[17.10.2006] Анализ религиозной ситуации в России за 9-13 октября

Православие в Косово: сербы продолжают верить в Россию

За последние 7 лет, с момента размещения в Косове и Метохии контингента миротворческих сил НАТО и создания гражданской администрации ООН, в крае было разрушено более 150 монастырей и церквей, убито более 1 300 сербов и примерно столько же людей похищено. Об это заявил в четверг на пресс-конференции в Москве правящий архиерей Косова и Метохии епископ Рашко-Призренский Артемий.

Говоря о состоянии православной общины в косовском крае, он отметил, что международные структуры так и не смогли принести стабильность в этот регион и, таким образом, не выполнили свою задачу. Мир и безопасность в Косове получил только один народ – косовские албанцы-мусульмане. Для сербов и неалбанских народов и до сегодняшнего дня «продолжается время гонений, страха и уничтожения». Только в течение трех месяцев с момента появления миротворческих сил в 1999 году из Косова и Метохии было изгнано порядка 250 тысяч человек, что составляет две трети сербской православной общины.

По словам епископа Артемия, продолжается разрушение монастырей, церквей и косовских кладбищ. Цель косовских албанцев-мусульман состоит в том, считает епископ, «чтобы изменить облик Косова, превратить его в часть албанского мусульманского государства». Одновременно с разрушением православных храмов на территории Косова за 7 лет было построено более 400 мечетей на средства спонсоров из Саудовской Аравии и стран Персидского Залива.

«Это говорит о том, что албанцев нельзя считать секуляризованным народом, они все больше становятся религиозными фанатиками», - отметил епископ. На территории Косова все больше появляется последователей исламского экстремизма, ваххабизма и «исламского джихада». На глазах гражданской администрации UNMIK и миротворческих сил KFOR совершались преступления, но ни один из подстрекателей и преступников не предстал перед судом, сообщил иерарх Сербской православной церкви.

Архиерей также прокомментировал информацию о восстановлении албанцами разрушенных церквей. Речь идет о восстановлении 35 церквей, пострадавших в ходе мартовского погрома 2004 года, но никто не говорит о восстановлении 115 церквей, разрушенных ранее. По его мнению, эта информация преследует «маркетинговые цели для продвижения идеи о независимости Косова».

Отметим, что, выступая перед Гаагским трибуналом в 2002 году, президент Югославии Слободан Милошевич заявил, что самые тяжелые криминальные акты, учиненные албанскими террористами, совершались при благосклонном отношении КФОР и миссии ООН. Поэтому до сегодняшнего дня почти не выявлены исполнители самых тяжких уголовных преступлений против сербов и неалбанских этнических групп.

«Но сможет ли кто объяснить мировой общественности, как в присутствии 50 тысяч представителей международных сил кто-то может случайно разрушить за это короткое время 107 церквей, многие из которых являются мировым культурным наследием», - задал Слободан Милошевич вопрос гаагским судьям.

Как сказал тогда Борислав Милошевич, брат Слободана, фарс, разыгрывавшийся в Гааге в виде судебного процесса над Слободаном Милошевичем, был необходим для того, чтобы легализовать, оправдать преступную политику держав Запада.

Епископ Артемий также подверг критике политику западных стран, которая удовлетворяет желаниям албанцев и предоставляет им господство над краем: «США и другие западные страны ведут глобальную войну с терроризмом где угодно, но только не в Косове и Метохии».

Посетив в этом году трижды США, епископ приехал в Москву, чтобы «просить братскую помощь России, которая всегда поддерживала Сербию в годину испытаний». В частности, архиерей выразил удовлетворение заявлением президента РФ Владимира Путина о готовности воспользоваться правом вето в Совете безопасности ООН в случае принятия решения, неприемлемого для Сербии.

В своем выступлении он также уподобил независимое Косово «раковой опухоли»: в случае выхода из состава Сербии, оно станет «базой Аль-Каиды» и превратится в угрозу как для Балкан, так и для Европы в целом. Оно может стать «европейской черной дырой», в которой процветает преступность, наркоторговля, торговля оружием и «живым товаром».

Как писала на этой неделе Financial Times, независимые научные эксперты скептически относятся к мнению, что независимое Косово станет базой для исламского экстремизма. Однако и они признают опасность того, что Косово, в случае обретения суверенитета, будет экономически отсталым государством, зависимым от международной поддержки, которое будут использовать в своих целях банды, специализирующиеся на наркобизнесе и торговле людьми. С другой стороны, как заявила Анна Ди Леллио, бывший советник премьер-министра косовских албанцев Агима Чеку, полунезависимое Косово может превратиться в очаг насилия наподобие Западного берега реки Иордан.

По словам бывшего сотрудника госдепа Сената США Джеймса Джатраса, в последнее время удалось изменить взгляд на косовскую проблему в США. По его словам, информация о том, что происходит, находит отклик, прежде всего, в среде консервативных христиан, которые имеют значительное влияние на государственных людей. Подобная деятельность имеет результат: решение об окончательном статусе Косова отложено до следующего года.

Однако проблема, с которой столкнулся Джатрас, трудна чрезвычайно: нужно приложить немало сил и средств на то, чтобы убрать стереотипы, созданные западной прессой в отношении сербов. И еще не факт, что эту задачу позволят выполнить.

Напомним, что в 1993-95 гг. во время войны в Боснии была проведена кампания по «сатанизации образа сербов». Тогда «исчадием ада» назван довольно большой народ в целом, как этническая общность. Такой взгляд означает полный разрыв со всеми философскими принципами Просвещения, на которых, в общем, строились идеологии Запада и их основные понятия - демократии, прав человека, гражданского общества

Главный вывод заключается в том, что если непрерывно и долго помещать слово «серб» в отрицательный контекст (просто включать в описание страшных событий и в окружение неприятных эпитетов), то у телезрителей, независимо от их позиции, возникает устойчивая неприязнь к сербам. Кроме того, надо, разумеется, не давать доступа к телекамере никому из сербов.

Как показатель того, что неприязнь к сербам была создана, приводилось два события и реакция на них общественного мнения. Первое - обнаружение войсками ООН на территории Сербской Краины, занятой хорватами, массовых захоронений мирных сербских жителей, убитых боевиками в ходе операции «Гроза». Похожие и даже гораздо меньшие преступления сербов вызывали в то время на Западе бурную реакцию и часто бомбардировки. В данном случае реакции не было никакой. Социологи зафиксировали наличие в общественном мнении устойчивого двойного стандарта.

Второе событие - обнародование в начале 1996 г. того факта, что США переправили боснийским мусульманам оружия на $300 млн., которые дала Саудовская Аравия. В нарушение эмбарго ООН, которое именно американцы должны были охранять. Эти тайные поставки оружия начались уже при Буше - для подготовки войны в Боснии, но развернулись при Клинтоне. Поставки велись через Хорватию, которая в уплату за соучастие получила половину оружия. Иногда, при необходимости, совершались секретные ночные авиарейсы с оружием в Туслу, к Изетбеговичу. Если бы вскрылся факт нарушения эмбарго в пользу сербов, это повлекло бы огромный международный скандал и репрессии против сербов - с одобрения всей западной публики.

Следует отметить, что позиция РПЦ в отношении Косова и Метохии выражена в заявлении Священного Синода от 25 марта 2004 года и подтверждена на заседании Синода в апреле 2006 года. Согласно документу, РПЦ «поддерживает позицию сербского народа и Сербской Церкви на справедливое урегулирование вопроса о статусе Косова и Метохии с учетом интересов всех жителей края».


Дела судебные

Сергей Бычков против отца Всеволода Чаплина

10 октября Преображенский районный суд Москвы приступил к рассмотрению по существу иска журналиста Сергея Бычкова к замглавы ОВЦС МП протоиерею Всеволоду Чаплину. В ходе заседания были выслушаны показания трех свидетелей ответчика: протоиерея Бориса Развеева, советского диссидента Александра Огородникова, а также профессора Московского Свято-Тихоновского православного университета Александра Дворкина.

«Мы можем констатировать: ни одно из притязаний истца в сегодняшнем судебном разбирательстве не нашло подтверждения», - заявил после заседания адвокат отца Всеволода Михаил Кузнецов. В свою очередь отец Всеволод сказал журналистам, что «бороться с ложью можно только правдой, правдой о том, что делал и делает этот человек». «Он очень сильно использовал страх, он многим людям угрожал тем, что будет о них писать грязные, лживые статьи», - отметил священник.

После этого заседания газета «МК», сотрудником которой является Бычков, сделала хорошую мину при плохой игре, попытавшись в очередной раз «задеть» протоиерея Чаплина, припомнив слова Иисуса Христа и заявив, что «трудно после этого называть Всеволода Чаплина священником».

По словам самого Бычкова, «товарищу Чаплину («МК» отца Всеволода назвала «боевым слоном» митрополита Кирилла) надо доказать в суде, что Бычков является сумасшедшим и доносчиком. Сделать это не удалось. Мои оппоненты рассчитывали одним ударом закончить процесс, но судья перенесла заседание, пригласив в качестве участника радиостанцию «Эхо Москвы».

Говоря о перспективах процесса, Сергей Бычков отметил, что в следующем заседании выступят свидетели с его стороны, имена которых он не назвал: «Пусть это будет сюрпризом». Этот «сюрприз» Бычков представит (или не представит) только 24 ноября. По-видимому, журналист из «МК», постепенно привлекая к процессу другие СМИ, хочет устроить «показательное судилище» над РПЦ в лице отца Всеволода.

Защитник Бычкова Михаил Воронин считает, что «тема очевидно заполитизирована», и предлагает рассматривать дело в чисто юридических рамках. Однако, стремится ли сам Бычков уйти от политизации темы и получить со священника 100 тыс рублей (как указано в исковом заявлении)? Судя по его «послужному списку», нет. Не деньги и извинения нужны скандальному журналисту.

Неизвестно, чем все закончится, но, по словам отца Всеволода, бояться Бычкова больше никто не будет – и это самый главный итог настоящего процесса.

Напомним, что оформился «конфликт» между сторонами в середине июля 2006 года, когда отец Всеволод подверг решительной критике Бычкова за его регулярные статьи о РПЦ, как правило носящие скандальный и компромативный характер, и вызвал его на словесный поединок в прямом радиоэфире. Предварительно протоиерей обратился к Бычкову с пастырским напоминанием о том, что этого журналиста как верующего человека «спасет только покаяние и изменение жизни». После этого Сергей Бычков отказался от встречи, аргументировав свой отказ тем, что он «вообще не дуэлянт по своей природе» и считает это предложение «просто туманными намеками, не имеющими под собой никаких оснований».


Сергей Ряховский против Александра Дворкина

На этой неделе Славянский правовой центр распространил в СМИ информацию о намерении лидера российских неопятидесятников Сергея Ряховского предъявить Александру Дворкину судебный иск о защите чести, достоинства и деловой репутации за обвинение в «планировании оранжевой революции». Поводом для этого, по словам Ряховского, стала прошедшая на телеканале «Россия» 30 сентября 2006 года программа «Национальный интерес».

Как сообщается, исковое заявление Ряховского будет в ближайшее время подано в суд. Сергей Ряховский собирается просить признать безосновательные утверждения Дворкина не соответствующими действительности и порочащими его честь и достоинство, так как Сергей Ряховский не планирует никакой революции, не планирует ликвидации существующего строя и выступает вообще против разного рода революций. Кроме того, он потребует обязать ответчиков передать в эфир опровержение относительно распространенных недостоверных и порочащих сведений в передаче «Национальный интерес». Ряховский не собирается требовать с Александра Дворкина никакого возмещения морального ущерба.

«Столь категоричное заявление о «планировании оранжевой революции» Сергеем Ряховским предстало вырванным из контекста всей беседы, а тем более из более широкого контекста оценок деятельности неопятидесятников в России, лидером которых является Ряховский», - говорится в заявлении Александра Дворкина, текст которого был распространен Российской ассоциацией центров изучения религии и сект (РАЦИРС).

Российский профессор уточнил, что его фразу не следует понимать как указание на то, что ему известны факты прямой и непосредственной подготовки развития событий в России по сценарию «оранжевых революций», «равно как и то, что возглавить ее собирается лично С. Ряховский».

«Однако, возвращаясь же к упомянутому мной более широкому контексту, должен со всей определенностью заявить, что имя г-на Ряховского ассоциируется с активным участием украинских неопятидесятников в «оранжевых событиях» отнюдь не случайно и не беспочвенно», - сказал Александр Дворкин.

В качестве подтверждения своих слов он сослался на два материала: интервью пастора российского отделения неопятидесятнической секты «Посольство Божье» Александра Дзюбы и слова самого Ряховского в интервью, данном им несколько ранее по поводу митинга протеста «против дискриминации прав христиан-протестантов», состоявшегося в Москве на Пушкинской площади 22 мая 2005 г.

«Наиболее влиятельным в политической сфере (во время украинской «революции» - прим. АНН) движением стала церковь «Посольство Божье», миссионеры которого после 2000 года стали активно основывать общины на территории России. Для многих российских пресвитеров стратегия развития крупнейшей на Украине пятидесятнической церкви является примером для подражания», - говорилось, в частности, в интервью Дзюбы. Далее он заявляет, что его организация входит в Российский объединенный союз христиан веры евангельской (РОСХВЕ), который возглавляет так называемый епископ Сергей Ряховский, «наиболее оптимистичный лидер», и что «опыт «Посольства Божьего» поможет в осуществлении «оранжевой» революции в России».

Профессор уверен, что приведенных примеров достаточно для объяснения того, «почему более широкий контекст всякого разговора о проблемах «оранжевых революций» неминуемо приводит к необходимости ссылаться на опыт использования в ходе их осуществления такой силы, как сотни тысяч сектантов, объединенных под властью неопятидесятнических вождей, одним из которых и является Сергей Ряховский».

Не следует забывать, что Сергей Ряховский, член Общественной палаты, является еще и лидером тоталитарной, по оценкам экспертов, секты неопятидесятников. Но одно другому не мешает, тем более, что многие не знают, что это за секта. Ее опасность заключается в конфессиональной псевдонимности: пытаясь придать себе респектабельный вид и изобразить некую историческую преемственность, они выдают себя за членов протестантской Церкви. На самом же деле, как заявляют классические протестанты, эта секта к движению Реформации никакого отношения не имела и не имеет. Это данные авторитетных экспертов. Но, по-видимому, Сергей Ряховский старательно замалчивает это обстоятельство и продолжает отстаивать интересы своей секты в регионах России и в самой Общественной палате.

Эксперты постоянно предупреждают, что РОСХВЕ – тоталитарная неопятидесятническая секта оккультного типа, признанная во всем мире как особо опасная и деструктивная.

Аналитическая группа АНН