[20.01.2011] Проблема сектантской вербовки через «фасадные» организации сект и фирмы-партнеры

Известно, что одним из первых и главных признаков тоталитарной секты является обман при вербовке. Как отмечает проф. А. Л. Дворкин, «принцип тоталитарной секты – затащить человека к себе прежде, чем он что-нибудь о ней узнал»[1]. Однако известно также, что основная сектантская вербовка далеко не ограничивается уличными проповедниками, раздающими листовки: здесь в большинстве случаев ставится другая цель – занять время самого сектанта, заставить его работать на секту и посеять в нем чувство вины: весь день проповедовал и так никого и не привел. Тем более люди уже значительно меньше, чем, скажем, в 90-е гг. прошедшего столетия, поддаются на сектантскую пропаганду – и нельзя не сказать, что в этом огромная заслуга А. Л. Дворкина. Благодаря его публичным лекциям и выступлениям в СМИ, отношение к сектантству в обществе стало весьма негативным: уже редко кто не знает о том, что членство в секте грозит разрушением семьи, психологическими травмами, потерей имущества и т. д. Крупные тоталитарные секты: «Свидетели Иеговы», сайентологи, неопятидесятники, «Богородичный центр», муниты, мормоны, кришнаиты, последователи Виссариона («Церковь последнего завета»), анастасийцы – известны в обществе своим деструктивным воздействием на личность, и люди предпочитают обходить эти организации стороной. Соответственно, секты меняют свои методы вербовки, делая их все более скрытыми.

Мой доклад будет посвящен рассмотрению методов сектантской вербовки через различные организации, так или иначе связанные с тоталитарными сектами. На нашем сайте вы можете увидеть список известных нам компаний, сотрудничающих или иным образом связанных с различными тоталитарными сектами или отдельными оккультистами.

Сотрудничество может состоять в «деловом» партнерстве, а также может быть и более плотным – вплоть до того, что фирма является структурным подразделением секты, так называемой «фасадной», или прикрывающей, организацией секты. Начать этот проект нас побудили постоянные сообщения граждан о попытках вовлечения в ту или иную секту через коммерческие, образовательные или другие учреждения, а также участившиеся случаи откровенно наглого проникновения сект под видом якобы светских организаций на различные мероприятия с целью саморекламы, как например, попытка кришнаитов раздать свою идоложертвенную пищу в Храме Христа Спасителя, о чем пойдет речь далее.

Итак, о «фасадных» организациях тоталитарных сект необходимо, на наш взгляд, сказать следующее. Такие организации создаются сектой для проникновения в различные сферы жизни: образование, медицину, бизнес и т. д. с целью, конечно же, вербовки новых членов. В «нужный» для секты момент «фасадная» организация объявляется светской, якобы не имеющей отношения к секте. В другой «нужный» момент, напротив, указывается на принадлежность данной организации к сектантской структуре. Одним из таких примеров является кришнаитская «Пища жизни», которая даже в своем названии имеет два варианта: когда надо скрыть принадлежность к «Обществу сознания Кришны», то она называется «Благотворительный фонд «Пища жизни», а когда не надо скрывать, полным названием – «Харе Кришна – Пища жизни». Генеральный директор «Пищи жизни» Валерий Игнатьевич Долгополов известен под сектантским именем Нирмал Канти прабху. Как известно, менять имена своим адептам – одна их распространенных сектантских практик, призванная разрушить все связи сектанта с социумом, семьей и прежней, несектантской, жизнью. Основная задача компании «Пища жизни» – раздача идоложертвенной пищи, посвященной Кришне (прасада), в рамках различных социальных акций, городских мероприятий, праздников и т.д. По правилам кришнаитов при приготовлении пищи читаются специальные молитвы, затем еда «предлагается» идолу Кришны и лишь затем употребляется (или раздается). Согласно вероучению кришнаитов, само употребление пищи (прасада) есть религиозный обряд соединения с Кришной. Следовательно, раздача прасада – это не что иное, как попытка вовлечения граждан в религиозную практику кришнаитов. Если учесть, что употребление идоложертвенной пищи запрещено в христианстве, иудаизме и исламе, то нельзя не обратить внимания на заведомо нечестные действия кришнаитов: раздавая пищу и не предупреждая, что это прасад, кришнаиты обманным путем заставляют людей преступать каноны своей религии, чем оскорбляют чувства верующих и разжигают межрелигиозную рознь. Проводить свои акции по раздаче прасада кришнаиты любят чаще всего в рамках различных городских мероприятий: например, в рамках празднования Дня города в нескольких парках они кормили гулявших там родителей с детьми «предложенной Кришне» вегетарианской кашей. Неизвестно, кстати, проходила ли эта каша контроль качества и есть ли у кришнаитов разрешение от Роспотребнадзора.

А 23 ноября прошедшего года «Пища жизни» планировала уже откровенно кощунственную акцию: накормить своим прасадом (фруктами, «предложенными» Кришне) детей-инвалидов на празднике в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, который устраивал учебно-методический реабилитационный центр «Адели», постоянно приглашающий «Пищу жизни» на свои мероприятия. Руководитель детского центра «Адели» Виктория Корнева считает, что надо брать, что дают: прасад так прасад – неважно, дети-инвалиды, равно как и их родители, все равно в этом не разбираются, при этом с придыханием изрекает: «Никогда не бей по руке дающего!»; «Поймите, наши дети больные!». В этом, получается, и есть позиция центра «Адели»: больным детям можно «подсунуть» все, что угодно: хоть кришнаитскую идоложертвенную пищу, хоть идоложертвенную пищу сатанистов. Таким образом, обманное вовлечение детей (притом в большинстве-то, наверное, крещенных в Православной церкви) в религиозную практику тоталитарной секты остается на совести руководства центра «Адели». Конечно, «Адели» не преминул пригласить «Пищу жизни» и в кафедральный собор, где был устроен праздник, более того, кришнаитская организация была заявлена как соорганизатор мероприятия. Кстати, деньги на эти фрукты «Пища жизни» собирала с рядовых адептов секты, о чем объявлялось на кришнаитских сайтах, то есть и здесь «благотворительность» «благотворительного фонда» оказалась весьма сомнительной. Понятно, что расходы на все мероприятия, проводимые руководством секты с целью саморекламы, конечно же, ложатся на плечи рядовых адептов, жизнь которых и так всецело подчинена секте. Таким образом, цель «Пищи жизни» была – прорекламировать свою деятельность и, соответственно, головную организацию «Общество сознания Кришны» не много не мало в Храме Христа Спасителя. Тем более на празднике было заявлено присутствие представителей Правительства Москвы, Совета Федерации, партии «Единая Россия», представителей региональных администраций, представителей Министерства Здравоохранения и социального развития, Департамента соцзащиты г. Москвы – чем не повод для бесплатной рекламы среди высокопоставленных чиновников, да еще и в кафедральном соборе?! Притом даже на фрукты практически тратиться не надо: услужливые рядовые кришнаиты все купят и принесут!

Мнение Церкви относительно «Общества сознания Кришны» и принадлежащих ему организаций выражено решением Архиерейского Собора 1994 г. Согласно этому решению, «люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви». Архиерейский Собор не благословляет участие православных в мероприятиях, организуемых новыми религиозными движениями деструктивного толка. (http://iriney.ru/document/006.htm) Таким образом, если бы акция состоялась, кришнаиты запечатлелись бы рядом с представителями нашей Церкви и дальше, вполне вероятно, стали бы заявлять о своей дружбе с Православной Церковью, а значит, и об отмене определения Архиерейского Собора.

К счастью, кощунственную акцию кришнаитов по раздаче прасада на празднике удалось предотвратить. И тут как раз и наступил тот «нужный» момент, когда «Пища жизни» громко заявила о своей непричастности к кришнаитам: мол, светский благотворительный фонд решил накормить детей-инвалидов, а их лишили этой прекрасной возможности. О том, что вся пища кришнаитов «предлагается» Кришне, конечно, умалчивалось. Однако, если обратиться к заявлениям кришнаитов на их же сайтах, мы увидим, что сами сектанты раздачу пищи считают именно религиозным действием: «Раздача пищи — неотъемлемая часть древней традиции поклонения Кришне» (http://pancha-tattva.ru/index.php/iskcon/activity-of-iskcon/charitable-programs/ffl). Не говоря уже о том, что на принадлежность «Пищи жизни» кришнаитам указывается почти на всех кришнаитских сайтах, например: «Центр обществ сознания Кришны в России охватывает в общей сложности 120 различных организаций (включая школы и отдельно заре­гистрированные программы «Пища жизни») в 90 городах России». (http://pancha-tattva.ru/index.php/iskcon/structure-of-iskkon) Так что «Пища жизни» – далеко не единственная «фасадная» организация кришнаитов, созданная сектой для двойной игры.

Подобные методы характерны и для других сект. Осенью прошлого года на рекламных щитах, развешанных около подъездов, красовалось объявление кризисной линии доверия, предлагающей круглосуточную психологическую помощь. Рекламные щиты около подъездов принадлежат компании «Чистый город», которая предоставляла кризисной линии доверия рекламное место бесплатно – «ведь благое дело!» Однако, оказывается, отвечали по телефону кризисной линии доверия вовсе не психологи, а члены неопятидесятнической секты «Христианский центр «Восстановление» (ранее «Посольство Божие» или «Торжествующий Сион»). Это та самая секта, лидер которой уроженец Нигерии Сандей Аделаджа на Украине принимал активное участие в «оранжевой революции». Этот сектантский лидер известен также и тем, что разорил многих своих самых верных и самых активных адептов до нитки, заставляя их вкладывать деньги и недвижимость в созданную им финансовую пирамиду «Кингз Кэпитал», которая, конечно же, просуществовала недолго, и деньги вкладчикам возвращены не были. В настоящее время в отношении Аделаджи и ряда его помощников возбуждено уголовное дело. В России секта существует под названием «Христианский центр «Восстановление» и возглавляется учеником и последователем Сандея Аделаджи, уроженцем Украины Евгением Пересветовым. Адепты этой секты и отвечают по телефону «кризисной линии доверия», приглашая посетить неопятидесятнические собрания. Так секта разрастается за счет горя и страдания людей, которые в надежде на квалифицированный ответ психолога звонят по указанному номеру телефона, но оказываются вовлеченными в чуждый религиозный культ. Человек, находящийся в стрессовом состоянии, становится более внушаемым, и именно на таких людей, попавших в сложные жизненные обстоятельства, и рассчитывали последователи Аделаджи, организовав кризисную линию доверия – чтобы вербовка в секту шла круглосуточно. К чести компании «Чистый город» надо сказать, что, узнав о принадлежности размещенной ими рекламы неопятидесятникам, они в скором времени ее убрали.

Но, конечно, лидирует по количеству «фасадных» организаций наиболее разветвленная по своей структуре, но и в то же время наиболее жесткая по степени контроля своих адептов – секта сайентологии. В рамках короткого доклада невозможно сказать обо всех «прикрывающих» организациях сайентологии, с помощью которых секта стремится проникнуть в разные сферы жизни. Тем более вопрос о «фасадных» организациях этой секты достаточно широко освещался в сектоведении[2]. Мне бы хотелось кратко остановиться на проблеме сайентологической вербовки через «образовательные», вернее псевдообразовательные, организации в Москве и Московской области. К этому вопросу я уже обращалась год назад на Рождественских чтениях, и сейчас, слава Богу, ситуация несколько начала меняться, хотя проблема сайентологических школ под видом частных школ-пансионов или репетиторских центров продолжает оставаться актуальной.

Известной сайентологической организацией, вербующей своих адептов через образовательную деятельность, является так называемая «образовательная» организация ApplieD ScholasticS, или в переводе на русский язык «Прикладное образование», которая, по собственному заявлению, ставит своей целью распространение «образовательных материалов и услуг, основанных на работах Л. Рона Хаббарда». Центры «Прикладное образование» действуют как школы, предоставляя образовательные услуги с 1 по 11 класс без соответствующей лицензии и государственной аккредитации, а также предлагают репетиторские услуги – в соответствии с «технологией обучения» лидера секты Л. Рона Хаббарда, как известно, не имевшего ни высшего педагогического, ни какого иного высшего образования. «Технология обучения» «по Хаббарду» сводится к тому, чтобы заучивать по словарю значения слов и составлять с ними предложения. Часто в сайентологических школах вместо всех учителей-предметников работает один так называемый «супервайзер» и один «прояснитель слов», задача которого сводится к тому, чтобы спросить у ребенка, какое слово он не понимает. Это – верх «педагогической мысли», по сайентологам. Деятельность одного такого сайентологического образовательного центра «Элита» в Раменском районе Московской области прекращена в соответствии с 171 статьей УК РФ «Незаконное предпринимательство» в прошлом, 2010 г., однако ряд других сайентологических школ и детских садов продолжает действовать на территории Москвы и Московской области. На сегодняшний день нам известны следующие сайентологические школы и детские сады: школа-пансион и детский сад «Страна чудес» на Киевском шоссе (пос. Первомайское, коттеджный поселок «Зимний сад», более точного адреса не имеет); образовательный центр «Источник знаний» (ранее «Русский сад») (г. Москва, ул. Покровка, 1/13/6); детский сад «Лидер» в поселке Беляниново Московской области[3] (МО, пос. Беляниново, ул. Лесная, д. 25); домашние детские сады: «Страна чудес», «Подсолнух», «Настюша», «Эврика».

До недавнего времени самым крупным в Москве сайентологическим центром ApplieD ScholasticS был центр «Эдельвейс» под руководством М. Р. Саид-Галиева, располагавшийся по адресу: г. Москва, 7-я ул. Текстильщиков, д. 18/15. Там по «технологии Хаббарда» постоянно обучалось около 40 человек, не считая ребят, посещающих репетиторские занятия. Центр существовал с 2000 г., и за это время весьма разросся: открылись специфические сайентологические курсы, в том числе курсы WISE (еще одна «прикрывающая» организация сайентологии, вербующая адептов через управление предприятием – о ней речь пойдет ниже). Однако внимание СМИ к данной проблеме сыграло свою положительную роль: репутация центра как вербовочной площадки секты сайентологии не позволила ему начать новый учебный год, и с осени 2010 г. «Эдельвейс» действует лишь как изостудия и уже по другому адресу, однако продолжает предлагать родителям репетиторские услуги, но уже без широкой рекламы.

Опасность, исходящая от нахождения ребенка в подобных центрах, усугубляется тем, что в ходе «обучения» «по Р. Хаббарду» вербовщиками предусмотрено введение в оборот специфически сайентологической лексики, что впоследствии облегчает для потенциального адепта путь в секту. Родители долгое время могут не замечать сайентологической направленности этих школ (и, соответственно, не знать, что они сами финансируют секту), потому что, конечно же, сайентологи утверждают, что они используют только педагогические идеи Хаббарда, а к сайентологии не имеют никакого отношения. В этом, как мы уже говорили, и состоит смысл «фасадных» организаций секты: в «нужный» момент заявить свою непричастность к головной организации и объявить свою деятельность абсолютно светской: «благотворительный фонд», «образовательный центр», хоть курсы кройки и шитья – для секты все средства хороши, чтобы подчинить адептов и заставить их на себя работать.

Несколько слов нужно сказать и о другом типе вербовки в секту – через фирмы-партнеры, то есть фирмы, изначально не созданные сектантской организацией, а начавшие свое сотрудничество с сектой позднее. Такая фирма занимается своей собственной деятельностью, например, производством мебели или парфюмерии, но в той или иной степени взаимодействует с сектой и, тем самым, за счет своего имени (известного или не очень) позволяет секте себя рекламировать. Как же может осуществляться подобное взаимодействие? Здесь все зависит и от направления деятельности фирмы, то есть от того, как секта может ее использовать в своих интересах, и от методов той секты, с которой фирма сотрудничает. Так, кришнаиты, например, в силу своей страсти всех кормить идоложертвенной пищей, выбирают себе в партнеры сначала детские дома, центры социальной защиты населения – то есть, наименее социально защищенных граждан, которые, по их мнению, от еды не откажутся, и на них делают себе рекламу, с которой выходят уже на высокопоставленных чиновников, таких, как, например, бывший префект САО – Олег Митволь, систематически участвовавший в кришнаитских мероприятиях. Следовательно, затем они указывают на своих сайтах в числе партнеров и некоторые административные округа столицы – чем не хороший рекламный ход?

Сайентологи же действуют по-другому: они никого ничем не кормят, даже идоложертвенной пищей, вся их деятельность заключается в «продаже воздуха» – различных сайентологических программ. Так что партнерство сайентологии с фирмой или предприятием начинается с внедрения туда сайентологической программы, чаще всего WISE. Руководство фирмы платит секте солидную сумму денег, и сотрудники оказываются вынужденными после рабочего дня штудировать труды Хаббарда. Сайентологи обещают, что таким образом доход фирмы повысится в несколько раз, и предприятие из убыточного станет процветающим. Чем грозит введение сайентологической системы управления предприятием, описано в учебнике А. Л. Дворкина «Сектоведение»[4]: вскоре после внедрения сайентологических программ разорились страховая компания «Налко», завод «Мовен» и другие предприятия, которых уже сейчас никто не вспомнит, но которые, вероятно, могли бы существовать и работать, если бы директор в свое время не поддался на сайентологическую уловку.

В настоящее время сайентологическую систему управления предприятием использует, например, такая известная компания, как «Форема-кухни», и это очень интересный факт: необходимо помнить, что, заказывая кухню в этой компании, покупатель спонсирует и секту сайентологии. Сейчас на рынке труда появились специальные компании по внедрению «технологии Хаббарда», то есть, опять же «фасадные» организации сайентологии, как например, «консалтинговая компанией H-aRt», которая главной своей целью ставит внедрение на предприятия технологии Р. Хаббарда. Здесь мы видим тесную связь «фасадных» сайентологических организаций: соучредитель и бизнес-консультант компании Евгений Витальевич Сотников одновременно является владельцем самого крупного в мире (!) центра ApplieD ScholasticS «Логос» в Днепропетровске. Другим бизнес-консультантом компании является уже знакомый нам М. Р. Сайд-Галиев, директор центра «Эдельвейс», который, потерпев фиаско на «образовательной» сайентологической деятельности, теперь переключился на «бизнес по Хаббарду». На нашем сайте можно увидеть более полный список фирм, использующих «технологию Хаббарда», вероятно, для своего скорейшего разорения.

И последнее. Можно понять чиновников, которых кришнаиты обманывают якобы благотворительной деятельностью, можно даже понять незадачливого руководителя предприятия, обманутого сайентологами, посулившими ему золотые горы прибыли. Но как понять известную, преуспевающую компанию, которая вдруг ни с того ни с сего начинает взаимодействовать с совершенно маргинальной колдуньей, продающей магические услуги и предлагающей в полночь войти с ней в «телепатический контакт»? Речь идет об известной косметической фирме Ив Роше, пользующейся большим авторитетом на международном рынке. И вдруг – официальным партнером Ив Роше оказывается оккультистка-шарлатанка Мария Дюваль, которая за высланную ей по почте определенную сумму предлагает «привлечь удачу, счастье, деньги». Конверты с рекламой оккультных услуг Марии Дюваль приходят клиентам вместе с заказами Ив Роше. Таким образом, клиент, точнее клиентка, купившая косметику Ив Роше, рискует попасться на обман колдуньи Марии Дюваль. Впрочем, возможно, что «Мария Дюваль» – это название некой коммерческой организации, продающей магические услуги. Для чего Ив Роше себя компрометировать такими «официальными партнерами», непонятно.

Взаимодействуя с тоталитарными сектами или другими организациями с весьма сомнительной репутацией, фирма теряет свой авторитет и вместе с ним серьезных клиентов, для которых сотрудничество компании с сектой характеризует первую далеко не с лучшей стороны. Спасая свою репутацию, фирмы-партнеры в какой-то момент вполне могут прекратить взаимодействие с сектой, что крайне затруднительно (если не невозможно) для фасадных организаций, самой же сектой и созданных. С «фасадными» организациями, существующими специально для привлечения адептов, необходимо быть особенно осторожным. «Уж сколько раз твердили миру», что, если к вам на предприятие пришли улыбающиеся люди и предложили провести семинар по «повышению работоспособности сотрудников» или «тренинг личностного роста», скорее всего, вы имеете дело с сектой – не поленитесь проверить документы этих людей, наличие у них лицензий, кем выданы эти лицензии; проверьте информацию о данной организации, существующую в сети интернет. Однако доверчивые работники предприятий, да и сами руководители все равно продолжают попадаться на сектантскую приманку. Если вы видите, что организация действует незаконно или вы уже подверглись вымогательству денег или психологическому насилию со стороны какой-либо подобной организации, не поленитесь обратиться в правоохранительные органы: чем меньше мы будем молчать, тем больше будет возможностей для противостояния сектантской экспансии, и, напротив, чем больше мы будем молчать, тем больше будет сектантский произвол в нашей стране, и тогда не надо удивляться, если в сектах окажутся близкие нам люди.

Т. С. Карпачева, к. ф. н.,
доцент кафедры сектоведения
Православного Свято-Тихоновского
гуманитарного университета

Iriney.ru

  1. Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Изд. 3-е, Нижний Новгород, 2002.
  2. См., напр.: Дж. Атак Капкан безграничной свободы // http://www.iriney.ru/books/kapkan/001.htm ;
    Дворкин А. Л. Указ. изд. С. 217- 228; Дворкин А. Л. Воинствующая посредственность // http://iriney.ru/sects/sientol/005.htm ; Степаненко М. В. Сайентологические антинаркотические лекции…// http://iriney.ru/sects/sientol/010.htm; прот. Георгий Иоффе Секты и проблема наркозависимости // http://www.k-istine.ru/sects/scientology/scientology_narkonon-03.htm ; Кириллова К. В. WISE: анализ методов воздействия на личность образовательных программ Хаббарда // http://www.k-istine.ru/sects/scientology/scientology_kirillova.htm ;
    Карпачева Т. С. Проникновение секты сайентологии в систему образования Москвы и Московской области // http://iriney.ru/sects/sientol/news134.htm и др.
  3. После публикации моего доклада «Проникновение секты сайентологии в систему образования Москвы и Московской области» мне пришло письмо от мамы, чей ребенок посещает этот детский сад. По ее словам, руководитель детского сада Анна Земскова убеждала родителей, что порвала все связи с сайентологией. Однако публичных заявлений о непричастности детского сада к головной образовательной сайентологической организации «Прикладное образование СНГ» она не делала. В брошюрах «Прикладное образование СНГ» детский сад «Лидер» указан как один из центров «Прикладное образование», работающих по «технологии» Р. Хаббарда.
  4. Дворкин А. Л. Указ. соч. С. 220-224.