Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся" (Иер. 10, 2).


Новый Завет и Вифлеемская звезда

В Новом Завете астрологи в оправдание своего учения чаще всего ссылаются на Вифлеемскую звезду, указывающую место рождения Иисуса.

„Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока, и говорят: „где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме... Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце... Они, выслушавши царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидевши же звезду, они возрадовались радостью весьма великою`` (Мф.2.1-5;7-10). Но можно ли из этих слов сделать вывод о том, что рождение Христа всецело зависело от звездной ситуации? И что при ином расположении звезд этого чуда не случилось бы? «Ни один из святых Отцов не толковал это место Евангелия в астрологическом смысле, - отмечает арх. Рафаил (Карелин). - Между тем ученик святого апостола Иоанна Богослова священномученик Игнатий Богоносец пишет о том, что Вифлеемская звезда являлась, в отличие от других звезд, ангельской силой. … Эта звезда указывала путь, но нигде не говорится, что она предопределяла судьбу. Она была ангельским знамением об исполнении древних пророчеств, а вовсе не элементом звездной карты» [3].

Да, Церковь помнит о волхвах, пришедших поклониться Христу. Но она помнит и о том совете, который дал волхвам Господь: «И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мф.2,12). Иной путь был открыт для них после встречи со Спасителем. Иной, отличный от прежнего: указывая волхвам другую дорогу для возвращения домой, Бог тем самым повелевал им оставить дурное ремесло [4].

Действительно, астрология – не более чем «дурное ремесло». Поэтому и восклицает преподобный Максим Грек: «Как я, созданный по Твоему божественному образу и подобию, то есть удостоенный дара свободы воли, получивший силу и действие блага и праведности — неужто я действием какой-то недоброй звезды могу быть влеком к совершению зла, как бессловесный скот, которого хозяин тащит на привязи? Нет, я никогда не соглашусь с этим богомерзким учением безумных звездочетцев, лишающим меня свободы воли!» [5].

И со всей определенностью можно сказать, что «христианство не признает учения о «судьбе», ибо в действительности всем руководит Промысел Божий, учитывающий свободную волю человека. Оно отрицает астрологию: это оккультная наука ложна уже потому, что, утверждая зависимость человека от планет, считает его не свободным существом, а одним из предметов, то есть зачеркивает в нем образ и подобие Божии» [3].


«Лженаука и чепуха»

Астрологию не принимают в мире православия. Она не прижилась и в научном мире.

В 1998 году при Президиуме Российской Академии Наук была создана комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований. Инициатором ее создания выступил физик-теоретик, доктор физико-математических наук, лауреат Нобелевской премии по физике (2003), академик Виталий Гинзбург. В поле деятельности этой комиссии попала и астрология. И ее оценили по достоинству: «Среди лженаук, процветающих сегодня во всем мире, пальма первенства принадлежит астрологии», - отмечается в докладе академика Э. П. Круглякова, председателя комиссии [6].

Сам же Виталий Гинзбург выразился по поводу этого учения более чем определенно, назвав астрологию типичной лженаукой, а советы астрологов - бредом и чепухой [7]. Причем академик весьма обстоятельно аргументировал свою точку зрения: «1.Астрология является лженаукой в настоящее время, но когда-то, до Галилея и Кеплера, она не была таковой, то есть утверждение о её лженаучности является, так сказать, исторической категорией. То же, кстати, относится и ко многому другому, например, к алхимии, представлению о теплороде и т. д. Но какое это имеет отношение к сегодняшнему дню?

2. Мы считаем лженаукой то, что противоречит надёжным научным знаниям сегодняшнего дня. Так, астрология неверна, во-первых, потому, что сейчас хорошо известны силы, с которыми планеты действуют на Землю, и ясно, что эти силы так малы, что не могут влиять на судьбы людей. Во-вторых, были проведены многочисленные статистические “наблюдения”, из которых ясно, что никакого влияния положение планет на судьбы людей не оказывает.

3. Астрологические прогнозы в газетах отличаются исключительной бессодержательностью и абсурдностью. Думать, что такие вещи “невинны”, я не вижу никакого основания. Большинство читателей этой болтовне, конечно, не верят, но те, кто верит, могут понести существенный урон»7. Виталий Лазаревич в своей статье апеллирует к мнению астронома Владимира Сурдина. А он, в частности, писал: «Итак, с точки зрения естествознания, астрология - пустоцвет, мыльный пузырь, лишенный рационального содержания. Там, где это возможно, наука создает методы прогноза и не окутывает их мистикой. А там, где невозможно, прямо об этом заявляет, не суля пустых надежд, как астрологи. Науке с астрологией не по пути. … Не будучи наукой, астрология ищет свою нишу, свой оригинальный образ и находит его на пути мимикрии, рядясь в ученые одежды, окружая себя компьютерами и наукообразной терминологией, но при этом полностью не признавая научный метод» [8].


Беременность по Нептуну

А теперь, собственно, хотелось бы задать педагогам вопрос: зачем учеников 5 класса знакомить с астрологией? С какой целью давать им лженаучные сведения? Для того, чтобы лучше развить правое полушарие мозга? Ведь так сказано в учебной программе: «Программа курса "Окружающий мир - глазами души" ориентирована на развитие правого полушария мозга, на мир чувствования, ощущения». А ведь начатая в 5 классе астрология аукнется в 10-11, когда ученикам будет предложена тема «Космическая эмбриология» [9].

И тут уж действительно у старшеклассников – особенно у старшеклассниц – просто дух может захватить, когда они узнают особенности внутриутробного развития ребенка в рамках космической эмбриологии. «Вы радуетесь, что у вас получился удачный ребенок. И думаете, что это вы выбирали, ждали, родили и воспитали. Спешу разочаровать: это он выбрал вас давно. Это ваша и его Карма….Во многих традициях Востока для составления гороскопа ко дню рождения человека добавляют один год. Но почему отсчитывают назад не девять месяцев, а год, ведь гороскоп рождения - это момент зачатия. Потому, что душа ребенка приходит и витает около матери за три месяца до зачатия. Готовитесь вы или нет к появлению ребенка, но для чувствительной женщины или мужчины не секрет, что дети предупреждают о своем появлении. Сны предвещают приход детей. Снятся сны о рождении детей или рыбах» [10]. Да, правые полушария учащихся получат изрядную долю столь «необходимой» информации. Но, думаю, при этом нелишне будет поставить учеников в известность, что предвещать приход детей (то бишь наступление беременности) могут, как ни странно, физиологические признаки женского организма.

Затем внутриутробное развитие ребенка, следуя космической эмбриологии, всецело зависит от влияния планет. «Первый месяц с момента зачатия, когда вы может и не подозреваете, что живете уже за двоих. Первая оболочка Духа - небесный огонь входит в вас, закладывая в ребенке его "Я", его потенциальную жизненную энергию. Это месяц, протекающий под влиянием Солнца. Солнце - показатель человеческого Духа. Оно связывает его с Космическим Огнем - дает жизненные силы, одаряет щедростью, великодушием, благородством, честностью и правдивостью. Или наделяет гордыней, примитивной эгоистической самовлюбленной природой, когда человек стремится быть в центре внимания». Собственно, ребенка можно уже не воспитывать – все заложено светилом. А следующее утверждение может прямо-таки сделать переворот в традиционной медицине. Оказывается, «даже желание поесть соленого огурчика, кислой капусты, острой пищи - это влияние острой, сухой и горячей планеты Марс. Девятый месяц проходит под влиянием Нептуна. Это дает отеки, слезы, капризы, обиды, бессонницу» [10].

Простите, но подобный бред – это необходимая составляющая Благородного человека, которого пытается взрастить гуманная педагогика?

Шалва Амонашвили указывает на преобладание знаний над духовностью и нравственностью в школе. «Общество забывает о предназначении Школы. Общество требует от Школы только одного: «Дайте нашим детям знания, которые помогут им пробиваться в лабиринте жизни!» Именно пробиваться – качество знаний ценится не тем, как они складываются в духовном мировоззрении молодого человека, а тем, как этот молодой человек с помощью школьных знаний выигрывает конкуренцию, побеждает других, преуспевает. «Знания... Знания!..» – требует общество от Школы» [11].

Скажите, а как в духовном мировоззрении молодого человека будут складываться сочетания астрологии и космической эмбриологии? Ведь именно они, насколько я поняла, призваны заменить «бездуховные» астрономию и эмбриологию.


Человек или таракан?

Теперь хотелось бы остановиться на учении, с элементами которого планируется вести программу для школьников – на глубинной экологии.

«Экология глубинная (фундаментальная) — идеология (философия, мировоззрение), ставящая во главу угла равноценность человеческой и нечеловеческой жизни. Термин введен норвежским экофилософом А. Нейсом в 1972 г. Своей идеологической направленностью глубинная экология отличается от традиционной описательной экологии, определяемой как “поверхностная” [12].

Главное в учении глубинной экологии - то, что ее создатели отказываются рассматривать природу просто как источник ресурсов человека. По их мнению, глубинная экология должна поощрять стремление к отождествлению с природой, чтобы урон, наносимый ей, воспринимался как урон самому себе. По сути, это учение помещает человека на один уровень с деревьями, травою, львами или тараканами. Признать себе подобного в таракане с первого раза сложно. Поэтому глубинная экология оперирует такими нормативными принципами как самореализация и биоцентрическое равенство.

Самореализация заключается в следующем: «Духовный рост, или расцвет, раскрытие, начинается, когда мы перестаём понимать или рассматривать себя как изолированных, ограниченных, конкурирующих эго и начинаем идентифицировать себя с другими людьми — своей семьёй, друзьями, и, в конечном счёте, со всем нашим видом. Однако в глубинной экологии чувство собственного «я» требует дальнейшего роста и зрелости, оно предполагает идентификацию себя не только со всем человечеством, но и со всем остальным миром, не принадлежащим к человеческому роду» [13].

Понятие биоцентрического равенства сводится к тому, что «все элементы биосферы имеют равные права на жизнь и процветание, развитие своих индивидуальных форм раскрытия и самореализации в границах самореализации более широкого «Я». Биоцентрическое равенство имеет тонкую, глубинную связь с понятием всеобщей самореализации в том смысле, что, если мы наносим ущерб остальной Природе, мы наносим ущерб себе. Границ не существует, и всё взаимосвязано. … При этом мы не ощущаем потребности устанавливать иерархию видов с человеком на её верхней ступени».

Кроме того, глубинные экологи призывают к сокращению народонаселения Земли, чтобы уменьшить давление на окружающую среду. Они подчёркивают, что экологические последствия сокращения человеческой популяции важны не только для развивающихся стран, где ресурсы уже ограничены и где население стремительно растёт, но также и для развитых стран. Для того, чтобы прекратить это человеческое насилие над природой, следует изменить направление политической и экономической деятельности и идеологии; избрать тот общественный строй, который причинит наименьший вред природе.

Но чтобы столь широко подходить к охране природы, необходим радикальный сдвиг в сознании: «Сегодня нам необходимо огромное расширение экологического мышления в том направлении, которое я называю «экософией». «София» по-гречески «мудрость», что имеет отношение к этике, нормам, правилам, поведению. Экософия, или глубинная экология, предполагает, таким образом, сдвиг от науки в сторону мудрости, - отмечал в своем интервью Арне Нейс. - … Мы спрашиваем, какое общество, какое образование, какая форма религии принесёт пользу всему живому на планете в целом, и далее мы спрашиваем, — что нам нужно для того, чтобы внести необходимые перемены» [13].

Ну а форма религии, предлагаемая глубинной экологией, также весьма «широка»: «Духовность глубинной экологии - и вообще эко-философии - эклектична, она широко вобрала в себя и метафизику, и духовную практику аборигенов Америки, а также и иные традиции, в частности дзен буддизм, таоизм, индуизм, христианство» [14].

Православный взгляд

Цель, которую ставит перед собой глубинная экология, благородна. Действительно, проблема охраны окружающей среды стоит сегодня более чем остро. Но насколько для человека (для православного человека) приемлемы постулаты этого учения? В частности, тот, который призывает рассматривать человека на уровне моря, букашки или дятла?

***

Да, человек связан с природой. На это указывал прп. Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры»: «С неодушевленными (существами) человек имеет сходство в том, что обладает телом и состоит из четырех стихий; с растениями в том же самом и, кроме того, в том, что имеет способность питаться, расти, производить семя и рождать; а с неразумными – во всем только что упомянутом и вдобавок в том, что имеет влечения, т.е. доступен гневу и хотению, что наделен чувством и способностью движения по внутренним побуждениям» [15]. Но человек не исчерпывается только сходством с окружающим миром. «Библия определенно и точно учит об особом творении человека (что предваряется «предвечным Советом Божиим»). … вся наша религиозная жизнь определяется тем, что человек связан не только с природой, но и с Богом. Эта наша связь с Богом и особенно Боговоплощение Сына Божия на земле, выделяет человека из порядка природы, хотя и не разрывает его связи с природой» [16].

Изначально человек сотворен иначе, чем другая тварь. Он – образ Божий, носящий в себе дыхание Творца. «Быть человеком, - отмечал прп. Иустин (Попович), - это не что иное, как быть воплощением Истины, воплощением Бога» [17]. Этот отпечаток божественности в человеке наделяет его свойствами, отличными от другого мира, - человек наделяется свободой, наделяется особой целью – стать подобием Божиим. И именно этой целью должна быть обусловлена его жизнь. «Употребив слово обусловлена, мы не мыслим какой-либо жесткой детерминированности в мышлении и поступках, не мыслим человека связанным жесткой необходимостью, лишенным свободы, связанным программой своего бытия, как связаны ею животные, ибо тогда человек был бы подобен только животным или роботу, лишен основной черты божественности – свободы. Но тогда это было бы не то существо, которое было сотворено по образу и подобию Божию» [18].

Человек – венец творения. Но это еще не точка в становлении человека. У него есть цель: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом». То есть цель человека – обожение. Разумно ли ее заменить на призыв к сохранению природы? А ведь для этого глубинная экология низводит человека до уровня растительного и животного мира; тем самым лишая его пути наверх, к Богу, предлагая почувствовать себя просто частицей природы. В этом же, по выражению прп. Иустина, и заключается «дьявольская философия»: «утверждать, что человек – весь без Бога, что он – такое существо, в котором нет ни Бога, ни чего-либо Божиего: ничего Божественного, бессмертного, вечного; что человек всецело тленен и смертен, что по всем признакам он принадлежит к миру животному и почти ничем от животных не отличается, поэтому для него, дескать, и естественно жить, подобно бессловесным тварям, которые будто бы и являются его единственными законными предками и прародителями, а также и природными собратьями».


Православие и культура

Собственно, вся наша отечественная культура имеет православные корни. В ее основе лежит православное понимание человека, внимание к его внутренним состояниям, к движению его души. Ведь «человек пребывает в этом мире именно для того, чтобы разрешить одну-единственную проблему: идти ли ему за Христом или против Него» [17]. Это утверждение пронизывает все творчество Достоевского. А произведения Шмелева, Лескова, Шукшина? «Чуткое ухо, умеющее различать внутреннее звучание слов, улавливает исконно русское страдание: "Мне бы только о душе не забыть!",- страдание, выраженное пронзительно в прозе Шукшина, никогда не спутает шукшинское восклицание "Душа болит!" с психиатрическим диагнозом душевной болезни».

Как понять без христианской основы лирику Осипа Мандельштама и Александра Блока? Как пройти мимо строк Анны Ахматовой:

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу…

Можно попытаться сопоставить эти строки с вершинами глубинной экологии: «… по достижении духовной зрелости человек будет радоваться радости других живых существ и печалиться их печалями. Мы не только будем испытывать грусть, если грустит наш брат, или собака, или кот, но мы будем горевать, при виде разрушения других форм жизни, включая и природные ландшафты». Не мелковато ли для человека?

Из нашей культуры нельзя выкорчевать православный взгляд на человека, нельзя его полностью оторвать от нашей литературы, живописи*, музыки. Ведь «полностью секулярная культура, - как заметил профессор русской литературы Н. А. Струве, - то есть целиком оторвавшаяся от своего первоисточника – культа, будет ли она еще культурой?».

***

Как видим, в контексте отечественной культуры позиции глубинной экологии выглядят чем-то инородным. Но вот в связи с астрологией в учебной программе «Окружающий мир – глазами души» глубинная экология уместна. Судите сами. Вполне возможно, что сначала ребенку рассказывают о том, что он такая же часть природы, как ручеек или таракан. Потом говорят, что его жизнь также обусловлена только окружающей средой, подобно тому, как приливы и отливы обуславливаются действием Луны. И влияют на него планеты и зодиакальные созвездия… Или же эти составляющие меняются местами.

И снова спрошу: скажите, Благородный человек – это тот, кто мыслит себя на уровне океана и сверяет свою жизнь по гороскопам? Или он выше этого? Зачем, в таком случае, объяснять ученикам необходимость охраны природы с помощью замысловатой экофилософии и рассказывать о влиянии созвездий на судьбу человека? Для воспитания «нового Землянина»?


Контрасты

Цели курсов, которые разрабатывают последователи гуманной педагогики, благородны: «помочь учащимся научиться жить среди людей с пользой для себя и для других; развивать и воспитывать у учащихся такие качества души и ума, как любовь к ближнему, долг и ответственность, заботливость и стыдливость, сдержанность, искренность, уважение, понимание, сострадание, сорадость и сотрудничество»9. Только вот результат может подкачать. В конце программы «Ступени познания» (которая размещена на том же сайте Всеукраинского центра гуманной педагогики) даны стихотворения учащихся. Вот одно из них.

Ну что вы, я не плачу, я смеюсь!
Смеюсь навзрыд, до головокруженья!
Над глупостью земного притяженья!
Я от земли однажды оторвусь!
Жизнь путает меня и тянет вниз,
Меня глотает сладкое болото
Улыбчивых до отвращенья лиц,
Не знающих ни радости, ни света.
Освобожусь от ваших липких пут!
Я — ветра дочь. Я пламени невеста!
У вас здесь даже змеи не живут,
А птицам тут тем более не место...

Согласитесь, есть «небольшой» контраст между заявленными ценностями и конечным итогом: любовь к ближнему – «улыбчивых до отвращенья лиц», заботливость – «освобожусь от ваших липких пут», научиться жить среди людей –

У вас здесь даже змеи не живут,
А птицам тут тем более не место...

Татьяна Жукова

Донецк

* В истории живописи влияние православной традиции можно обнаружить, казалось бы, в совершенно далеких от православия полотнах. Например, в картине Петрова-Водкина «Купание красного коня» исследователи отмечают влияние иконы Георгия Победоносца.

Iriney.ru


Литература

1. Программа для учащихся начальной школы и 5 класса «Окружающий мир – глазами души» (естествознание с элементами глубинной экологии)// http://pedagogy.org.ua/?m=docs&id=20.
2.Большая советская энциклопедия// http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00025/86800.htm
3.Арх. Рафаил (Карелин). Христианство и модернизм. Изд-во московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М,1999
4.см. А. Кураев. Взрослым о детской вере. Изд-во Троицкое слово. Ростов-на-Дону, 2002.
5.Цит. по: Иванов А. И. Литературное наследие Максима Грека. Л., 1969// http://www.iriney.ru/sects/astro/001.htm
6. Вестник Российской Академии наук, том 69, № 10, с. 879-904 http://vivovoco.nns.ru/VV/JOURNAL/VRAN/FALSE.HTM
7.В. Гинзбург. Астрология и лженаука// Наука и жизнь №1, 2008 год.// http://www.nkj.ru/archive/articles/12665/
8. В. Сурдин. Почему астрология – лженаука?// http://www.skeptik.net/astrolog/surdin1.htm
9.«Мать — первая земная Вселенная. Космическая эмбриология». Программа классных часов по духовно-нравственному воспитанию «Ступени познания» для учащихся 10-11 классов// http://pedagogy.org.ua/?m=docs&id=20
10.Худякова А. М. Космическая эмбриология. // http://lib.com.ua/books/9/157n1.html
11.Амонашвили Ш. А. Истина школы// http://pedagogy.org.ua/?m=docs&id=11
12.http://biospace.nw.ru/ecoethics/dictionary/18.html
13. Билл Деволл, Джордж Сешнс. Глубинная экология// http://paisie.freehostia.com/Civilizatie/Ecologie/007_DeepEcology.htm
14.По материалам книги Рика Скарса «Эковоины. Радикальное движение в защиту природы»// http://ecocrisis.wordpress.com/deep-ecology/deep-filosofy/
15.Прп. И. Дамаскин. Точное изложение православной веры. Изд-во «Даръ» М, 2007.
16.Прот. В. Зеньковский. Апологетика. Изд. дом «Грааль», Пушкино, 2002.
17.Прп. Иустин (Попович). Православная Церковь и экуменизм. М, Паломник, 2006.
18. Прот. Николай Иванов. «И сказал Бог…». Христианская жизнь, Клин, 2005.