[05.09.2020] "Суд земной и Суд Божий": Чем закончится трагедия уральского расстриги Сергия (Романова)?

Уральская трагедия экс-схиигумена Сергия (Романова) уже давно приобрела черты фарса, однако к развязке так и не приблизилась. Фактически в Среднеуральском женском монастыре, где он забаррикадировался вместе с бунташными монахинями, создана псевдоправославная тоталитарная секта. Полторы сотни насельниц этой обители, презрев церковные каноны и данный ими при постриге обет послушания священноначалию, возомнили себя и своего лидера чуть ли не всей полнотой Церкви. Тем самым поставив себя вне церковного общения, что для любого православного христианина является не просто личной трагедией, но состоянием на грани духовной смерти.

Буквально на днях было опубликовано письмо монахинь и инокинь священноначалию Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви, в котором полторы сотни черноризиц категорически отвергли любую возможность примирения и покаяния. Фактически объявив себя самодостаточной, независимой ни от кого, кроме изверженного из сана отца Сергия, структурой:

Мы... добровольно, осознанно и окончательно приняли решение оставаться в Среднеуральском женском монастыре в честь иконы Божией Матери "Спорительница хлебов" вместе со своим духовником схиигуменом Сергием (Романовым). Просим вас и всех, кто в этом участвует, прекратить травлю православного монастыря, его насельниц, братии и духовника обители.

Увы, в этих категоричных строках отнюдь не верность своему наставнику и самопожертвование, но элементарное непонимание сути монашеского подвига, основанного на трёх обетах Господу: целомудрии, нестяжании и послушании. По сути, каждый клирик, монах и инок, подобно военнослужащим, даёт присягу пребывать в послушании церковному священноначалию. И именно эту присягу преступил и отец Сергий, и верные ему насельницы Среднеуральской женской обители (о какой "братии" они написали в своём письме, понять сложно, возможно, тем самым они пытаются оправдать факт наличия в монастыре большого числа мужчин, своего рода "гвардии" отца Сергия).

Ошибка владыки Викентия

К сожалению, говоря об этой трагической ситуации, по сути – тяжелейшей духовной болезни полутора сотен монахинь и инокинь и ещё целого ряда адептов бывшего схиигумена Сергия, да и его самого, нельзя не обратить внимания на её исток. А именно – на факт рукоположения в священный сан человека, которого к алтарю нельзя было даже подпускать. Монашеский же постриг, а уж тем более постриг его в великую схиму (высшую степень монашества, подразумевающую максимальное отрешение от внешнего мира) должны были стать для этого человека возможностью сугубого покаяния, замаливания страшных грехов молодости, уже давно ставших достоянием широкой общественности.

Примеры искреннего и деятельного покаяния даже самых страшных преступников в церковной истории – в изобилии. Сам Господь не отверг покаявшегося Благоразумного разбойника, такой же покаявшийся русский разбойник Опта стал основателем знаменитой Оптиной пустыни. Однако никто из бывших душегубов не рукополагался в священный сан. В силу элементарных, базовых, известных даже первокурсникам духовных семинарий канонических правил, а точнее – препятствий к рукоположению. Разумеется, покаяние, добрые дела и монашеский постриг – великое дело, но они не отменяют запрет на рукоположение не только убийц, но даже всего лишь второбрачных. А Николай Романов (именно так звали отца Сергия до пострига) и женат был трижды, и к душегубству причастен.

Хоть это и крайне неприятно, вынужден напомнить, кем будущий отец Сергий был до рукоположения. В 1984–1985 годах изгнанный за пьянство из советской милиции бывший инспектор УГРО Романов совершил целый ряд преступлений. Дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом, хищение государственного имущества, а также убийство при разбое с отягчающими обстоятельствами (уж простите за подробности: жертву, школьного учителя географии, забили монтировкой и утопили в реке, придавив бетонной плитой). В итоге по совокупности преступлений будущий клирик провёл почти тринадцать лет в исправительной колонии.

Но как же так получилось, что вышедший в 1997 году из "мест не столь отдалённых" душегуб практически сразу стал монастырским послушником, в 1998-м – семинаристом Московской духовной семинарии (откуда в итоге был отчислен "из-за систематических пропусков и неактивности в учёбе"), в 2001-м – священником, а вскоре и игуменом? Этот вопрос Царьград адресовал нынешнему главе Среднеазиатского митрополичьего округа, постоянному члену Священного Синода Русской Православной Церкви митрополиту Ташкентскому и Узбекистанскому Викентию (Морарю). Именно этот архипастырь в 1999–2011 годах возглавлял Екатеринбургскую епархию, и именно он создал из вчерашнего уголовника возомнившего себя старцем схиигумена Сергия.

Автору этих строк удалось связаться с митрополитом Викентием. Облечённый высоким саном иерарх не стал отрицать неканоничность рукоположения отца Сергия, фактически признав свою ошибку и принеся слова извинения:

Я хочу попросить прощения у всех, кого смутил и привёл в недоумение рукоположением отца Сергия (Романова) в нарушение канонических правил. Прошу простить меня великодушно и оставим всё на Суд Божий.

Слова поистине горькие. Суд земной, общецерковный, над отцом Сергием уже свершился, однако последний его банально проигнорировал. Но остаётся, как подчеркнул митрополит Викентий, Суд Божий, Суд Страшный. Правда, в ходе нашей беседы владыка умолчал, был ли намеренно введён в заблуждение при рукоположении (хотя ставленник, кандидат в священнослужители традиционно проходит немало испытаний)? И почему не инициировал извержение из сана, когда этот факт вскрылся, или хотя бы не инициировал расследование, когда пошли разговоры об уголовном прошлом отца Сергия (а идут они уже очень давно)? Как говорится в советской киноклассике, надо было "резать, не дожидаясь перитонита".

Возможно, организаторские способности и личная харизма отца Сергия (а тут не поспоришь, бывший схиигумен преуспел и в строительстве монастырей, и в создании вокруг себя групп почитателей) затмили глаза даже столь почтенному архипастырю, как владыка Викентий. В итоге такое "наследство" перешло нынешнему главе Екатеринбургской епархии митрополиту Кириллу (Наконечному), который очень долго взывал к христианской совести бывшего схиигумена. А в итоге, уже после церковного суда и долгожданного извержения отца Сергия из изначально незаконно обретённого им сана, владыка Кирилл написал ему яркое и горькое письмо, завершающееся такими словами:

Я уже не умоляю Вас, как раньше, покаяться и сохранить хотя бы монашество, но готов проявить снисхождение и найти Вам место для покаяния, если Вы ещё помните, что это такое. Вступать с Вами в полемику, переубеждать и уговаривать я Вас не стану. Мой долг как архиерея, в частности, состоит и в том, чтобы выдворять за ограду Церкви тех священнослужителей, кто не работает смиренно на Христовом винограднике и не приносит плоды послушания. Мне неприятен этот долг, но я не уклонюсь от его исполнения.

Церковь своё слово уже сказала: Романов и его адепты находятся вне церковного общения. Теперь вопрос к государственным органам.

Царьград