[14.05.2021] Обличали ли резко св. отцы еретиков?

В статье на РНЛ о. Олег Стеняев настаивает на недопустимости резкой и небиблейской критики сектантов. О причинах этой позиции мы писали ранее.

В подтверждение своих слов о. Олег приводит много цитат св. отцов, доказывая, что критика сектантства противоречит святоотеческим традициям. Будучи талантливым полемистом, о.Олег знает, что обилие цитат производит сильное впечатление на неподготовленного читателя. Потому и прибегает к этому приему. Но о.Олег не может не знать, что в Православии вероучительное значение имеют не отдельные мнения отдельных св. отцов, а их согласие (сonsensus patrum). Подробнее здесь.

Да, в вопросе диалога с еретиками многие отцы наставляют, что вести его нужно в духе любви. Подобные цитаты в своей статье о.Олег приводит в изобилии. Также св. отцы осекают своих чад, возгоревшихся ненавистью к еретикам. Ведь они учат нас ненавидеть грех и любить грешника.

Однако, означает ли это, что св. отцы возбраняют резко обличать еретиков? Или упреждать об опасности их ересей наших собратьев?

Лимит тг-поста не позволяет нам привести сотни имеющихся цитат, потому приведем лишь некоторые.

Преп. Ефрем Сирин пишет:

«Еретиков, как хульников и врагов Божиих, Писание называет не человеками, но псами, волками, свиньями и антихристами, как говорит Господь: "Не давайте святыни псам…" (Мф. 7, 6). И Иоанн говорит: "Теперь появилось много антихристов" (1Ин. 2, 18). И их-то не надлежит ни любить и питать, ни молиться, ни есть вместе с ними, ни принимать их в дом к себе, ни приветствовать, чтобы не принять участия в лукавых делах их.

Никогда не води дружбы с еретиками, не ешь и не пей с ними, не будь спутником их в дороге, не входи ни в дом, ни в собрание их, потому что у них нечисто все, что ни есть, как говорит Павел: «Для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1, 15). Итак, ограждай душу свою, возлюбленный; не сдружайся с еретиками, чтобы не приобщиться к обществу их. Им, как сказал Господь, а, следовательно, и пребывающим с ними, нет отпущения грехов ни в нынешнем веке, ни в будущем. Ибо каждый пожнет, что посеял».

Блаженный Иероним: «Я никогда не щадил еретиков и всячески старался, чтобы враги Церкви были и моими врагами».

А вот любимый о.Олегом свят. Иоанн Злаутост пишет:

«Господь не запрещает обуздывать еретиков, заграждать им уста, сдерживать их дерзость, нарушать их сходбища и заговоры, но запрещает их истреблять и убивать».

И вот он же:

«И пророки, и сам Господь, и блаженные апостолы вполне справедливо называли их [еретиков] волками, и не только волками, но и заразой, и нечестивыми, и противниками, врагами, коварными, хулителями, лицемерами, ворами, разбойниками, гнусными, лжепророками и лжеучителями, вождями слепыми, бродягами, злыми, антихристами, соблазном, сынами лукавого, плевелами, безбожными, духоборцами, хулителями Духа благодати, коим не отпустится ни в этом веке, ни в будущем. «И через них путь истины будет в поношении» (2Петр. 2:2). В довершение всего они – дети лукавого дьявола, как говорит Богослов: «дети диавола» (1Ин. 3:10)».

Св. Максим Грек пишет лютеранам: «О безумные, достояние сатаны, внуки греха, пища прелести, тьма нечестия, наследники геенны, нечестивые гребцы законопреступника и скорые наставники друг другу в лукавстве!».

Таких примеров множество. Причем те же отцы в разных ситуациях дают разные наставления, соответственно обстоятельствам. Неужели об этом не знает о.Олег? Или общаясь много с еретиками он перенял у них манеру выбирать лишь выгодные цитаты? Иначе почему, приводя пример обращения Христа с самарянкой, он предпочитает не упоминать, что Господь говорит о Своей ненависти к ереси и делам николаитов во 2-й главе Откровения?

Аргументы о.Олега подошли бы, если бы он отстаивал свое право на дружелюбное общение с еретиками. Но в качестве оснований для запрета критиковать еретиков они выглядят очень слабой манипуляцией.

Лабарум. Сим победиши