[07.10.2022] О рассмотрение двух гражданских дел, связанных с деятельностью секты Татьяны Микушиной

Центральный районный суд Новосибирска закончил рассмотрение двух гражданских дел, связанных с деятельностью секты Татьяны Микушиной, известной под общим наименованием «Сириус».

12 августа 2022 года судом было вынесено решение по иску Фадиной Лины Валерьевны к АО «Издательский дом «Комсомольская правда» о защите чести и достоинства.

30 сентября 2022 года было вынесено решение по иску Омской региональной общественной организации «Духовно-просветительский центр «Сириус» к АО «ИД «Комсомольская правда», и к настоятелью собора Св. Александра Невского в г. Новосибирске прот. Александру Новопашину о защите деловой репутации.

В удовлетворении обоих исков было отказано в полном объеме.

Оба иска были заявлены в связи с публикацией в издании «Комсомольская правда» статьи "Сибирячка, вернувшаяся из США, загадочно исчезла в Новосибирске: мы узнали, кто и зачем ее прячет".

Омская региональная общественная организация «Духовно-просветительский центр «Сириус» является одним из юридических лиц, созданных руководителями и адептами секты Татьяны Микушиной, известной также под названием «Сириус». Обращение было связано с тем, что представители данной организации сочли имеющийся в статье комментарий о. Александра Новопашина под редакционным подзаголовком «Это деструктивная и очень опасная секта» причиняющим вред деловой репутации этого юридического лица.

Фадина Л.В., будучи вовлеченной в деятельность данной секты, сочла данную статью нарушающей ее права и просила защитить ее честь и достоинство. К рассмотрению данного дела в качестве третьего лица был привлечен прот. Александр Новопашин.

Интересы прот. Александра в обоих процессах представлял известный российский адвокат Александр Корелов.

Как пояснил адвокат, оба дела являются взаимосвязанными и представляют собой очередную попытку оказания давления со стороны сект на средства массовой информации и лиц, занимающихся исследованиями в области общественно-опасных сектантских проявлений и экстремизма.

Вот что рассказал нам Александр Корелов:

- «В тексте статьи центр «Сириус» не упоминается совершенно. Однако, его представители приложили много усилий, чтобы доказать, что именно их организация как юридическое лицо имелась ввиду в оспариваемой статье, и именно данная структура была названа сектой. По сути, они сами признали, что их центр причастен к событиям, описанным в статье, но требовали не называть их сектой».

В ходе рассмотрения дела прот. Александр Новопашин пояснил, что на вопрос журналиста, знает ли он секту «Сириус» он пояснил, что ранее такая секта действовала на территории Новосибирска, и пострадавшие от действий этой организации обращались в центр по противодействию сектам при соборе Св. Александра Невского. Но он имел ввиду секту "Амата-Sirius", деятельность которой была пресечена несколько лет назад. Также им в распоряжение журналистов была представлена ссылка на сайт одной из митрополий РПЦ, текст с которого был воспроизведен в статье.

О деятельности омского центра «Сириус» до получения копии искового заявлении прот. Александру ничего известно не было, каких-либо комментариев относительно данного юридического лица он не давал и не мог дать.

Однако, ввиду настойчивого желания представителей «ДПЦ «Сириус» доказать их причастность к той организации, которая в статье названа сектой, стороне ответчика пришлось представлять доказательства сектантского и общественно-опасного характера деятельности секты «Сириус», имеющей отношение к ее вдохновителю Т. Микушиной. Среди доказательств следует отметить заключение специалиста-религиоведа Владимира Рогатина, давшего развернутый анализ деятельности данной сектантской структуры, а также научного понимания термина «секта».

Центральный районный суд г. Новосибирска в лице двух судей, рассматривавших упомянутые дела, отказал в удовлетворении исковых требований.

- «Мы в очередной раз сталкиваемся с ситуацией, когда некие организации пытаются через суды заставить своих критиков не называть их сектой. Но такая позиция противоречит духу и букве закона. Любой гражданин вправе называть вещи своими именами. Называть секту сектой не только можно, но и нужно. Можно и нужно давать объективную оценку их деятельности. Поэтому такие понятия, как «секта», «тоталитарная секта», «культ» и им подобные можно применять не только в научной сфере, но и в обыденной жизни. Надо делать это смело, закон и суды на стороне правды» - подытожил адвокат.